Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация истории римского права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История римского права также как и истории римского государства условно делится на три периода, но не совпадающими с периодами истории государства. 1. Серидина 8-го – 3 века до н.э. – «период кверитского или церильного права» отличается это право опорой на обычное право, формализмом, сильным влиянием религии. 2. 3 век до нэ. – 3 век н.э. – «период преторского права» Характеризуется на ряду с сохранением прежнего кверитского права появлением и утверждением преторского права., на основе которого на рубеже тысячелетий создается право народов юсцилиум, юсгенциум. 3. 3- 6 века н.э. – период систематизации, унификации и кодификации который завершается созданием крупнейшего свода римского права в первой половине 6-го века получившего название «корпусЮрисЦивилис» - свод права гражданского. В литеруте эти перилды именуются в более простом виде: 1. Период древнего права. 2. Классического права 3. Постклассического права. (те же хронологические рамки)
Рим в Царский период (753- 509) Соц. Полит. Строй.
В 8-ом веке до новой эры город-полис Рим стал достаточно быстро расширять свою территорию и количество населения. В 7-ом веке до новой эры был создан латинский союз, в рамках которого завершается в основном формирование социальной и политической структуры Рима. Политический строй.
1. Высшим органом законодательной власти в Риме юридически становятся комиции (народные собрания). Право участвовать в которых, имели только полноправные совершеннолетние лица мужского пола. Права комиций были не ограничены. 2. Фактически Высшим органом законодательной власти являлся Совет Старейшин – Сенат. В Сенат входило изначально триста человек, по одному представителю от каждого из 300 родов основателей государства. Именно Сенат часто готовил проекты необходимых решений и созывал комиции. 3. Высшим Органом исполнительной власти и главой государства являлся первоначально избираемый пожизненно Римский Царь, который носил титул Рекс. В истории Рима насчитывается 7 рексов-царей. Также как и в Афинах рексы обладали единоличной властью стремились ее абсолютизировать. Постепенно им удается совершать определенные изменения с целью усиления власти. Уже в начале 7-го века до н.э. римские рексы утверждают традицию передачи власти по наследству. Сенат первоначально смирился с этим положением, однако, утвердив обязанность рексов передавать кандидатуру своего наследника на утверждение сенату. Однако в 509 году до н.э. Седьмой Римский Рекс Торквиний решил пренебречь этой традицией и решил назначить приемника без согласования с сенатом, который возмутился данным поступком и опираясь на поддержку комиций сверг Торквиния с престола и отправил его в изгнание. За эти деяния получил названия Гордый. Т.о. в 509 году заканчивается царский период - изгнанием последнего рекса рима.
Социальный строй. Все населения Рима в 7-ом веке до н.э. делилось на три основных категории: 1. Патриции (благородные) – напоминает эвпатридов в афинах, т.е. это представители и потомки членов 300 патрицианских родов, основавших рим. Патриции обладали всей полнотой политических и гражданских прав, и могли занимать любую государственную должность. 2. Плебеи – свободные граждане Рима, часто добровольно-принудительно вошедшие в состав государства. Обладали гражданскими правами, но не имели политических прав. Были неполноправными. 3. Клиенты – лично и добровольно зависимые люди, как правило из иностранцев, котоыре записывались за кем либо из патрициев, составляли его окружение(свиту) и находились под покровительством этого патриция, который защищал их интересы прежде всего правовые. Клиенты не являлись рабами, т.к. их зависимость была добровольной, они не занимались производительным трудом. Клиенты не являлись объектом права (те. Вещью), их нельзя было не купить, не продать, как любого раба. 4. Условно четвертой категорией относились рабы. В последующие столетия соц структура не претерпевает существенных изменений, только с появлением преторского права, социально-правовое положение плебеев и клиентов стало изменяться. В 212 году н.э. все свободные жители римской империи получили статус римского гражданина.
Реформы Сервия Туллия.
К середине 6-го века до н.э. в риме резко обостряются противоречия между патрициями и плебеями, причина – неравенство в политических правах. В этих условия 6-ой римский рекс Сервий Туллий, с целью избежать гражданской войны проводит крупную социально-политическую реформу, напоминающую реформу солона в афинах. Суть реформы: Все свободное население страны – патриции плебеи, независимо от социального происхождения по уровню богатства было поделено на 5 основных разрядов (асс - мелкая римская монета) 1. Люди имущество которых достигало сто тысяч ассов. 2. До 75000 3. До 50000 4. До 25000 5. До 12500, 11000 ассов. Все граждане независимо от социального происхождения получали политические права. Прежде всего право участвовать в комициях, основной обязанностью всех свободных римских граждан было служба в армии. На каждый разряд возлагалась обязанность формировать конкретно определенное количество воинских подразделений – центурий. 1 ый разряд формировал 80 центурий, второй, третий и четвертый по 20 центурий каждый и пятый разряд 30 центурий. Из наиболее богатых людей имевших имущество на сумму более ста тысяч ассов формировалось 18 вне разрядных центурий (всадников – римская конница). Из самых бедных людей формировалось 5 вспомогательных центурий – 2 центурии музыкантов, 2 центурии – ремесленников, 1 центурия – пролетариев. В соответствии с распределением по центуриям и разрядам римляне наделялись правами и обязанностями. Первые 2 разряда всадники и сотники – получали право занимать любые государственные должности, но также как и в афинах они обязаны были нести государственные литургии (службу), за свой счет важные государтсвенные объекты и др. Все остальные получали право участвовать в народных собраниях – комициях, т.о. влиять на принятие различных государственных решений. Важнейшей формой комиций становится центуриатные комиции, т.е. народные собрания по центуриям, и здесь законодатель определяет процедуру голосования по центуриям сверху вниз, от высших разрядов к низшим. Решения в центуриях принималось простым большинством голосов. Т.О. нередко складывалась ситуация при которой нердко при консолидированном голосовании высших разрядов низшие разряды голосованию не приглашались. Т,О, реформа Туллия в значительной степени сгладила противоречия между патрициями и плебеями, наделив всех политическими правами, однако полного равентсва достигнуто не было и поэтому многие последующие столетия плебеи продолжали борьбу за олное равентсво в политических правах в рамках периода республики.
Рим в период республики 509 – 27 год до н.э. В период республики происходят существенные изменения в структуре органов власти и прежде всего в исполнительной власти. 1. Высшим органом законодательной власти по прежнему остаются народные собрания – комиции. Основным видом становятся центуриатные комиции по миом атрибутных и комиатных. 2. Реально высшим законодательным органом власти по прежнему остается сенат. Избираемых из 300 комициев 3. Вместо единовластия царей рексов в риме создаются отраслевые орган управления в виде коллегий магистратов. Все магистраты избирались сроком на один год. Магистраты делились на два вида: а) ординарные, б) экстраординарные (необычные, временные) А) ординарные магистраты: 1. консулы – высшие военачальники, наделялись правом наделять свои армии, назначать на офицерские должности, осуществлять суд в армии, делить военные трофеи. 2. претор – лица, занимающиеся организацией судопроизводства и законотворчеством. 3. цензоры избирались сроком 3 а затем 5 лет 4. эдилы – лица, занимающиеся правоохранительной деятельностью, следили за пожарной безопасностью, за торговлей, за соблюдением религиозных обрядов. 5. квесторы – лица, ведавшие охраной и использование государственной казны и госархивов. 6. плебейские трибуны - избирались из плебеев имели право налагать вето (запрет) на любые решения сената и патрицианских магистратов. Защищали и отстаивали интересы плебеев. Б) экстроординарыне магистраты 1. диктатор – избирался сенатом на срок до 6 месяцев в каких либо ЧС. (наводнение, землетрясение, восстание рабов) 2. децимвиры – (десять) коллегия десяти, создавалась для проведения какой либо конкретной реформы или принятия законов.
Социальный строй Реформа Сервия Туллия в значительной степени сгладившая противоречие между патрициями и плебеями тем не менее не уравняла их в политических правах, поэтому в период республики после 509 года до н.э. плебеи продолжают активную, постоянную и целенаправленную борьбу за свои права, которая привела к существенным значительным результатам. Наиболее важные этапы: 1. 494 до н.э. принятие закона о создании нового высшего магистрата в виде плебейских или народных трубунов. Он избирался только из плебеев и наделялся значительными полномочиями. В частности плебейские трибуны получили право налагать вето (запрет) на любые решения сената и патрицианских магистрат. А также участвовать в работе сената для защиты интересов плебеев. Т.О. плебеи впервые в истории Рима получают доступ к высшим государственным должностям. Именно с этого времени они получили личную неприкосновенность. 2. 451-450 г до н.э. создание первого письменного свода законов «Законов 12 таблиц» с целью предотвращении злоупотреблений судебной властью патрицианскими магистратами. 3. 445 г до н.э. отмена запрета на браки между патрициями и плебеями. 4. 367 г до н.э. принятие закона об обязательном избрании одного консула из числа плебеев. Т.О. плебеи получают доступ к высшей государственной должности. 5. 4-3 в до н.э. плебеи и патриции были окончательно уравнены в политических правах. И центр политической борьбы в стране переместился из социальной плоскости (по происхождению) в иную борьбу между двумя политическими течениями (партиями) оптиматов (лучших) большинство которых составляли патриции и популяров (народные) большинство плебеев. В результате обострения политической борьбы в 1 в до н.э. в Риме утверждается череда военных диктатур, а также триумвиратов и дуумвиратов (власти трех и власти двух). В 82 г до н.э. в Риме утверждается диктатора Суллы, который к тому времени был римским консулом. Сулла проводит реформу сената (т.е. государственный переворот) увеличивая его состав вдвое с 300 до 600, за счёт своих сторонников, т.е. людей близких или обязанных ему. С помощью этого сената добивается избрания себя на должность диктатора для исправления законов (первый пример установления диктатуры). Во время правления Суллы впервые появляется термин «враги народа» и пост скрипционные списки, в которые включались враги народа. Они подлежали смертной казни на месте и в месте их обнаружения без суда и следствия. Кроме всего прочего имущество подлежало конфискации в пользу государства или точнее в пользу Суллы. Репрессии Суллы достигли настолько большого размаха, что вызвали всеобщее недовольство народа. В результате в 79 г до н.э. Сулла был вынужден уйти с должности диктатора юридически, но не фактически и в 78 г до н.э. это окончательно прекратилось в связи со смертью Суллы. В середине 50-х г до н.э. в Риме формируется новый мощный триумвират в составе в составе Марка Крассса, Мея Помпея (африканский Лев) и Гая Юлия Цезаря. Спустя непродолжительное время Цезарь избавляется от своих «друзей-соратников» и в 45 г до н.э. проводит реформу сената, увеличивая его состав до 900 человек, за счёт своих ближайших сторонников и добивается от сената избрания пожизненного диктатора. В 44 г до н.э. в результате заговора был убит Г.Ю.Цезарь (официально Брутом был убит, неофициально во главе заговора стояла Клеопатра). После гибели Цезаря в Риме утверждается новый триумвират во главе с приемным сыном и наследником Цезаря Октавином, который в 27 г до н.э. становится единоличным правителем и добивается избрания себя на должность принцепса (императора принцепса), законодательная и исполнительная власть в одних руках. Тем самым и завершается период республики.
Рим в период империи 27 г до н.э.- 476 н.э. 27 г до н.э. – 282(284)н.э. период принципата. Октавиан всячески декларируя свою приверженность к демократическим принципам постепенно сосредотачивает в своих руках все более значительную власть. Он добивается избрания себя на должности консула, претора, цензора и плебейского трибуна (наделяется компетенцией всех высших магистратов, не становится диктатором). Он добивается избрания себя на должность генерального Понтифика (т.е. главы религиозной власти). И получает звание Октавиан Август (святой). Октавиан подчиняет в значительной степени своему влиянию сенат, используя различные способы, как политические, так и экономические. Роль и авторитет демократических институтов (комиций, сената и магистратов) постепенно уменьшается. В конце 1-го века комиции перестают созываться. Т.О. самый старый демократический институт Рима прекращает своё существование. В начале 2-го века императоры принципсы создают новый орган управления под названием консилиум (совет) состав которого формировался только императором. И с конца 2-го века консилиум становится официальным органом власти, как высший исполнительный или распределительный орган. Сенат и магистраты к этому времени юридически сохранялись, фактически реальную власть утрачивают. В 282(284) г н.э. начинается период доминанта, который продолжался до 476 г н.э. преобразование государственной структуры в этот период проводит император Диоклетиан, который проводит крупные военную, административную, денежную реформы и окончательно утверждает власть императора, точнее единовластие. В этот период демократические институты окончательно упраздняются, а власть императоров становится близкой к абсолютной. В начале 4-го века Диоклетиан впервые для повышения эффективности управления делит римскую империю на две части Западную и Восточную Римские империи, а на рубеже 4-5-го веков н.э. эти части фактически становятся самостоятельными государствами. Западная Римская Империя была разгромлена варварами, а Восточная Римская Империя просуществовала до 52 г н.э. и была разгромлена турками.
Основные источники Римского права и их характерные особенности. Римское право создается и развивается на протяжении многих столетий, претерпевая существенные изменения в соответствии с социально-экономическим развитием и потребностями государства. В развитии права значительное место занимают важнейшие источники Римского права. 1. Основополагающим источником Римского права (как и во всех других формирующихся системах) является обычное право, т.е. обычаи и традиции, которые создаются и существуют, с молчаливого согласия общества на протяжении многих десятилетий, а иногда и тысячелетий, в том числе и с догосударственного периода. Как правило, государство после появления признает некоторые обычаи и преобразует их в письменные нормы права, т.е. законы. Как привило, законы базируются на обычаях, но не все обычаи становятся законом. Первым письменным сводом норм обычного права становятся «Законы 12 таблиц». 2. Leges или lex в переводе закон. Этот источник становится основополагающим в период республики. В их создании принимали участие все высшие органы власти.
А. Магистраты предлагают проекты закона. Б. Народные собрания – комиции одобряли или отвергали проект. В. Сенат – вводил законы в действие. Далее все законы должны были, меть четко определенную структуру (трехсоставную).
1.Надпись - преамбула - сводная часть в ней излагались автор, причина данного закона и орган, утвердивший данный закон. 2. Основная – содержание закона 3. Санкция – ответственность за несоблюдение данного закона. 3. Эдикты – все магистраты накануне своего вступления в должность издавали собственные эдикты, которые являлись программой их деятельности и той основой, которой они руководствовались во время своей работы. 4. Конституции – это законы, принимаемые по инициативе императора (основной закон). 5. Сенатус консульты – законы, принимаемые по инициативе императора. 6. Юриспруденция – весь существующеё юридической литературы и законов. 7. Крупнейшим источником Римского права является Corpus juris civilis.
Происхождение конституции Уже при Октавиане на рубеже тысячелетий начинают издаваться императорские акты, т.е. законы, однако законы мог издавать только сенат. Т.О. акты императора фактически не имели юридической силы, но реальная власть демократических институтов и прежде всего сената существенно уменьшается, а реальная власть императора существенно возрастает. В этих условиях римские юристы изобретают один из первых юридических казусов примеров), создали основу юридической казуистики (это умение объяснить одно и тоже явление с различных, а иногда и противоположных точек зрения). Пример: доказать, что черное это белое, и то что белое это черное. Закон-акт, подобный закону (конституции – высший или главный основной закон).
Корпус юрис цивилис Корпус юрис цивилис был создан в 30-е год в 6 в по указанию византийского императора Юстинианом. Юстиниан вынашивал идею воссоздания Римской империи в прежних границах и в качестве объединяющей основы для будущего государства он предполагал образование единого законодательного свода законов. Над созданием свода работала специальная комиссия юристов во главе с самым известным юристом того времени Трибонианом, в результате созданный свод состоял из 4-рех основных разделов: 1. Институции (533 год) включали в свой состав 4 книги: А. О лицах Б. О вещах В. О договорах Г. Об исках Свод римского частного (гражданского) права. 2. Дигесты (533 год) – это собрание отдельных трудов, а также фрагментов трудов 38 выдающихся римских юристов (Гая, Улькиана, Модестина, Павла, Папиниана и др.) Раздел включал в свой состав 50 книг: 1 Вводная 2-46 Гражданское право 47-48 – уголовное право и процесс 49 – военное и финансовое право 50 – муниципальное право
3. Кодекс – это конституции всех римских императоров с Августа Октавиана и до Юститиана 4. Новеллы – включали в свой состав 169 конституций императора Юстиниана, изданных им с 535 по 565 годы. После издания кодекса(он был издан в 535 году)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.015 с.) |