Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия и причины возникновения религиозных верований.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Объективный анализ всякого явления предполагает выяснение тех причин, в силу которых оно возникло и существует. В религиоведческой литературе такие причины называются корнями религии. Их несколько: социальные, гносеологические, психологические. Отдельные авторы называют еще и исторические, но это личная позиция автора. Поэтому мы здесь рассмотрим несколько подробнее лишь первые три, а об исторических корнях студент может самостоятельно узнать из литературы. Социальные корни религии — это объективные условия жизни и деятельности людей, способность порождать, а также воспроизводить религиозное мировоззрение. Изучая этот вопрос, студент должен разобраться, что же такое объективные условия? Проживая в обществе, человек сталкивается с необходимостью вступать в многообразные отношения как друг с другом, так и с природой. Поэтому социальные (общественные) отношения включают в себя различные сферы его жизни. Прежде всего, это отношения его к природе, зависимость от последней в силу неразвитости практической жизни, а главное труда. Далее следует выделить сам общественный процесс, многообразные общественные отношения, в ходе которых люди вступают в контакты друг с другом, попадают в стихийную зависимость от общественных сил. Так, например, низкий уровень развития производства и крайне примитивные орудия труда первобытного общества обусловливают нехватку сил в борьбе с природой. Жизненные возможности человека в таких условиях ограничены, все усилия его направлены на отвоевывание у природы самых элементарных средств к жизни, притом явно недостаточных для удовлетворения потребностей. И человек ищет восполнения недостающего ему в жизни в помощи сверхъестественных сил. Не случайно в первобытном обществе производство материальных благ оказывается опутанным разнообразными мистическими (таинственными) представлениями, например, магическими верованиями и обрядами. Уже на ранних ступенях развития человечества, например, войны, влияют на порождение религиозного сознания. Природа этих отношений чужда и враждебна первобытному человеку. Поэтому, пытаясь оградить себя от нежелательного их воздействия, он также обращается за помощью к сверхъестественным силам. В обоих случаях стихийность протекания процессов является обязательным условием возникновения религии. Таким образом, бессилие людей перед силами природы и негативными проявлениями общественной жизни в первобытном обществе, обусловленное крайне низким уровнем развития производительных сил и вытекающими отсюда примитивностью общественной организации, явилось социальными корнями религии в придании этим силам личностных характеристик по форме и могущества по содержанию. Далее, студентам важно понять, что, несмотря на зависимость человека от окружающего мира, господство над ним сил природы никогда не определялось исключительно природными свойствами, но равно и характером отношений людей к природе. А эти отношения всегда зависели от уровня производительных сил общества. Не случайно объектом его отражения были неосвоенные силы природы, включенные непосредственно в трудовую деятельность. Причем искаженно отражалась в сознании человека не вся природа, а лишь те ее свойства и стороны, которые в процессе преобразующей деятельности имели, прежде всего, производственное (жизнедеятельное) значение и которые человек не мог освоить силой своего разума и труда. И сегодня не исключено воздействие на жизнь людей таких стихийных природных процессов, как разрушительные силы смерчей, тайфунов, землетрясений, наводнений, засух, эпидемий и т.д. Даже самые совершенные технологические системы не спасают от неожиданных и катастрофических последствий. Последствия наиболее опасны в таких отраслях, как ядерная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, добыча угля, нефти и газа, горная инженерия и т.д. Именно эти стороны и свойства природы порождают болезни, смерть, тревогу и страх у людей. Пример тому недавняя экологическая катастрофа в с. Барскоон на Иссык-Куле, оползни на юге Киргизии, унесшие многие жизни. Подобные явления принимаются верующими наказаньем Божьим, следовательно, необходимо усилить веру. Гносеологические корни религии (от греческого gnosis — знание). Здесь важно уяснить противоречивый характер познавательного процесса человека и возможность, в силу этого, формирования различных представлений о мире, обществе и самом себе: материалистических, идеалистических и религиозных представлений. Если вопрос о социальных корнях религии рассматривает общественные условия, породившие ее, то вопрос о гносеологических корнях религии показывает нам, как, каким образом в человеческом сознании формируется фантастическое неадекватное отражение действительности. Ибо к объекту отражения наряду силам и природы и общества следует отнести и сущностные силы человека. Человек, изменяя внешний мир, формирует самого себя. Личная биосоциальная структура человека является объектом его самопознания. Человек еще не мог адекватно объяснить рождение и смерть, здоровье и болезнь, сон и сновидения, чувства и волю, зачатки развивающеюся интеллекта и т.д. Эти явления ему были непонятные, пугающие, и их причины он искал в мистике. Гносеологические корни религии — это предпосылки, возможность формирования религиозных верований в процессе познавательной деятельности человека. Часто студенты при освещении проблем гносеологических корней религии сводят их к незнанию людьми действительных причин явлений. Такое объяснение упрощает проблему, не дает возможности вскрыть механизм образования религиозных представлений. Само по себе незнание не может порождать никаких представлений вообще. Как правильные; так и искаженные представления о явлениях возникают у людей только в процессе взаимодействия с этими явлениями и их познания. Почему процесс познания, в ходе которого человек открывает в вещах реальные свойства и тем самым овладевает окружающим миром, увеличивая свою власть над ним, в то же время является почвой, на которой произрастает религия? Это объясняется сложностью и противоречивостью самого процесса познания. Процесс познания мира человеком сложен, он не адекватен зеркальному отражению. Отражая мир, люди не только воспринимают «сигналы» действительности, но преобразуют их в своей голове. Сложность объекта, каковым является реальная действительность, создаст возможность отразить его неверно; и не полностью верно; и точно. Эта субъективная форма познания и рождает возможность «отлета» мысли от действительности. Преобразующая деятельность человеческого познания, переработка им данных чувственных ощущений и восприятий уже несет в себе отвлечение от всего богатства и многообразия единичного. При переходе от чувственного познания к абстрактному опосредованность сознания с реальным миром, его вещами и предметами усиливается и способна даже породить в новом понятии «кусочек фантазии». Важнейшую роль в познании человеком окружающего мира, его попытки найти нечто общее среди единичных явлений играет способность человеческого мышления к обобщениям и абстрагированию. Только при наличии абстрактного мышления и способности обобщать могут возникать религиозные представления. И каждый шаг вперед по пути освоения человеком действительности создает как новые трудности, так и новые возможности иллюзий. Так, уже на ранних ступенях развития общества человек, например, стремился найти общее между собой и животным миром. Как может видеть студент, идеальный мир всегда предстает перед нами связанным с материальным. Ошибки в познании совершаются в процессе жизни, человеческой практики. Сам отрыв любого общего понятия от конкретных вещей является хоть и иллюзорным, но идеальным отражением материальных вещей. Раскрытие причин возникновения и существования религии будет неполным без рассмотрения ее психологических корней (от греч. psyche — душа, жизнь). Следует отметить, что эта проблема не получила еще достаточно полной разработки в нашей религиоведческой литературе. Пока внимание сосредоточено в основном только на эмоциональной стороне психологических процессов. Проблема влияния чувств, эмоций на происхождение религии была поставлена еще античными мыслителями. «Страх создал богов», — говорил древнеримский поэт Стаций. Мыслители нового времени продолжили и развили эту идею. Особенно большой вклад в исследования психологических корней религии внес Л. Фейербах. Немецкий мыслитель в понимание психологических причин включил не только отрицательные чувства (страх, неудовлетворенность, страдания), но и положительные (радость, благодарность, любовь, почитание и т.д.); не только чувства, но и желания, стремления, потребности в преодолении отрицательных эмоций, в утешении. Когда мы говорим, что некоторые эмоции создают благоприятную почву для религии, мы ни в коем случае не считаем, что человек, испытывающий подобные эмоции, обязательно станет религиозным, неизбежно придет к религии. Решающую роль в формировании его убеждений играют условия его жизни, воспитания, непосредственное окружение. Эмоциям, которые в известном смысле благоприятствуют религии, противостоит в сознании индивида. Не только его рассудок, но и многие иные чувства, враждебные религии. Итак, в процессе познавательно-преобразующей деятельности человека на базе социальных экономических условий его бытия, эмоционального восприятия реалий сего мира формируются религиозные и мистические, в том числе, представления людей. Только в подобной связи «механизм» отношений человек-человек, человек-род, человек-мир способен создать основу для возникновения и существования религиозного отражения мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.157 (0.006 с.) |