Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура религиозного сознания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Продолжая анализ религиозной формы сознания, нужно раскрыть ее структуру и элементы. Все главные элементы религии неразрывно связаны с понятием о сверхъестественном и покоятся на нем. Во-первых, с верой в сверхъестественное связаны религиозные идеи, догматы, мифы. Во-вторых, в любой религии содержится вероучительный, догматический или мифологический элемент, то есть религиозное сознание. И, в-третьих, необходима деятельность организации. При этом религиозное сознание складывается как бы из двух основных слоев. Первый из них составляет религиозная идеология, представляющая совокупность идей, и взглядов и представлений о мире и человеке, изложенных и систематизированном и обобщенном виде профессиональными служителями религиозного культа. Центральное ядро религиозной идеологии составляет теология, то есть богословие. Сущность теологии состоит в том, что она обосновывает и защищает религиозные догматы о Боге как творце и вершителе судеб мира, ищет доказательства истинности религиозной догматики, нравственности, а так -же разрабатывает религиозно обоснованные правила и нормы жизни духовенства и верующих. Теология претендует на роль «науки», которая стремится доказать сверхъестественное происхождение религии, ее стройность, логичность, непротиворечивую систему догматов. На самом деле религия эклектична, в ней мало логической последовательности и стройности, наличествует множество противоречий. Задачей теологии, кроме того, является религиозное обоснование «священных писаний», «священного предания», божественного характера самой церкви. Вторым слоем в религиозном сознании является религиозная психология. В свою структуру религиозная психология включает религиозные верования, чувства, настроения, которые, как правило, возникают в головах людей стихийно, под воздействием объективных внешних природных и социальных сил. Это обыденное сознание верующих. При этом, в отличие от теологии как системы догматов, религиозная психология отличается несистематизированным, несогласованным, непоследовательным характером представлений. Сознание рядовых верующих — это своеобразная мозаика из отдельных религиозных образов, догматов, мифов, существующих в разрозненном виде, не связанных системой. Религиозную идеологию и психологию нельзя рассматривать как разложенные по полочкам элементы религиозного сознания. Реально их надо рассматривать в тесном переплетении и взаимном проникновении. Религиозная идеология в форме «священных книг», печатных изданий или устных проповедей объединяет и упорядочивает разрозненные мысли, догматы в определенную систему, т.е. религиозное сознание следует рассматривать как прочное сочетание идеологической и психологической сторон. Студент должен знать, что каждая религия имеет 4 существенных элемента: первый — религиозные представления о сверхъестественном, потустороннем. Это — мифологический элемент. В религии люди пытались и пытаются составить для себя картину мира. И в этой связи религия со своих позиций показывает, что такое мир, общество, человек, перспективы их бытия, т.е. формирует мировоззрение верующих; второй — религиозные чувствования — эмоциональный элемент. В религиозной сфере большое место занимают настроения, эмоции, чувства, переживания, то есть эмоционально-психологический элемент сознания человека. Религиозные эмоции принимают сильный, активный характер, особенно тогда, когда они связаны с религиозной культовой практикой; третий — обрядность, культовый элемент; четвертый — религиозные организации. На вере в сверхъестественное основаны определенные религиозные действия, и в первую очередь обряды, праздники, богослужения, молитвы, посты, паломничества и другие проявления религиозной практической деятельности. В процессе культовой практики церковь стремится воздействовать на людей звонким словом, образностью, причудливыми действиями для усиления воздействия на верующих. Религиозный культ, особенно во взаимосвязи с эмоциональным воздействием, является существенным элементом религии. При помощи религиозных молитв, заклинаний, обрядов, праздников и других магических средств, приемов и методов верующие люди стремятся вступить в контакт со сверхъестественными силами и существами для достижения желаемых результатов. Религиозные организации — это организации профессиональных служителей культа (церковь, имамат, раввинат и т.п.), являющиеся организаторами работы с верующими, осуществляющими культ, собрания и т.п. Конкретно-социологические исследования, проведенные в некоторых районах республики, показывают, что абсолютное большинство верующих не знает основ религиозного учения, хотя связаны повседневно с церковью или мечетью. Что же связывает верующих при незнании догматики и религиозной жизни. Этим связующим звеном, несомненно, является религиозный культ. Таким образом, религиозные представления, настроения и действия, а на более поздних этапах развитие религиозной организации составляют единый религиозный комплекс, который образует такое специфическое социальное явление, как религия. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Как возникла и развивалась религия? 2. Раскройте соотношение гносеологических, психологических и социальных корней религии. 3. В чем состоит специфика религиозного сознания? 4. Почему иллюзорно-компенсаторная функция (наряду с мировоззренческой, интегрирующей, регулятивной и коммуникативной) является главной функцией религии? Проанализируйте взаимообусловленность всех этих функций. 5. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, религиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций. 6. Проанализируйте структуру религиозного сознания. Раскройте социальную роль религии и церкви. 7. В чем коренная противоположность религии и науки? 8. В чем сущность понятия «сверхъестественные силы»? 9. Как понимать выражение «страх создал богов»? Темы рефератов 1. Определение религии: научное, церковное, философское. 2. Наука о происхождении и сущности религии. 3. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе. 4. Социальные функции религии и их содержание. 5. Вера как социальный феномен. 6. Религия и мистика. 7. Гносеологические и психологические корни религии. 8. Религия и общественный прогресс.
Литература 1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967. 2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971. 3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994. 4. Добренькое В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. — М., 1989. 5. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998. 6. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 1. 7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20. 8. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. — М., 1989. 9. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998. 10. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972. 11. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989. 12. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. — М., 1985. 13. Угринович Д.М. Психология религии. — М., 1986. 14. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998. ЛЕКЦИЯ 3. Социальные функции и роль религии в обществе Рассмотренные выше, особенности религии позволяют сделать обобщающий вывод о ее роли в жизни общества и социальных функциях. 1. Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая. Эта функция религии, отражая действительность, создает свою картину мира, формирует взгляды верующего на природу, общество, самого себя. 2. Иллюзорно-компенсаторная функция религии проявляется, как способность иллюзорно восполнять те системы социальных отношений, в которых человек не в состоянии овладеть природными и социальными силами. Она восполняет в загробном мире то, что человек не имеет в реальной жизни. 3. Коммуникативная функция — религия способствует взаимосвязи людей в рамках данных религиозных общностей и отдельных общин. 4. Интегрирующая функция. В определенных исторических условиях религия укрепляет существующую социально-экономическую систему, но одновременно является дезинтегрирующей силой общества. 5. Регулирующая функция — создает систему норм и ценностей, нравственные нормы, законы, решения церкви и т.д., через которые регулирует поведение людей в семье и обществе. При анализе основных функций религии необходимо вычленить две специфические функции религиозного церковного института, определяемые характером религии как формы общественного сознания и как социального явления. Одной из них является идеологическая, проявляется как пропаганда и укрепление данного вероучения среди единоверцев. Другая — миссионерская: пропаганда и распространение церковью и активными верующими данного вероучения среди инакомыслящих, неверующих с целью привлечения их в число своих приверженцев. Кроме названных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, в частности, воспитательную, хотя в литературе о ней говорят мало либо вообще не говорят, но справедливости ради следует сказать, что религия выполняет эту функцию, воспитывая верующих в нужном направлении. Взять, к примеру, в период советской власти, ее последних лет, православное и мусульманское духовенство убеждало верующих, что советская власть социально справедливая, что она завещана Богом. И верующие признавали это. Говоря о роли религии в обществе, следует отметить, что ее роль определялась условиями и факторами в жизни того или иного общества. К оценке роли религии следует подходить конкретно-исторически. И, прежде всего, различать религию как идеологию и церковь как организацию. Идеология направлена на формирование смирения, подавления социальной активности, терпения, ожидания конца света и т.д. Хотя религиозная мораль выдается за единственно истинные ценности человека, она в большинстве своем к религии не имеет никакого отношения, а является общечеловеческими нормами поведения (люби ближнего, не убивай и т.п.). Другое дело церковь. Как и в любой организации, в церкви есть прогрессивно мыслящие люди, умные, грамотные. И все то, что сделала церковь для своих народов, следует отнести за счет деятельности именно таких служителей культа. Например, выполняя нерелигиозные функции, религиозные организации могут стоять и на прогрессивных позициях по ряду социальных и политических вопросов, в частности, способствовать консолидации нации и ее борьбе против иноземных захватчиков, как это было, скажем, в истории Сербии и Болгарии. Церковь и монастыри в Европе и России в течение длительного периода были почти единственными культурными центрами, храни гелями древних рукописей и произведений искусства. Некоторые религиозные организации в СНГ и зарубежом в настоящее время активно участвуют в движении сторонников мира, выступают за разоружение, против колониализма и расизма и пр. Краткое описание основных социальных функций религии позволяет сделать следующие выводы: процесс функционирования религии в обществе есть процесс проявления ее социальной сущности. Процесс этот историчен: изменение системы общественных отношений, появление новых социальных потребностей и новых способов их удовлетворения приводит к изменению сферы функционирования религии, к эволюции ее функции и роли.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Как возникла и развивалась религия? 2. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, религиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций. 3. Раскройте социальную роль религии и церкви. 4. Социальная роль религии в первобытном обществе. 5. Социальная роль религии в современном обществе
Темы рефератов 1. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе. 2. Социальные функции религии и их содержание. 3. Вера как социальный феномен. 4. Религия и общественный прогресс.
Литература 1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967. 2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971. 3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994. 4. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998. 5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20. 6. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998. 7. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972. 8. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989. 9. УгриновичД.М. Введение в религиоведение. — М., 1985. 10. УгриновичД.М. Психология религии. — М., 1986. 11. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998. ЛЕКЦИЯ 4. Происхождение религии и ее исторические формы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.008 с.) |