Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теперь рассмотрим психологические профили адептов культов и их лидеров.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Американский психолог Стивен Хассен выделил четыре психологических профиля сектантов в своем известном труде «Освобождение от психологического насилия», Тех, кого в секте привлекла возможность получить новые знания, сокрытые от «непосвящённых», условно можно называть «мыслители». Тех, кто искал дружеского общения – «эмоционалы». Тех, кто стремился творить, активно бороться со злом, спасать человечество, обличать порок – «деятели». Есть и те, кто нуждается в тихой гавани веры и абсолютных ответов на все вопросы – «верующие». В сектах каждому человеку предлагают то, что он ищет.
Когда мыслителей спрашивают о причинах их присоединения к секте, они чаще всего отвечают, что нашли в ней истину и получили ответы на все жизненно важные вопросы, что на них произвели впечатление научные конференции, проводившиеся сектой с участием чуть ли не нобелевских лауреатов, что их привлекла такая цель религиозной доктрины, как соединение науки и религии и т.д. Общаясь с мыслителем, нужно показать относительность авторитета и научности секты, выяснить те критерии истинности учения, которые он применил к вероучительным положениям секты, поинтересоваться, на основании каких выводов он пришел к мысли об истинности данного учения. Могут ли быть другие критерии истины? Использовал ли он оригинальные источники информации? Проверял ли он информацию об истории и деятельности секты, которую сама секта предоставляет своим адептам? Могут ли его суждения быть предвзяты, и как он относится к возможности критики организации, в которой состоит?
Эмоционалы Психологический профиль лидеров сект
В.Ю.Питанов так пишет о лидерах сект:. «Фактически все они претендуют на избранность, своеобразную элитарность по сравнению с остальными людьми. Обычно этих людей нельзя назвать глубокими мыслителями, это, скорее, люди действия. Они часто претендуют на одарённость сверхъестественными способностями. Самокритика почти полностью отсутствует, напротив, свойственны мания величия, непомерная гордыня. При этом могут демонстрировать показное смирение, предпочитают совершать свои «добрые» дела публично. Нетерпимы ко всем формам критики, очень любят лесть, часто мелочны и обидчивы. Обожают играть на публику. Не терпят конкуренции, требуют абсолютного подчинения себе. Очень любят деньги, но в большинстве своём никогда этого не признают. Нравственные ценности смещены по сравнению с общественной моралью. Главная ценность и главная святыня их жизни – это они сами. Стремятся к публичной демонстрации своей роли благодетелей. Часто сексуально невоздержанны. У них преобладает иррациональное мышление, проблемы с логикой. Любят делать вид, что посвящены в некие эзотерические тайны, зачастую психически больны. С точки зрения православной аскетики, эти люди пребывают в состоянии глубочайшей прелести, а часто откровенно одержимы бесами, но в подавляющем большинстве случаев лидеры сект искренне веруют в свою «богоизбранность».
Лекция 4 Технологии вербовки. В соответствии с материалом изложенным Е.Н Волковым и А.Л. Дворкиным можно обозначить определенную технику вербовки в деструктивные культы. Люди не ищут культ, чтобыстать его адептом. Культы ищут людей, чтобы завербовать их. Вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе, чтобы попасться на вербовочные приемы секты. Люди обычностановятся адептом культа, потому что: 1) Они не знают, чем эта группа является на самом деле; 2) Вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе культа; 3) Вербовщики не сообщают им обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; 4) Вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; 5) Вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.
Один из первых признаков, с которым сталкивается человек при контакте с культом– это наличие обмана при вербовке. Незнакомцы, которые подходят к вам на улице, чтобы пригласить к себе или попросить пожертвовать деньги, или предложить что-то у них купить, – это в подавляющем большинстве случаев представители различных культов, которые никогда не сообщат вам, ни для чего нужны эти деньги, ни какая организация вас приглашает. Почти все, что они сообщат, будет более или менее откровенным обманом.
Принцип тоталитарного культа– затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь о нем узнал. В православной церкви ситуация диаметрально противоположная.Когда человек с улицы приходит в православный храм и говорит, что хочет стать православным, его по правилам полагается, прежде всего, спросить, что он знает о Православии. И если окажется, что он верует во что-то иное, его просто не окрестят до тех пор, покуда он сознательно и свободно не примет догматы православной веры. Во многих храмах вернулись к каноническому древнему правилу, и проводят специальные занятия с оглашенными, готовя их к таинству крещения и к сознательному вхождению в Православную Церковь. Когда же вербовщики затаскивают человека в культовую организацию, то их задача как раз обратная – «захлопнуть за ним дверь», пока он ничего еще не знает об их организации. Потому что если рассказать человеку, заполняющему «Оксфордский тест», что на самом деле он на долгие годы (если не на десятки лет) попадет в деструктивный культ и должен будет заплатить огромные деньги за бесчисленное множество курсов (полная стоимость сайентологического «моста», как они сами это называют, – от 350 тысяч долларов, так что большинство людей, попавших в сайентологию, даже пробыв в ней долгие годы, так и не узнают, в чем, собственно, состоит истинное вероучение культа); что он, скорее всего, подпишет кабальный договор и будет дневать и ночевать в этой организации, отрабатывая его условия; что его могут заставить совершать преступления и почти наверняка заставят порвать со всеми родными и близкими, отказавшимися пойти за ним в секту, – если все это рассказать заранее, очень мало кто согласится пойти в эту секту. Если раскрыть человеку содержание строго секретных сайентологических курсов для посвященных высших уровней, он просто придет в ужас и не захочет иметь с сайентологами ничего общего. В Православной Церкви все обстоит ровно наоборот: прежде человек исповедует, во что и как верует, и только потом делается членом Церкви. Никаких тайн нет и быть не может, в отличие от большинства тоталитарных культов, в которых существует много уровней информации и вероучения: для посвященных, более посвященных и еще более посвященных – и так без конца. Вот и выходит, что человек иной раз отдает годы жизни организации, о подлинном учении и подлинных целях которой он ровно ничего не знает и даже не догадывается. Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге «Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов
1. Технология "Step by step" – небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам – проведи у нас выходные – останься еще на недельку – отдай нам свои деньги». 2. Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии культа наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
3. Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность – часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.
4. Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
5. Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.
При вовлечении в культы применяются также методы: А.Дворкин выделяет такие этапы вовлечения в культы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.011 с.) |