Египет периода позднего царства (сер. X—vi вв. До Р. Х. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Египет периода позднего царства (сер. X—vi вв. До Р. Х. )



/д. III переходный период (XI—сер. Х вв.). 2. Хронология, соци­ально-экономическая характеристика. 3. Правление ливийской ди настии (950—730). 4. Правление нубийской династии (715—664). 5. Египет под властью Ассирии (671—655). 6. Саисская династия (664—525). 7. Египет под властью персов (525—332) и Птолемеев (III-I вв. до Р.Х.).

1а. Для нас история Египта Позднего царства важнее, чем более ранних периодов, так как является фоном событий, связанных со временем, предшествовавшим приходу в мир Спасителя.

Перед нами классический конец техногенного времени при со­хранении создавшего его народа. В миниатюре мы видели кризисы техногенного общества в Двуречье в конце III тысячелетия. За два тысячелетия своего существования Египет пришел к тому, что в рам­ках очередного третьего Переходного периода (XI — сер. Х вв. до Р.Х.) египетское общество утратило всякую целеустремленность и жизнеспособность, его духовные силы и внутренний потенциал ока­зались исчерпанными, ходить в дальние походы и умирать за блеск скипетра фараона никто уже не хотел. Это не значит, что общество исчезло или египтяне остались нищими. С некоторым опозданием они познакомились с железом, осознали его преимущества, но ук­реплять свое государство или сражаться за него мало кто хотел, в чем выразился один из исходов жизни техногенного общества, ко­торое умерло изнутри, хотя этнически не исчезло.

До почти полного исчезновения египтян как этнической группы оставалось еще два с половиной тысячелетия, тогда как египетская государственность как самостоятельный техногенный организм ис­чезла в Х веке до Р.Х. Кто хотел, тот и правил Египтом — сами египтяне не только не желали воевать, но даже и править.

2. Появляется ливийская династия, пришедшая с запада (950— 730), — короткая попытка что-то устроить. Потом Египет попал под власть эфиопов, или кушитов, появившихся с юга (715— 664). Последних сменили ассирийцы (671—655). Затем последовал крат­кий "последний расцвет на краю могилы", по выражению одного исследователя, при местной Саисской династии (664—525), которую сменило правление персов (525—332). Самым длительным оказа­лось греческое влияние, начавшееся с Александра Македонского

в конце IV в. до Р.Х. и продолжавшееся вплоть до византийского времени, VII—VIII вв. н. э., хотя формально с 30 г. до Р.Х. Египет стал римской провинцией. К III веку до Р.Х. Египет представлял собой настоящий интернационал, перестав быть единым.

Гораздо дольше существовал египетский пантеон богов, пере­живший местную государственность. От приходивших завоевателей требовалось, чтобы они чтили Амона и по возможности участвовали в богослужении. Включить родственников и земляков в состав жре­чества Амона для египетских правителей стало делом престижа. Например, Птолемеи считали себя близкими богу Птаху, объявляли себя фараонами и богами. По-настоящему египетские верования были вытеснены лишь христианством.

Одновременно происходит смещение центров развития. Первое тысячелетие до Р.Х. — время расцвета Нижнего Египта. В то же время энергичные политические силы почти никогда не сосредото­чивались в средней части Египта, являвшейся сакральным центром государства, она превращается в спящий район, где дальнейшее экономическое развитие уже невозможно. На тогдашнем техниче­ском уровне здесь все земли были освоены. Даже собрать войска в этих чисто египетских районах толком не удавалось. В Дельте число египтян непрерывно уменьшается, хотя здесь еще осваивают­ся заболоченные территории. При других условиях возможности Дельты были бы гораздо большими.

Очень быстро развивается торговля, в обращении появляются деньги (не ранее VI в.). Основные формы имущества — мелкое и среднее частное и храмовое землевладение, всякие идеи на счет крупных латифундий были отброшены: это не время крупных по­исков, в том числе в экономической сфере, рабов было мало.

3. В середине Х века к власти пришли ливийцы, появившиеся из западных районов Северной Африки. Возглавил их человек, кото­рого звали Шешонк I (ок. 950—730). Он сначала был полковод­цем, а потом стал фараоном, основавшим XXII Ливийскую дина­стию. Сына назначил главным жрецом бога Амона — один из обязательных актов, с которым мы сталкиваемся на протяжении Позднего царства постоянно. Шешонк известен тем, что вмешался в конфликт между Израильским и Иудейским царствами, организо­вал рейд против Иерусалима и захватил его около 928 г.

При Шешонке не было жесткой централизованной власти. Темпе­рамент полководцев, не перестававших друг другу говорить: "А ты кто такой?" — привел к тому, что Египет распадается на княжества, во главе которых стоят номархи. Династия распалась на несколько

ветвей, располагавшихся в трех основных центрах: Бубастисе, Мемфисе и Гераклеополе. От многочисленных конфликтов лучше не становилось. Уязвимое хозяйство перенаселенной страны перио­дически попадает в кризисы. Поскольку механизма настоящего сильного ограбления не существовало, земледельцы довольно быст­ро стали вновь обрастать жирком. Хотя и для разорения страны ливийцы сделали многое. Они устроили две параллельных дина­стии, ХХП-ую и ХХШ-ю, которые регулярно сражались между со­бой в Дельте и прилегающих долинах. XXIII династия была осно­вана в 817 году правителем города Т анис, находившегося в Дельте, и ее представители правили до 730 г. параллельно с ХХП-ой.

4. В VIII веке возвышается еще одно маргинальное государство, более централизованное и совершенное, нежели Египет, — Эфио­пия (Куш, или Нубия). Эфиопы жили к югу от Египта, между 4-м и 6-м порогами Нила. Столица располагалась в городе Напата, по­том ее перенесли еще дальше к югу, в г. Мероэ. Нубийцы контро­лировали Египет, но не стремились слиться с местной властью, что весьма существенно.

Проникновение началось при эфиопском царе Каште (сер. VIII в. до Р.Х.) традиционным способом: чтобы стать во главе Египта надо было войти в состав фиванского жречества. Попасть в его кадры было до странности легко. Кашта стал жрецом, послал в Египет эфиопский гарнизон и завел в стране кушитские порядки. Амона он почитал, со жрецами договорился, а затем его сын Пианхи на за­конных основаниях двинулся на север против ливийских правите­лей, Бубаститов, которые к этому времени укрепились в Саисе, где правил Тефнахт. Последний попытался поднять египтян на борьбу с эфиопами, но проиграл серию сражений. Тефнахт предпринял одну из последних попыток сделать что-то руками египтян на их коренной территории, однако ничего не получилось. Гераклеополь и Мемфис были заняты противником, а Тефнахт вынужден при­знать себя вассалом Пианхи — начинаются новые времена. Раньше Египет не знал, что такое осада столицы: все решалось в дальних походах. Теперь страна становится ареной постоянных войн. Они не чета тем, которые происходили на территории Святой Земли, поскольку влекли за собой массовое разорение земледельцев^2.

32 Во время десятилетней войны во Вьетнаме американцы могли победить в течение одного дня, разбомбив дамбы, защищавшие страну от воды с севера. Взорвав дамбы, они посадили бы 80% населения на деревья и крыши домов, вызвав затопление терри­тории. Однако погубить большую часть страны совесть им не позволила. История войн средневекового Востока, равно как и техногеиных государств древности, чрезвычайно богата такого рода безобразиями, тем более что на подобные авантюры обычно шла более слабая сторона — огромные области погружались в состояние неурожая и голо­да. В Египте данного периода нечто сходное происходило довольно часто, поскольку ливийцам не особенно было жалко страну, а уж эфиопам тем более.

Поселившись в Дельте Нила и захватив Средний Египет, эфиопы не считали их своей родиной. Прожив 200 лет в Дельте и не пола­див с царями из-за суммы зарплаты, ливийские наемники могли спокойно отправиться в Ливию навсегда. Вряд ли такие люди соби­рались щадить хозяйство египтян.

Пианхи устроил дела и ушел на юг. Тефнахт тут же основал XXIV династию, которая, кроме него, состояла всего из одного че­ловека: его сына Бокхориса (721—715). Пять лет правления Бок-хориса позволяют в чистом виде проследить один процесс, с кото­рым общество сталкивалось уже с конца третьего тысячелетия и, видимо, будет еще сталкиваться. Полуразрушенная страна, демора­лизованные и дезориентированные ливийцы, сильные, но безраз­личные к судьбам страны эфиопы и египтяне, уже отвыкшие чем-то заниматься и за что-то отвечать. В этих условиях XXIV династия пошла на социальный эксперимент, который позволял решить по­литические и экономические проблемы. Какова была задача? Вдох­нуть жизнь в мертвеющее египетское общество, поскольку новые цари не верили, что все кончено. Что же сделал Бокхорис? Он ре­шил освободить закабаленных разорившихся земледельцев, списать долги с еще независимых должников, оставшимся пообещать хоро­шую зарплату и набрать полноценное войско, навести порядок. Он сделал ставку на национальный египетский элемент. Действительно, списал долги, вернул земли, прижал к ногтю банды жуликов, по­теснил иностранных наемников. Казалось, все шло, как по маслу, но при первом появлении эфиопов многочисленные египетские вой­ска дружно разбежались.. Цель была четкая — укрепление среднего слоя земледельцев для расширения сословия воинов.

Однако время египетской государственности истекло. В 715 году преемник Пианхи Шабака разбил в тяжелом сражении Бокхориса и, если верить греческим источникам, сжег его заживо. Так возник­ла XXV эфиопская династия. Нубийцы объединили страну, вновь перенесли столицу в Мемфис, с привычным энтузиазмом принялись чтить Амона. В походы особо не ходили, поскольку врагов у них, собственно, не было. К тому же удержание Египта требовало доста­точно много сил.

5. Все длилось бы гораздо дольше тех лет, которые были от­ведены эфиопской династии, если бы не Ново-Ассирийское цар­ство, правитель которого Асархаддон уделил время на завоева­ние Египта. Первый раз в 674 г., а потом в 671 г. Как поступили новые фараоны? Бросили Египет, не очень-то им нужный, и бы­стро скрылись на юге. Ассирийцы прибыли в страну и сразу за­дались вопросом: а что с ней делать? В формальном подчинении у них находилось огромное количество хорошо вооруженных мелких правителей, представители которых не собирались кого бы то ни было слушаться. Этих номархов объявили вассалами — их преданности хватило на 15 лет: с 671 по 655 гг. Лишь с боль­шой натяжкой можно считать, что ассирийцы в это время прави­ли страной.

В 663 году попытались вернуться эфиопы. Возглавил их Танутамон, преемник изгнанного ассирийцами Тахарки. Впрочем, кра­сота имени ему не помогла, а даже помешала, поскольку на Танутамоне эфиопская династия пресеклась: ассирийцы его разбили.

6. Вторая половина VII века не самое лучшее время в жизни Асси­рии. Поэтому когда в Египте возник новый импульс для объединения страны, ассирийцы ничего не смогли ему всерьез противопоставить. Центром сопротивления стал город Саис в Дельте, ничем до этого не известный. Так начался короткий период, когда египтяне попытались воссоздать египетское государство на национальной основе. Многое было сделано, но оказалось исторически недолговечным.

Родоначальником XXVI Саисской династии (664—525) стал Псамметих I. Возрождать египетское государство он отправился с наемными греками и жителями Малой Азии, и таким образом уда­лось собрать мелких князей, поскольку с кем-то договорились, ко­го-то побили. Псамметих даже деньги откуда-то достал: действо­вал главным образом под честное слово, то есть обещал землю, на которой наемники собирались остаться навсегда. Основания для этого были, так как греки в Египте появились давным-давно (в Се­верном Египте существовали греческие колонии Кирена и Навкратис). Именно с Саисской династии начинается серьезная эллини­зация Дельты, когда она становится частью Средиземноморского мира. На таком фоне предпринимались попытки искусственно возродить национальную религию, духовную и культурную жизнь Египта. Два совершенно противоречивых процесса. Одним из ме­роприятий по восстановлению египетского величия стал ремонт египетских лабиринтов — комиссия, проверявшая их, однажды не смогла из них выбраться.

В экономической области все держалось на такой фигуре как клерух — солдат, владелец клера, земельного участка, предостав­лявшегося воину на всю жизнь с правом передачи по наследству. Единственной гарантией его земельных владений оказывалась власть, предоставлявшая солдату такое право. Можно себе предста­вить: пришли чужие люди, языка не знают; где-то их наняли, дали землю. В данной деревне чужеземец становится близким соседом кого-то из местных жителей, у него много земли, начальство его любит. Как это происходило на деле? Первое время местное насе­ление разбирало крыши домов — лишь бы клеруха не принимать. Но постепенно отношение менялось, так как на наемниках в основ­ном и держалось хозяйство. Клерухи писали письма домой о том, как здесь хорошо, и новые толпы направлялись в Дельту. Наемни­ки редко возвращаются на родину, и поскольку их профессия трудно применима в области мирного строительства, она является мощным фактором колонизации. Греки в саисский период сюда ехали постоянно. Хотя в сфере управления восстанавливались еги­петские структуры, возрождалась египетская религия и т. д. С при­ездом греков Дельта стала частью торгового мира Средиземномо­рья. При всем прежнем величии Египет не стремился выйти на море: у него был любимый маршрут на северо-восток, в Ливан. Те­перь Египет — один из центров виноделия, крупный аграрный район. Египтяне быстро нашли свою нишу на мировом рынке — поставка продуктов питания. Они перестали зависеть от импорта и в этом отношении — от внешнего мира, как было раньше с металлами. Сельскохозяйственную продукцию они смогли производить в ог­ромном количестве.

Ливийцы, обиженные наплывом в Египет греков, пытались от­стоять свои права, но сдюжили против греков и ушли, но не в Ли­вию, а вверх по реке, в Куш к нубийцам, где продолжали зани­маться своей деятельностью.

У саисских фараонов хватало денег на войну, но тратили они их не на дальние походы, а на оборонительные мероприятия: огораживали страну крепостями, так как не верили в свой потенциал и понимали, что расцвет кратковременен. Естественно, с полным основанием они ожидали неприятностей не от избранного народа, а со стороны разви­вавших мускулатуру государств верхнего Евфрата и Малой Азии. С Иудеей у саисских фараонов, терпимых и интеллигентных, были хорошие отношения: без крайней необходимости они соседям зла не творили. Тем не менее с севера надвигались государства, связанные с Нововавилонской державой и государствами Армянского нагорья.

В сложившейся ситуации саисские правители пытались воевать чужими руками. Если прежде фараоны собирали армию и отправ­лялись в дальние края для решения своих проблем, не особенно считаясь или советуясь с теми, кто там живет, то Египет Позднего царства стремился максимально эффективно использовать свои не­большие воинские контингенты. В чем это выразилось? Фараоны хорошо знали ситуацию, обычно подбивали северо-сирийские госу­дарства на те или иные военные акции в адрес государств Месопо­тамии, обещали помощь и иногда подавали ее, иногда нет. Египтяне не рисковали большими корпусами.

Фараон Нехо II (610—595) заслуживает особого внимания. С периодом ему не повезло. Такого человека в XII век, и он бы многое сумел сделать. У него была хорошая армия, сильный флот. Нехо поставил под контроль внешнюю торговлю, от чего имел при­личные доходы, двинулся вверх по реке и восстановил порядок на юге. Но в историю вошел благодаря другим мероприятиям.

Первое — он прорыл канал длиной в 84 км, соединивший Среди­земное море с Красным. От Суэцкого он отличался тем, что был по­строен не от моря до моря, а от Нила до озер, образующих среднюю часть теперешнего Суэцкого канала. Строительство обошлось до­рого — погибло около 120 тыс. человек. Были воздвигнуты два боль­ших порта на обоих концах канала, позднее построены верфи.

Второе, — хорошо зная торговлю и имея знакомых авантюри­стов финикийцев, он нанял последних для путешествия вокруг Аф­рики, которое было осуществлено. Для Нехо заморская торговля была государственным делом. С этого фараона государственный характер Египта меняется — Дельта становится завязанной на мор­ской торговле.

Монарх такого рода не мог удержаться и от некоторых походов. Они были быстрыми и успешными. Нехо побывал в Святой земле, но решающего успеха там не добился. Кроме того, побил эфиопов и попугал финикийцев. Подобные акции осуществлялись за счет наемного войска. Время от времени наемники волновались, всегда по одной причине — невыплата зарплаты. Она была большой — ее было трудно выдавать сразу и регулярно, обычно ходили на соседа, грабили его и затем справедливо делили награбленное среди наем­ников, то есть существовали на самоокупаемости. Однако в один прекрасный день наступает момент, когда, если вы не создали запа­сов, с наемниками возникают трудности.

Следующему правителю Априю (589— 570) пришлось подавлять мятеж наемников. В основном скандалили ливийцы, которые никак

не могли успокоится по поводу того, что перестали быть главными в Дельте. После первой неудачи они снова восстали, и Априй по­гиб. Его родственник Яхмос II (570— 526) смог восстание подавить, поэтому царствовал долго и счастливо. Нехо II и Яхмос II — две самые удачливые фигуры саисского периода.

Если первые фараоны XXVI династии делали ставку на греков, то поздние ставили на них вдвойне. На смену господству наемников и регулярным торговым контактам приходят политические союзы. Можно заметить сходство культур архаической Греции и саисского Египта по крайней мере на уровне взаимовлияния художественных школ. Например, в Навкратисе, греческой колонии в Дельте Нила, давно уже ничего египетского не было. Не потому, что колонисты призирали Египет, а поскольку считали его почти своим.

С греками Яхмос II ходил не только в Нубию, но и в новые мес­та—в Аравию, для чего требовались верблюды и кони, а также благоустроенные стоянки между переходами. В Аравии плотность населения возросла: ее жители подтягивались к Святой Земле. Здесь уже есть куда сходить и кого пограбить; у арабов возникают торговые города, храмовые центры. Иное залихватское начинание Яхмоса II — нападение на Кипр.

Все вышеописанное происходило в достаточно напряженных ус­ловиях. Расходы большие, средства ограниченные, жречества не хватает и его никто не почитает. Руководители наемников всегда ссорятся между собой: никогда ни в одном обществе дружбы между вождями иноплеменников не было, благодаря чему только и можно было использовать наемников. Впрочем, своего потенциала пока хватало, и египтяне махнули на все рукой.

7. Однако уже в 525 году в Египет прибывает персидский царь Камбиз, основавший новую XXVII персидскую династию. Для Египта указанный факт являлся нормой, тогда как персы сочли Камбиза су­масшедшим. Новоиспеченная династия правила недолго, поскольку преемник Камбиза Дарий I превратил Египет в одну из провинций — сатрапий. Новый статус сатрапии несколько вдохнул силы в египтян, которые теперь непрерывно восставали. Каждый, поднявший мятеж и продержавшийся у власти более трех дней, провозглашал новую дина­стию. Не только персидские солдаты, но и сами сатрапы терпеть не могли эту страну, поэтому почти каждый второй сатрап провозглашал себя независимым. Греки на все происходившее в Египте смотрели из­дали: отношения с персами у них были сложными.

К этому моменту Египет — это греки Дельты. Все остальные вы­ступают вместе с ними. Когда в конце IV века греки объединились,

это сыграло определенную роль и в судьбе Египта. Напомню, что на Амона не покушался никто. Из всей разнокалиберной публики, появлявшейся в Египте, никто никогда со жрецами Амона не ссо­рился и культ его отправлял в обязательном порядке. С другой стороны, жрецы Амона не придирались к тем, кто исповедовал два культа одновременно, — в этом феномен сакральной жизни Позд­него Египта, когда принятие культа Амона буквально всеми хозяе­вами страны еще не означало отказа от своей веры. Жречество Амона понимало, что судить пришельцев не следует, одевало тор­жественные одежды и пело соответствующие стихи очередному пра­вителю Египта. То же произошло с Птолемеем Лагом, преемником Александра. Вместо египто-ливийских фараонов, окруженных со всех сторон греками, появились греки, окруженные египтянами и недовольными ливийцами. Изменилось только одно — фараон стал другим, а власть давно уже перешла к грекам.

Что собой представлял египетский грек? Это не совсем обычный тип человека, средне образованного, более склонного к удовольст­виям: ему нравится полежать, отдохнуть, — типичный представи­тель городской культуры. С другой стороны, жречество долгое время пополнялось самыми разнообразными этническими группами, но не греками, которые понимали египетскую жизнь, но не местную религию. Но это внешняя сторона дела, потому что в духовном плане многие греки птолемеевского Египта реализовали свою тыся­челетнюю тягу к духу избранного народа. Септуагинта (перевод Ветхого Завета 70 толковниками, произведенный во времена Птолемеев, прим. во II в. до Р.Х.) не историческая случайность. Эта постоянная тяга и взаимный интерес двух народов, наложившись на высокий авторитет иудеев, создали феномен Александрии, города, основанного еще Александром Македонским в конце IV в., который был не греческим именно в той мере, в какой являлся городом Свя­той Земли и Египта. Египетский компонент в Александрии был, ес­тественно, весьма значительным, но не надо его переоценивать-Сплав нескольких культур, их взаимное пересечение и переплете­ние в значительной степени подготовили рождение такого феномена как христианская Александрия, а позднее — гностицизм (учение, пытавшееся объединить достижения античной философии и христи­анские доктрины).

III век до Р.Х. — расцвет в правлении Птолемеев. Однако со всех сторон на Египет наступали другие более сильные государства, а внутренний потенциал общества уже был израсходован. Птолемеи много строили, буквально захлебывались от избытка продуктов

экспорта и импорта — всего было очень много, но с другой стороны. и тратить они умели. Кроме того, любимый спорт этих столетий — многочисленные войны. Половина из них велась из-за ничего — тра­диция была такая — сходить в Сирию. Первая, вторая, третья, чет­вертая сирийские войны. Кому-то это могло надоесть, но Птолемеям нравилось. Такого рода развлечения на стыке II и III вв. до Р.Х. привели к окончательному исчерпанию ресурсов страны. Местное население, египтяне в первую очередь, пыталось греков унять, но ничего не получалось. Греки одолели, но тут появился Рим, в руки которого птолемеевский Египет шлепнулся, как спелый плод, без со­противления, под радостные крики тех же греков. Теперь за их спи­ной стояли доводы Рима, и египтяне не представляли серьезной по­литической силы. Римская империя никогда ни с кем не ссорилась, но всех постепенно зажимала под общий уровень. Таким образом римляне покончили с египетской государственностью в 30 г. до Р.Х., когда Египет стал одной из римских провинций.

БИБЛИОГРАФИЯ

Учебная литература

1. История древнего Востока / под ред. Авдиева В. И. — 3 изд. — М., 1970.

2. История древнего мира / под ред. Дьяконова И. М. М., 1982-198 3. Т. 1-3.

3. История древнего Востока / под ред. Кузищина В. И. М., 1979; 2 изд.: М., 1988.

4. Редср Д. Г., Черкасова Е. А. История Древнего мира. М., 1985. Ч. 1-2.

5. Снегирев И. Л. Древний Восток. Атлас по древней истории Египта, Пе­редней Азии, Индии и Китая. Л., 1937.

Источники

1. Ветхий Завет (по любому изданию Библии).

2. История и культура древней Индии. Тексты. М., 1990.

3. Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973 (сер.: "Библиотека всемир­ной литературы").

4. Сказки и повести древнего Египта. Л., 1979 (сер.: "Литературные Памятники").

5. «Хрестоматия по истории древнего Востока / под ред. Коростовцева М. А. М., 1980. Т. 1-2.

6. Хрестоматия по истории древнего Востока / под ред. Струве В. В. М., 1963.

Литература

1. Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. М., 1948. Т. 1; М., 1959. Т. 2.

2. Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.

3. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.

4. Боне М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. — 2 изд. — М., 1988.

5. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, нау­ка, религия. М., 1980; 2 изд.: М., 1993.

6. Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

7. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.

8. Вейнберг И. П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н. э. М., 199 3.

9. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986.

10. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909.

11. Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961а.

12. Герни О. Р. Хетты. М., 1987.

13. Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983.

14. Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

15. Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до м. э. (626-331 гг. до н.э.). М., 1974.

16. Дьяконов И. М. История Мидии. М., Л., 1956.

17. Дьяконов И. М. Люди города Ура. М., 1990 (сер.: Культура народов Вос­тока. Материалы и исследования. Старовавилонская культура. Вып. 2).

18. Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Дву­речья. Шумер. М., 1959.

19. Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. М., 1992.

20. Замаровский В. Тайны хеттов. М., 1968.

21. Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967

22. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. М., 1983.

23. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976.

24. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965; 2 изд.: М., 1991а.

25. Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М. В., Чебоксаров А. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

26. Кьера Э. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. М., 1984.

27. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Л., 1990.

28.Масперо Г. Египет. М., 1915.

29. Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г. Ис­кусство древнего Востока. М., 1968 (сер.: "Памятники мирового искус­ства". Сер. 1а. Вып. 2).

30. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

31. Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена ве­ликих фараонов. М., 1989.

32. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

33. Павлов В. В. Образы прекрасного. Избранные труды. М., 1979.

34. Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959.

35. Савельева Т. И. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1971а.

36. Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М., 1979.

37. Сетон Ллойд. Археология Месопотамии. М., 1984.

38. Тураев Б. А. Древний Египет. Петроград, 1922.

39. Тураев Б. А. Египетская литература. М., 1920.

40. Тураев Б. А. Классический Восток. Л., 1924. Т. 1а. Введение. Вавилон.

41. Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М., 1958

42. Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Ду­ховные искания древнего человека. М., 1984.

43. Шифман И. Ш. Культура древнего Угарита (XIV—XIII вв. до н. э.). М., 1987.

44. Шифман И. Ш. Финикийские мореходы. М., 1965.

45. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. М., 1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.09 с.)