Египет древнего царства (xXVIII-XXIIi вв. До Р. Х. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Египет древнего царства (xXVIII-XXIIi вв. До Р. Х. )

Поиск

/д. Изменения в экономической и культурной сферах. 2. Социаль ная структура. 3. Виды земельных владений. 4. Государственное устройство. 5. Армия и военные походы. 6. Первый переходный период (2200-2040). Древнее царство - некоторый аналог III династии Ура, но в египетском варианте, около 500 лет истории. Масштабы смещаются: чем древнее, тем легче окинуть взором историческое пространство. В этот период имел место целый ряд особенностей, о которых мы сегодня поговорим.

Древнее царство — период между III и VI династией. Какие происходят существенные изменения? Технологически — это тот же самый медно-каменный век (энеолит), от которого давно ушло все развитое человечество. Изменения в экономической и социальной сферах значительны, а технологии остаются прежними. Главные хозяйственные ячейки те же. Основные земли — в распоряжении свободных общинников, правда, несколько уменьшившихся в числе за счет попадания части населения в зависимость от крупных зем­левладельцев, от фараона и от храма. Следующая группа — хозяй­ство фараона, тесно связанное с хозяйством погребальных храмов и пирамид. Третья группа — самостоятельные храмовые хозяйства, не заупокойные храмы, а то, что в большом количестве существо­вало в Средней Азии, достигало огромных размеров в Месопотамии и довольно слабо было представлено здесь. Следующая группа — хозяйства крупных управленцев, вельмож; замкнутые, полностью самообеспечивающиеся, население которых напоминало известных уже вам двурушей: эти люди не были рабами, но находились в эко­номической зависимости. Многочисленные средние и мелкие управ­ленцы также имели свои хозяйства, но существенно меньшие по размерам. То есть и те и другие получали компенсацию за свои усилия землями, на которых самостоятельно вели хозяйство.

Небывалого размаха достигло почитание предков фараона; эта религиозная система переживает небывалый расцвет. С меньшим размахом почитались региональные покровители маленьких номов. Кроме того, формируются общеегипетские божества единого египет­ского государства. То есть "государство порождает богов", и начи­нается процесс его самообожествления. Массовой становится про­фессия жрецов заупокойного культа. Почитание душ умерших

родственников показывает, насколько более светским было видение мира у египтян по сравнению с шумерами, тем более с потомками Сима и народами, говорившими на семитских языках. Картина была существенно иной: очень много о прошедшей жизни на земле и мало о грядущей; мало религиозных текстов самих по себе (не заупокойных).

Широко распространяется письменность. Надписей много, но они весьма однобоко освещают жизнь. Подавляющее большинство информации по древнеегипетской истории почерпнуто из надписей на стенах погребений, где вельможи большого или среднего достат­ка, описывали, какие они были хорошие. В определенной степени объективность в них присутствует, потому что они были рассчитаны на чтение кем-то. Данные надписи отличаются от изречений царей, увлекавшихся успехами и умалчивавших о своих трудностях. Здесь же ситуация другая, надписи в погребениях отражают действитель­ность, но весьма односторонне и в идеализированной форме. На­пример, каким видел мир заместитель министра, таким он и описан на стенах его гробницы.

Архивов сохранилось мало, а документы-папирусы дошли до нас от гораздо более поздних времен. Кроме того, существуют, опять же в могилах и заупокойных храмах, тысячи изображений египтян за разными видами деятельности. Они порою дают не меньше информации, чем тексты. Изображения очень подробные, представлены все виды деятельности, вплоть до самых непрестиж­ных. Надписи в основном сообщают о той действительности, кото­рую люди хотели спроецировать на иной мир, представлявшийся похожим на здешний.

2. Резко вырос процент орошаемых территорий — люди стали жить теснее. Кроме того, жители Среднего и Верхнего Египта мало воевали между собой, а на них нападать было тогда почти некому — выгодная ситуация, сохранявшаяся на длительном отрезке времени. Периодически египтяне воюют на севере, порой на юге, но в целом они уже "выяснили отношения" с соседями в период Раннего цар­ства и теперь лишь изредка нападают друг на друга, хотя и контак­тируют регулярно. Все это давало в руки фараона огромную силу и власть. Соседи не тревожили, подданные были четко сгруппиро­ваны, заняты делом, поэтому страну удалось централизовать гораз­до быстрее, чем в Двуречье.

По большому счету все люди, включая самых высоких вельмож, были слугами фараона; когда же они попадали в зависимость от какого-то конкретного лица, то теряли это звание. Свободные

земледельцы, ремесленники, мелкие чиновники — все являлись цар­скими слугами. Свобода гарантируется тем, что "я царский чело­век". Выражение "я царев слуга", которое можно встретить в лите­ратуре XIX века, порой воспринимается как некая критическая самооценка. На самом деле это общее наименование высокой долж­ности человека при дворе: существовало оно в нашем обществе как высокая степень оценки должностных лиц.

Для понимания истории Древнего Востока нужно вспомнить, что общины свободных шумеров были спаяны своими богами в храмах. И храмовый совет старейшин мог оказать сопротивление даже энси и лугалям. Ничего похожего египтяне не знали: они сорганизовы­вались в соседские общины, где спайка, единство, роль совместного отправления культа, экономические возможности по меньшей мере на порядок были ниже, чем в Месопотамии. Египетский крестьянин был весьма подвержен попаданию во всякого рода зависимость, так как за ним не стоял такой крепкий коллектив как община. Преобладали зависимые (но не рабы), но достаточно многочисленные, служившие в армии, платившие налоги, выполнявшие государственные обязан­ности, то есть находившиеся на государственном учете и не являв­шиеся объектом бесконтрольной частной эксплуатации.

Рабов почти не было, о чем много писали наши исследователи по­следние 10 лет, опровергая написанное предыдущими авторами. По­скольку одно время надо было искать рабов, для единства формации, старались их найти. Потом, когда искать их стало необязательно, вы­яснилось, что всю информацию о египетских рабах эпохи Древнего царства можно изложить на 4-х страницах текста с комментариями. Из чего следует, что в производстве рабы не играли существенной ро­ли. Они, будучи в основном чужеземцами, являлись чем-то вроде на­ших русских холопов, которые служили в доме своего хозяина, но ни­чем производительным почти не занимались.

Зависимые люди жили своими деревнями или дворами и у себя дома обладали всей полнотой власти, но куда идти на работу, от них не зависело. Многие зависимые еще недавно были свободными, сплошь и рядом невольникам через конкретный срок предстояла свобода. В малых хозяйствах или где-то на отдельных дворах, ки­лометрах в 200 от хозяина, они, фактически, платили налоги, но не государству, а своему хозяину.

В среде ремесленников мы видим сильное отличие от шумерско­го общества. Мастеров с довольно сложной специализацией в Егип­те было неисчислимое множество; они довольно быстро отдели­лись от крестьян и ушли из деревни. Община еще удерживает часть ремесленников в своей среде, однако если она слабая, то лучше создавать какие-то цеховые организации и мастерские под государ­ственным патронажем или вельможным или храмовым. Египетский ремесленник по качеству продукции быстро выходит на уровень ме­ждународных стандартов, квалифицированные мастера жили очень хорошо9. У них приличные гробницы, порядочное имущество; лю­ди, работавшие на деспотию, хорошо зарабатывали, и статус у них был достаточно высоким.

Что касается купцов, то им чрезвычайно не повезло в Египте. Шумерские и аккадские купцы ездили за сотни километров, имели большие деньги, охрану; благодаря собственному капиталу, без ко­торого нельзя заниматься торговлей, они получали государственную поддержку, когда в случае убийства торговца армия его страны могла напасть на соответствующий город и разграбить его. Ничего похожего здесь не было. Купцы занимаются торговлей локальной: все более или менее ценное было монополизировано государством. Тот экономический чиновник, о котором говорилось выше, здесь цвел пышным цветом. Практически вся международная торговля, — а это основные доходы — и значительная часть внутренней были мо­нополизированы государством. Но самостоятельное купечество как социальный слой было достаточно слабым.

Свободными могли быть земледельцы, ремесленники и мелкие торговцы. Они имели свои участки, торговали между собой, прода­вали, покупали землю. Определенное общинное начало у них, как уже говорилось, было, но слабое. Кроме зависимости от государст­ва, они порой находились в клиентской зависимости от конкретных других управленцев, то есть помогали в период пахоты и т.д. Эта группа населения уменьшалась, число зависимых росло не столько за счет бородатых азиатов из Святой Земли и далее, сколько за счет самих египтян. Однако считать, что социальная группа сво­бодных стала меньше, чем все остальные, вместе взятые, оснований нет. Часть египтян, оказавшаяся в зависимости, но есть одно об­стоятельство, которое нужно помнить, независимо от того, древний это Восток или средневековый. Европейцы, по своему средневековому

9 Многие, кто вырос в промышленном и постиндустриальном обществе, считают ремесленников предтечами пролетариата. Интересно, что такое пролетариат в первона­чальном смысле слова? Это официальный римский термин, а римляне умели для раз­личных групп населения находить адекватные названия. Пролетарии — полноправные граждане, которые, однако, не могут производить для общества ничего, кроме детей. То есть они в состоянии принести пользу обществу, произведя новых граждан.

опыту думают что, если кто-то стал зависимым, то никуда уже не деться. Тем более, что оттенок зависимости при крепостничестве в наших учебниках был усилен. На самом деле Египте свободный часто попадал во временную зависимость, из которой мог выйти: окончательной утраты статуса свободного человека не происходило. Степени же зависимости тоже бывали самые разные. Отличие сред­них и мелких управленцев от представителей высших эшелонов власти состояло в том, что они сами работали и рядом с ними тру­дились их немногочисленные зависимые. Различие было, но менее резкое, чем принято считать.

Если буквально воспринимать документы и надписи, то создается впечатление, что все было урегулировано до предела: человек дохо­дит до своего ложа, падает, утром встает и снова идет куда-то рабо­тать. А потом неожиданно появляются на изображениях те же самые люди, которые продают одно, покупают другое: откуда-то у них взя­лось много такого, чем можно торговать и обмениваться. Они явно занимались самостоятельной экономической деятельностью, к чему -то активно прикладывали свои силы, порой много зарабатывали и спокойно, никого не боясь, получали право на эту собственность. Так в общем виде выглядело древне — египетское общество.

3. Царское хозяйство, в первую очередь, характеризуется боль­шими размерами. Оно состояло не только из больших, но и из от­дельных маленьких деревень и даже дворов. Внутри свободной де­ревни порой мог находиться всего один царский двор. Это говорит о том, что руководить повседневной деятельностью такого одинокого крестьянина в свободной деревне никто не мог, то есть и "царский" земледелец сохранял достаточно высокую степень экономической и социальной свободы. Само царское хозяйство в значительной сте­пени было оброчным, хотя на территории больших царских владе­ний имели место натуральные отработки, наличествовала сложная система контроля через посредство управленческого аппарата. Та­кого государственного давления на земледельца, как во времена ди­настии Ура, здесь не было.

Самостоятельные храмовые хозяйства не были велики по разме­рам. Земли находились у святилищ в вечном владении, сидевшие на них крестьяне платили налоги не государству, а храму, и были вместе со всеми землями защищены системой иммунитетов. Имму­нитетом в средние века в Западной Европе называлась защита от налогов: вам давали справку, что вы такие-то налоги не платите. Подобная процедура была в разное время распространена во всем мире достаточно широко — в Египте же под действие постоянного

иммунитета в основном попадали владения, имущество и земле­дельцы, принадлежавшие храмам. Это важная особенность, прису­щая в недавнем прошлом многим русским монастырям и вообще владениям духовенства. Если светский управленец получает какое-то имущество во временное пользование, его иммунитет — времен­ный, нет смысла писать соответствующий документ на вечном мате­риале. Кончился срок службы, или умер любящий его монарх, или вообще что-нибудь стряслось — он все теряет. В случае передачи имущества по наследству управленец фиксирует прежде всего не имущественные права, а свой статус, который обеспечивает ему владение. Кроме того, у наследственного землевладельца имелась какая-то вооруженная охрана. Функции, например, вооруженного отряда русских помещиков выполняли холопы, псари, объезчики — ' постоянно вооруженные люди. Чуть что — они появляются и начи­нают хватать и учинять расправу. Их не нужно собирать: они все тут как тут с оружием, конями, организованы, преданы и т. д. А у ду­ховенства права — вечные, а защита только одна — документ. По­этому никто так не любит записывать все на вечных материалах, никто так не хранит имущественные документы веками, как духо­венство. Сплошь и рядом о целых периодах истории мы можем су­дить только по бережно сохраненным справкам, поскольку они ос­новная гарантия имущества духовенства. Неудивительно, что из многих исследований мы лучше знаем, как обстояло дело с имуще­ством духовенства, чем о чем-либо другом. В Египте было несколь­ко иначе, но в целом ситуация складывалась сходная.

Хозяйство крупных управленцев. Имеются наследственные зем­ли и условные, заслуженные. В любом аграрном обществе периоди­чески появляются большие условные владения, и каждый раз неко­торое время, порой лет 100, общество находится в "недоумении", и не может создать юридических правил для управления и, главным об­разом, отторжения этих земель по прекращении службы. Ведь все­ми правдами и неправдами служилые люди стремились сохранить полученные участки за собой, передавая должности по наследству. Однако в Египте эти земли оказались немногочисленными, из чего можно сделать вывод, что основная масса отбиралась и передава­лась тем, к кому переходило исполнение соответствующих обязан­ностей. Система работала, несмотря на все попытки условных вла­дельцев вставить палки в колеса. В хозяйстве крупного управленца имелась главная усадьба, а вдали — отдельные деревни, дворы. Там, естественно, крестьяне хозяйничали, как могли, по собственно­му разумению, а вот в доме вельможи мы видим орду управленцев,

массу чиновников и разные профессиональные группы: рыболовов, пахарей, архитекторов, егерей и т. п. У них имелись свои руково­дители, свои правила деятельности. То, как все это изображалось на стенах гробниц, во многом отражало желаемое, но отчасти и дейст­вительность. Обязанность простых земледельцев — выходить куча­ми на поле, но не каждый день, а только на время сева и сбора урожая. Здесь действительно царила дисциплина, когда собирали по возможности всех. У египтян это хорошо изображено, видно, что все дружно тащат соломку и т. д. Такие события отражали не состояние экономики хозяйства вообще, а прежде всего ситуацию, когда действительно надо бросить все дела и быстренько убрать урожай, тем более, что далеко ходить не приходилось. Семена, скот, хлев, закрома — все принадлежало хозяину. Естественно, ра­ботавшим во время страды выдавали зерно, рыбу, хлеб, овощи, оде­жду — имела место та же система, что и в Двуречье10.

4. Для возникновения деспотии необходимы предпосылки, и они оформились в середине Древнего царства. Какие элементы деспотии имелись? Профессиональная армия уже была оторвана от кре­стьянства. Существовало, кроме того, обожествление монарха. Много было чиновников, но все сразу не могло возникнуть, даже в таких льготных условиях, какие имелись в Египте — на это по­надобилось некоторое время.

Что отличает фараона от многих других правителей? Неограни­ченная власть. Если энси и лугали Двуречья в досаргоновский пери­од все-таки зависели от городского собрания, а в последующие пе­риоды децентрализации городские авторитеты нередко собирались и свергали своих правителей, то здесь ничего подобного неизвестно. Фараон являлся главой сакральной системы, хотя стал им не сразу. Фараон — также центр политической власти в отличие от Двуречья и полноправный хозяин всего государственного имущества, хозяин в экономике. Он во всем подобен богам — принцип, не осуществимый в светском мире, где подобная мысль даже не возникала. Не случай­но египтянам, хотя и бродившим долгое время по Святой Земле со своими войсками, никак не удавалось внедрить эту идею в среду иноземцев. Те соглашались признать политическую власть, платить дань, но обожествление фараона не то, что принять — понять не могли. В Египте данный процесс начался гораздо раньше, чем у шумеров, которым пришлось додумываться до этой идеи 500 лет;

10 Интересная деталь — в Египте рабочим давали пиво, а вот про шумеров и ак-кадцев это не сообщается..

Таким образом, азиатская деспотия в Египте начинается гораздо раньше, чем в других регионах Востока, о ней уже можно говорить применительно к XXVII веку до Р.Х.

Главный храм — храм фараона и его пирамиды. Затем заупо­койные храмы при пирамидах, а храмы богов — маленькие, вне сравнения с пирамидами, и меньше заупокойных храмов. Пирами­ды — главные храмы государства; основное общение с богами про­исходит только здесь. При жизни фараонов кипела стройка. Каж­дый из них, только успев короноваться, тут же подписывал проектные документы на пирамиду и начинал копить деньги, сгонять народ, чтобы быстренько построить гробницу. Потом, если доживал, — оканчивал, а если умирал раньше, то оставлял слезные обращения на камне: "Достройте, потомки!" Он не мог попасть на тот свет, ес­ли строительство пирамиды не завершалось. Потом может появиться новый египтянин, который скомандует разобрать ее на новую пира­миду для себя. Бывало и такое. Обязательно должна быть, хоть маленькая, но своя пирамида, а материал мог использоваться и чу­жой. Если здоровье хорошее, то есть шанс построить еще и сфин­кса, но не всегда.

Внутренняя история Древнего царства изучена довольно плохо. Есть такого рода умолчания и неожиданно пропавшие фараоны, что можно подозревать наличие разнообразных потрясений. Сын фараона или наследник выбирался правителем — вечная проблема всех азиат­ских деспотий, включая Ким-Ир-Сена и его сына Кгш-Чен-Ира — как далее обеспечить наследование? После строительства пирамид это сле­дующая проблема, весьма волновавшая фараона. Считалось, что род­ственники: потомки главной жены или братья фараона и потомки его братьев, племянники, — имеют одинаковые права на престол. Фарао­ны всегда мечтали, чтобы наследником был старший сын, потому что его успели воспитать, он кого-то знает из своего круга и сможет пра­вить. Остальные же: члены царского двора, лица, принимавшие уча­стие в выборе монарха и в иных крупных мероприятиях государства,

— всегда стремились к тому, чтобы этого не произошло. Вся история Востока вплоть до сегодняшнего дня наполнена такого рода борьбой. Двор, ближайшие родственники, крупные сановники, религиозные авторитеты — все за то, чтобы выбирали просто достойного. Монарх — за старшего сына. И надо сказать, борьба нигде не завершилась.

Большинство монархов, тем не менее, были выборными, что имело для них важные последствия. Что такое выборность правите­ля? Это значит, что государственные мужи ориентируются либо на человека, когда он уже себя проявил, либо на самую сильную

группу в обществе. Находили способы корректировки, если человек начинал править, как ему вздумается. Слишком велика власть, что­бы позволить ею бесконтрольно распоряжаться, поэтому механизм выбора монарха тщательно защищался от злоупотреблений. Впрочем, азиатские владыки в целом умирали довольно рано. С другой сторо­ны, неполноценные цари встречаются чрезвычайно редко: власть азиатского деспота нельзя доверить человеку, если он немного не в своем уме. У нас бы он правил 40 лет и ушел из жизни, оплакан­ный подданными, а здесь ничего подобного не происходило.

Все вышесказанное происходит на ранних этапах, когда фарао­нам хочется устремиться вверх, тогда как уже умели строить своды, а растяжки и противовесы — еще нет. Начинается простое нагро­мождение камня на камень, кирпич на кирпич, со скатами под уг­лом 45 градусов, чтобы конструкция не развалилась, — расположе­ние граней под углом в 45 градусов создавало естественную устойчивую форму. Повторяю: с одной стороны, желание забраться повыше к небу, с другой — отсутствие технических приемов, по­зволяющих реализовать данную идею. Поэтому и начинают валить камень на камень. Позднее храмы строятся выше пирамид, что от­ражает раннюю стадию развития общества, например, у шумеров или ацтеков. У нас, в русской степи, воплощением подобных пред­ставлений является курган. Всем хотелось соорудить то, чего нико­гда ранее не было, и эта цель достигалась. Такие проекты порож­дало дохристианское, антихристианское мироощущение.

Ниже фараона стояли два ненавидящих друг друга человека: чати (зам. по общим вопросам, исключая военные) и главнокоман­дующий. Чати занимался текущими вопросами, у него был огромный аппарат, огромное влияние, но в критические моменты, когда надо было воевать или ловить внутреннего врага, власть сосредоточива­лась в руках начальника войска. Никогда высшее военное руково­дство не переходило в руки глав гражданской администрации.

В период Древнего царства сложилось унитарное государство. Номовая аристократия в это время никак не проявляет себя. Столичная верхушка — сплошные родственники фараона. Огромный бюрократи­ческий аппарат, который трудно представить: в современных общест­вах гораздо меньший процент людей является чиновниками. Что инте­ресно, сначала 500 лет унитарного государства, потом 200 лет — период децентрализации и, наконец, в течение нескольких десятилетий все распадается. Что мы видим потом: номы поднялись, местная знать тут как тут со своей властью, войсками, политикой, то есть 500 лет унитарного государства не ликвидировали сепаратистские настроения.

В период Среднего царства восстанавливается федеративное государ­ство, в котором номы занимали гораздо более важную позицию, чем в период Древнего царства. Тогда-то номовая знать и оказывается при дворе, а в период Древнего царства при троне находятся лишь родст­венники фараона и больше никто.

5. В это время была сформирована замечательная египетская армия- Надо сказать, у шумеров до Саргона не было настоящего войска. Египтяне начали с того же, с чего и позднее Саргон: были введены пехотинцы с луками, короткими мечами и легкими щита­ми. Египетская армия стала чрезвычайно серьезной организацией. Прекрасно обученная, унифицированная, хорошо снабженная, дис­циплинированная, с постоянными офицерскими кадрами, она пере­жила сам Египет, упадок'которого не явился деградацией подобной воинской организации: ей никто не мог что-либо противопоставить. Это не армия тяжеловооруженных рыцарей, а войско, состоявшее из энергичных пехотинцев. Они быстро забрасывали противника стрелами, и если это не убеждало, переходили к рукопашному бою сомкнутым строем. До римлян аналогичной армии не было. Египет­ское войско было римского качества, но без римского менталитета и состояло из свободных людей.

Куда организовывались военные походы? До IV династии — в Эфиопию, к юго-востоку от Египта, и в Ливию, на запад от Египта. С III—V династий начинается борьба с хананеями. Надо сказать, хананейские войны заполняли значительную часть досуга египет­ской армии, и по количеству упоминаний они делили 1-ое место с ливийцами. Тем не менее границы к северу не отодвигались. Враги так и танцевали друг с другом вокруг синайских копей: то хананеи ворвутся в Дельту, то египтяне займут копи.

VI династия воевала с ханаанеями из-за меди и с Эфиопией из-за скота, слоновой кости, редких благовоний, областей добычи грани­та, черного дерева. Начинаются дальние экспедиции в Библ. Это довольно далеко: половину пути надо плыть по морю, но деваться некуда: ни в Верхнем, ни в Нижнем Египте хорошего дерева не было. А массовые стройки по азиатскому обычаю требовали боль­шого количества качественной древесины. Египтяне мало торговали, платя золотом, почти никуда не плавали, но морская связь с Биб-лом ими осуществлялась регулярно на протяжении долгого време­ни. Особого воздействия египтяне на жизнь Библа не оказали, но жизненный уровень им подняли.

В Египте имелась и полиция. В ней служили иноземцы — общая норма, существовавшая абсолютно везде. Желательно, чтобы человек,

который бьет вас на законном основании, не наносил вам оскорбления тем фактом, что гражданин бьет гражданина. Кто бил воришек у гре­ков? Скиф, и с него взятки гладки. Ему только не давали меча, а вру­чали дубину, оружие вразумления. Он ходил в леопардовой шкуре, для сходства с Гераклом, и все видели, что идет полиция. У хитрых римлян была более опасная полиция, состоявшая из критян — народ менее боевой, чем скифы, с луками и стрелами; они расстреливали демонстрацию издали. Их очень не любили в Риме. В Египте в по­лицию людей часто набирали из нубийцев, которых можно было от­личить сразу по цвету кожи — им не нужно формы11.

6. К концу Древнего царства начинается разрушение созданной ранее государственной структуры. С V династии наверху растет процент не родственников монарха. То ли аппарат разросся так, что родственников не хватало, то ли, что более вероятно, унитарное го­сударство дает трещину. При V династии происходят довольно крупные изменения в сакральной области. Вводится, как основной, культ бога Ра. Неправильно думать, что Ра, как общее божество появился вместе с египтянами. Они веками обходились без него. Но к концу Древнего царства самодовлеющий культ предков перестает устраивать общество, и оно ищет сакральных санкций для власти фараона, ищет объяснения мира посредством обычных, менее ори­гинальных путей. Это верховное божество было связано с небом, Ра — бог Солнца, начинающий постепенно вытеснять культ пред­ков. Чем меньше становятся пирамиды, тем сильнее разрастается главный храм бога Ра, а число святилищ, посвященных ему, уве­личивается — идет смена одного другим.

Уже с середины Древнего царства номархи начинают поднимать голову, а около 2200 года до Р.Х. правители номов свергают фа­раона, живого бога, и 200 лет прекрасно обходятся без него. Начи­нается длительный период децентрализации, названный первым пе­реходным периодом (ок. 2200—2040 гг.). Название предполагает некоторую его ущербность, по крайней мере, несущественность. Это неверно. Время правления VIIХ династий оказалось весьма пло­дотворным для Египта. Избыточная централизация первой полови­ны Древнего царства постепенно ослабевала и сменилась не то что­бы войнами (междоусобий было немного), а появлением меньших по размеру и друг друга не слушающихся, но вполне жизнеспособ­ных государств.

11 Пример, более близкий нам по времени: в Грузии в советский период в мили­цию набирали южных осетин.

Прожив так некоторое время, они объединяются в середине XXI века, но не в унитарное государство, а в федеративное. Это — Среднее Царство. Фараон был один, власть его по-прежнему оста­валась огромной, но в отличие от Древнего царства в Среднем уже учитываются интересы правителей номов. Новая система способст­вовала подъему и укреплению государства. Федерация не значит, что каждый ном делал что хотел. Номовая верхушка занималась своими внутренними делами и не пыталась отделяться, ничего са­мочинно не учиняла и преданно смотрела на фараона.

В целом — это техногенное общество, основанное на большем этнополитическом и сакральном единстве, но с более свободным земледельцем внизу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.015 с.)