Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страны Плодородной дуги в IX—iv тыс. До Р. Х.

Поиск

Д. В. Деопик

История Древнего Востока

Москва 2001

ББК 63.3(0)3 Д-34

 

Бог "в мимошедшия роды оставил бе вся языки ходити в путех их.

И убо не несвидетельствована себе остави, благотворя..."

(Деян. 14. 16-17).

 

Деопик Д. В.

История Древнего Востока. Тираж 700

Гарнитура Peterburg Верстка: ПСТБИ

© Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1998—2001. © Deopik D. V.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...........................................................................3

Страны Плодородной дуги в IX—IV тыс. до Р.Х.......................7

Страны Плодородной дуги в III тыс. до Р.Х......................... 23

Города-государства шумеров в III тыс. до Р.Х......................40

Ранние деспотии в Месопотамии......................................... 64

Двуречье при III династии Ура........................................... 75

Раннее царство в Египте (XXXI—XXIX вв.)......................... 81

Египет Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до Р.Х.)........... 86

История Двуречья. Старовавилонское царство...................... 97

Города...........................................................................112

Египет...........................................................................118

Первый период полицентричности.......................................118

Среднее царство.................................................................122

Второй период полицентризма............................................. 133

Гиксосы...................................................................... 133

Новое царство............................................................ 137

Новое царство в Египте.............................................. 142

История Святой Земли в конце II—I тыс. до Р.Х..................157

Религия и культура народов Месопотамии в I тыс. до Р.Х.....169

Государства и народы древней ойкумены в I тыс. до Р.Х.......175

Новоассирийское царство (912—605 гг. до Р.Х.)..................182

Вавилония в конце II — первой половине I тыс. до Р.Х......... 193

Нововавилонское царство (626—539 гг. до Р.Х.)..................197

Египет периода Позднего царства (сер. Х—VI вв. до Р.Х.)....200

Библиография.................................................................209

Учебная литература................................................... 209

Источники................................................................. 209

Литература............................................................... 210

 

 

Введение

/д. Проблематика курса. 2. Гармонические и техногенные общества. 3. Хронология. 4. Особенности совре­менной историографии.

1а. Данный курс по истории древнего Востока несколько отлича­ется от того, который существует в Московском Университете или педагогических институтах. Система приоритетов в нашем курсе не только ориентирована на потребности Свято-Тихоновского Институ­та: она должна способствовать формированию несколько более сбалансированного, чем прежде, взгляда на историю Отечества, хотя, как вы понимаете, между концом истории древнего Востока и нача­лом истории России лежат тысячи лет. Что я имею в виду? Основная масса учебников и научных монографий ориентирована прежде всего на историю Месопотамии и Египта — двух наиболее ярких, но относи­тельно поздних техногенных обществ древности. Об остальном гово­рится, если остается время для изложения. Чем подробнее книга, — я подразумеваю не только учебники, но и большие многотомные мо­нографии, — тем это искажение слабее; но чем короче изложение, тем меньше остается места для рассказа об истории других, не ме­нее важных по значению обществ Древнего Востока. В результате, по сложившейся западноевропейской традиции основу древней ис­тории составляют два самых молодых и наименее творческих обще­ства: шумеров (а также сменивших их семитов Месопотамии) и об­щество египтян.

2. Если же посмотреть на более раннее время, то видно, что выделяются два типа обществ: гармонические и техногенные. Гармо­нические — это Плодородная дуга, часть, так называемого, Плодород­ного полумесяца, но без Нижней и Средней Месопотамии, т. е. соб­ственно Двуречья, без долины Нила. Плодородная дуга берет начало в Эламе и идет по предгорьям к северу от Тигра. Возле Хабура на­чинается верхняя Месопотамия, входящая в Плодородную дугу, как и верховья Евфрата, — сюда же входит юго-восточная часть Малой Азии, — и далее на юг, вплоть до Святой Земли включительно.

Здесь на протяжении IXV тыс. существовали общества, в которых быстрее, чем в остальных обществах Древнего Востока, развивались со­циальные структуры, технологии и т. д. Они не характеризуются быст­рыми технологическими рывками, неожиданными демографическими взрывами, сложной социальной структурой и системой производства, масштабными кризисами. Это — общества гармонические.

Позднее возникли на базе достижений населения Плодородной дуги общества, которые почти ничего крупного не придумали, но быстро наладили высокоэффективное сельскохозяйственное произ­водство на плодородных землях долин больших рек, эффективно неэксплуатируемых до выхода гармонических обществ на достаточ­но высокий уровень, технологический и социальный, в результате там начался быстрый прирост населения, а как следствие — вырос­ла его плотность и возникли очень сложные социальные структуры. Эти техногенные общества оказались склонны обожествлять сами себя, так как своим возникновением они почти целиком обязаны деятельности человека, роль природы оказалась меньше, чем ранее, гармония была нарушена.

До этого на протяжении предшествующих пяти тысячелетий, до рубежа VIV тысячелетий Двуречье и собственно долина Нила представляли собой, в основном, неудобные для возделывания пус­тынные и болотистые области, которые человек не мог полностью ос­воить на уровне основанных только на камне технологий. Но когда в определенный момент началось массовое освоение (в основном — людьми из гармонических обществ) металла тогда-то и возникли богатые сообщества с высокой плотностью населения и сложной со­циальной структурой, что сами люди склонны были считать делом соответствующих богов. Однако, в конечном счете они дошли до обожествления собственного общества. Это характерно именно для двух вышеназванных регионов: Двуречья и Египта. Территориально между ними, в рамках гармонических обществ, имелись две парал­лельные полосы: по предгорьям и низким плоскогорьям Плодород­ной дуги располагались высокоорганизованные общества, в которых доминировало земледелие, а скотоводство играло меньшую роль; внутреннюю же часть дуги занимали народы несколько иного скла­да, жившие в условиях, близких к степным, тоже земледельче­ские, но с большим удельным весом скотоводства, с более поздним городским развитием, менее высокой плотностью населения, — это тоже гармонические общества с менее сильным, чем у первых, им­пульсом к технологическому и социальному развитию, но тесно свя­занные с соседними предгорными регионами.

Нижеследующий курс построен на базе общеизвестных фактов, но рассказ о народах Восточного Средиземноморья, Малой Азии, пред­горий Месопотамии, Иранского и Армянского нагорий будет зани­мать большее место, чем обычно. Соответственно составлены билеты и экзаменационные программы. Поэтому при чтении литературы сле­дует обратить внимание на то, что написано об этих регионах, — прежде всего о том, что названо гармоническими обществами, к ко­торым принадлежит и древнее население Святой Земли.

3. Начнем мы с первого города IX тысячелетия (все даты указа­ны до Р.Х.), с Иерихона, и кончим серединой I тысячелетия до Р.Х. Поэтому в рамках курса по истории древнего Востока будет немного рассказано о древних греках II тысячелетия, а в лекциях по истории античности — о древневосточных обществах второй по­ловины I тысячелетия с тем, чтобы соблюсти основной историче­ский принцип — последовательность изложения. В первых лекциях очень кратко изложена история IX—IV тысячелетий до Р.Х. — подробно об этом времени рассказывается в курсе Библейской ар­хеологии. Затем курс будет построен следующим образом:

1. Страны Плодородной Дуги в IX—IV тыс.;

2. Святая Земля в III тыс.;

3. Месопотамия в III тыс.;

4. Египет периода Раннего (XXXI-XXIX вв.) и Древнего (XXVIII-XXIII вв.) царств;

5. Элам (III тыс.-ХП в.);

6. Ассирия в Староассирийский (XX-XVI вв.) и Среднеасси-рийский (XV-XI вв.) периоды;

7. Митанни (XVI-XIV вв.);

8. Хеттское государство: Древнехеттское (XVIII-XVI вв.). Но­вохеттское (XIV-XIII вв.) царства;

9. Урарту (IX-нач. VI вв.);

10. народы северо-востока Малой Азии и Закавказья (в широком смысле слова — Армянского нагорья) во II тыс.;

11. семиты в Месопотамии (II тыс.);

12. Египет периода Древнего (XXVIII-XXIII вв.), Среднего (XXI-XVIII вв.) и Нового (XVI-XI вв.) царств;

13. Крит и материковая Греция (III-II тыс.).

Далее курс будет более подробным:

14. Святая Земля (XI-VIII вв.);

15. Восточное Средиземноморье (XI—VIII вв.);

16. Новоассирийское царство (X—VII вв.);

17. Нововавилонское царство (626—539 гг.);

18. держава персов и государства Малой Азии, Армянского на­горья, Закавказья в I тыс. до Р.Х.;

19. Позднее царство в Египте (сер. X—VI вв.);

20. Индия и Китай в I тыс. до Р.Х.

Собственно говоря, дробной общепринятой периодизации истории Древнего Востока не существует, так что периоды можно выделять и по тысячелетиям (приблизительно). Для разных обществ неодина­ковых территорий время возникновения государств, их формы и эта­пы жизни достаточно разнообразны. Есть понятия "ранние" общества и "развитые", но они достаточно условны, а их эволюция также прослеживается на больших промежутках времени.

4. Большинство книг, которые вы будете читать, отличает уже упо­минавшаяся неоднократно симпатия к техногенным обществам. Чем это объясняется? Первый фактор — объективный. Дело в том, что их ис­тория сопровождается обилием письменных текстов, а историк ими за­нимается в первую очередь. Там, где текстов нет, он склонен полагать, что ничего не было вообще, тем более, что такой взгляд формировался до развития археологии и некоторое время считался естественным. Мало того, деля народы на письменные и бесписьменные, историки XIX века одновременно делили народы на исторические и неисториче­ские. Сейчас такая концепция стала достоянием прошлого. Выясни­лось, что очень многое возникло в обществе в период до появления текстов на вечных материалах, то есть на металле, керамике, камне; выяснилось также, что возникновение письменности и появление мас­совой документации не одно и то же. Но тем не менее симпатии уче­ных уже определились. Отныне их внимание уделялось прежде всего лишь отдельным техногенным цивилизациям древневосточных наро­дов. Представители других древнейших обществ, тем более-раньше возникших, были на раннем этапе существования техногенных циви­лизаций не менее развиты, чем их носители: однако лишь последние носители техногенного начала стали главным объектом изучения.

Второй фактор — субъективный. В основном наука о Древнем Востоке формировалась в Западной Европе, где свой достаточно мощный техногенный элемент вызывал симпатии к похожим обще­ствам, поэтому их описывали с удовольствием. Иные по своей сути общества Плодородной Дуги такого внимания не удостаивались. Такое смещение приоритетов наших научных монографий и учеб­ников должно вами учитываться. И еще раз повторю: чем доброт­нее и специализированнее книга, тем больше вы из нее узнаете об истории гармонических обществ.

 

ГОРОДА

В нововавилонский период население города не сильно измени­лось в сравнение с предыдущими эпохами. Основное население — это слуги, но больше становится чиновников, больше становится войск. Больше становится ремесленников, хотя восстановление об­щин ударило по городскому ремесленнику, поскольку местные куз­нецы и деревенские ткачи снова составили ему заметную конкурен­цию. В целом процесс формирования горожан в тот период был, конечно, исторически перспективным, раз на протяжении после­дующих четырех тысячелетий эта социальная группа росла.

В новом государстве не было прежних огромных государствен­ных или храмовых хозяйств. Кто был оппонентами Вавилонского царства? - В начале маленькие государства (Двуречье), потом Элам, потом амореи, Ашшур, потом западные семиты северо­семитских степей. До хананеян и финикиян Вавилонское царство не

добралось. Но был народ, о котором вы будете читать и с которым много связано и мне хочется об этом рассказать. Народ называется сутии. Некоторые ученые считают избранный народ верхними [сутиями]. Кто такие сутии? Это народ типа амореев, но не создавший своего государства, тоже семитский, особенно широко он представлен на исторической арене в XX - XVIII веках до Р. X. Сутии отличаются тем, что как и у шумеров, у них сохранились наиболее близкие к кни­ге Бытия сведения о ранних этапах истории. Даже, пожалуй, менее искаженные, чем халдейские. Это арамейская группа населения, не путать с амореями. Амореи были раньше, и значит западнее, а арамеи — это южная группа, но тоже занимавшая внутреннюю поверх­ность Плодородной Дуги. Еще в новозаветные времена арамейский язык был основным языком Святой Земли.

По их версии, первым человеком был не Адам, а некто Иоарам. Себя они выводили от Сифа. С потопом у них не было ясности: то ли он был, то ли не был. Но ведь Ной, по большому счету, тоже потомок Сифа. Однако поскольку арамеи имели свою версию собы­тий, то для них этот вопрос оставался открытым. Им казалось, что они связаны непосредственно с Сифом. Их версия известная не полностью, их книги не сохранились, а имеются разные фрагменты, какие-то куски документов (один здесь, другой за 200 км; один на­писан в одной среде, другой в другой, а третий вообще на таком языке, который еще никто не изучил). У них сохранилась легенда о царях, живущих в шатрах. Почему у них была эта легенда, по­нятно. Арамеи это еще не арабы, но уже народ степной, с высоким удельным весом скотоводства — не кочевого (поскольку не на ком еще было ездить вокруг стада), но достаточно распространенного. И вот те упоминания о шатрах, которые имеются в Ветхом Завете, в представлении сутиев были гиперболизированы: всем миром пра­вят цари, живущие в шатрах. Насколько можно судить, под шатра­ми они имели в виду каменные дома с коническими крышами из шкур или тканей, а не то, что можно видеть в картинках для детей по Ветхому Завету: обычная фотография бедуинского шатра, кото­рый весь состоит из тряпочек, но которого просто не могло быть в те времена, когда тряпочек таких еще не было. Нужна высокая плот­ность материи, чтобы выдержать ветры и песок, и сильный дождь. Это совсем другие шатры.

Насколько можно судить, сутии претерпели какие-то неприятно­сти в Месопотамии и двинулись на юг. Переселение сутиев на юг, достаточно гипотетическое, было совмещено некоторыми учеными с перемещением Авраама. Авраам вроде был сам по себе, ехала

какая-то семья, это их трудности, а в основном двигались из Месопотами сутии, которые и оказались избранным народом и пришли сразу большой толпой, а в Египте то ли были, то ли не были. Вам придется столкнуться с такой концепцией (время расцвета ее прохо­дит, но вы должны ее знать). Так или иначе сутии не были кочевни­ками, поскольку не могли ими быть. В связи с рассказом об Авраа­ме, о сутиях, о степной полосе, о том, что арамеи были в большей степени скотоводами, чем раньше, возник в свое время вопрос. Пом­ните, был конфликт: пастухи подрались? Так вот, для одного из на­ших слушателей это было основание предположить, что они были кочевниками. Но запомним, что пастухи, как самостоятельная про­фессиональная группа, существуют только у земледельцев. А на­стоящие кочевники все пастухи, там эта группа не выделяется. Кто-то больше скачет за баранами, кто-то больше отдыхает дома, это уже их проблема. Но основное занятие — это пастушество.

Что происходило в сфере интеллектуальной деятельности, в сфе­ре образования и в связанной с этим механизмом государственной машине? В старые вавилонские времена происходит крах той сис­темы образования и культуры, которая была в шумерском обществе. Резко падает авторитет писцов. Новому обществу, где не следили за каждым шагом крестьянина, не нужно было такое количество бюрократов. То всемогущество бюрократа, которое было раньше, постепенно убывает. Упрощается, но не становится хуже, куль­турная традиция. Очень интересно самоощущение людей того вре­мени. III тысячелетие — сплошные царские слуги, слуги храмов, слуги божеств. Здесь появляются совершенно другие представите­ли — сыны города. Они даже могли бывать в городе, допустим, три раза в жизни, но этот город — столица их государства. И зна­чит, они сыны города. Это формулировка чисто светская, хотя в по­нятие города как неотъемлемая часть входит храм и бог, который этому городу покровительствует.

Появляется такая забавная категория населения, как наемный работник. Наемный работник не обязан смотреть с придыханием на своего хозяина, он сделал дело, получил деньги и ушел. Осо­бенного значения он не имел, но надо сказать, что он был очень похож на наемных работников (не обязательно рабочих) после­дующих времен.

Крестьянин этого времени перестал быть мучимым государством. Можно сказать, что во II тысячелетии крестьяне помирились с го­сударством, после периода насилий. Крестьянин оформил свои от­ношения с государством и усвоил себе кое-какие понятия. Каким

образом крестьянин держит в узде управленцев? У всех крестьян от далекой Финляндии до знойного Египта имеется совершенно твер­дое представление о том, сколько полагается давать вверх: одну треть. Народы друг о друге никогда не слышали, разные веры, разная письменность, и между ними три тысячи лет разницы, а кре­стьянин совершенно неизменно и твердо знает: одну треть. Мало того, он знает, как ее делить, кому сколько. 1/10 часть — храму. Десятина была изобретена народами, которые о Христе еще не слышали. Десятина причиталась и царю, т. е. государству. И по­следняя десятая часть шла ближнему начальству (сюда же входили взятки). Все остальное крестьянин стремится скушать сам. И заста­вить его производить больше бесполезно (хотя в некоторых общест­вах, вроде бы, имеются подходящие природные условия). Он знает, что у него все равно отнимут все сверх необходимого. Для него ос­новой является то, что ему в любом случае оставят. И не просто поесть, а дочек замуж выдать, праздники отпраздновать. И вот все это он прикидывает, и на треть больше производит. Он отсчитывает от потребления, а не от урожая. Мало ли что он там может напа­хать, все равно это у него отнимется, в любом обществе, и он пре­красно это знает. Вот эти нормы совершенно стандартны, и когда я начал с этим сталкиваться, меня поразило, что они действуют везде абсолютно, в любой эпохе и любом государстве. Одни народы работают в поле 8 месяцев в году, не разгибаясь, другие работают 20 дней в году (в центральной Африке такой сельскохозяйственный цикл), и везде больше трети сверх потребления вы с него не полу­чите. Если речь заходит о большем, например о 50%, тогда и разго­вор другой: тогда лошадка ваша, семена ваши и плуг ваш, и будет вам 50%. А если вы просто так хотите получить свои 50%, то суще­ствует следующая последовательность действий: сначала крестьянин кричит, в разной форме выражая свое недовольство, потом уходит в лес, прячется, а третий этап, когда он выходит оттуда уже с дуби­ной и начинает разбираться, опять же совершенно стандартно.

Кстати, чего обычно хочет восставший крестьянин? Правильно, чтобы от него отстали. Но против кого конкретно он всегда восста­ет? Против ближайшего начальства, параллельно с верноподданни­ческими воплями в адрес того, кто стоит выше. Он просто, по его мнению, вынужден поддерживать законность, которая по каким-то причинам в данной местности нарушается. Если же крестьяне соби­рались большой толпой и пожгли городов восемь, то первая модель уже не действует. Первая модель: наказали местных злодеев, ба­тюшка царь нас простит. А вторая модель и последняя: крестьянин

претендует на власть в масштабе государства, третьего не дано. Ли­бо он наказывает локальную власть, либо он борется за смену вла­сти в масштабе всего государства. Раз люди идут в бой, на смерть, убивают, они должны представлять себе зачем, для чего, чем это может кончиться.

О том, что крестьянин регулирует свое производство сам, вам уже известно. Это не построения теоретика, это живая практика. В од­ном государстве работал по маркетингу американский мужик, про­давал удобрения. А страна такая, что плодородие высокое, масса свободной земли, никто не покупает удобрений. А он, применяя их, знал, что урожайность повысится вдвое. И поскольку он там жил, базировался в одной деревне, он сказал: давайте я вам дам бес­платно эти удобрения, только внесите, я покажу, как это делается. А я приеду через полгода и посмотрю, и опираясь на ваш опыт, начну продавать. Хорошо, оставил он им эти удобрения и уехал по свои делам. Приезжает через полгода (там было два урожая в году)... оказалось, в два раза меньше засеяли. Это чтобы вы представили, что крестьянское самоограничение никуда не делось. У них имеется совершенно четкий собственный план: этот даровой рис им не ну­жен, он еще полежит. Потому что они совершенно по-своему все планируют. И это ощущение нормативности касается всего на свете. не только урожая: правила жизни, отношения с соседями, отноше­ния с богами, все имеет некоторое устойчивое равновесие. И если я с чего-то вдруг выступлю и начну суетиться, то совершенно не факт, что меня соседи одобрят и т. д.

Что происходило в отношении жречества? Тоже весьма важный и новый процесс. Именно с этого времени жречество становится похоже на языческое жречество последующих времен, а именно: оно в огромной степени освобождено от хозяйственной деятельности, от обслуживания государства, оно сосредоточилось на своей основ­ной деятельности. До сих пор жрец, в основном, бегал по всем хо­зяйственно-снабженческим делам, и само его служение было другим (и просьбы, и методы, и тексты). В это время можно было купить должность жреца, степень святости понималась своеобразно. Хотя в индуизме (как и у протестантов) было распространенным убежде­ние, что у человека, не угодного Богу, много денег быть не может. Это не значит, что всякий богач угоден Богу, это был бы перегиб, но первая часть достаточно древняя и по сей день достаточно распро­страненная. Раз у человека деньги есть, то значит, в какой-то сте­пени где-то как-то он Богу угодил и должность жреца может купить. У христиан есть понятие греха симонии, когда священнослужитель

покупает себе продвижение по служебной лестнице. А такое учи­нить, чтобы рукоположили за деньги, это даже слов нет.

Влияние крупных храмов слабеет. Небольшие храмы не стано­вятся доминирующими, как у гармонических народов, но в неко­тором количестве распространяются. Кроме того, власть ушла в один город, и боги малых городов уже перестают быть помощниками или кураторами царей. Соответственно слабеет роль Ниппура, главным божеством становится Мардук, центром поклонения ко­торому был Вавилон.

Школьное обучение происходило в основном по-аккадски: с одной стороны, все-таки семитский язык, с другой — все-таки интеллигент­ный. Но в южном Двуречье продолжали долбить на шумерском.

И наконец, появляются хурриты.

Старовавилонское царство угасало медленно и чинно. Историче­ских содроганий ранних техногенных государств не было. Почему? Потому что оно было техногенным, но не было тоталитарным. Был достигнут социальный баланс, и это было не экспериментальное го­сударство, а вполне отработанный механизм. Ошибки не повторя­лись, но истощение исторического организма происходило. Время таких больших государств еще не пришло. Мало того, время боль­ших государств на переднем Востоке, живущих двести с лишним лет, не пришло никогда. Было время, когда там правили турки на всей огромной территории, но это было такое правление... Турки никогда не вмешивались всерьез в то, что происходит. Они грабили определенное количество, но особенно не совались. Если никто не поднимал мятеж, то турецкий паша спокойно занимался накоплением имущества. Я вообще не понимаю, как люди шли в паши, ведь их постоянно казнили. Один какой-то откупился, и то умер в тюрьме. Так получилось, что я руководил работой по переводу летописи го­рода Дамаска, где все было подробно описано. Лучше быть парик­махером на базаре, чем быть пашой.

Упадок шел в государстве на уровне документации. Интерес к справке падает. Если в великой династии Ура ставили штемпеля до последнего дня существования, то старое Вавилонское царство потихоньку махнуло рукой на справки, на документы... Как-то все тихо и мирно зависало. Правда, законы соблюдались.

В чем смысл законов Хаммурапи в общей форме? В том, что с од­ной стороны имеется право нормативное, которое государство реко­мендует, а не навязывает, а с другой стороны — право обычное, как люди данной местности, данного этнического меньшинства при­выкли судить. И вот вавилонское право было терпимо к обычному

праву. У мусульман имеется шариат (как поступать по законам ре­лигии) и имеется адат (как поступать по жизни), который у разных мусульманских народов может быть совершенно разным. Терпимость к обычному праву (совершенно не характерная, скажем, для рим­ского права), отсутствие желания все заменить и все нормировать, все это сделало эту систему устойчивой. Право было в значительной степени казуальное (от слова casus — случай). Но надо сказать, что закон Хаммурапи был в значительной степени систематизиро­ван, казуальное право в высокой степени переработано.

Про касситов известно немногое. Есть версия, что они первыми оседлали лошадь. Пример не оказался заразительным, и конница появилась только 500 лет спустя. Может быть, это и произвело тя­желое впечатление на жителей старого Вавилонского царства, но сначала их удалось отбить, они ушли на запад. Но в самом конце, когда армия погналась за касситамн, уходя на запад, эти жители Приморского царства вылезли из болот и решили под шумок все раз­грабить. Армия успела вернуться и уцелевших "приморцев" загнали опять в болото, но многие не успели добежать. Тем не менее, их там осталось достаточно много. И толстые слон золы остались в тех го­родах, которые поддержали приморцев. Важно, что это были пов­станцы внутри страны, а не соседи; тех уже присоединили. Это один из первых случаев, когда армия, профессиональная и победоносная, возвращается из зарубежного похода и убедительно "долбит" своих. Полметра золы — это страшно. Тем не менее восстаний становилось все больше. Порядок все время наводят, но начинается запустение. Многие территории не выдерживали карательных акций.

Касситы не были настоящими захватчиками. Это было проник­новение в готовое и желающее этого общество. Касситам удалось создать свои династии, но состав этих династий неизвестен, неиз­вестно и то, кто правил, сколько правил и почему.

ЕГИПЕТ

Среднее царство

И вот, в этих условиях и наступило Среднее царство (втор. пол. XXI - сер. XVIII вв.). Наследуется сложная культура, новые идеи

в языческой религии. Продолжается экономический подъем, но след­ствием его является широкая военная экспансия, чего не было в предшествующий период. Л следствием военной экспансии всегда является разруха. Наступила она и здесь. Уже в середине XVIII в. становится ясным, что где-то увлеклись, поставили сверхзадачи. Общество устало и стало легкой жертвой никому не известного на­рода из западных семитов, о котором никто ничего не слышал, пока они не захватили власть над большей частью Египта. Это были гиксо-сы. Пришли себе и начали руководить. В отличие от кутиев и кос-THTOis гиксосы были западными семитами, пришедшими из общества с высоким уровнем социального развития, поэтому они довольно быстро и уверенно стали руководить египтянами.

Но это было в конце, а в период подъема и расцвета Среднее царство отличалась следующими свойствами. Прежде всего, это более гибкое общество, более сложное не только социально, но и в литера­туре, в искусстве, в психологии. Общество, где социально-полити­ческие противоречия не скрывались в такой степени, как в древнем царстве, где идея выступления против центральной власти была шире распространена, и не так скрывались ее источники. Заговоры, беспо­рядки и т. д. это постоянная болезнь любого общества. Можно ска­зать, что это и хорошо и плохо. Это было крепкое, достаточно разви­тое и процветающее общество. И, может быть, одних из условий его процветания была возможность, так называемого, выхлопа: кто-то взял и выступил, потом за это получил, но в любом случае конфликты выходили на поверхность, не разрушая общество. Просто их не затал­кивают вглубь, а выявляют и решают тем или иным способом.

Что было сложнее всего, с чем в начале с большим, а затем с меньшим успехом вынуждено было бороться общество Среднего цар­ства? К нему впервые в истории долины Нила подкралась нехватка земель. Растущее население создало новые проблемы. Вот здесь нужно обязательно понять, как можно говорить о нехватке земель в условиях, когда население всего Египта составляло всего-навсего не более 1 млн. человек, а сейчас там живет 70 млн., и земли по-прежнему не хватает. Значит, может быть, раньше не было нехват­ки? Нехватка была всегда. Нехватка земли всегда связана с техно­логическим уровнем. При тех средствах обработки земли, хранения продуктов, подбора сортов, организации производства, уже земли пе хватало. По мере совершенствования всей системы сельского хозяй­ства появляются дополнительные возможности. Они тесно связаны с дальнейшим ростом, они же его и обуславливают. Но надо помнить, что из этих 70 млн.. которые сейчас живут в Египте, основная масса

появилась тогда, когда туда пришли европейцы. Европейцы очень многое изменили в демографической структуре общества. Эти прокля­тые колонизаторы обеспечили небывалые темпы прироста населения, а это главный показатель благосостояния. Голодные люди, даже если и будут размножаться с бешеной скоростью, то все равно вымирают. Европейцы дали новые возможности даже в условиях колониальной структуры. Новые технологии быстро были усвоены, европейские приемы и идеи на новой почве развивались моментально, а это позво­лило развести огромное количество детей и их прокормить.

Что еще появилось нового у египтян? Местные правители соче­таются с новыми людьми. Проблема новых людей среди управлен­цев стояла и раньше, но в этом более сложном обществе, где имеется система удержания противовесов, она видна нам в очевидной форме. Именно Среднее царство, Египет. Что такое новые люди (т. е. вы­ходцы из народа) и для чего они нужны? Деспоту всегда нужен ни­зовой гегемон, у которого нет ни корней ни связей, и он будет все­гда любить и служить тому, кто его назначил. Выходцы из низов это не выдумка большевиков, это лучшая опора центральной вла­сти: ни корней, ии привычек, ни вкуса к красивой жизни, ни гори­зонтальных связей в аппарате, ничего этого нет. Поэтому периоди­ческое вовлечение в аппарат людей из низов особенно характерно для Востока. Это Западная Европа создала структуру, в которой стать рыцарем было очень трудно.

Вот здесь они впервые смогли сосуществовать в одном обществе. Раньше, в III тысячелетии, когда государство только училось, все время была мечта у монархов об аппарате только из новых людей, без аристократии. Почему это невозможно, исходя из житейских соображений? Почему система подкачки людей из народа не может реализовываться на протяжении жизни нескольких поколений, даже если монархам все время этого хочется? Мест нету, уже все забито. И шансы заменить папашу у его сына наибольшие. Не нужно думать, что каждый деспот был готов казнить днем и ночью. В 14-й дина­стии, например, постоянно казнить людей уже становится очень трудно. У тех, кто наверху, складываются свои законы. И вообще народ как-то мягчает. Вот первые два-три основателя династии — это, конечно, киллеры, а затем власть не только разлагается, но она как-то мягчает.

Желание обновить правящий аппарат всегда было, и постоянно набирали из низов, или иноземцев приглашали, но настоящие люди внизу должны быть одного народа, и желательно, незаевшиеся, и тогда вы получите верного и честного чиновника. Но долго это не

продлевается. Кстати, Среднее и Новое царства в Египте могут служить примером очень удачного синтеза древней аристократии и служилого чиновничества, как собственно и Российское государство XVIII-XIX вв. (но началось это еще при Алексее Михайловиче).

Итак, людей брали из среднего слоя, в основном из свободного крестьянства (из низов не означает из бомжей и люмпенов). На ран­нем этапе включение людей из народа дает очень важную вещь. Под­качка одного-двух поколений людей из народа подряд приносит ин­формацию о том, что на самом деле происходит в обществе. Приходят люди знающие, чего людям надо, где самые болевые точки, как вы­глядит крестьянин, вот-вот готовый восстать. И это очень'важно.

Крупное государство было не просто восстановлено, оно решало очень важную проблему: проблему земель. Решало очень интересным способом, который надо знать, потому что это делалось весьма часто (и в XX в.). Обычно проблема земли решается за счет крестьянской колонизации (у нас это решалось за счет Дона, Кубани и прочей це­лины). Но бывают периоды, особенно в государствах с интенсивной ирригацией, когда крестьянин решить сам эту проблему не может. И тогда государство создает большие районы, удобные для земледе­лия, просто берет и создает из неудобных земель удобные. Использу­ется та способность крестьянина, о которой мы уже говорили: отдать что-то ему тяжело, а вот пойти где-то там поработать довольно легко. За счет труда свободных крестьян осваиваются огромные территории. А крестьянин сделал свое дело и вернулся в родную деревню. И вот египетское государство начинает осваивать новые земли. В долине Нила все давно уже распахано, но не все распахано в оазисах. И вот создается большой новый оазис Фаюм. Проводится канал, нильская вода идет туда-сюда, и осваивается район примерно с четверть низо­вья, т. е. огромный район, который на несколько веков решил про­блему. Откуда там берутся крестьяне? Система очень простая. Туда перемещается избыточное, т. е. безземельное население деревни. И вот в Фаюме создаются новые общины, но зависимые. Довольны практи­чески все: и крестьянин, который в родных местах очень нуждался, и чиновник, который получил землю и крестьян, и государство, которое, освоив один новый район, сохраняет большие площади для раздачи своим слугам. И население быстро начинает туда перемещаться.

С одной стороны, туда убиралось неугодное и непристроенное население, с другой стороны создавались большие новые террито­рии, куда можно было перетаскивать столицу, где можно было раз­давать землю преданным людям. В этой ситуации расцветают эко­номические чиновники.

Что происходит к старых районах? Там уменьшается демогра­фическое давление, к тому же не увеличиваются налоги. На длительное время они выключаются из системы дополнительной экс­плуатации: платят налоги, живут спокойно и славят фараона Крестьяне живут по-прежнему, как в эпоху нолпцентризма, платя т налоги государству, а оно переадресует их управленцам или храму. В отличие от печной собственности предшествующего периода, это общество публично-правовое.

В Европе государство, верховная власть не интересовалась тем, как данный боярин распоряжается своими крестьянами. Желательно, конечно, чтобы оп не доводил их до восстания, тогда его наказывали тоже. Но is целом он сколько может, только с них и возьмет, и госу­дарство это никоим образом не волнует, во всяком случае до тех пор, пока народ не восстал и не кинулся с дубьем.

Здесь ситуация совершенно другая. Вот вы жили-жили, платили налоги. И вот приходит указ: с такого-то числа вы платите шестому конюшему, фамилия такая-то, сдавать тогда-то. Он приезжает и получает, а если у него возникает мысль, что надо бы взять боль­ше, он сразу сталкивается с массой трудностей, потому что перед ним общинное кре<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.023 с.)