Этап 4: сделать возвращение в общество невозможным. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап 4: сделать возвращение в общество невозможным.



Вы становитесь целиком зависимы от секты. У вас нет личного дохода, социальной поддержки, существенного профессионального опыта. Частые перемены мест не позволяют устанавливать устойчивые связи с внешним по отношению к группе миром, которые могли бы облегчить возвращение. Старых друзей больше нет, семейные узы или оборваны или напряжены до конфликта. Часто используется тактика брака внутри группы – невозможно уйти одному, надо, чтобы одновременно этого захотели двое.

При помощи жесткой дисциплины, явных и завуалированных угроз, чередованием наказаний и наград, постоянного доносительства навязываются и постоянно поддерживаются чувства вины и страха. Сформированные комплексы страха перед внешним миром и личной вины перед группой, чувство собственной беспомощности заставляют сектантов даже в случае разочарований решать, что легче остаться, плыть по течению.

Счастье, свобода, богатство личности или знание обещаются на каждом этапе, если член секты соглашается терпеть страдания еще большие, чем он уже перенес, поэтому каждый раз он говорит себе, что было бы глупо отступать, когда стоишь так близко к цели, что все его страдания (а часто и деньги) пропали впустую. Чем более член секты страдал, тем более он готов страдать еще больше.

Для закрепления пребывания в секте применяются другие методы:
• Психологическое порабощение. Подавление воли.

 

• Выработка зависимости: психологической, наркотической. Создание эффекта «семьи», «родственных душ» - искусственного родства, от которого нельзя отказаться.

 

• Отягощение материальными долгами, требованием «отработки» и т.д.

 

• Втягивание в криминальные действия – «повязанность».

 

• Применение силы (задержание, лишение свободы, телесные наказания и т.д.).
• «Назад дороги нет». Доказательство необратимости перехода за некую грань. Таким «переходом» может являться обряд инициации, лишение собственности, сексуальное насилие.

 

• Иллюзия причастности к великим тайнам, обещание раскрытия еще более значительных знаний.

 

• Завышение самооценки, подчеркивание собственной значимости. В своем роде выработка «мании величия».

 

• Создание эффекта карьеры, затратного восхождения по лестнице совершенствования, бросить которое жалко.

Воздействуя на психику, сектанты используют архетипы коллективного бессознательного. Это универсальные стимулы, запускающие неосознанный отклик, ассоциации, побуждения к действию и определяющие ценностный выбор.

Культурные архетипы коллективного бессознательного.
Культура сект пользуется образами не только древней мифологии, упоминая различных божеств и героев, но и мифами современной массовой культуры и науки. Они ловко манипулируют научными терминами и такими понятиями, как внеземные цивилизации, волны, поля, лучи, гены и т.п.
Широко используется образ Запредельного (непостижимого, недостижимого, неисчерпаемого) и традиционные сюжетные линии:
• Великое путешествие,
• Победа добра над злом,
• Освобождение от оков,
• Воскрешение, бессмертие
• Исправление недостатков, грехов,
• Спасение мира,
• Приобщение к тайнам прошлого и будущего,
• Достижение всеобщего счастья.

Подобные архетипы можно найти в любом диалоге, сопровождающем вовлечение в секту.

Среди теневых задач сектантов – получение материальных выгод.

Основные способы:
• Навязывать покупку книг и других атрибутов.

 

• Непосредственно собирать деньги с участников мероприятий. Навязывать посещение дальнейших мероприятий.

 

• Вовлекать в систему ложного обучения и карьеры. Обучающимся рисуют заманчивые перспективы (стать «сверхчеловеком», много зарабатывать на преподавании или руководстве). При работе в секте остро ощущается необходимость повышать статус. Но каждая ступень роста стоит дороже. Прерывать эту карьеру невыгодно. Возникает замкнутый круг. Из человека могут выжать всё, а затем устранить (изгнать под предлогом греха или несовершенства, довести до тюрьмы, клиники или суицида). При этом человек сохраняет верность секте, пропагандирует ее.

 

• Склонять к пожертвованиям, дарениям, завещаниям.

Все описанные методы вовлечения в культы направлены на то, чтобы стремительно и нерасторжимо влить человека в группу и так искалечить его сознание, что всё это выражается в острой инфантилизации. Тогда члены оказываются полностью подчиненными своему учителю, слепо и безоговорочно ему повинуются и способны превратиться в опасных фанатиков. 

В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

* Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

* Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

* Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п.

* Тот, у кого есть все ответы на все вопросы. Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

* показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;

* демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...»;

* удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);

* извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, — а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу».

Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно — быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.

Итак, есть характерные признаки по которым Вы можете сделать вывод, что Вас вербуют в секту. Мы предлагаем с ними ознакомиться...

1. Вам предоставляют совсем немного информации и говорят, что основную информацию Вы можете узнать по мере посещения соответствующих семинаров, занятий, встреч или "все знает только «гуру»". Напротив, о Вас спрашивают очень много. Где Вы живете и с кем, где работаете, важные события и подробности Вашей личной жизни. Умелый вербовщик создаст такую доверительную атмосферу, что Вы почувствуете его своим другом и расскажете ему конфиденциальную информацию. Все этого нужно для того, чтобы завоевать Ваше доверие и узнать Ваши слабые места.
Таким образом, Вы становитесь легким объектом для манипуляции.
Помните, что настоящая дружба возникает не сразу, а с течением времени, и если Вы почувствуете сразу дружеские чувства к незнакомому Вам человеку, то возможно Вами просто манипулируют.

2. Пусть Вас не сбивает с толку внешне безобидное название организации (что-то вроде «Молодежный культурный фонд» или «Движение за свободу»). Так секты скрывают свои настоящие цели за благозвучной вывеской. На самом деле эта организация может оказаться учрежденной, к примеру, какой-нибудь сайентологической сектой, с целью привлечения новых адептов. Через некоторое Вам начнут потихоньку подсовывать сайентологическую литературу и пропагандировать изучение сайентологии…

3. Если Вам рассказывают о каком-либо новом, якобы более счастливом мировосприятии или пропагандируют новую идею, то спросите на каких научных трудах это все основано. Скорее всего Вам ничего конкретного не ответят, а если и ответят, то изучите эту информацию самостоятельно. На поверку оказывается, что образование у этих создателей различных теорий (например «дианетика») совсем не соответствующее. Это различные кандидаты технических наук, академики «нетрадиционных академий», доктора «неизвестных наук». Возможно и другое. Кто-то на основе известных психологических трудов создает новую «науку», меняет название понятий, создает мешанину и объявляет себя создателем науки и,таким образом, зарабатывает себе имя и славу.
Помните, в обществе очень много тщеславных и заблуждающихся людей, также много талантливых и уникальных личностей… Слушая кого-то, делайте разумныйвыбор, основанный на информации из достоверных источников.

4. Если во время разговора, Вы отмечаете, такие признаки, как сосредоточенность на внутренних ощущениях, уход в воспоминания, некоторая туманность и размытость окружающего пространства, но в тоже время, хорошо слышите голос Вашего собеседника, хотите закрыть глаза, то будьте осторожны. В таком состоянии Вы наиболее подвержены чужому влиянию и возможно это специально созданное для Вас состояние Вашим собеседником. Сделайте вид, что Вам нужно срочно позвонить или вы вспомнили о неотложных делах и т.д. Идите на свежий воздух, сосредоточьтесь свое внимание на окружающих предметах и людях. Контролируйте свое состояние!

5. Когда Вас все же завлекут на собрание или семинар, то Вы почувствуете большое внимание к себе. На вас будут оказывать давление, побуждающее Вас быстрее вступить в секту. Возможно, Вы почувствуете приятные эмоции, которые могут заставить Вас прийти еще раз. Но не заблуждайтесь, это все не из-за любви к Вам, а с целью вовлечь Вас. Это ложь… Пусть Вас насторожат, различного рода ритуалы (молитвы, медитации и т.д). В результате различных ритуалов у Вас может повредитьсяпсихика и Вы не сможете самостоятельно принимать решение. За вас уже будут думать другие. Вы можете «уйти из мирской жизни», отдав все свое имущество секте и остаться с нарушенной психикой на долгое время...

6. Если Вас приглашают на «пробный семинар», и говорят, что Вы можете уйти если не понравится, то знайте, возможно Вам будут показывать только положительные стороны, и вполне возможно на Вас будут оказывать влияние, которое Вы не будете осознавать.

7. В секте Вам могут навязывать диету, не содержащую белков, что может существенно ослабить Ваши мыслительные процессы и физическое состояние.

8. Если Вам предложат посмотреть какой-либо необычный фильм или почитать нетрадиционную литературу, то отнеситесь к этому максимально критично.

9. Лучше всего проконсультируетесь со специалистом. Бывает так, что только Вы не знаете о том, что «Дианетика» - это псевдонаука, а «Церковь сайентологии» имеет все признаки секты…

10. С развитием интернета появились новые способы вербовки. В сети на разнообразных форумах и файлообменных серверах выложено много видеофильмов и книг, которые доступны для свободного скачивания. Эти видеофильмы могут быть в форме лекций и люди читающие их с экрана Вашего монитора могут быть представлены громкими званиями (профессор, академик и др.). Здесь следует быть особенно осторожными. Потому что секты очень сильно активизировались в сети интернет. Таким образом, Вы можете получить сектантский семинар с "доставкой на дом". За благозвучными названиями учебных видеофильмов могут оказаться все те же попытки вербовки. При создании некоторых видеофильмов используются современые психотехнологии. После их просмотра Вы можете ощущить "просветление" и побежать добровольно записываться в эту секту. Следует учесть тот факт, что некоторые персонажи этих видеофильмов могут действительно иметь отношение к науке, но на самом деле, их идеи могли быть не приняты в современной научном мире из-за своей несостоятельности и они стараются их развивать самостоятельно, будучи мотивированы своим тщеславием и корыстолюбием. Некоторые сектантские форумы и сайты имеет посещаемость в несколько раз превышающую посещаемость научно-популярных ресурсов. Что бы не совершить ошибку, мы рекомендуем проконсультироваться у специалистов (они, как правило, отслеживают все новые течения). Для получения объективной информации о каком-либо новом учении, учебном видеофильме, движении Вы также можете использовать любую поисковую систему. Например, в строке Yandex.ru Вы можете набрать следущие поисковые запросы: "свидетели Иеговы последствия ", "неопятидесятники" или"неопятидесятники секта", "сайентологи" или "вред саентологии", "критика анастасийцев", "секта Виссариона" и зайдите на все критические сайты. Вы удивитесь насколько сильно будет отличаться информация на страницах сектантских сайтов от критических ресурсов. Внимательно изучите критику в адрес новых движений. Как правило, беспочвенной она не бывает. Следует знать, что новые они только у нас. На западе их хорошо изучили и многие деструктивные организации были закрыты. Поэтому они сейчас ищут "рынки сбыта".

11. Проверяйте всю новую информацию несколько раз, пользуясь разными источниками.

 

 

Лекция 5

Контроль и манипуляция сознанием. Основные понятия данные Стивеном Хссеном и другими специалистами.

-Методы контроля сознания по Стивену Хассену.

Стивен Хассен,американский психолог и сектовед очень хоршо раскрыл суть проблемы контроля сознания в культах.В своих трудах и статьях Стивен Хассен так описывает проблематику контроля и манипуляции сознанием:

«.Определение культа в Вебстеровском Третьем Новом Международном Словаре:

1) религиозная практика; богослужение;

2) обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью (преданностью) к некоторой художественной или интеллектуальной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность).

По этому определению, большинство групп могут считаться культами. К тому же, культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.

Деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая), которая практикует:

а) обманную вербовку;

б) прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине.

По этой модели, именно то, что группа делает, придает ей деструктивный характер, а не ее неортодоксальные верования. Установлено, что в США свыше 3000 деструктивных культов; и они существуют в самых разных размерах от весьма малочисленных до громадных международных общнос-тей с сотнями организаций в своем составе. Предполагается, что свыше 15 млн. американцев в настоящее время вовлечено в организации деструктивных культов.

КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ И ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ (СРАВНЕНИЕ ДВУХ МЕТОДОВ).

Промывание мозгов:
* Принудительно.
* Физическое лишение свободы.
* Использование пытки, прямое насилие.
* Вначале промыватели мозгов рассматриваются как враги.
* Создает податливое поведение: ложные исповеди, признания.

Контроль сознания:
* Тонкий и изощренный (хитрый и обманчивый).
* Добровольное участие и сотрудничество.
* Вначале контролеры сознания рассматриваются как друзья (добрые).
* Создает новую идентичность (личность): интер-нализация новых верований.

КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ
Контроль сознания может быть понят в свете четырех основных сфер: *контроль поведения,

* информации,

* мышления (мыслей),

* эмоций (чувств).

Контроль поведения

1. Регулирование индивидуальной физической реальности: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает; какую пищу он ест; сколько ему позволяется спать; финансовая зависимость.

2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.

3. Необходимо спрашивать разрешение для важных решений.

4. Награды и наказания.

5. Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль.

6. Жесткие правила и предписания.

7. Необходимость покорности и зависимости.

Контроль информации

1. Использование обмана (лжи): умышленно утаивая информацию; искажая информацию, чтобы сделать се приемлемой; обманывая открыто.

2. Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; критическая информация; бывшие участники; загружать участников культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.

3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин: нет свободного доступа к информации; информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто что «должен знать».

4. Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках).

5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды: бюллетени, журналы, газеты,, аудиозаписи, видеозаписи и т.п.; неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников.

6. Использование исповеди: информация о «грехах» используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и контролировать — нет прощения или отпущения грехов.

Контроль мышления
1. Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) групповой доктрины как «Истины»: схема = реальность; черное и белое; добро против зла; Мы против Них (групповое против внешнего мира).

2. Принятие «нагруженного» языка (характеризующегося мыслительными клише).

3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.

4. Техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность (мышление желаниями); монотонное говорение (скандирование); медитация; произнесение молитв; общение на «языках»; пение или гудение.

5. Нет — критическим вопросам о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной.

6. Нет — альтернативным системам верования и признанию их правильными или хорошими.

Контроль эмоций
1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.

2. Заставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина.

3. Чрезмерное использование вины:

а) Вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом); откуда ты; твоя семья; твое прошлое; твои привязанности; твои мысли, чувства, поступки.

б) Социальная вина.

в) Историческая вина.

4. Чрезмерное использование страха: боязнь мыслить независимо; боязнь «внешнего» мира; боязнь врагов; боязнь потерять свое «спасение»; боязнь природных бедствий.

5. Крайности эмоциональных пиков и спадов.

6. Ритуальное и часто публичное признание «грехов».

7. Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности «вовне»;

страшные последствия будут иметь место, если вы уйдете; не может быть оправданных причин для выхода (из культа).

ТРИ СТАДИИ ЗАВОЕВАНИЯ КОНТРОЛЯ НАД СОЗНАНИЕМ
1. Размораживание (доведение до состояния психологической аморфности):

а) дезориентация (путаница),

б) сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка, физиологическая манипуляция: депривация сна;

в) депривация приватности; изменение диеты;

г) гипноз: визуализации; притчи и метафоры; двусмысленности (лингвистические двойственности); использование намека (внушения); медитации, монотонное говорение (скандирование), произнесение - молитв, пение;

д) люди принуждаются поставить под вопрос свою идентичность.

2) Изменение :

а) создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом: формально — в ходе ин-доктринальных занятий; неформально — другими членами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.,

б) использование техник модификации поведения:

награды и наказания; использование техник, останавливающих мышление; контроль среды (окружения),

в) мистическая манипуляция, г. использование гипноза: повторение; монотонность; ритм; использование исповеди и доносов.

3. Замораживание {консервация новых стереотипов):

а) новая идентичность укрепляется, от старой идентичности отказываются: отделение от прошлого; передача собственности, банковского счета; переход к культовой деятельности — вербовке, сбору пожертвований, сближению с другими членами,

б) новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая «семья»,

в) спаривание с новыми ролевыми моделями: система «приятельства».

г) индоктринация продолжается — семинары, учеба. усвоение групповых норм.

Культовый контроль сознания не столько стирает прежнюю личностную идентичность, сколько создает новую, чтобы подавить старую. (Джон-Джон и Джон-культ).»

Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления».

КУЛЬТОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Доктрина — это реальность.
-Реальность черно-белая: добро против зла.
-Элитарная ментальность.
-Групповая воля превыше воли индивидуальной.
-Строгая обязанность: подражать лидеру.
-Счастье через хорошее внешнее поведение.
-Манипуляция посредством страха и вины.
-Эмоциональные пики и спады.
-Изменения во временной ориентации.
-Нет пути назад (нет выхода из культа).

ОЦЕНКА КУЛЬТА
1. Лидерство: претензии на исключительную мудрость (могущество, духовность); документы, удостоверяющие личность (рекомендации, прошлые криминальные истории); открытость к обратной связи, сдержки и противовесы власти.

2. Доктрина: доктрины для внутреннего употребления (внутренние доктрины); доктрины для внешнего окружения (доктрины для других); убеждение, что «цели оправдывают средства».

3. Членство:

а) Вербовка: обман, манипуляция, техники контроля сознания.

б) Удержание: степень контроля сознания (поведение, информация, мысли, эмоции).

в) Свобода выхода: индоктринация фобии (страха перед выходом из культа); изоляция; зависимость.

4. Возможность задать вопросы и возможность постоянно задавать вопросы — избегайте окружения, которое отбивает охоту к другим перспективам или к критичности.

5. Проводите независимое исследование — не полагайтесь в информировании только на группу.

6. Берите периодические «тайм-ауты» для проверки действительности.

7. Чем настойчивее группа провозглашает исключительную истину, тем более необходимо искать критическую информацию.

8. Будьте осторожны и преодолевайте эти психологические защитные механизмы: отрицание, рационализация, оправдание, мышление желаниями (принятие желаемого за действительное).

9. Уважайте свое собственное внутреннее Я: внутренний голос и внутренние чувства.
Модели контроля сознания предложенные Маргарет Т. Сингер и Роберта Джея Лифтона

Существует несколько ставших уже классическими моделей контроля сознания кулдьтистов и тех условий, в которых цели методик контроля сознания достигаются наиболее эффективно. Во-первых, можно выделить модель американского военного психолога,ныне адъюнкт-профессора университета в Беркли Маргарет Т. Сингер, которую она сформулировала в своей книге «Культы среди нас». Маргарет Т. Сингер работала психологом в армейском госпитале Уолтера Рида в 1950 годы. Она исследовала состояние бывших военнопленных корейской войны, а также состояла в группе армейских психологов и психиатров, которой правительство США поручило исследовать феномен трансформации мышления и разработать на будущее стратегию защиты от него. На исследование данной темы Сингер потратила не один десяток лет своей жизни. В результате предпринятых исследований Маргарет Т.Сингер пришла к выводу, что для достижения эффекта контроля сознания, необходимы следующие условия:

1). Завоевание контроля над временем человека, особенно, временем на размышления.

2). Создание у новичка ощущения беспомощности, при одновременной демонстрации модели поведения, выработать которую стремится руководство секты.

3). Манипулирование сознанием путем вознаграждений, наказаний, практических действий с целью подавления прежнего социального поведения новичка. Использование измененного состояния сознания для манипуляций жизненным опытом адепта.

4.) Создание плотно контролируемой системы, в рамках которой всех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать свою «врождённую неполноценность».

5.) Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчёт в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетентности и информированном согласии личности).

Роберт Джей Лифтон наравне с Маргарет Сингер входил в группу, изучавшую феномен контроля сознания. В своих исследованиях Лифтон также опирался на богатый практический материал, предоставленный корейской войной и последовавшими за ней научными изысканиями. В результате Лифтон выделил следующие восемь критериев этого феномена:

1. Контроль жизненной среды и общения в пределах этой среды: сюда относится не только общение людей друг с другом, но и проникновение в сознание человека групповых представлений, постепенно начинающих управлять его внутренним диалогом. Человека помещают в психологически замкнутую, а в некоторых случаях и физически ограниченную среду. Замкнутость лишает человека альтернативы, возможности сравнивать свой образ жизни и свои жизненные ценности с любыми другими, смотреть со стороны, что облегчает возможность манипулирования им.

2. Мистическое манипулирование: специальная технология планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные и «сверхъестественные» события. Все манипулируют всеми ради достижения высших целей. Любое внешнее действие трактуется в мистическом плане: если пошел дождь, то это случилось из-за того, что Америка не любит «преподобного» Муна, если Вы споткнулись, то это потому, что у Вас появились плохие мысли об организации и т.д. Известны практики, приводящие к эффекту галлюцинаций, которые могут быть интерпретированы в мистическом смысле.

3. Требование чистоты: установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию комплекса вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя виновато и работает ещё усерднее. Каждый человек грешен, у каждого есть свои слабости. В сектах спекулируют на человеческих слабостях. Например, человек начинает критиковать лидера организации, а в ответ слышит: «Брат, разве ты безгрешен? Это тебя искушает сатана! Нашей организацией руководит Бог, если ты сомневаешься в организации, значит, ты не любишь Бога!». В сектах считают, что кроме руководства никто не способен судить о том, как надо жить и во что верить.

4. Культ исповеди: разрушение границ личности, предписание делиться и признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а запоминается или документируется для дальнейшего использования в целях контроля. В ортодоксальном христианстве существует таинство Покаяния, в сектах же практикуют некую пародию на него. Информация, которую человек сообщает о себе, активно применяется для оказания на него давления, выработки у него чувства вины. В случае выхода из секты эта информация иногда используется для запугивания бывшего последователя с целью скрыть правду о покинутой им организации.

5. Священная наука: вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не оставляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения. Только позиция руководства секты, ее точка зрения является правильной во всех вопросах.

6. «Передёргивание» языка: стремление к ограничению мышления членов группы черно-белыми «мыслепрерывающими» клише, понятными только для посвящённых. Тот, кто контролирует язык человека, – контролирует его мышление. В сектах часто создается свой собственный язык, активно изобретаются новые понятия, в результате чего образуется своеобразный «профессиональный» сектантский жаргон. Человека приучают не только говорить на нем, но и думать. Но ведь слова – это, прежде всего, смысловые понятия, за ними – их содержание. Язык ученого отличается от языка грузчика, язык завсегдатаев ночных клубов отличается от языка любителей филармонии. При общении это очевидно, и разница не в словах, а в жизненных ценностях. Изменяя язык, руководство секты влияет на систему жизненных ценностей своего адепта. Также с помощью этого приема его отделяют от несектантского сообщества. Научившись мыслить на языке секты, человек вскоре замечает, что за ее пределами его не понимают, он начинает ощущать дискомфорт при общении с внешним миром и идет туда, где его поймут, где с ним говорят на одном языке, т.е. в секту. В сектах часто используют общеупотребительную лексику в новом ее истолковании. Например, храм для православного человека – дом Божий, а для Свидетеля Иеговы – дом сатаны. Теперь представим, что Вы приглашаете иеговиста в церковь. Как Вы думаете, какую реакцию могут вызвать ваши слова? Как показывает опыт, даже бывшие члены этой организации испытывают страх перед Церковью, что достигается, в том числе, и с помощью загруженной лексики.

7. Доктрина выше личности: навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности. В секте не подразумевается снисхождение учения к человеку, наоборот, человек должен подстроиться и полностью реализовывать учение на практике.

8. Разделение существования: вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и «расстриги» – не имеют. В секте всех, кто не является ее членами, в лучшем случае считают невеждами, а чаще – просто рабами тьмы, дьявола. На всех, кто не состоит в секте, смотрят «сверху вниз». Потому члены секты не способны к построению равноправного и равноуважительного сотрудничества.

 

 

Лекция 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.073 с.)