Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура религиозного сознания.

Поиск

Продолжая анализ религиозной формы сознания, нужно раскрыть ее структуру и элементы. Все главные эле­менты религии неразрывно связаны с понятием о сверхъ­естественном и покоятся на нем. Во-первых, с верой в сверхъестественное связаны религиозные идеи, догматы, мифы. Во-вторых, в любой религии содержится вероучительный, догматический или мифологический элемент, то есть религиозное сознание. И, в-третьих, необходима деятельность организации. При этом религиозное сознание складывается как бы из двух основных слоев. Первый из них составляет религи­озная идеология, представляющая совокупность идей, и взглядов и представлений о мире и человеке, изложенных и систематизированном и обобщенном виде профессиональными служителями религиозного культа. Центральное ядро религиозной идеологии составляет теология, то есть богословие. Сущность теологии состоит в том, что она обосновывает и защищает религиозные догматы о Боге как творце и вершителе судеб мира, ищет доказательства истинности религиозной догматики, нравственности, а так -же разрабатывает религиозно обоснованные правила и нормы жизни духовенства и верующих. Теология претендует на роль «науки», которая стремится доказать сверхъ­естественное происхождение религии, ее стройность, логичность, непротиворечивую систему догматов. На самом деле религия эклектична, в ней мало логической последовательности и стройности, наличествует множество противоречий. Задачей теологии, кроме того, является религиозное обоснование «священных писаний», «священного предания», божественного характера самой церкви.

Вторым слоем в религиозном сознании является религиозная психология. В свою структуру религиозная психология включает религиозные верования, чувства, настроения, которые, как правило, возникают в головах людей стихийно, под воздействием объективных внешних природных и социальных сил. Это обыденное сознание верующих. При этом, в отличие от теологии как системы догматов, религиозная психология отличается несистематизированным, несогласованным, непоследовательным характером представлений. Сознание рядовых верующих — это своеобразная мозаика из отдельных религиозных образов, догматов, мифов, сущест­вующих в разрозненном виде, не связанных системой.

Религиозную идеологию и психологию нельзя рас­сматривать как разложенные по полочкам элементы рели­гиозного сознания. Реально их надо рассматривать в тес­ном переплетении и взаимном проникновении. Религиоз­ная идеология в форме «священных книг», печатных изда­ний или устных проповедей объединяет и упорядочивает разрозненные мысли, догматы в определенную систему, т.е. религиозное сознание следует рассматривать как прочное сочетание идеологической и психологической сторон. Студент должен знать, что каждая религия имеет 4 существенных элемента: первый — религиозные представле­ния о сверхъестественном, потустороннем. Это — мифоло­гический элемент. В религии люди пытались и пытаются составить для себя картину мира. И в этой связи религия со своих позиций показывает, что такое мир, общество, чело­век, перспективы их бытия, т.е. формирует мировоззрение верующих; второй — религиозные чувствования — эмоциональный элемент. В религиозной сфере большое место занимают настроения, эмоции, чувства, переживания, то есть эмоционально-психологический элемент сознания челове­ка. Религиозные эмоции принимают сильный, активный характер, особенно тогда, когда они связаны с религиозной культовой практикой; третий — обрядность, культовый эле­мент; четвертый — религиозные организации.

На вере в сверхъестественное основаны определенные религиозные действия, и в первую очередь обряды, праздни­ки, богослужения, молитвы, посты, паломничества и другие проявления религиозной практической деятельности. В процессе культовой практики церковь стремится воздействовать на людей звонким словом, образностью, причудливыми действиями для усиления воздействия на верующих.

Религиозный культ, особенно во взаимосвязи с эмоци­ональным воздействием, является существенным элемен­том религии. При помощи религиозных молитв, заклина­ний, обрядов, праздников и других магических средств, приемов и методов верующие люди стремятся вступить в контакт со сверхъестественными силами и существами для достижения желаемых результатов. Религиозные организации — это организации профессиональных служителей культа (церковь, имамат, раввинат и т.п.), являющиеся ор­ганизаторами работы с верующими, осуществляющими культ, собрания и т.п.

Конкретно-социологические исследования, прове­денные в некоторых районах республики, показывают, что абсолютное большинство верующих не знает основ религиозного учения, хотя связаны повседневно с церковью или мечетью. Что же связывает верующих при незнании догматики и религиозной жизни. Этим связующим зве­ном, несомненно, является религиозный культ.

Таким образом, религиозные представления, настрое­ния и действия, а на более поздних этапах развитие религиозной организации составляют единый религиозный комплекс, который образует такое специфическое социа­льное явление, как религия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как возникла и развивалась религия?

2. Раскройте соотношение гносеологических, психологических и социальных корней религии.

3. В чем состоит специфика религиозного сознания?

4. Почему иллюзорно-компенсаторная функция (наряду с мировоззренческой, интегрирующей, регулятивной и коммуникативной) является главной функцией религии? Проанализируйте взаимообусловленность всех этих функций.

5. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, ре­лигиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций.

6. Проанализируйте структуру религиозного сознания. Раскройте социальную роль религии и церкви.

7. В чем коренная противоположность религии и науки?

8. В чем сущность понятия «сверхъестественные силы»?

9. Как понимать выражение «страх создал богов»?

Темы рефератов

1. Определение религии: научное, церковное, философское.

2. Наука о происхождении и сущности религии.

3. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе.

4. Социальные функции религии и их содержание.

5. Вера как социальный феномен.

6. Религия и мистика.

7. Гносеологические и психологические корни религии.

8. Религия и общественный прогресс.

 

Литература

1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.

2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.

4. Добренькое В.И., Радугин А.А. Методологические вопро­сы исследования религии. — М., 1989.

5. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.

6. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 1.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.

8. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. — М., 1989.

9. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.

10. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.

11. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.

12. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.

13. Угринович Д.М. Психология религии. — М., 1986.

14. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.

ЛЕКЦИЯ 3. Социальные функции и роль религии в обществе

Рассмотренные выше, особенности религии позволяют сделать обобщающий вывод о ее роли в жизни общества и социальных функциях.

1. Одной из важнейших функций религии является миро­воззренческая. Эта функция религии, отражая действи­тельность, создает свою картину мира, формирует взгляды верующего на природу, общество, самого себя.

2. Иллюзорно-компенсаторная функция религии проявляется, как способность иллюзорно восполнять те систе­мы социальных отношений, в которых человек не в со­стоянии овладеть природными и социальными силами. Она восполняет в загробном мире то, что человек не имеет в реальной жизни.

3. Коммуникативная функция — религия способствует взаимосвязи людей в рамках данных религиозных общнос­тей и отдельных общин.

4. Интегрирующая функция. В определенных исторических условиях религия укрепляет существующую социально-экономическую систему, но одновременно являет­ся дезинтегрирующей силой общества.

5. Регулирующая функция — создает систему норм и ценностей, нравственные нормы, законы, решения церкви и т.д., через которые регулирует поведение людей в семье и обществе.

При анализе основных функций религии необходимо вычленить две специфические функции религиозного церковного института, определяемые характером религии как формы общественного сознания и как социального явления. Одной из них является идеологическая, проявляет­ся как пропаганда и укрепление данного вероучения среди единоверцев.

Другая — миссионерская: пропаганда и распростране­ние церковью и активными верующими данного вероуче­ния среди инакомыслящих, неверующих с целью привле­чения их в число своих приверженцев.

Кроме названных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, в част­ности, воспитательную, хотя в литературе о ней говорят мало либо вообще не говорят, но справедливости ради сле­дует сказать, что религия выполняет эту функцию, воспи­тывая верующих в нужном направлении. Взять, к примеру, в период советской власти, ее последних лет, православное и мусульманское духовенство убеждало верующих, что со­ветская власть социально справедливая, что она завещана Богом. И верующие признавали это.

Говоря о роли религии в обществе, следует отметить, что ее роль определялась условиями и факторами в жизни того или иного общества. К оценке роли религии следует подходить конкретно-исторически. И, прежде всего, разли­чать религию как идеологию и церковь как организацию. Идеология направлена на формирование смирения, по­давления социальной активности, терпения, ожидания конца света и т.д. Хотя религиозная мораль выдается за единственно истинные ценности человека, она в боль­шинстве своем к религии не имеет никакого отношения, а является общечеловеческими нормами поведения (люби ближнего, не убивай и т.п.).

Другое дело церковь. Как и в любой организации, в церкви есть прогрессивно мыслящие люди, умные, грамотные. И все то, что сделала церковь для своих народов, следует отнести за счет деятельности именно таких служителей культа. Например, выполняя нерелигиозные функ­ции, религиозные организации могут стоять и на прогрессивных позициях по ряду социальных и политических во­просов, в частности, способствовать консолидации нации и ее борьбе против иноземных захватчиков, как это было, скажем, в истории Сербии и Болгарии. Церковь и монастыри в Европе и России в течение длительного периода были почти единственными культурными центрами, хра­ни гелями древних рукописей и произведений искусства. Некоторые религиозные организации в СНГ и зарубежом в настоящее время активно участвуют в движении сторонников мира, выступают за разоружение, против колониа­лизма и расизма и пр.

Краткое описание основных социальных функций ре­лигии позволяет сделать следующие выводы: процесс фун­кционирования религии в обществе есть процесс проявле­ния ее социальной сущности. Процесс этот историчен: из­менение системы общественных отношений, появление новых социальных потребностей и новых способов их удовлетворения приводит к изменению сферы функцио­нирования религии, к эволюции ее функции и роли.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как возникла и развивалась религия?

2. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, ре­лигиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций.

3. Раскройте социальную роль религии и церкви.

4. Социальная роль религии в первобытном обществе.

5. Социальная роль религии в современном обществе

 

Темы рефератов

1. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе.

2. Социальные функции религии и их содержание.

3. Вера как социальный феномен.

4. Религия и общественный прогресс.

 

Литература

1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.

2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.

4. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.

6. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.

7. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.

8. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.

9. УгриновичД.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.

10. УгриновичД.М. Психология религии. — М., 1986.

11. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.

ЛЕКЦИЯ 4. Происхождение религии и ее исторические формы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.232 (0.01 с.)