Религия и культура народов Месопотамии в I тыс. До Р. Х. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия и культура народов Месопотамии в I тыс. До Р. Х.



/д. Религия. 2. Письменная культура и научные знания. 3. Лите­ратура. 4. Искусство.

1а. Когда вы будете знакомиться с религиозными представле­ниями Шумера и Вавилона, то увидите целый ряд черт, которым вавилонское общество было обязано тому обстоятельству, что ка­кой-то, хотя и искаженной, но достаточно заметной частью истин­ного знания о Боге они первоначально обладали. Это касается не только таких сюжетов как сказание о потопе, имеющееся еще в шу­мерской традиции и т. д., но и того, каково должно быть общение с Богом. Многое мы уже видим в этом обществе, которое являлось современником избранного народа и достаточно много о нем знало; кроме того, праведники жили и в Двуречье. Вышесказанное застав­ляет внимательно относиться к видимым чертам сходства. Избран­ный народ не был изолированным народом, которому одному было все известно, а остальным — нет. Народы, особенно семитские, то­же многое знали о Боге, мире и человеке, но их знание помещалось в достаточно сильно искаженные модели. Например, представля­лось, что богов много, что они образуют поколения — появляется идея генеалогии богов. Но чем дальше развивается семитское об­щество, тем больше мы видим соединения функций многих богов в одном. Мардук претендовал иа место Бога, в котором сочетаются и содержатся остальные боги. Это еще не единобожие, однако по­добное представление гораздо ближе к нему, чем' предшествующий

духовный опыт Вавилона. Ничего похожего не было у шумеров и семитов III и большей части II тысячелетий.

Впрочем, прежние боги не исчезли, поскольку общество весьма консервативно — ведущая триада продолжает существовать. Это известные вам Энлиль ("Владыка-Дуновение", божество простран­ства между землей и небом), ан ("Небо") и Энки ("Владыка зем­ли", божество мирового океана, в котором плавает Земля)17. Имел­ся еще совет из группы богов, но вся иерархия небожителей постепенно втягивается в Мардука.

В материальной сфере начинается период интенсивного развития, несмотря на то, что основные идеи по-прежнему во многом прони­кали в Двуречье из государств, расположенных к северу, северо-западу и западу. Здесь по-прежнему все стремились изготавливать конвейерным способом. Переворот, произведенный появлением же­леза и особенно стального оружия в Сирии, имел место и в вави­лонском обществе. Здесь распространяется коневодство, приручают­ся одногорбые верблюды и т.д.

В духовной жизни появляется такое понятие как идеология. Фор­мируется набор логически связанных между собой представлений об обществе, его связи с миром и месте человека в обществе. Идеоло­гия — попытка государства навязать подданным какую-то высшую санкцию на власть, набор идей о том, что наше общество лучшее в мире и соответствует всем известным нормам человеческого общежи­тия. Поэтому начальство надо любить — налоги платить и в армию идти. Ущербная модель представления о мире, ориентированная на поддержание власти, и есть идеология. В наиболее ярком виде она проявляется у вавилонян даже в большей степени, нежели у ассирий­цев, поскольку первые представляли собой более сложное в духовном отношении общество, в основе своей — гармоническое.

Если раньше, начиная с Саргона Древнего, применительно к мо­нарху имело место простое обожествление, то теперь возникает це­лая концепция, гораздо более сложная и, в частности, уже не ото­ждествляющая монарха с тем или иным божеством. Прежняя примитивная модель уходит в прошлое, появляется более сложная, но смысл тот же.

Параллельно возникает новое, такое важное явление как личные индивидуальные боги-покровители конкретного человека. Их не нужно путать с духами предков семьи, которым тоже поклонялись

17 Таково традиционное прочтение имен богов в шумерской традиции — в аккад­ской они носили несколько измененные имена: Эллиль, Any, Эйя.

весьма активно. Бог берется из общего пантеона, он всем известен, храмы его стоят в разных городах, но в силу различных причин че­ловек считает, что именно данный бог является его личным покрови­телем, а не деревни или семьи. Это принципиально новое явление отражает несколько испорченное представление об истинном харак­тере отношений человека и Бога. Индивидуальная молитва, когда верующий остается у себя дома в одиночестве, также является след­ствием подобного восприятия истинного отношения к Богу в той ме­ре, в какой это было дано семитам Двуречья того времени.

2. В целом вавилонское общество оставалось чрезвычайно свет­ским, поэтому основные процессы в нем шли в соответствующей фор­ме, что, например, выразилось в культе технического знания. Имелась уйма специалистов по разным научным отраслям. Школьное образо­вание возникало как светское, но сейчас становится все более и более мирским. Идея самодостаточного знания расцветает и становится мас­совой, поскольку исторические события разворачивались на фоне но­вых технических успехов, экономического подъема и т. д.

Возникло такое интересное явление как два типа писцов. Они появляются в условиях широкой грамотности, массового числа пис­цов, в основном мужчин, реже женщин, когда активно функциони­руют частные и государственные организации. Одни писцы называют­ся шумерскими, другие — хурритскими. Для азиатских народов хурриты — нечто простое, свалившееся с гор и не очень образован­ное; хурритский писец — обидная кличка человека, знающего всего 200—400 знаков, по преимуществу слоговых, то есть записанных на слух. Шумерские же писцы являлись высокого уровня специали­стами, обязанными знать кроме грамоты математику, музыку, обя­зательно два языка, литературу, а главное — уметь пользоваться бесчисленными словарями и справочниками. Но даже при соблюде­нии перечисленных условий шумерский писец, когда читал слуша­телям текст, всегда импровизировал, поскольку точно воспроизве­сти его был не в состоянии и не пытался — приходилось где-то додумывать. Один и тот же текст только в порядке большого ис­ключения при прочтении разными писцами мог звучать одинаково, хотя слоговые знаки играли все большую роль.

Возникает вопрос, а как обращаться к своим богам, если каждый имеет право немного сымпровизировать молитву, поскольку в тексте были не только слоговые знаки. Непонятно. Большинство исследова­телей считает, что в этой сфере текст не изменялся каждым читаю­щим, хотя вавилоняне вполне могли позволить себе импровизацию, не оскорбляя слуха богов. Я рассказывал о протобиблском алфавите

и тех возможностях, которые он открывал перед людьми, — населе­ние техногенных обществ продолжало практиковать иную письменную систему и по-прежнему не могло однозначно прочесть один и тот же текст, хотя распространение слоговых знаков вело его в эту сторону (но — только для простых текстов). Впрочем, последнее обстоятель­ство не помешало вавилонянам достигнуть массы успехов в различных пауках, хотя производить математические расчеты по их системе записи было весьма трудно. У большинства народов, не придумавших доста­точно практичных значков для цифр, резко затруднялась возможность операции с ними. Арабские цифры, которыми мы пользуемся, — ре­зультат длительного процесса развития и науки и письма, который по­зволил легко производить различные операции с цифрами18. Тем не менее в Месопотамии была открьгга теорема Пифагора задолго до ро­ждения самого философа, знали число "пи", правда оно у них было равно 3, умели вычислять не только площадь, но и объем.

Интересная особенность всех допромышленных обществ — они ни­когда не стремились к точности. Зная несовершенство используемого математического аппарата, люди не очень убивались, когда и знакомые им математические процедуры увенчивались весьма приблизительным результатом. С полной ответственностью можно сказать, что за ис­ключением римского общества, зацикленного на точности работ, вплоть до эпохи Возрождения даже в документах и финансовых обя­зательствах, от которых зависело имущественное состояние и автора документа и того, к кому он был обращен, суммы сходились лишь в меньшинстве случаев, и суммирования избегали.

Равным образом обстояли дела со временем. Песочные часы дают шанс свести опоздание на урок к пяти минутам, а водяные — еще бо­лее точные. Тем не менее все было очень приблизительно. До сих пор у народов Востока представление о времени, даже о возрасте своих малолетних детей, чрезвычайно расплывчаты. Разница в точности в 5—6 лет никого не беспокоила19, пока не наступал срок платить на­логи. Аналогичны представления о расстояниях: речь в значительной степени шла о том, за сколько может добраться человек от одного пункта до другого. Если дорога легкая, то расстояние будет считаться

18 Попробуйте представить себе процедуру деления, если вы пользуетесь только римскими цифрами. Тяжело. Далеко не во всех средневековых университетах Европы преподавалось деление — только сложение, вычитание и умножение, а чтобы научить­ся делению, надо было ехать в другой университет, где оно преподавалось.

19 Более подробно об ощущении людьми времени в средневековой Европе см. кн. Блок М.. Апология истории. М., 1973. С. 127 - 130.

более коротким, и наоборот, хотя отрезки пути могут быть совер­шенно одинаковыми.

В то время неплохо знали химию, медицину, но терпеть не могли всякие теории. Можно прочитать все 20 000 табличек из царской биб­лиотеки, но не найти ни одного теоретического рассуждения по поводу математики или физики, поскольку это — уже философия, а она была развита лишь у древних греков и христиан. Зато длиннейшие пере­числения примеров того, что и как делать, имелись в каждом мало-мальски приличном городе: бесчисленные словари, справочники, ре­цепты. Например, имелись списки предзнаменований. Существовала карта мира, согласно которой Земля плавала в океане; известно было, что внизу преисподняя. Особо важная сфера деятельности — всевоз­можные гадания. Если в молитвах люди каялись в грехах, хотя и в необычной для нас форме, то в практической жизни норовили ис­подволь узнать каким будет будущее и чем дело кончится.

Чрезвычайно была развита астрономия, но в крутой смеси с аст­рологией. Именно шумеры, а за ним и вавилоняне догадались счи­тать 12 лунных месяцев и многое другое по двенадцатиричной сис­теме. Астрономия — одно из главных проявлений халдейской мудрости за пределами Двуречья: ее достижения люди воспринима­ли вплоть до мест обитания этрусков, куда соответствующие знания доходили опосредованным путем через финикийцев.

3. Важнейшее новое явление — возникновение "собственной лите­ратуры". Если изобразительное искусство как светский вид творчества появляется позже, то зачатки "собственной литературы" рождаются уже теперь. Первый жанр — эпос, он еще сакрален, это — подробное описание случаев из жизни царей и божеств. Но уже это произведения с определенной композицией, устойчивым языком, достаточно лако­ничные и тесно связанные с фольклором. Появление письменной тра­диции не означало исчезновения фольклора: обе формы творчества

" ')л тысячелетиями сосуществуют и взаимодействуют-".

Позднее появляются пародии, что свидетельствует об окончатель­ном оформлении литературной традиции. Представление о величии эпоса о Гильгамеше имеется у всех образованных людей, но не все знают, что уже тогда существовал пародийный вариант этого произве­дения — характерная черта городской культуры со всеми ее компо­нентами. Появились сборники анекдотов. Например, мышь спасается от мангусты. От страха глаза на лбу, она ничего не видит, залетает

20 И ныне имеется городской фольклор — анекдот, — вполне народный жанр, хотя и несколько гипертрофированный; сюда же следует отнести городской романс.

в пору змеи, но быстро находится и говорит: "Змея, тебе привет от за­клинателя змеп". Много было детских произведении.

В текстах индивидуальных молитв содержались главным обра­зом просьбы к богам о благосклонности. Интересна одна из идеи, которыми руководствовались вавилоняне. Они каялись в грехах, ведомых и неведомых, и умоляли богов смягчиться — несколько видоизмененная, но хороню известная вам норма. Раньше ничего подобного не было, а у иных народов не имеется до сих нор. Фор­ма произведений — в основном ритмическая проза и тонические стихи, основанные не на рифме, а на счетном ударении.

Весьма было распространено явление, нам кажущееся странным, а на самом деле существующее долго и почти везде, — необходи­мость но своему разнообразить общеизвестный сюжет: каждый пи­сатель или поэт должен обязательно написать что-то новенькое па известную тему. Идея же точной передачи личного нового ощуще­ния в связи с любым сюжетом — чрезвычайно поздняя, мало рас­пространенная и по преимуществу европейская. Ранее для писате­лей смысл художественного произведения — по-своему сказать об известном, проявить индивидуальность за счет собственного вос­приятия общеизвестных сюжетов.

Вавилонская литература обладала набором идеи, сформулированных норой более ясно, чем в обращениях к божествам. Речь идет о поло­жительном идеале, о вере в конечную справедливость и — не обяза­тельно здесь, на земле. Такая идея была совершенно чужда не только шумерской, но и семитской культуре Двуречья второго тысячелетня. В общество проникает вера в возможность конечной победы справед­ливости и понимание общего движения мира к чему-то позитивному. В целом культурные процессы, развивавшиеся в вавилонском общест­ве на протяжении первого тысячелетия до Р.Х. постепенно теряют свою интенсивность. Все меньше и меньше появляется нового.

4. В архитектуре ничего оригинального не появилось — господ­ствует идея широкой н прямой улицы. Прямоугольная сетка больших улиц стала базовой при планировке городов. Зиккураты (ступенчатые башни) становятся все больше н больше, но высоте достигают 90 м. Возможно, именно такой по форме была легендарная вавилонская башня. Конец самого большого в мире зиккурата был нолукомнче-скнй: его разобрал Александр Македонский в конце IV века до Р.Х., чтобы построить еще больший. Разобрать успели, а построить — нет, так как Александр не вовремя скончался. Все постройки достигали невероятных размеров — огромные арки, стены, дворцы, однако на вы­движение новых идей мссопотамское общество уже было не способно.

Сходная ситуация к VIII—VII векам сложилась в скульптуре. В ее основе лежал примитивный реализм: тяжелые, безразличные, скованные фигуры, отсутствует живость, которую мы видим в ис­кусстве Святой Земли II тысячелетня до Р.Х. или у тех же самых жителей Двуречья времен Саргона Древнего или Гудеа. Ничего та­кого нет. Стоят толстые и величественные фигуры — псевдореали­стическое искусство без умения (и без желания) передать индиви­дуальные черты конкретных людей.

5. Новое Ассирийское царство при всем оглушительном грохоте оружия ц культурной сфере создало очень немногое, собственно, всего две вещи за 300 лет. Первое — историю (летопись). И рань­ше имелись списки событий у египтян, шумеров, древних евреев и других народов, но история как некая концепция, пронизанная единой идеей, оценивающая события, — изобретение, по-видимому, ассирийцев. Оно связано с появлением идеологии, с общей моделью этого большого государства, ориентацией на воспевание монарха, его дел, власти, из чего постепенно выросла идея концептуального (но не лживого) летописания.

Второе — широко распространенное во всем мире и существующее до снх пор явление в искусстве — большие раскрашенные рельефы. Тогда широко стали применять поливу — стекловидную массу, покры­вающую кирпич; при помощи новой технологии составляли огромные композиции, в которых большую роль играл орнамент, — таков дух ассирийской культуры, быстро начавшей клониться к упадку. Эле­менты композиции были одни и те же, но из них создавались все бо­лее и более сложные панно. Так развивалось искусство комбинатори­ки, словно при механической компьютерной сборке; это не творчество мастера, который видит и делает. Это искусство имело будущее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.021 с.)