Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннее царство в Египте (xXXI—xXIX вв. )

Поиск

1а. Власть фараона. 2. Социально-экономические факторы. 3. Прав­ление фараонов I династии..

1а. В период Раннего царства в Египте около 200 лет правили первая и вторая династии (3000—2800 гг.). Когда вы рассказываете о каком-то отрезке времени, нужно представлять его протяженность обозримо: сколько поколений людей успело прожить в этот проме­жуток. Средний срок одного поколения — около 35 лет, не из-за то­го, что люди живут столько, а потому что общественный менталитет успевает претерпеть существенные изменения за это время.

В Египте по-прежнему энеолит, хотя везде в Передней Азии? уже бронзовый век. Перед нами раннее техногенное общество, ко­торое характеризуется следующими тремя признаками: в одних че­ловеческих руках сосредоточились духовное руководство общества, политическая и экономическая власть. Египтяне начали с того, к чему I шумеры шли около 600 лет. При этом носитель светской власти $ считался важнее представителей власти духовной. Царь был важнее (любого жреца по той причине, что он с самого начала отождеств-| лялся в той или иной форме с одним из богов, хотя богом объявил I себя гораздо позже.

; Это во многом основывалось на том, что в основе представлений • египтян об ином мире лежал культ предков, вокруг которого вра­щается вся их тысячелетняя история. В отличие от шумеров и их преемников, восточных семитов, в отличие от народов Малой Азии, " Армянского и Иранского нагорий, египтяне обожествляли не силы природы, не окружающий мир, а сами себя в лице обожаемых фа­раонов и их предков. Основные силы и средства, духовные и мате­риальные, были направлены на самообожествление. Пирамиды — ' один из наиболее ярких и не самых дорогостоящих примеров такого самообожествления.

В центре жизни египтян — храмы, где отправлялся культ пред­ков, пирамиды и расположенные рядом с ними заупокойные храмы. На одного жреца того, кого шумеры назвали бы богом, в Египте приходилось не менее 10 жрецов культа предков — они являлись массовой категорией населения.

Именно в таких обществах — египетское не единственное, где Доминировал культ предков, — монарх обычно претендует на ду­ховное руководство и на власть над жрецами. В этом ярчайшая

.. 81

особенность египетского общества. В Европе ничего подобного не было, но такого рода государственным системам ничего не мешало доминировать на огромных пространствах Дальнего Востока и юго-восточной Азии.

В Египте Раннего царства если живой царь еще и не был полно­стью богом, то уж его покойный папа был таковым наверняка. Египтяне, когда начали воздвигать пирамиды, не сразу задумались о том, кто будет их доделывать: никто особенно не надеялся, что дети достроят уже воздвигнутое. Каждый, кто получал власть, на­чинал судорожно строить собственную пирамиду. Бывали случаи, когда потомки не только не достраивали, но даже разбирали на стройматериал недоделанную папину пирамиду.

2. Формирование техногенного общества шло быстро, чему спо­собствовала специфическая судьба социальных структур. Если в Дву­речье и Средней Азии долгое время сохранялась сельская община, где люди зависели друг от друга не только в материальном и адми­нистративном плане, но и духовно, то в долине Нила очень рано появляется община соседская, где люди связаны только пактом при­надлежности к данной деревне. То есть общинные институты здесь не смогли оказать такого сопротивления техногенным тенденциям, какое выявилось в северо-восточных районах.

Второе, что укрепляло власть в Египте и дисциплинировало подданных, — единство сельскохозяйственного цикла, определяв­шееся разливом Нила и спадом воды — происходило широкое раз­растание ирригационных систем, охватывавших и в силу этого объ­единявших несколько номов. Поскольку данные системы не могли функционировать без государственного участия, это был дополни­тельный повод к самообожествлению. Египтянин полностью зависел от монарха и от государственной власти, в отличие от других стран:

если власть не беспокоится, ирригационные системы существовать не могут. Подобного мы не видим ни в Святой Земле, ни в Сирии, ни в верховьях Евфрата.

Другой важный фактор — высокая плотность населения и не­возможность распространяться куда бы то ни было. Египет тысяче­летиями вел войны, его солдаты уходили за тысячу километров от родины, но никогда и ничего вне Нильской долины египтяне не за­селили, в отличие от семитов, которые начинали с небольшой тер­ритории, но освоили огромные области. Египтяне не могли нигде приспособиться и воспроизвести свою социальную и экономическую структуру на новом уровне. При этом в своей долине они имели большую плотность населения и высокую степень самоорганизации,

постепенно приведшую к тому же, к чему пришли шумеры и аккад­цы третьей династии Ура.

Вследствие вышесказанного египетская культура носит тотальный характер. Мало альтернатив: на огромной территории поклоняются одним и тем же верховным богам, чтят одного фараона, выслушива­ют одинаковые приказы, говорят на одном и том же языке, — это, может быть, первое крупное моноязыческое государство.

Наличие единых верховных богов не отрицало и не исключало обилия мелких. Более того, Египет — образец классических мелких богов и местных суеверий, о чем хорошо написала Тэффи в "Новом Сатириконе": "В воздании божеских почестей египтяне не были осо­бенно разборчивы. Они обожествляли солнце, корову, Нил, птицу, собаку, луну, кошку, ветер, гиппопотама, землю, мышь, крокодила, змею и многих других домашних и диких зверей. Ввиду этой богомно-гочисленности самому осторожному и набожному египтянину ежеми­нутно приходилось совершать различные кощунства. То наступит кошке на хвост, то цыкнет на священную собаку, то съест в борще священную муху. Народ нервничал, вымирал и вырождался"8.

Нижний Египет (северная часть Египта) обладал особой специ­фикой: здесь имелся земельный резерв, было куда идти и что де­лать, разливы Нила не оказывали существенного влияния на жизнь людей, осуществлялась связь с семитами и хананеями. Это другой мир, но ему не повезло. Как всякое богатое общество Нижний Еги­пет склонен был заниматься больше производством и потреблением произведенного, чем выравниванием рядов и укреплением духа вооруженных сил. Поэтому в непрерывных военных столкновениях Верхнего Египта с Нижним обычно проигрывал Нижний.

3. Приблизительно с трехтысячного года, с правления первой династии, начинается государственный период. О нем известно не­много. Создателем единого Египта по традиции считается Мина, или Менее. Его можно отождествить с Хор-Ахой, правителем, упо­минавшимся в летописи. Хор (Гор) — имя одного из божеств, изо­бражавшегося в виде сокола; оно входило в тронное имя фараонов. "Аха" значит боец. До него, в конце Додинастического периода, правил некий Нармер, воевавший в Нижнем Египте, но неизвестно, с каким результатом.

Наиболее важные для вас фараоны первой династии: Джер, Се-мерхет и Каа, — имели покровителем бога Хора. Пирамиды еще

8 Всеобщая история, обработанная "Сатириконом". Л., 1990. С. 12. Первое из­дание — 1911 год.

им не строили, поскольку государство не было достаточно богатым. Впрочем, правление первых династий — время бесспорного эконо­мического подъема, когда огромное количество всевозможных изде­лий было разбросано египтянами и собрано археологами. Архитек­тура и быт еще примитивны, гончарного круга нет, зато активно расширяются ирригационные системы, и в огромном количестве производится зерно. Столица возникла на левом берегу Нила, бли­же к Нижнему Египту, — город Мемфис ("Белые стены").

В значительной степени Средний и Верхний Египет — страна мо­нокультуры, пшеницы. Отсюда быстрый рост населения. Надо ска­зать, уровень плодородия Двуречья и долины Нила исключителен. Высокая урожайность, в несколько раз большая обычной, — главный козырь и причина возникновения техногенных цивилизаций.

Первые двести лет, создав ирригационные системы и наладив сис­темы сбора налогов, египтяне с энтузиазмом кушали. Ничего особен­ного не создали, но ели, размножались и готовили дальнейший подъ­ем. Ничего аналогичного не видим в обществах за пределами двух долин больших рек. У египтян в Нижнем Египте развивались и ско­товодство, и садоводство, и огородничество, тогда как Средний и Верхний стали центрами зерноводства. Столь же быстро, как начал­ся экономический подъем, возникло и государство. Здесь, в отличие от Двуречья и Святой Земли, всё шло, как в ускоренном фильме. Как чертик из коробочки, появляется огромное количество государ­ственных чиновников. Быстро растущее население на замкнутых территориях не могло обойтись без сложного аппарата управле­ния, а поскольку монарх объявлялся богом, авторитет власти был очень высок и кадры плодились, как на дрожжах.

Особенно важной была такая фигура, к которой мы не привык­ли, — экономический чиновник — то, чего ни античный мир, ни Европа не знали вообще. Порядка трети чиновников занимались скотом, зерном, повышением урожайности, породами и болезнями скота и т. д. Государство энергично следило за качеством сельско­хозяйственного производства и тем более за распределением произ­веденного. Такие кадры составляли значительную часть управлен­ческого аппарата Египта.

Что касается земель, то часть из них находилась в ведении об­щинников, среди которых распределялась мелкими участками, но надо помнить: это соседская деревня, а не сельская община. Цар­ское и храмовое хозяйства не разделялись, хотя в основном вос­принимались как царское. Наконец, землями по традиции владела наследственная знать номов — основные социальные силы в Египте.

Можно заметить, что я не упомянул жречество: оно вместе с чинов­ничеством еще не сильно отличалось от зажиточных крестьян и не оформилось как общественный институт.

Войны в это время велись с хананеями за Синаем, ливийцами — на западе и эфиопами — в верховьях Нила, где на юге, в Нубии, до­бывалось золото. Еще одна важная черта отличает Египет с самого начала: войны он вел всерьез. Это не шумеры, которые пошумели, человек двадцать убили и разошлись взаимно недовольные. Егип­тяне убивали десятками тысяч. Войны крупные, ради которых египтяне собирались большими отрядами и нападали на крупные жизненно важные центры. Естественно, и противник защищался, мобилизуя все силы. Порой военный поход обходился весьма доро­го для обеих воюющих сторон.

Войны с хананеями изначально никогда не увенчивались про­рывом на их территорию. Египтяне устойчиво вязли на Синайском полуострове и в расположенной к северу пустыни — дальше нико­гда не проходили. По Нилу египтяне все время поднимаются вверх. Что касается Ливийской пустыни, то туда далеко ходить было незачем, поскольку ливийцы убегали вглубь песков и пре­следовать их не всегда представлялось разумным. Победить народ в пустыне без жестокости и конницы, равно как и население, жи­вущее в горах, было практически невозможно по двум причинам. В отличие от долинных народов горцы — народ более воинствен­ный и храбрый. Во-первых, горца поймать в горах трудно, по­скольку он прячется за скалистыми уступами и лезет в неведомое ущелье. Во-вторых, гоняться за ним бессмысленно, так как взять с него все равно нечего.

Между богатым Нижним Египтом и Верхним шла постоянная борьба. Если религиозные воззрения правителей Среднего и Верх­него Египта были связаны с богом Хором, то у правителей Нижнего они увязывались с богом пустыни Сетом. Мы замечаем, что где-то на стыке первой и второй династий с вывесок и город­ских стен сколачивают слово "Хор" и неожиданное помещают "Сет" — так продолжается довольно долго. Потом на тех же сте­нах и зданиях появляются и "Хор" и "Сет" одновременно, затем опять соскабливают надпись "Сет", и снова воцаряется "Хор". Происходила какая-то крупная борьба идей. Жители Нижнего Египта в период Раннего царства временно одолели в рамках еди­ного государства, но потом северяне, видимо, взяли верх. А в конце концов Верхний и Нижний Египет вернулись к почитанию люби­мого бога Хора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.015 с.)