Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и причины возникновения религиозных верований.

Поиск

Объективный анализ всякого явления предполагает выяснение тех причин, в силу которых оно возникло и существует. В религиоведческой литературе такие причины называются корнями религии. Их несколько: социальные, гносеологические, психологические. Отдельные авторы называют еще и исторические, но это личная позиция ав­тора. Поэтому мы здесь рассмотрим несколько подробнее лишь первые три, а об исторических корнях студент может самостоятельно узнать из литературы.

Социальные корни религии — это объективные условия жизни и деятельности людей, способность порождать, а также воспроизводить религиозное мировоззрение. Изучая этот вопрос, студент должен разобраться, что же такое объ­ективные условия? Проживая в обществе, человек сталки­вается с необходимостью вступать в многообразные отно­шения как друг с другом, так и с природой. Поэтому социа­льные (общественные) отношения включают в себя различ­ные сферы его жизни. Прежде всего, это отношения его к природе, зависимость от последней в силу неразвитости практической жизни, а главное труда. Далее следует выде­лить сам общественный процесс, многообразные общественные отношения, в ходе которых люди вступают в контакты друг с другом, попадают в стихийную зависимость от общественных сил. Так, например, низкий уровень развития производства и крайне примитивные орудия труда пер­вобытного общества обусловливают нехватку сил в борьбе с природой. Жизненные возможности человека в таких усло­виях ограничены, все усилия его направлены на отвоевыва­ние у природы самых элементарных средств к жизни, при­том явно недостаточных для удовлетворения потребностей. И человек ищет восполнения недостающего ему в жизни в помощи сверхъестественных сил. Не случайно в первобыт­ном обществе производство материальных благ оказывается опутанным разнообразными мистическими (таинствен­ными) представлениями, например, магическими верова­ниями и обрядами. Уже на ранних ступенях развития чело­вечества, например, войны, влияют на порождение религиозного сознания. Природа этих отношений чужда и враждебна первобытному человеку. Поэтому, пытаясь оградить себя от нежелательного их воздействия, он также обраща­ется за помощью к сверхъестественным силам. В обоих случаях стихийность протекания процессов является обя­зательным условием возникновения религии.

Таким образом, бессилие людей перед силами приро­ды и негативными проявлениями общественной жизни в первобытном обществе, обусловленное крайне низким уровнем развития производительных сил и вытекающими отсюда примитивностью общественной организации, явилось социальными корнями религии в придании этим силам личностных характеристик по форме и могущества по содержанию.

Далее, студентам важно понять, что, несмотря на зави­симость человека от окружающего мира, господство над ним сил природы никогда не определялось исключительно природными свойствами, но равно и характером отноше­ний людей к природе. А эти отношения всегда зависели от уровня производительных сил общества. Не случайно объ­ектом его отражения были неосвоенные силы природы, включенные непосредственно в трудовую деятельность. Причем искаженно отражалась в сознании человека не вся природа, а лишь те ее свойства и стороны, которые в про­цессе преобразующей деятельности имели, прежде всего, производственное (жизнедеятельное) значение и которые человек не мог освоить силой своего разума и труда.

И сегодня не исключено воздействие на жизнь людей таких стихийных природных процессов, как разрушитель­ные силы смерчей, тайфунов, землетрясений, наводне­ний, засух, эпидемий и т.д. Даже самые совершенные тех­нологические системы не спасают от неожиданных и ката­строфических последствий. Последствия наиболее опас­ны в таких отраслях, как ядерная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, добыча угля, не­фти и газа, горная инженерия и т.д. Именно эти стороны и свойства природы порождают болезни, смерть, тревогу и страх у людей. Пример тому недавняя экологическая ката­строфа в с. Барскоон на Иссык-Куле, оползни на юге Кир­гизии, унесшие многие жизни. Подобные явления прини­маются верующими наказаньем Божьим, следовательно, необходимо усилить веру.

Гносеологические корни религии (от греческого gnosis — знание). Здесь важно уяснить противоречивый характер познавательного процесса человека и возможность, в силу этого, формирования различных представлений о мире, обществе и самом себе: материалистических, идеалистиче­ских и религиозных представлений. Если вопрос о социаль­ных корнях религии рассматривает общественные условия, породившие ее, то вопрос о гносеологических корнях религии показывает нам, как, каким образом в человеческом со­знании формируется фантастическое неадекватное отраже­ние действительности. Ибо к объекту отражения наряду силам и природы и общества следует отнести и сущностные силы человека. Человек, изменяя внешний мир, формирует самого себя. Личная биосоциальная структура человека яв­ляется объектом его самопознания. Человек еще не мог адекватно объяснить рождение и смерть, здоровье и болезнь, сон и сновидения, чувства и волю, зачатки развиваю­щеюся интеллекта и т.д. Эти явления ему были непонятные, пугающие, и их причины он искал в мистике.

Гносеологические корни религии — это предпосылки, возможность формирования религиозных верований в процессе познавательной деятельности человека.

Часто студенты при освещении проблем гносеологических корней религии сводят их к незнанию людьми дейст­вительных причин явлений. Такое объяснение упрощает проблему, не дает возможности вскрыть механизм образо­вания религиозных представлений. Само по себе незнание не может порождать никаких представлений вообще. Как правильные; так и искаженные представления о явлениях возникают у людей только в процессе взаимодействия с этими явлениями и их познания.

Почему процесс познания, в ходе которого человек от­крывает в вещах реальные свойства и тем самым овладевает окружающим миром, увеличивая свою власть над ним, в то же время является почвой, на которой произрастает религия? Это объясняется сложностью и противоречивостью са­мого процесса познания. Процесс познания мира человеком сложен, он не адекватен зеркальному отражению. Отражая мир, люди не только воспринимают «сигналы» действительности, но преобразуют их в своей голове. Сложность объекта, каковым является реальная действительность, создаст возможность отразить его неверно; и не полностью верно; и точно. Эта субъективная форма познания и рождает возмож­ность «отлета» мысли от действительности. Преобразующая деятельность человеческого познания, переработка им дан­ных чувственных ощущений и восприятий уже несет в себе отвлечение от всего богатства и многообразия единичного. При переходе от чувственного познания к абстрактному опосредованность сознания с реальным миром, его веща­ми и предметами усиливается и способна даже породить в новом понятии «кусочек фантазии».

Важнейшую роль в познании человеком окружающего мира, его попытки найти нечто общее среди единичных яв­лений играет способность человеческого мышления к обоб­щениям и абстрагированию. Только при наличии абстракт­ного мышления и способности обобщать могут возникать религиозные представления. И каждый шаг вперед по пути освоения человеком действительности создает как новые трудности, так и новые возможности иллюзий. Так, уже на ранних ступенях развития общества человек, например, стремился найти общее между собой и животным миром.

Как может видеть студент, идеальный мир всегда пред­стает перед нами связанным с материальным. Ошибки в познании совершаются в процессе жизни, человеческой практики. Сам отрыв любого общего понятия от конкрет­ных вещей является хоть и иллюзорным, но идеальным от­ражением материальных вещей.

Раскрытие причин возникновения и существования ре­лигии будет неполным без рассмотрения ее психологиче­ских корней (от греч. psyche — душа, жизнь). Следует отме­тить, что эта проблема не получила еще достаточно полной разработки в нашей религиоведческой литературе. Пока внимание сосредоточено в основном только на эмоциона­льной стороне психологических процессов. Проблема влияния чувств, эмоций на происхождение религии была поставлена еще античными мыслителями. «Страх создал богов», — говорил древнеримский поэт Стаций.

Мыслители нового времени продолжили и развили эту идею. Особенно большой вклад в исследования психоло­гических корней религии внес Л. Фейербах. Немецкий мыслитель в понимание психологических причин вклю­чил не только отрицательные чувства (страх, неудовлетво­ренность, страдания), но и положительные (радость, бла­годарность, любовь, почитание и т.д.); не только чувства, но и желания, стремления, потребности в преодолении от­рицательных эмоций, в утешении.

Когда мы говорим, что некоторые эмоции создают бла­гоприятную почву для религии, мы ни в коем случае не считаем, что человек, испытывающий подобные эмоции, обязательно станет религиозным, неизбежно придет к ре­лигии. Решающую роль в формировании его убеждений играют условия его жизни, воспитания, непосредственное окружение. Эмоциям, которые в известном смысле благо­приятствуют религии, противостоит в сознании индивида. Не только его рассудок, но и многие иные чувства, враждебные религии.

Итак, в процессе познавательно-преобразующей деятельности человека на базе социальных экономических условий его бытия, эмоционального восприятия реалий сего мира формируются религиозные и мистические, в том числе, представления людей. Только в подобной связи «механизм» отношений человек-человек, человек-род, человек-мир способен создать основу для возникновения и существования религиозного отражения мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.157 (0.006 с.)