История Святой Земли в конце II-i тыс. До Р. Х. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Святой Земли в конце II-i тыс. До Р. Х.



1а. Хананейское общество до Иисуса Навина (XVI— сер. XIII вв.). 2. Исход. 3. Расселение избранного народа в Святой Земле. 4. Приход "народов моря" в XIII в. 5. Формирование царской власти в еврейском обществе. 6. Правление Давида (1004—965). 7. Правление Соломона (965—928). 8. Период разделенных царств (928-VI в. до Р.Х.).

1а. Хананейское общество до прихода Иисуса Навина в XVI— сер. XIII вв. было чрезвычайно богатым, сложным, но по — преж­нему не склонным ни объединяться, ни обожествлять себя. Хананеи не строили огромных храмов: если у них заводились деньги, то в первую очередь возводили стены, башни, укрепляли ворота, что по­зволяло им жить независимо друг от друга. Поразительно, насколько часто они воевали и как при этом неплохо жили. Такое впечатление, что они жечь — жгли, грабить — грабили, но не убивали пленных и побежденных не мучили.

Известен один из хананейских правителей, Идри-Ми, царь Ала-лаха, правивший около 30 лет, из них 15 лет — в эмиграции. Он ничего величественного из себя не представлял и в своем роде яв­лялся "затюканным" завхозом маленького государства. Таково следствие семитской концепции государственной власти. Вельмож­ным авторитетом, а тем более ассирийскими или саргоновскими за­машками этот царь не обладал.

Интересен облик хананеев. Только теперь в археологическом материале встречается крест на одежде, на груди. Сосуды для омовений и прочие изделия демонстрируют достаточно сложное искусство, не ниже, чем в Египте или Двуречье, например, изо­бражение сфинкса с человеческой головой и крыльями. Бижуте­рия того времени покрыта декором, очень тяжелым, вязким, "без воздуха" — манера его построения весьма грузная. Городская керамика сложна и многообразна, но роспись уже формальная, без души.

Хананейские воины XV I — нач. XIII века, составлявшие вой­ско, это: колесницы, конница, пехота. Сохранились изображения пленных, финикийских кораблей с треугольным парусом. Археоло­ги обнаружили наклонные основания крепостных стен, не позво­лявших близко подъезжать колесницам.

Город - Мегиддо имел сложные для штурма укрепления. Справа от ворот был подъем, и враг должен был пройти вдоль стены, п лишь потом через ворота он мог проникнуть во дворец, тоже набитый ох­раной. В домах были внутренние дворики, плоские крыши с балюст­радами, вокруг высокие глухие стены - вся жизнь сосредоточива­лась внутри них. Окна небольшие, или их вообще нет, выходят во дворик, поэтому соседи через них проникнуть не могут.

Конструкция храма: вход, 4 колонны, большой алтарь и заал-тарное помещение — то, что позднее стало Святая Святых. Такое конструктивное решение возникает лишь теперь. А это изображение Ковчега, который тогда уже существовал. Впрочем, рисунок, по мнению некоторых, специалистов поздний.

Хананеи продолжали поклоняться Acmaprnc, — богине произво­дительных сил природы; она имела наиболее устойчивый (в массах) культ. Астарте продолжали поклоняться долгое время даже в Ри­ме. От этого времени дошло относительно много документов, в ча­стности — фрагменты дипломатической переписки ("политический донос"). Хананеи пользовались пятью разными видами письменности, причем клинопись — нетипична и интересна, скорее, исторически, по­скольку на ней писали лишь некоторые официальные документы.

В середине второго тысячелетия начинается сильное влияние со стороны Кипра, Крита, Эгеиды, откуда сюда перекочевывает и осо­бое мировосприятие. И в керамике и вообще в искусстве перед приходом Иисуса Навина в Ханан наблюдается переплетение мест­ных и эгейских элементов, особенно ближе к морю.

2. Положение в указанные века существенно изменяется по сравнению с предыдущим временем. Вокруг Святой Земли сущест­вует масса стран, у которых имеются свои летописи, цари, надписи и т.д. - исторический контекст резко расширяется. Но независимо от концепций, все исследователи основным источником по данному периоду по-прежнему признают Ветхий Завет, хотя объем дополне­ний существенно вырос.

Историю избранного народа начнем с рассказа об Иосифе. По­сле уточнения накопленных фактов о том, при каком фараоне Ио­сиф был в Египте предполагается, что он был там во время нашест­вия гиксосов, то есть примерно в XVII—XVI вв. до Р. Х (В пользу такой гипотезы говорит и большое число египетских вещей, заполо­нивших в это время Святую Землю и, очевидно, принесенных из Египта). Это в какой-то мере естественно, потому что по своему про­исхождению гиксосы связаны с Сирией. В свете вышесказанного мы можем рассмотреть по-новому и судьбу его братьев и их потомков

в Египте, управлявшемся семитской династией. В этих условиях легко представить себе резкое увеличение числа представителей из­бранного народа в Египте во время его проживания там.

Сколько поколений прожило в Египте? Приблизительно четыре. Сколько людей ушло с Моисеем? До ста тысяч. Однако многие счи­тали, что с такой скоростью люди не размножаются. Но общее число ушедших с Моисеем может рассматриваться не как прямые потомки, а как большая группа связанного с ними населения, тогда данная цифра не вызывает особых сомнений. Придти в Египет вместе с семь­ей Иакова тоже могли многие, ведь голодала вся страна.

Точный маршрут перехода избранного народа под руково­дством Моисея неизвестен: в разных книгах он описывается по-разному. Некоторые ученые относят исход Моисея из Египта к первой половине XIII в., то есть ко времени правления Рамсеса II (1301—1235 гг. до Р.Х.). Очевидно, в исходе участвовали люди по меньшей мере двух поколений, пришедшие главным образом из городов и прилежащих к ним деревень, прежде всего Дельты Нила, плодородного района с высокой плотностью населения. С Моисеем и Аароном ушли горожане и крестьяне из густо населенных рай­онов. Их вела вера, достаточно сильная, чтобы заставить огромное количество людей, совершенно неприспособленных к жизни в сте­пях, уйти с женами и детьми. Для человека привычного половины этих путевых трудностей не существовало. Люди шли, и рядом были города, что известно из текста и по данным археологии. А им было трудно именно потому, что они были совершенно не приспособле­ны, поэтому и не могли найти воду в пустыне и им была дарована манна и т.д. Ушедшие в большой степени были подвержены со­мнениям, почему поколение Моисея так и осталось в степи, а дос­тигли Обетованной земли только потомки. Пришедшие в густона­селенную, богатую городами Святую Землю вернулись в ту среду, из которой ушли их родители;это нужно четко представлять. За одно поколение дети не успели еще стать пастухами. Пришли "де­ти рабочих и служащих", но весьма подверженные искушениям мира, и именно их они здесь и застали. Они вернулись в ту соци­альную среду, из которой вышли. Нам остается только с уважени­ем вспомнить о духовной силе тех, кто, несмотря на искушения, не пал. Однако для большей части народа испытание оказалось непреодолимым.

Высказывалось предположение, что переход евреев в Святую Землю осуществлялся двумя потоками. Первый, наиболее ранний, связан с коленом Ефремовым, а второй завершился закреплением

колена Иудова в южной части Святом Земли — важное обстоятель­ство, существенное для истории еврейского народа.

3. Согласно одному из бытующих в науке мнений, "заречные" племена (ибри — "перешедшие через реку") те, кто пришел из-з;| Евфрата. Но скорее всего, в данном контексте подразумевалась ближайшая река, тем более что евреи пришли именно из-за Иорда­на, а не Евфрата, и слово 'ибри следует относить к тем, кто пришел вместе с Иисусом Навином. Хотя колен было 12, часто упоминают­ся лишь четыре, места расселения которых связаны с основными событиями Священной Истории. Это Иуда, Вениамин, Ефрем, н меньшей степени Дан и Манассия — остальные упоминаются реже. А где расположились колена Неффалимово и Асирово, не всегда к вспомнишь, и это не случайно. Ветхозаветная история реализуется на самом деле в двух основных районах. Они продолжают сущест­вовать как раздельные и противостоят друг другу вплоть до Рожде­ства Христова и даже позже. В этом смысле карты, помещаемые г, обычных популярных пособиях, хотя и правильны, но не всегда на­глядно отражают историю избранного народа.

Основные события происходили сначала в колене Ефремовом, потом выдвигается его оппонент — колено Иуднно. Задолго до раз­деления на Израильское и Иудейское царства эти два социума ни­когда полностью не воссоединялись. На территории колена Иудина в максимальной степени сменилось население: или его первоначаль­но было не так много, или Завет был выполнен наиболее тщатель­но, или произошло отселение хананеев — так или иначе колено Иудиио, там, где осело количество коренного населения оказалось минимальным. Это бесспорный факт, вытекающий из целого ряда свидетельств. На данной основе и следует рассматривать дальней шую историю Святой Земли. У колена Иудина не было не только крупных внутренних врагов, но и реальных сильных соседей, спо­собных оказывать существенное влияние. Филистимляне в XIII в. еще не усилились, кроме того, они являлись основным противником избранного народа лишь за пределами его территории12.

12 Айвазовский, известный маринист, как всякий казенный художник, должен был сдать в Академию Художеств картину на тему Священного Писания. Он якобы избрал сюжет — переход иудеев через Чермное морс. Художник выполнил картину, принес и завесил холстом. Приходит комиссия, отодвигает холст, а на картине — море, и никаких евреев или египтян. Айвазовского спрашивают: "А где сирен?" -- "Евреи уже перешли", — отвечает художник. — "А где египтяне?" — "Они уже потонули". Нечто похожее имело место и здесь. Был спокойный берег, а филистимляне еще не пришли.

К югу было слабое колено Рувимово, далее расселялись семи­тоязычные, видимо, эдомитяне н к востоку расселились идумеи, представлявшие собой достаточно слабое сообщество, чтобы суще­ственно влиять на соседей. С севера расположились колена Вениа-миново, Ефремове и часть колена Данова. За Иорданом особняком держались потомки Гада и Рувима.

Колену Ефремову и Манассиному (западному) досталась терри­тория, исторически хорошо известная, тесно связанная с финикий­скими, сирийскими и месопотамскими областями: между Ездрелон-ской долиной, Иорданом и побережьем. Именно здесь, а также севернее в Завулони и Сахаре процент сохранившегося хананейского населения был неизмеримо выше. Его верования и традиции про­должали тут действовать в гораздо большей степени, нежели в дру­гих районах, что оказало воздействие на исторические судьбы из­раильского народа. И основные события эпохи Судей связаны именно с этим районом. Постепенно у историков накапливаются сведения и помимо Ветхого Завета: рассматриваются тексты сосед­них народов, содержащие искаженные версии ветхозаветных пре­даний. Государства и древних евреев тоже, бесспорно, не было, и правили одни судьи. История завоевания Ханана забывалась, край процветал, особо сильных и настойчивых врагов не было. Египет Нового царства постепенно клонился к упадку, хотя в конце XIII веке египтяне еще вторгались в Святую Землю: надписи сообщают об их победе над Израилем. Впрочем, на проведение крупномасштабных акций Египет уже не был способен.

4. Крупные неприятности в Восточном Средиземноморье нача­лись с "народов моря". Кто они такие, откуда взялись и что соби­рались делать? Появились здесь где-то в XIII веке. Если еще отно­сительно ясно, откуда взялись гиксосы, то откуда и каким образом пришли сюда "народы моря", совсем уж непонятно. Очевидно лишь, что поход начался на западе Малой Азии. В их состав пред­положительно входили греки — ахейцы -индоевропейцы, а также догреческое население материковой Греции, — ликийцы, жившие на юго-западе Малой Азии, сикулы — одно из италийских племен, — филистимляне, возможно этруски и мушки (протоармяне)13. По­чему они решили вдруг двинуться в далекий путь? Непонятно. Важно, что мужики "народов моря" плыли на кораблях, тогда как их семьи в кибитках двигались вдоль берега моря. Пришельцы не

13 Очевидно, с передвижениями "народов моря" связаны и события троянской войны (ок. 1240 — 1230 гг.).

производили набегов типа варяжских — происходило переселение людей, которым почему-то оказалось негде жить. Кто-то их обидел и они, объединившись, двинулись от юго-западного побережья Малой Азии на кораблях вдоль берега, разгромив хеттов и мпттаний, но имея конечной целью, как ни странно, Нижний Египет. В военном отноше­нии встреча с египтянами могла стать самой неприятной; хотя Египет переживал не лучший период своей истории, у него хватило сил для решающего столкновения с "народами моря" и к концу XII века стало ясно, что последним Египта не видать. Они и остались там, где их ос­тановили: в южной части побережья Святой Земли. Так возникает го­сударство филистимлян. Если бы не словосочетание "народы моря", и некоторое количество изображений морских боев с ними, оставленных египтянами, никто бы и не думал, что эти народы пришли при под­держке кораблей. Они моментально стали пахать, сеять, строить горо­да, как будто жили здесь с IV тысячелетия.

Когда "избранный народ" стал жить на Святой Земле, у него начались конфликты с филистимлянами, которые на протяжении века ничем не кончались. Филистимляне не хотели идти вглубь материка, а избранный народ не собирался сбрасывать их в море и занимать чужую территорию. Прибрежные земли ранее были пус­тыми, поэтому филистимляне смогли здесь довольно быстро обос­новаться. К тому же претензий на создание большого государства у них не было. Так появился еще один этнический компонент среди населения Святой Земли, — древние греки (до XII в. по Р.Х.).

Трудно сказать, как в это время в данном регионе располагались хананеи, но известно, что они перемешивались с евреями. Хананеи не смогли навязать пришельцам свой язык, но в целом Святая Земля представляла собой островок еврее-хананейского мира. На рубеже III тысячелетий до Р.Х. происходит крупный этно-социальный сдвиг в Передней Азии везде распространяются арамеи, которые будут существовать здесь на протяжении более тысячи лет. Именно их ал­фавит широко распространился во всем мире и лег в основу не только поздней письменности народов Восточного Средиземноморья, но даже Индии и ряда тюркских народов. Влияние арамейского письма рас­пространилось до Монголии, несториане принесли восточную пись­менность предкам монголов и тюрок. Продуктивность этого нововве­дения оказалась высокой, хотя западные районы Азии предпочли финикийскую модификацию алфавита, на базе которого, через грече­ский и возникли европейские алфавиты.

5. Как выглядел племенной союз еврейского народа перед форми­рованием царской власти? Огромную роль на всех этапах его истории

играло религиозное единство. Авторитет первосвященников, леви­тов, пророков всегда был очень высок. Может быть, поэтому свет­ская власть у евреев оформляется в форме царской власти довольно поздно. Надо сказать, что институт судей не был присущ другим народам в такой степени и по сути был явлением уникальным. Не­что сходное имелось лишь у хананеев и финикийцев, что указывает на древность данного учреждения, — это какая-то черта потомков Си­ма, воспринятая хананейским населением Финикии вместе с языком и другими традициями пришельцев. Это одна из форм реализации идеи примата духовной власти над светской.

Вера в Единого Бога, Иегову, общая для всех, в социальном плане обеспечивалась равномерным распределением по всей стране обязанностей в служении ему. Когда делили землю, каждому коле­ну выделили определенную территорию, а левитов рассредоточили по всем городам, предоставив им особенные права, — так возникла священническая унифицированная структура, в значительной сте­пени обеспечившая социальное единство. Не случайно, когда завое­ватели с еврейским обществом решили покончить, первое, что сде­лали, — арестовали и выслали всех священников и левитов. Люди, проводившие такого рода жесткую политику, понимали, что основу духовной и организационной структуры общества составляли имен­но священники илевиты.

Духовным фундаментом нового государства являлась концепция договора (берита) Бога с народом. Такого рода общения верующих с Божеством у других народов не встречается. Впрочем, религиоз­ная целостность еврейского общества не означала, что хананейские культы были полностью подавлены. Вы читали пророков и помни­те, насколько часто приходилось возвращаться к преодолению тра­диций поклонения идолам. Достаточно массовыми продолжали ос­таваться культы Астарты и Ваала: изображения первой находят очень часто. Как в головах у некоторых людей укладывался и ха-нанейский Ваал, непонятно, поскольку его культ не был ранее рас­пространен у евреев. Поклонение Астарте объяснить легче, так как культы архаических женских божеств обладают высокой устой­чивостью и сохраняются дольше других.

Еще один фактор, начинающий действовать к XI веку и позднее, — появление кочевников. Они становится опасной реальностью. Это южно-семитские группы — арабы, одно из их древних названий — аммонитяне. Возникла ситуация, которая много веков спустя приведет к исчезновению древнееврейского общества, которое как нечто единое возродится лишь в XX веке. Некоторые считают, что

кочевники — это неисчислимые конники, живущие где-то в одном месте, и которые время от времени мчатся по степи и все по пути уничтожают. Неверно: кочевников всегда мало, они живут отдель­ными маленькими группами, но не тесно. Но в отличие от земле­дельцев они могут, сев на лошадей и верблюдов, быстро собраться в одном месте и в большом количестве, в силу численного превос­ходства стремительно разгромить противника и разъехаться обратно по юртам. На протяжении веков земледельцы ничего противопоста­вить этому не могли, так как не были в состоянии достигнуть такой скорости концентрации военной силы, какая естественным образом наличествовала у кочевников. В связи с вышесказанным ситуация во многих маленьких государствах становится слишком опасной. Для отпора кочевникам нужно было иметь большое государство с соот­ветствующими военными структурами14.

Тот факт, что Святая Земля периодически попадает в зависимость от разных государств, есть следствие не только внутренних процес­сов, но и общего положения дел. Прошло достаточно много времени, прежде чем движение кочевников превратилось в угрозу глобальных размеров: по-настоящему кочевники смогли вырваться из аравийских степей только в шестом веке нашей эры. Но опасность они представ­ляют уже с рубежа второго и первого тысячелетий. С этого времени степное Заиорданье, богатый и плодородный район, постепенно ста­новится зависимым сначала от арамеев, а потом от арабов. Сужается земледельческая полоса, роль этой части Святой Земли заметно па­дает, кочевники медленно сюда надвигаются. Однако до захвата ими Святой Земли оставались еще века.

Следующее обстоятельство, объединившее евреев, — разрознен­ному народу было трудно бить филистимлян, для достижения ми­нимальной победы следовало объединиться. Междоусобицы, воз­никавшие между коленами в эпоху Судей, становились менее естественными для людей, связанных общей верой в одного Бога в рамках единого государства.

14 В степях нынешней России до появления в них казаков обитали ногайцы — от Румынии до Башкирии. На Куликовом поле татарами командовал ногаец Мамай. Эти кочевники, ныне живущие в основном в Дагестане, контролировали огромные территории. Появившиеся в степях казаки лишили кочевников мобильности. Равным образом, на Востоке описываемого периода возникла необходимость в создании сво-ейконницы по типу нашего казачества, специализировавшуюся на противостоянии кочевникам за счет подражания им. Ведь покуда соберется регулярная государствен­ная конница, кочевников уже не видать.

Чем руководствовались евреи, когда требовали царя? Они гово­рили: надо все устроить так, "как у людей". Требование общего нор­матива сыграло свою роль, и возникло единое царство. Время его появления точно не установлено, равно как и точные даты жизни Саула, Давида и Соломона. Поздние еврейские авторы этим не ин­тересовались, а соседи не считали себя обязанными следить за тем, кто и в каком году у евреев вступил на трон. Оценки времени суще­ствования единого царства разные, но приблизительно сводятся к промежутку между 1050 и 925 гг. до Р.Х. Есть точка зрения в нашей науке, что Саул правил приблизительно с 1030 года, Давид — с 1004 по 965, а Соломон — с 965 по 928. Согласно Ветхому Завету каж­дый из них царствовал ровно по 40 лет, но надо помнить, что эта часть Писания была оформлена минимум лишь спустя полтора — два века. Описание истории Единого царства сходно с аналогичными по­вествованиями других летописей, и позднее оно было включено в ка­нон Священного Писания.

Интересно, что Самуил, когда выбирали монарха, сказал при­мерно следующее: "Вы как хотите, но при царе всем придется пло­хо". Скорее всего, данный текст синхронен описываемым событиям и не является поздней интерполяцией. Действительно, царство из­бранному народу принесло много искушений. Хотя и Давид и Со­ломон были образцами духовности в пределах царских возможно­стей, тем не менее их правление сопровождалось разнообразными испытаниями. К сожалению, в теории эти вопросы слабо разрабо­таны, но совершенно очевидно, что ни тот, ни другой не ставили перед собой цели построить Царство Божие на земле. Новое царст­во было царством израильским. Традиционно оформление государ­ства было форсировано пользой объединения в борьбе с сильным противником — филистимлянами.

Дало это мало. Саул боролся, как мог, хотя в основном преследо­вал Давида. При нем задача, поставленная перед государством, вы­полнена не была. Саул упоминается в разных текстах, которые су­щественно не расширяют наших представлений о том, что же он, кроме войн и внутренней борьбы, сделал. Египтяне продолжали пи­сать о своих соседях, какие-то отзвуки событий доходили до Месо­потамии. Имеется и традиция неканоническая, ей ученые уделяют большое место. С описываемого времени комплекс источников, как внутренних, так и внешних, достаточно велик: чем ближе к нашему времени, тем больше даже в самой Святой Земле текстов, не вошед­ших в Ветхий Завет, но бесспорно являющихся историческими ис­точниками. Кроме того, (на Саула это не распространяется) со времен

Соломона появляются печати, надписи на керамике, стенах сооруже­ний, скалах, письма. Все это сопровождает информацию, которую дает Ветхий Завет. Мало какой народ имеет для этих веков столь подробно описанную политическую историю.

6. С чего начал Давид? Для царя-устроителя его путь достаточно стандартен. Давид захватил нейтральный город, не затронув интере­сы кого-либо из соплеменников. Иерусалим располагался между ко­ленами: на юге — Иуды, на севере — Вениамина. Город принадле­жал иевуситам, которые сами так назвали его. Нет оснований для предположения о более раннем существовании Иерусалима во време­на Авраама и Мелхиседека. Наряду с ополчениями колен, Давид создал регулярную армию, доведенную до совершенства Соломоном, организовал чиновнический аппарат — в общем он был весьма жест­ким и прагматичным политиком. Он быстро собрал территории раз­личных колен под свое крыло и совершил уникальный поход, под­чинив Заиорданье, часть финикийского побережья, некоторые земли по Евфрату, половину Сирии. Кое-что Давид оставил для Соломона, но в целом масштабы его завоеваний поразительны.

Каким образом Давид навязал другим народам политическое гос­подство; трудно сказать, определенных фактов источники соседних государств не дают. Возникло ранее не существовавшее государство больших размеров; вся традиция Святой Земли и ее соседей, связан­ная с отсутствием единого государственного образования, была на­рушена в одночасье. Впрочем, держава Давида оказалась недолго­вечной: Соломон уже многое был не в состоянии удержать.

7. В 965 году к власти приходит Соломон и правит, скорее все­го, не 40, а 37 лет. Ему приходилось воевать совсем далеко, по­скольку близких соседей завоевал Давид. Царь вышел к Красному морю, построил там гавань, нанял финикийцев, которые, используя корабли, стали вести крупную внешнюю торговлю. Соломон рас­ширил наемную армию, особенно конницу, как колесничную, так и всадническую. Наемники были из филистимлян, кочевников, си­рийцев, позже появились эфиопы и ливийцы.

Наемная армия — своеобразный институт15; для определенных периодов и ситуаций наемники имеют целый ряд преимуществ.

15 В нашей традиции к ней принято относиться с неуважением, т. к. для русского государства наемничсство не было типичным. В XVII веке, при паре Алексее Михай­ловиче, в армию широко привлекались наемники, офицеры, солдаты. Что приписывают Петру, в значительной степени было сделано им—в остальные времена для России наемничество было не присуще.

Как ни парадоксально, наемник надежен, потому что ему некуда де­ваться в чужой стране. Ему нечего сдаваться: все знают, кто он такой, поэтому наемник будет стоять до конца. Наемники плохи обычно в 4-ом, 5-ом поколениях, когда пускают корни, обрастают родствен­никами, и уже знают страну. Самое плохое, когда наемники выучи­вают язык: тогда они устраивают перевороты, разбегаются по стра­не, покидают поле боя и т.д.

Соломон много строил, но, к сожалению сложно представить размеры Иерусалимского храма, который до сих пор не раскопали, т. к. на его месте потом воздвигли мечеть. Масштабное строительство в древности являлось одной из форм закрепления власти: следовало показать, что здесь именно Соломон — царь. Никогда на территории Святой Земли ни до, ни после Соломона такого массового и качест­венного строительства не производилось. Давид в многочисленных походах собрал большое количество богатств и все оставил сыну с по­велением устроить храм, чего сам сделать не мог. Где бы ни копали по всей Святой Земле, везде обнаруживаются дорогостоящие, рос­кошные постройки эпохи Соломона. Все, до магазинов включительно, сделано качественно и капитально: в швах каменной кладки бритва не пройдет между камнями. Огромные затраты труда и силы. Сооружа­ется известная система водоемов. Римляне строили гораздо халтур­нее, используя, правда, другие технологии: у них было массовое производство, появился цемент.

Несмотря на продолжавшееся расширение чиновничего аппарата, Соломон своей бюрократией не пытался оттеснить священников и ле­витов: ему даже в голову это не приходило, поскольку главным в го­сударстве оставался он. С другой стороны, царю с трудом удавалось собирать деньги с подданных большого государства, населенного как евреями, так и другими народами. Он обложил налогами все колена, кроме Иудиного, выплачивавшие их натурой, в виде продуктов пита­ния; ввел трудовые повинности не только для евреев, но и для осталь­ного населения внутри государства и на периферии.

В чем принцип забытого института государственных повинностей? Мы его почти не знаем (кроме субботников). Тон задавало государ­ство не рабочих и крестьян, а только крестьян, которым определен­ное время в году делать особенно нечего. Их забирали что-нибудь строить, чистить, ремонтировать, копать, что позволяло, не подрывая экономической основы государства, получать бесплатные рабочие ру­ки. Человека со своей едой и местным начальником никто кормить не обязан. Трудникам давали участок, они делали черную работу и ухо­дили. Это одна из значительных частей экономической деятельности

государства. А специалистам платили: профессионала заставить ра­ботать из-под палки нельзя, его трудно контролировать, поэтому нужно заинтересовать. Крестьянам же, которые с песнями шли ко­пать большие ямы, самое главное, следовало показать обед.

Цветущее царство Соломона таило в самом себе залог будущего упадка. Будучи человеком богобоязненным, царь написал известные вам притчи, но как администратор являлся авантюристом. Но покуда жив человек с такой энергией, как у Соломона, никому и в голову не приходило высказывать правителю соображения по поводу его ошибок. Зато стоило ему умереть, как к сыну съехались представи­тели колен с предложениями уменьшить налоговое обложение, по­винности и т. д. Юный Ровоам сказал: "Вы еще вспомните моего папу как большого либерала, " — и в результате остался с коленом Иудиным и Вениаминовым.

8. Раскол на два царства стал свершившимся фактом (ок. 928 г.). Царство Иудейское (южная часть Святой Земли) сохранило этни­ческую и религиозную чистоту в гораздо большей степени, чем Из­раильское (северная часть Святой Земли), может, поэтому и про­существовало гораздо дольше. Впрочем, в быстром завоевании Израиля сыграла роль его близость к Месопотамии. В 722 г. до Р.Х., в правление царя Саргона II, ассирийцы захватили столицу Израиля — Самарию.

Нужно сказать о выселении евреев на "реки вавилонские" (первая половина VI в. до Р.Х.)16. Даже в хороших книжках забываются некоторые обстоятельства, например, сколько народа стало объектом вавилонского пленения, и какой процент населения был выслан? Выселено было всего 10% населения, а осталось 90%. В Писании яс­но сказано: всех забрали, оставили только земледельцев и виногра­дарей, без всякого руководства, но и вне давления сверху. То есть забрали лишь социально активных: священнослужителей, чиновни­ков, воинов и часть ремесленников. Что дает археология? Разгром и временное запустение части городов — все остальное прекрасно функционировало. Палестина отчасти заселяется всякими бродячими этническими компонентами, когда врагов из одной части империи переселяют сюда, а других врагов отсюда — в иные места. В Святой Земле появляется некоторое количество населения месопотамского, малоазийского и т. д.

16 Вавилонское пленение имело место после походов в Палестину нововавилон­ского царя Навуходоносора II и двукратного взятия им Иерусалима в 597 и 587 гг. до Р.Х.

Когда Кир объявил амнистию евреям и разрешил им вернуться из завоеванного персами Вавилона (после 539 г.), большое число людей не поехало обратно. Социально активные, которых брали в вавилонские органы, не поехали в Палестину. Они отправились на финикийское побережье с капиталами, приобретенными за время пребывания в плену, организовали первую диаспору. А кто вернул­ся? Священники и левиты, оставшиеся верные Богу. Они объеди­нились и своим возвращением дали одно из последних свидетельств истинной веры. Но подчеркиваю, основная масса населения оста­лась на родине, хотя часть городов и запустела. Вавилонское пле­нение стало уделом лишь немногих, и после его окончания самая здоровая часть еврейского общества воссоединилась с основным на­селением Святой Земли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.032 с.)