Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия способствующие попаданию в культовую организацию.Психологический портрет адептов культовых организаций и их лидеров.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того,чтобы понять как люди становятся адептами различных культов нужно рассмотреть психологические условия попадания в культ и то,что способствует удержанию человека в культовой организации деструктивного толка.Рассмотреть психологический портрет рядового культиста и лидера культа. В.Ю.Питанов пишет о психологических проблемах способствующих вовлечению людей в деструктивные культы: «Необходимо развеять один миф. Сущность его заключается в том, что в секты якобы попадают только люди слабые, неспособные устроиться в этой жизни. Это не соответствует действительности, так как состав последователей сектантских движений является чрезвычайно пёстрым и разнообразным: здесь и «новые русские» и малообеспеченные; люди, имеющие учёные степени, и не закончившие даже, среднюю школу; руководители предприятий и те, кто не способен организовать даже самих себя. Мир сект многообразен: одни обещают материальное процветание и решение всех психологических проблем, например, сайентология; другие – спасение, например, секта «Свидетели Иеговы», разнообразные оккультные и восточные группы обещают открытие сверхъестественных способностей и многое другое. Рынок псевдодуховности имеет товар на любой вкус. Люди чересчур самоуверенные представляют собой лакомый кусочек для сект. Самомнение – это форма духовной слепоты, человек идёт в лапы тигра, считая себя охотником, хотя на самом деле он всего лишь жертва. Поэтому нет групп населения, гарантированно защищённых от опасности быть завербованными в секту. Любой человек может испытывать неуверенность, у каждого бывают минуты слабости, у каждого есть желания, которые он мечтает воплотить в жизнь, а значит, есть и брешь в психологической обороне, которую можно взломать. Действительно, люди, испытывающие одиночество, чувство отверженности, неуверенности в себе или страха имеют больше шансов попасть в секту. Но и все остальные от этого отнюдь не застрахованы. Что же касается психологических проблем, которые могут стать причиной вовлечения в секту, то среди них можно назвать следующие:
2. Затруднение в самовыражении, «поиске себя»;
3. Желание стать «посвящЁнным», отделиться от «невежественных», то есть от толпы;
4. Душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость после развода, потери близких, болезни и других житейских пертурбаций;
5. Огромное впечатление на новообращённых сектантов производит появление смысла в их жизни;
6. Сильным стимулом при вербовке в секту является обещание немедленного исполнения всех желаний человека;
7. Восприятие субъектом своей жизненной ситуации, как трудной; 8. Ощущение одиночества, беззащитности;
9. Некоторые особенности психического развития или психические заболевания;
10. Серьёзные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности;
11. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерна при излишней родительской опеке подростка). Более подвержены влиянию сект дети, воспитанные авторитарными родителями.» : Причины попадания в деструктивные организации разнообразны и глубоки. И различные специалисты выделяют разные причины,котоыре,по сути,характеризуют определенное психологическое состояние людей. К примеру И. Олейник, В. Соснин в статье «Почему люди уходят в секту» пишут: «Как это ни странно на первый взгляд, но в большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит на добровольной основе и ложится на почву, уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы. Человек, вполне удовлетворенный собой и своим положением, вряд ли откликнется на ненужное ему предложение и контакт. У будущей жертвы складывается специфический характер отношений с окружающими и миром в целом, есть определенные личностные особенности, из-за которых их обладатель может попасть под влияние тоталитарной секты. Это прежде всего: - Низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своего ущербного Я; - Переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом; - Социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы; - Сильная (как правило, не удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе. Нельзя сказать, что приведенный набор характеристик является обобщенным профилем личности потенциального сектанта. Вступление в секту — это одна из возможных форм разрешения кризисной жизненной ситуации. Большое значение в ряде случаев служения деструктивному культу имеют и мотивы «духовного роста и самосовершенствования». Часто это самообман, связанный со стремлением компенсировать переживание комплекса неполноценности, повысить самооценку и, что особенно важно, найти группу, в которой находящийся в поиске человек почувствует себя счастливым. Так или иначе сектантская группа становится для ее адепта основанием, позволяющим субъективно ощущать себя полноценной личностью. Деструктивные культы, стремясь выглядеть более привлекательными для своих потенциальных адептов, работают адресно и ориентируются на разные индивидуальные жизненно важные потребности человека. Можно выделить следующие основные группы риска, у каждой из которых будут свои мотивы согласия на вербовку: 1. Люди, остро переживающие глубокую личную драму. Она может быть связана с неудачей в личной жизни, со смертью кого-то из близких, разводом, потерей работы, возрастным кризисом, психологической травмой, полученной во время военных действий или стихийного бедствия и т. д. Эти люди ощущают разочарование, незащищенность, потерю жизненной перспективы и находятся в «вакууме смысла жизни». На длительное время у них возникает комплекс социального аутсайдера и сильно снижается самооценка (возможно, даже с элементами расщепленности личности). Реакция людей на переживаемый кризис весьма разная и зависит от силы характера человека, его темперамента, особенностей детского опыта преодоления проблемных ситуаций. Многие видят путь к избавлению от давления гнетущих обстоятельств в отчуждении от привычного социального окружения, на которое часто возлагают ответственность за случившееся. Эти люди инстинктивно ориентированы на поиск нового — «психотерапевтического» — круга общения в отделенной от их теперешнего мира группе единомышленников. Такими замечательно возвращающими целостность жизневосприятия «психотерапевтами» оказываются для них вербовщики тоталитарных сект. О том, что будет происходить с личностями обращаемых при более глубоком вхождении в новую веру, представители секты, разумеется, не рассказывают. 2. Люди, считающие, что их стремление к самосовершенствованию, духовному развитию и высшим целям осталось невостребованным и неоцененным в привычном социальном окружении. При ближайшем рассмотрении за их возвышенными словами зачастую оказывается: а) стремление в чем-то ущербной личности к повышению самооценки; б) стремление удовлетворить свою потребность в принадлежности к значимой, позитивно воспринимаемой группе. Этой категории людей вербовщики предлагают свое внимание и высокую оценку их готовности к духовному подвигу. В данном случае отношения с сектой начинают развиваться по принципу, описанному в известной басне Ивана Крылова «Ворона и Лисица» 3. Люди, «зацикленные» на темах мистики, эзотерики, оккультизма. Благодаря тому, что очень часто окружающие не достаточно серьезно относятся к их увлечениям, такие люди быстро и с удовольствием находят «родство душ» с вербовщиками. Впоследствии они (особенно при получении от лидера секты высоких «духовных» званий типа Апостола Крыши Мира или Предикатора Нижней Тунгуски) могут стать наиболее страстными и бескомпромиссными сторонниками культа. Повышенное внимание к сенсационной, выходящей за рамки обыденного, информации религиозно-оккультного характера является не последней по значимости причиной попадания людей в тоталитарные секты. 4. Люди с комплексом патологического альтруизма. Сам по себе альтруизм — весьма положительная и конструктивная черта характера человека. Но как гласит девиз древнегреческой медицины: «Все есть яд и все есть лекарство — только мера решает что есть что». Чрезмерный альтруизм и уступчивость чужим интересам (в том числе и стремление помочь «дальним» людям за счет своих близких) может принимать патологические формы, формируя чрезвычайно удобные для лидеров тоталитарных сект кадры как на низовом, так и на среднем уровнях управления. Это один из типичных механизмов психологической защиты у людей с низкой самооценкой. Чтобы привести в секту людей этой категории, вербовщикам достаточно сказать что-то вроде: «Мы сами точно такие, как и вы. У нас невероятно много работы по помощи бедствующим — давайте же объединим наши усилия, чтобы в мире стало меньше горя». Комплекс патологического альтруизма на момент вербовки в секту может быть и не так сильно выражен. Но в дальнейшем он будет развиваться прямо пропорционально тем средствам и силам, которые человек вкладывает в секту. Поскольку культ требует от своих приверженцев все большей отдаче себя организации, верующий невольно и бессознательно попадает в замкнутый круг все более интенсивного самопожертвования. 5. Идеалистически настроенные подростки, юноши и девушки, а также «правдолюбцы», склонные к инфантильному поведению в любом возрасте. Эти люди зачастую резко протестуют против современного общества потребления, хотят быть приобщенным к чему-то «большому и светлому», к какой-то великой идее, спасающей все человечество. При явном недостатке личного жизненного опыта они видят разрыв между своими идеалами и тем, что происходит в реальном мире, но не хотят просто созерцать окружающую несправедливость и с большим интересом относятся к информации о том, что есть «сильно продвинутые» группы, в которых эти идеалы уже активно реализуются. Секты удовлетворяют потребность социально незрелых людей в амбициозной причастности к чему-то таинственному и исключительному. 6. Люди с остро неудовлетворенной потребностью в самоутверждении и социальном признании, но при этом не сформировавшие ценностно-смысловых ориентиров своей жизни. Деструктивный культ предоставляет им определенную сферу деятельности, позволяет реализовать себя, окружает психологически комфортной атмосферой «заботливого» общения. В этом случае сектанты играют на желании человека принадлежать к чему-то лучшему и более значительному, чем его текущая (бессмысленная и неудовлетворительная для него самого) жизненная ситуация. 7. Люди, которые запутались в последствиях своих решений, психологически устали от необходимости что-то самим выбирать и не хотят нести ответственность за свой выбор. Эта категория людей хочет, чтобы за них решали другие, а они лишь следовали чужой «позитивной» воле. Это также одна из форм неэффективной психологической защиты у лиц с низкой самооценкой. Они готовы существенно ограничить свою свободу и сознательно уменьшают число альтернатив для себя, лишь бы увеличить определенность в своей жизни. Деструктивный культ для них в этом смысле просто находка. Ведь он регламентирует абсолютно все стороны жизни: когда и что есть, когда и с кем спать, что читать и когда молиться (в секте «Ашрам Шамбала» рядовым верующим даже в туалет запрещалось ходить без разрешения вышестоящих начальников!). Возникает вопрос, очень важный для понимания сути проблемы ухода людей в тоталитарные секты: «Почему вербуемые в тоталитарные секты отдают предпочтение именно деструктивным культам, а не, к примеру, традиционным религиям?» Ответ на этот вопрос состоит в том, что значительная часть клиентуры тоталитарных сект — это люди, которые стремятся наиболее быстрым и легким (с точки зрения развития личности) способом получить интересующий их результат. По большому счету нет ничего удивительного в том, что они попадают в трагическую ситуацию — точно так же рано или поздно попадаются легковерные потребители недобросовестной и популистской рекламы» Итак можно сделать вывод,что жертвами деструктивных культов может стать в принципе любой человек,вне зависимости от возраста и пола,если он попадет в достаточно благоприятные условия для вербоки и будет находиться в способствующем ей состояни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.011 с.) |