Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класификация в соответствии с типом религиозного руководства.

Поиск

Секты можно классифицировать по типам религиозного руководства Станислав Шишов предлагает выделить:

1) харизматические секты, Возникновение и деятельность этих сект основывается на появлении тех или иных харизматически одаренных лидеров пророков, прозорливцев и т. д.; Культы основанные на принципе духовного озарения,дарования,которым в обязательном порядке должен быть наделен лидер.

2) авторитарные секты Это секты руководство которыми основывается на многолетних традициях, обычаи, которые ставятся во главу угла и с помощью которых контролируются аспекты жизнедеятельности адептов.

У некоторых сект вся организация жизни и обрядность базируется на авторитете руководителя, лидера, вождя, учителя, определяемом его происхождением, просветлением,откровением от Бога получением управляющей должности в соответствии с традициями или законами культа. Этими культами руководят чаще всего различные старцы, вожди, наставники, посланники и т. п.

Особой формой авторитарных сект представляются авторитарно-апостольские культы, в которых для руководства всеми делами организации избирается совет 12 или 70 «апостолов», возглавляемых одним из членов совета. С одной стороны, большую роль играют старцы, определяющие общественное мнение общин, выносящие безапелляционные решения по всем вопросам. С другой стороны, официальным органом общины являются 12 «апостолов»,старших братьев, старейшин во главе с лидером.

 

3) иерархические секты, Члены этих культовых организаций находятся в подчинении у руководства не потому,что оно отличилось в силу каких-либо личных заслуг а в потому,что убеждены в том, что оно занимет свой пост на основании устава секты определенного свыше.

Для большинства иерерхических культов характерна строгая иерархия. Организационные и, естественно, должностные звенья организации подчиняются строгой субординации: указание вышестоящего лидера или управляющего органа для культистов является законом, выполнение которого обязательно. Рядовым верующим внушается мысль, что пресвитеры,пасторы,старейшины,ледары «определены на служение самим Богом, выполняют Божественную волю». В слсьавденном И. Е. Воропаевым наставлении «О служителях в Церкви Христовой» говорится, что пресвитер «должен охранять Церковь Христову от разных лжеучений и ересей... не допускать в нее лжепророков, которые приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, быть врачом и хирургом: он для спасения целого тела Церкви не должен стесняться, хотя и с болью души, отнимать от тела отдельные члены, радуясь за спасение целого тела... Лучше без глаза или ноги быть в царстве Божием, нежели сохранить все члены для геенны огненной. Он, как врач, должен врачевать больных членов и исцелять словом Божиим».

Руководители имеют неограниченные права в религиозныз общинах.Пасторы, епископы,старейшины,старшие братья, проповедники «просвещенные» и т.д. обычно живут наживаясь на труде рядовых членов культа. «Он (пресвитер) имеет право пользоваться вознаграждением от Церкви за свой тяжелый, ответственный перед Богом труд... Кто пасет стадо, не ест ли молока от стада? Кто, насадив виноградник, не ест ли плодов его? И велико ли то, если он посеет духовное, а пожнет телесное (материальное)?»

 

4) теократические секты,. Это секты которые стремятся создать жесткую религиозно-теократической организацию. Зачастую их целью является организация мирового масштаба

Некоторые секты в своих вероучениях опираются на веру в создание религиозно-теократической организации на земле во главе со 144 тысячами христианоставшихся верными Богу.Самые распространенные представители этого типа культов так называемые «свидетелей Иеговы» или «общество сторожевой башни», Для них характерны крайний фанатизм, конспиративная деятельность

Наряду с этим наблюдается завуалированная жестокость и бесчеловечное подавление личности в организации..

Очень активное противопоставление себя господствующей традиционной религиозной конфессии. А так же зачастую призывы экстремистского толка,неуважение к правящим властям, пренебрежение патриотизмом,отказ праздновать принятые в обществе праздники,в итоге замкнутость и социальная изолированность.

Некоторые теократические оргиназиции выпускают свою периодику,имеют собственную радиостанцию или местный телеканал.Вся их деятельность очень напоминает деятельность коммерческой структуры,чем религиозной организации.

5) Экстатические культы. Это культы основанные на стремлением адептов обрести духовные дарования.Причем цель стоит в обредении харизмы каждым членом организации.В следствии чего собрания таких организаций больше похожи на акты психического самоизнурения с помощью особых психотехник (радения, глоссолалии и т. д.), которые приводят их участников в состояние религиозного экстаза

Экстатические секты имеют твердую организацию, которая призвана держать членов культа в постоянном повиновении.

Станислав Шишов выделяет главную особенность сект этого типа.А именно то, что их члены доводят себя до религиозного экстаза, на почве которого возникает вера в реальное, ощутимое общение с Духом Святым, отождествление экстатических переживаний с действиями Святого Духа».
Алексей Ярасов в своей статье «Опасные секты» описывает особенности экстатических состояний и их опасность для психики:

«Вам, должно быть, доводилось видеть по телевизору шокирующие кадры с религиозных мероприятий, где люди в состоянии некоего психического возбуждения истерически что-то выкрикивают, размахивают руками, некоторые из них падают на пол, а иные безудержно смеются. Все это, естественно, выглядит, по меньшей мере, странным и не может не удивлять. Но так получается, что подобное времяпрепровождение считается вполне нормальным и даже духовно-полезным…Практики сектантов-харизматов, при которых они входят в трансовые состояния, со временем приводят их к зависимости от секты. Им снова и снова хочется приходить в секту и получать «дозу» эндорфина – «гормона счастья», выделяемого человеческим мозгом в возбужденном состоянии. Все это не проходит бесследно для человеческой психики. Членство некоторых в неопятидесятнических сектах приводило даже к самоубийствам. В Швеции, откуда в начале девяностых годов в Россию прибывало много проповедников, несколько лет назад было проведено обследование членов одной из неопятидесятнических сект под названием «Слово Жизни». Клинический терапевт из г.Уппсалы Г.Свартлинг возглавивший группу врачей, проводивших исследование, сообщил что 85 % членов обследованной группы секты «Слова Жизни» заявили о резком сокращении контактов с семьей и старыми друзьями и о резком ухудшении материального благосостояния из-за крупных пожертвований в секту и выплаты десятины; 93% сообщили, что они подвержены приступам панического страха и имеют проблемы со сном; 25% предпринимали серьезные попытки самоубийства.»
Социологическая классификация

Американские социологи религии Родни Старк и Уильям Бейнбридж

выделяют три вида культов, используя в качестве классификации 2 уровня — организации и уровень клиента (или приверженца):

1. Аудиторные культы (Audience cults) (не имеет чётких организационных очертаний, потому что участники не придают большого знания сплочённости)

2. Клиентские культы (Client cults) (в этом случае услугодатель показывает высокий уровень сплочённости, в отличие от своих клиентов. Клиентские культы внедряются в неприхотливую социальную сеть, через которую люди обмениваются товарами и услугами. Взаимоотношения между клиентом и лидером клиентского культа подобны взаимоотношениям пациента с психиатром)

3. Культовые движения (Cult movements) (проявляется в стремлении культа предоставлять услуги, отвечающие всем духовным потребностям членов, хотя они и значительно отличаются по степени своего назначения использования — сосредоточивание приверженцев, времени и усилий.)

В монографии Уоллиса «Простейшие формы жизни новых религий» им была развита концепция построенная на признаке восприятия новыми религиозными движениями окружающего мира.В соответствии с ней культы классифицируются как:

признающие существующий общественный порядок Могут не обладать чётко выстроенной системы обрядов и вероучения. Могут не обладать многими признаками религиозного движения. Они утверждают, что располагают средствами, которые позволят людям раскрыть заложенный внутри них «скрытый потенциал». В качестве примера такого типа религиозного движения Рой Уоллис приводит ЭСТ тренинги Вернера Эрхарда (англ.)русск. И Трансцендентальную медитацию.

приспособившиеся к существующему общественному Этот тип проводит чёткие границы между мирской и духовной жизнью. Они или или совсем не оказывают влияние на своих приверженцев или оказывают его очень слабо. В отличие от первого и третьего, этот тип приспосабливается к сложившимся общественным отношениям, но не стремится ни признавать, ни отвергать их.

отвергающие существующий общественный порядок Этот тип рассматривает сложившиеся общественные отношения в мире как искажения и извращения божественного промысла. Эти новые религиозные движения рассматривают мир как зло или по крайней мере как излишне материалистичный (англ.)русск.. Они могут придерживаться хилиастических (милленаристических) взглядов. Международное общество сознания Кришны, Церковь объединения, Брахма кумарис и «Дети Бога» являются яркими представителями этого типа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.013 с.)