Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы Диоклетиана и Константина. Становление системы домината.

Поиск

Приход к власти императора Диоклетиана открывает новую, последнюю стадию в развитии римского рабовладельческого общества и государства: эпоху поздней Римской империи, продолжавшуюся около двухсот лет (со времени прихода к власти Диоклетиана в 284 г. до свержения по следнего римского императора Ромула Августула в 476 г.). Именно в этот период шло разложение и перерождение рабовладельческой системы хозяйства, вызревание новых, протофеодальных отношений как определенного социально-экономического уклада. По своему историческому значению период поздней Римской империи был эпохой социальной революции, в ходе которой завершалась одна социально-экономическая формация — рабовладельческая и рождалась другая — феодальная. 1. Реформы Диоклетиана. Установление домината. Кризис III в. поставил Римское рабовладельческое государство на край гибели. К концу III в. он стал ослабевать, хотя к моменту прихода к власти Диоклетиана социально-политическая обстановка в Империи была еще достаточно сложной. В Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны, беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части, укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть Центральной Галлии, создали собственную организацию управления; и даже избрали своих императоров — Аманда и Эли-ана (их имена сохранились в источниках). Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских магнатов.

Воспользовавшись напряженным положением в Галлии, начальник римского флота в Британии Караузий в 287 г. объявил себя императором, захватил Британию и Северо-Западное побережье Галлии. Неспокойно было в Мавритании, где волновались местные племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска. Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.

Для подавления восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе был послан опытный полководец Максимиан, который в 286 г. провозглашается августом, т. е. полномочным соправителем Диоклетиана с правом управлять западной половиной Империи и резиденцией в Медиолане. Сам Диоклетиан, избравший своей резиденцией Никомедию, расположенную относительно близко от угрожаемых границ на Дунае и Евфрате, управлял восточной половиной Империи, включая Балканский полуостров. Разделение управления Империей между двумя соправителями было началом целого ряда крупных реформ, проведенных Деоклетианом, которые привели к серьезным изменениям государственной и социально-экономической структуры римского общества в IV—V вв. Денежная и налоговая реформа. Диоклетиан проводил экономические, административные и военные реформы. Они были порождены практической необходимостью. Нужна была боеспособная армия и разветвленная администрация, чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы и нападать на соседей. Для этого требовались большие средства. А их недоставало. Поэтому прежде, всего Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробной монеты. Уже в 286 г. он приступил к проведению денежной реформы, приказав выпускать новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета. Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.

Диоклетиан изменил систему сбора налогов — отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. Для точной раскладки налогов в 289—290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи. Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, но по истечении пятилетнего срока вносились соответствующие поправки. Через 15 лет всеобщая перепись населения повторялась.

В основу налогообложения были положены земля и обрабатывающие ее люди. После всеобщей переписи ввели поголовную подать (капитацию), которую было обязано платить все население Империи. Для всей Империи, включая Италию (без ее южных территорий, приписанных к городу Риму, жители которого по-прежнему освобождались от уплаты налогов), были установлены единые размеры налогов и способы их взимания.

Городские жители — ремесленники, торговцы — вместо поземельного платили подушный налог в тех же размерах, что и плательщики анноны.

Материальная ответственность за поступление налогов с колонов и помещенных на землю ра(5ов была возложена на землевладельцев. За налоги городских жителей отвечали куриалы — члены городских управлений (курий). Реформа налогов, проведенная Диоклетианом, способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии. Прикрепленность к месту жительства налогоплательщиков гарантировала казне полное поступление налогов, а магнатам, кроме того, — постоянную рабочую силу.

Военная и административная реформы. Постоянное военное напряжение при слабой подвижности пограничных армий, состоявших из воинов, проживавших со своими семьями в пограничных деревнях, требовало проведения военной реформы. Диоклетиан приступил к ней вскоре после своего прихода к власти. Но завершилось преобразование армии при его преемнике Константине уже в IV в. Кроме старой, организованной еще при Септимии Севере пограничной армии были сформированы подвижные маневренные войска. Они были расквартированы в городах и по приказу императора образовывали малые или большие действующие армии. Так как контингенты войск были увеличены и условия службы в армии ухудшились, то добровольцев для ее пополнения уже не хватало. Диоклетиан обязал землевладельцев поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество воинов из числа проживавших на их землях колонов и сельскохозяйственных рабочих. Таким образом, и военная реформа способствовала прикреплению колонов, так как магнаты стали теперь более жестко пресекать их попытки покинуть свои хозяйства. Варваризация армии, начавшаяся еще во II в. и прогрессировавшая в III в., в результате военной реформы Диоклетиана еще более усилилась.

В обстановке борьбы с народными восстаниями, узурпаторами, варварскими племенами, с Персидской державой становилось все очевиднее, что разделения Римской империи на две части недостаточно. Кроме того, процессы экономического обособления провинций зашли так далеко, что управлять ими из двух центров: Никомедии и Медаолана — было трудно.

С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максими-ану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти. Кроме того, в 293 г. он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров' — Гая Галерия Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров (кроме Фракии) с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем, также с титулом цезаря, Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию. Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов (совр. Трир).

Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. Августы женили их: один — на своей дочери, другой — на падчерице и усыновили. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою.очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев. Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти.

Высшей властью обладал старший август.

Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых территорий и сохранявшие примерно свои старые границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых, меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101-ю административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций, не совпадающих с исторически сложившимися границами, должно было, кроме того, подорвать усилившийся в III в. сепаратизм старых провинций, способствовать укреплению единства Империи, Военное командование было отделено от гражданской администрации. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, назначавшиеся императорами. Наместники провинций назывались ректорами, они подчинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам. Рим — глава мира — сохранил свое прежнее устройство, но фактически перестал быть столицей, его сенат превратился в совет города Рима.

Во всей Империи устанавливалась единообразная бюрократическая система с целым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к высшим. Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положение господствующего класса Римской рабовладельческой империи.

Упорядочение военной, административной и налоговой систем стало приносить свои результаты. В 296 г. Диоклетиан подавил восстание в Египте. С большим трудом, но все же удалось оттеснить персов в 298 г. за пределы Империи. Затянувшиеся восстания в Африке и Мавритании были наконец жестоко подавлены в 297 г. Максимианом.

Эдикт о твердых ценах и заработной плате. Содержание возросшего военно-бюрократического аппарата требовало все больших расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости денежной системы. Это отражалось на поступлении налогов. И Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и о твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляциями и ростовщичеством. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произвольно и не могли быть едиными для огромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития.

Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен. 1. Религиозная политика Диоклетиана. Борьба с христианской церковью. Последним значительным мероприятием Диоклетиана была борьба с христианством, которое к этому времени распространилось в городах и частично в армии, имело разветвленную и хорошо организованную церковную администрацию. Христианство исповедовали часть вельмож, даже жена Диоклетиана и его дочь. Христиане оказывали пассивное сопротивление недавно утвержденному культу двух августов, выступали против почитания древних богов, т. е. против тех основ, которые,.по мысли Диоклетиана, приверженного к древнеримским традициям, должны были идеологически объединить подданных с трудом воссоединенной Империи. Но главной причиной, вызвавшей при Диоклетиане жестокое гонение на христиан, была хорошо налаженная и обладающая большими средствами церковная администрация во главе с епископами. Диоклетиан, по-видимому, усмотрел в ней организацию, параллельную государственной и, следовательно, мешающую окончательному укреплению единства государства, а потому подлежащую уничтожению.

В феврале 303 г. был обнародован первый эдикт против христиан. За ним в скором времени последовали еще три. Было запрещено отправление христианского культа. Приказывалось разрушать церкви и сжигать христианские книги. Имущество христианских общин конфисковывалось. Каждый христианин должен был публично отречься от своей веры и принести жертвы божественным императорам и языческим богам. В числе других это должны были сделать жена и дочь Диоклетиана. Христиане, отказавшиеся выполнять эдикты, подвергались преследованиям, пыткам, тюремному заключению и даже смертной казни; их имущество конфисковывалось.

Однако столь суровые меры наказания не сломили христиан, наоборот, их организации приобрели еще больший авторитет. Этому способствовало и то, что римская религия, возникшая в незапамятные времена, несмотря на все изменения, уже не соответствовала уровню и характеру социально-экономического и идеологического развития. 3. Междоусобная борьба за власть между преемниками Диоклетиана. Победа Константина (306—337 гг.). В 305 г. Диоклетиан и Максимиан в торжественной обстановке отказались от власти и ушли в отставку. Августами были провозглашены бывшие цезари: Галерий — для восточной половины, Констанций Хлор — для западной половины Империи. Августы избрали себе заместителей — цезарей, как это было задумано в свое время Диоклетианом. Однако не прошло и года, как вся система тетрархии была нарушена провозглашением в разных местах Империи новых августов и цезарей, между которыми началась ожесточенная борьба за власть. "В этой борьбе постепенно выдвинулся на первое место сын Констанция Хлора от первого брака Константин. Уже в юношеском возрасте Константин проявил себя смелым, рассудительным воином и командиром, чем снискал популярность в войсках, которыми командовал его отец. После неожиданной и ранней смерти Констанция Хлора в 306 г. британские легионы провозгласили Константина цезарем, а август Галерий, опасаясь недовольства сильной западной армии, был вынужден признать это провозглашение. Во вспыхнувшей затем борьбе за власть над всей Империей между Галерием и вернувшимся к управлению государством Максимианом и его сыном Максенцием Константин проявил завидную осторожность, выжидая истощения сил воюющих сторон, постепенно наращивая свои силы и политическое влияние. После смерти Галерия в 311г., когда старшим августом стал Лициний Лициниан, Константин заключил с ним союз, направленный против Максенция, управлявшего центральной областью Империи Италией и африканскими провинциями. Выждав удобный момент, Константин повел свои галльские войска в Италию. Решающее сражение с Максенцием произошло под Римом у местечка Красные скалы в 312 г. Христианская легенда передает, что в решающий момент битвы над легионным значком, под которым сражался Константин, появился христианский крест с надписью «Сим победишь». Максенций был разбит и утонул в Тибре. Константин стал повелителем западной половины Империи, а его союзник Лициний, разгромив своих соперников на Востоке, стал августом ее* восточной половины. Новые августы ненавидели и боялись друг друга. На первых порах объектом их острых разногласий был вопрос о том, кто должен управлять провинциями Балканского полуострова. В результате войны 314—316 гг. Константин добился перехода Балканского полуострова, кроме Фракии, под свою власть и между ним и Лицинием был заключен мир. Константин стал претендовать на положение старшего августа, с чем Лициний был вынужден мириться. Воспользовавшись затруднительным положением последнего во время нападения готов на Фракию в 323 г., Константин под предлогом борьбы с готами захватил Фракию, а когда Лициний попытался вытеснить своего вероломного союзника из этой области, это привело к войне, в которой Лициний был разбит, низложен с престола и вскоре убит. В 324 г. Константин стал единственным правителем всей Римской империи. 4. Развитие домината при Константине. Завершение социально-экономических, политических и военно-административных реформ. Внутренняя и внешняя политика Константина были прямым продолжением ре: форм Диоклетиана. В 314 г., сразу после прекращения наиболее острого периода междоусобий, Константин провел новую денежную реформу, устранявшую основной недостаток реформы Диоклетиана. За годы, прошедшие между двумя реформами, удалось вычислить более точную стоимость золота в слитках, в результате чего и была выпущена новая золотая монета солид весом в Уте часть римского фунта. Она сделалась основной монетой и единицей счета сначала в западной половине, а потом во всей Империи. Стабильность новой денежной системы укрепилась еще и потому, что в ее основу было положено одно золото. Из серебра стали чеканить только мелкую разменную^ монету. Стабилизация денежной системы дала1 возможность восстановить некоторые денежные сборы, замененные в прошлом натуральными повинностям^. Оживились денежные сделки на рынках. Но по-прежнему кроме монеты в обращении продолжали ходить слитки золота и серебра с клеймами финансовых чиновников, удостоверявших их вес и качество. Натуральные отношения внутри обширных императорских хозяйств существенно не изменились.

На протяжении всего правления Константина издавались эдикты с целью упорядочения поступления в казну налогов и обеспечения рабочей силой сельского хозяйства и ремесел. Продолжалось начавшееся при Диоклетиане прикрепление к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Материально-ответственным за поступления налогов от горожан — куриалам — запрещались переселения из родного города и уклонения от выполнения муниципальных повинностей. Если обнаруживали куриалов, которым удалось поступить в армию или в имперскую администрацию, то их немедленно возвращали в свои курии, потому что их обязанности были не только пожизненными, но и наследственными. Куриалы разорялись, так как были обязаны из своих средств погашать недоимки по сбору налогов. Их ряды принудительно пополнялись новыми состоятельными людьми, в том числе сыновьями ветеранов, если они по каким-либо причинам не поступали на службу в армию.

Начавшееся еще при Диоклетине прикрепление к земле колонов продолжалось и получило законодательное оформление в конституции Константина «О беглых колонах», изданной в 332 г. Уход колонов приводил к запустению или к ухудшению обработки больших участков земли. Это вело к затруднениям при сборе налогов, так как налоги могли поступать полностью только при условии обработки всех земель. Император приказывал возвращать беглых колонов в имения, к которым они были приписаны, и в наказание заставлять их работать закованными в цепи, как рабов. Лица, принимавшие и укрывавшие беглых колонов, должны были платить налоги, следуемые с этих колонов. Правительство и магнаты были заинтересованы в том, чтобы вся земля, пригодная для сельского хозяйства, была обработана и снабжена рабочей силой.

Успешные пограничные войны, которые вел Константин, способствовали увеличению числа колонов за счет военнопленных — варваров. Таким образом ускорялся процесс варваризации Империи. Высокие налоги и злоупотребления имперских чиновников привели к возникновению еще одного важного социального явления — патроциния. Патронат — пребывание под покровительством сильного человека — издавна был известен в Риме. Но теперь он принял особые формы и распространение. Мелкие свободные крестьяне в деревнях, ремесленники и куриалы в городах, спасаясь от административного и налогового гнета, добровольно переходили под патроцинии местных магнатов и становились их колонами. Свои земельные участки они отдавали магнатам и получали их снова уже в прекарное владение. Кроме того, такие колоны получали от принявших их под патроцинии господ защиту от притеснений властей.

Успешно начатая Диоклетианом военная реформа была завершена при Константине. Деление на пограничные и маневренные войска оставалось. Но маневренные войска, сделавшиеся военной опорой домината, были разделены на две категории. Из общей массы маневренных войск были выделены более привилегированные воинские части — дворцовые войска, расположенные в Риме и других столицах Империи. Отрады преторианцев были расформированы. Их место заняли отряды дворцовой стражи. При Константине еще в большей степени, чем при Диоклетиане, армия пополнялась отрядами из варварских племен, так как Римское государство испытывало затруднения при вербовке воинов из местного населения, постепенно прикреплявшегося к месту жительства и профессиям. Профессия воина тоже становилась наследственной. Но в связи с упадком среднего и мелкого землевладения наделение земельными участками — обычная плата за военную службу — перестало привлекать жителей Империи. Варваризация армии отразилась на ее структуре. Размеры легионов были уменьшены. Число начальников соответственно увеличилось. Это было необходимо для усиления контроля над рядовым составом. Поступавшие на римскую военную службу зарвары приобретали римское гражданство. За заслуги они получали повышения, могли переходить на службу в дворцовую стражу, достигать значительных чинов. Так был открыт доступ выходцам из варварских племен к высшим должностям в Империи, характерный для дальнейшей истории домината.

При Константине продолжалось развитие всей сложной политической и административной системы домината. К концу его правления организация домината, начатая Диоклетианом, была уже в значительной мере завершена и в дальнейшем функционировала без принципиальных изменений до самого падения Западной Римской империи. Ряд черт домината был унаследован Византией.

Хотя тетрархия императоров была упразднена, деление Империи на четыре части для удобства управления осталось. Но теперь эти части назывались префектурами. Ими управляли назначаемые императором высшие чиновники — префекты претория.

Должность префекта претория была превращена в гражданскую. Командование армией было изъято из рук префектов и передано военным магистрам, которых тоже было четыре: два начальника пехоты и два начальника конницы. Разделение военной и гражданской магистратур последовательно проводилось при доминате с целью ослабления самостоятельности местных властей, которые к тому же должны были взаимно контролировать друг друга и обо всем подозрительном доносить начальству. Сохранялось деление на диоцезы и провинции. Провинции состояли из нескольких небольших округов. Вся эта громоздкая административная система была основана на подчинении низших чиновников высшим по рангу и, наконец, префектам претория своей префектуры, за исключением военных магистров. Префекты претория и военные магистры подчинялись непосредственно императору, самодержцу, непогрешимому источнику законов. Они были также его советниками, членами его «священного дворца», состоявшего из родственников императора и группы вельмож, возглавлявших различные звенья бюрократического аппарата. Среди придворных гражданские и военные должности также были строго разделены. При священной особе доминуса находился высший совещательный совет — консисториум, который заменил существовавший раньше совет — консилиум. Этот совет назывался консисториумом потому, что его члены во время совещания стояли — они не имели права сидеть в присутствии императора. Всех членов консисториу-ма назначал по своему усмотрению доминус. Только он один имел в этом совете решающий голос. Все высшие чины в государстве были разделены на шесть категорий. Самой низшей из них была категория мужей «выдающихся», пятую категорию составляли мужи «совершеннейшие», четвертую — «светлейшие», третью — «почтеннейшие», вторую — «сиятельные», наконец, первую — «благороднейшие». Выходцы из средних слоев большей частью выслуживались только до низшей, шестой категории, следующие же пять категорий были доступны только лицам сенаторского сословия, занимавшим высшие должности в имперской бюрократии. Все высшие управления назывались «священными», поскольку непосредственно зависели от «священного дворца» и доминуса. Например, управление сбором налогов с населения называлось «священной щедростью императора». Дворцовые должности, названия которых указывали на обслуживание личности императора, например начальник священного ложа, считались наивысшими в Империи. Роскошь и торжественность дворцового обихода, введенная Диоклетианом, еще более усилилась при Константине, который к драгоценной одежде доминуса добавил еще диадему. Доминус оставался прежде всего верховным военачальником. В этом отношении он продолжал зависеть от армии. В периоды конфликтов военная подоплека домината становилась более ясной, хотя власть доминуса кроме армии подкреплялась еще развитой и централизованной бюрократией, которая контролировала армию.

5. Религиозная политика Константина. Если почти во всех областях государственной деятельности Константин был последовательным продолжателем многочисленных реформ Диоклетиана, то в области религиозной политики он был его принципиальным противником. В отличие от Диоклетиана Константин оценил силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев римского населения и армии. Если Диоклетиан усматривал в христианской церкви своего рода государство в государстве и полагал, что она ослабляет власть римского императора — доминуса и бога, то Константин увидел в христианском учении другие мотивы и понял, что христианство и его мощная церковная организация могут быть прочной опорой абсолютной власти императора.

К тому же как практический политик Константин видел безрезультатность религиозных преследований Диоклетиана, которые лишь накаляли внутреннюю обстановку в Империи. Поэтому Константин принимает важное решение о примирении с христианской церковью и о ее решительной поддержке. Еще в 311 г. август Галерий отменил гонения на христиан. В 313 г. после побед 4над своими политическими соперниками Константин и Лициний в городе Медиолане издали свой знаменитый эдикт, известный в исторической литературе как Медиоланский, или Миланский. По этому эдикту христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Конфискованное или разграбленное во время гонений церковное имущество должно было быть возвращено или за него выплачивалась компенсация.

Еще до объявления Медиоланского эдикта Константин издал указ, по которому христианское духовенство было освобождено от всех личных повинностей в пользу государства. Это подтверждалось эдиктом 315 г., ограждавшим свободное проведение христианских молитвенных собраний. Представители христианской церкви и церковные общины получили права юридических лиц. Они могли приобретать и отпускать на свободу рабов, получать вклады и наследства, свободно распоряжаться своим имуществом. Христианские церкви получили право убежища. Было запрещено привлекать христиан к участию в языческих празднествах. Но, с другой стороны, если должность, которую занимал христианин, предполагала участие в таких празднествах, то это ему не возбранялось. Сам Константин продолжал оставаться язычником. У него во дворце справлялись языческие и христианские праздники. Он почитал Солнце Непобедимое, Аполлона — Гелиоса, Христа и других богов. Однако Константин часть языческих храмов закрыл и упразднил жреческие должности при этих храмах. Были конфискованы храмовые ценности.

Но среди христиан в это время усилились разногласия. Они были порождены изменениями социального состава христианских общин. Усиление взаимных связей между ранее разобщенными христианскими общинами обнаружило разные варианты христианского вероучения. Недавние гонения тоже отразились на положении различных групп христиан. В годы преследований далеко не все христиане оказались достаточно стойкими. Среди колебавшихся были и епископы. Так, в Африке возникло мощное течение против карфагенского епископа, обвиненного в нестойкости. Движение возглавил пресвитер Донат и оно известно под названием донатизма. Популярность Доната в Африке была так велика, что впоследствии его самого избрали епископом Карфагена. В этом течении в религиозной форме отразился сепаратизм африканских провинций, который никогда не удавалось полностью ликвидировать. Социальный состав последователей Доната был пестрым. К донатистам примкнули и низшие слои африканского населения, которые в религиозной форме выражали стихийный протест против социального неравенства и возникшего союза христианской церкви с Империей. Они начали объединяться в отряды и нападать на местных богачей, в особенности на ростовщиков и даже на представителей разбогатевшего высшего духовенства. Впоследствии они получили название циркумцел-лионов (бродящие вокруг жилищ). Циркум-целлионы считали себя хранителями раннехристианской добродетели, когда христианство было религией бедняков. Официальная церковь осудила движение донатистов. Правительство Константина отнеслось к дона-тизму враждебно.

Почти одновременно с донатизмом в христианстве возникло другое оппозиционное течение. В Египте александрийский пресвитер Арий выступил против утвердившегося учения о том, что Христос равен богу-Отцу. Он утверждал, что Христос не «единосущен», а «подобносущен» богу-Отцу, что он существовал не извечно и является не богом, а посредником между богом и людьми. В возникшем остром религиозном споре главным противником Ария и сторонником ортодоксальной христианской доктрины был александрийский епископ Афанасий. Он стремился к примирению группировок, потому что полемика ослабляла церковную организацию. Слабо разбираясь' в христианском учении, Константин отстаивал традиционную точку зрения о полном равенстве Христа и бога-Отца. К тому же это равенство укрепляло и возвеличивало власть доминуса, который, таким образом, опирался на божье покровительство, а не на покровительство божьего посредника, как это выходило согласно учению Ария. Кроме того, Константин заподозрил в арианстве проявление египетского сепаратизма.

В борьбе с донатизмом Константин созывал съезды — соборы епископов — еще тогда, когда был правителем западной половины Империи. А сделавшись ее единым главой, он сразу решил созвать собор всех епископов Запада и Востока для того, чтобы покончить с религиозными разногласиями. Собор состоялся в 325 г. в малоазийском городе Никее. Он получил название 1-го Вселенского, т. е. представлявшего не какую-либо часть или половину, а всю римскую «Вселенную», всю Римскую империю. Открыл заседание еще остававшийся язычником и великим понтификом Константин. Прения на соборе были бурными. Константин настаивал на том, чтобы враждующие стороны пришли к соглашению на ортодоксальной основе, и под давлением Константина большинство епископов осудило арианство. Два епископа, отказавшиеся подписать решение Никейского собора, и сам Арий были прокляты и сосланы. Но арианство, как и донатизм, продолжало существовать и достигло своего наибольшего распространения после смерти Константина. Кроме того, на соборе в Никее был принят церковный христианский календарь (распределение христианских праздников по месяцам и числам), а также была уточнена система христианской иерархии. Епископы Рима, Александрии и Антиохии получили звание патриархов, а первые два — почетные звания пап. Во главе клира провинций были поставлены архиепископы, а в городах клир возглавляли епископы, послушно выполнявшие все указания имперской администрации.

6. Перенесение столицы Империи в Константинополь. Окончательное оформление домината. Во время борьбы за власть у Константина не было постоянной резиденции. Рим еще в конце III в. перестал быть резиденцией императоров. Восточная часть Империи относительно меньше, чем западная, подвергалась набегам варварских племен, была более однородна по своей культуре и более развита в экономическом отношении. Здесь, неподалеку от малоазийской Никомедии, столицы августов Диоклетиана и Галерия, на европейском берегу Боспора Фракийского находился древнегреческий город Византии. Он стоял на пересечении морских и сухопутных путей, на полуострове, надежно защищенном природой. В него и перенес Константин столицу Империи и дал ему новое название: Новый Рим — Константинополь. Расширение городской территории древнего Византия, постройка роскошных зданий, дворцов, стадиона и ипподрома, терм и библиотек начались около 328 г., а в 330 г. состоялось освящение и провозглашение города новой столицей.

В новую столицу были перевезены произведения искусства из разных городов. В Константинополе был создан свой сенат из части сенаторов, переселившихся из Рима и вновь назначенных Константином. Как и в Риме, была учреждена должность городского префекта. Константинопольский плебс стал пользоваться такими же льготами, как и римский. Новая столица не была связана со старыми римскими традициями, что было удобно для развивающегося домината. Последние годы жизни Константин провел в Константинополе и его окрестностях. Умер он в 337 г. Незадолго до смерти Константин стал христианином, приняв крещение от сочувствовавшего арианам епископа Евсевия. Сенат по традиции обожествил умершего императора.

Последние обстоятельства указывают на сохранение сложной политической и идеологической обстановки во все время правления Константина. Божественный доминус одновременно был императором милостью христианского бога. В условиях привычного для большей части населения многобожия в этой двойственности не было противоречия. По-видимому, не ощущал его и сам Константин, несмотря на то что своим отношением к христианству он решительно исправил ошибку религиозной политики Диоклетиана. Но угасавшая античная религиозно-философская идеология была еще сильна, особенно в восточной половине Империи. Поиски компромисса между античным и христианским мировоззрением оказали влияние и на самого Константина, проявившего себя сначала противником Ария, а позже, перед смертью, принявшего крещение от епископа, сочувствовавшего арианам.

Система домината, выдержавшая проверку временем, получила при Константине большую стройность и единообразие как в центральном аппарате, так и на местах. Хотя доминус по-прежнему оставался прежде всего военачальником, опиравшимся на зависимую от него и верную ему армию, но в дополнение к этой старой опоре римской императорской власти теперь действовали еще две разветвленные и мощные силы: бюрократия и христианство. Обе они были организационно отделены и от армии, и друг от друга. Это были три постоянные опоры домината и свя- -зующие Империю силы, которые должны были заменять фактически отсутствовавшее социально-экономическое единство. Пока светские и духовные магнаты, верхушка господствующего класса феодализировав-шейся поздней Империи нуждались в поддержке центральной власти, пока бюрократический аппарат мог получать свое содержание за счет более или менее исправного поступления налогов, а армия еще не была полностью варваризована, система домината обеспечивала эксплуатацию и подавление трудящихся масс внутри страны и защиту территории от все усиливавшихся нападений варварских племен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.014 с.)