Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное и религиозное понимание духовной культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука под культурой понимает все то, что создано человеком, что принято называть «второй природой». Однако надо учесть, что деление культуры на материальную и духовную относительное. Культура — это не только сумма определенных материальных и духовных ценностей, но и сам процесс их создания, приумножения материальных и духовных богатств, немыслимых без культурной деятельности человека. В более широком смысле под культурой понимаются достижения человечества, показывающие уровень познания природы и общества, степень сознательности членов общества, богатство нравственного и эстетического сознания. Духовную культуру характеризуют такие явления, как умение трудиться (культура труда), сила логики мышления, язык (культура речи), правила поведения и нормы, умение владеть своими чувствами и настроениями (культура чувств) и т.д. Богословы и в прошлом, ив настоящее время всегда считали и считают религию хранительницей вечных ценностей, скрывая ее борьбу против общественного и интеллектуального прогресса. Религиозное толкование сущности духовной культуры противоречит подлинной творческой активности человека. Они фальсифицируют природу творчества, утверждая, будто бы талант питается «религиозным вдохновением», В действительности природные способности человека становятся талантом только тогда, когда творчество человека направляется в соответствии с объективными тенденциями общественного развития. В целом же религиозную концепцию духовной культуры можно определить как совокупность вытекающих из веры в сверхъестественное религиозно-духовных ценностей, преобразующих как душу, так и общество на христианских (мусульманских) началах, ценностей, призванных обеспечить развитие и спасение души. Сегодня в посткоммунистической идеологии церковь пытается возродить и укрепить приоритет религии в духовной жизни. В своих претензиях на ведущую роль в поднятии духовной культуры церковные круги подчеркивают свою главенствующую роль в духовном развитии, а также приобретении человеком земного благополучия, совершенствовании социальной жизни. Церковь считает труд и бережливость главными источниками земного богатства общества, однако всегда подчеркивает приоритет религиозных ценностей перед социальными. В качестве примера ссылаются на опыт деятельности монастырей. Место религии в духовной культуре. В доказательство положительного влияния религии на духовную культуру обычно ссылаются на культуру средневековья: архитектура церквей и мечетей, иконопись, музыка и пр. Действительно, культуру прошлого отбросить нельзя. Религия и культура были взаимосвязаны. Мировые религии и церкви в архитектуре, живописи, музыке, искусстве воспроизводили мировоззрение религии, В мировоззренческом плане идеи, воплощенные в архитектуре, выражали представления о божественном мироздании. Здания церквей, мечетей их внешний вид укрепляли религиозное мировоззрение. Подобное наблюдалось в музыке, живописи и др., являлось стремлением таким способом утвердить религию в качестве основной идеологической силы, показать все могущество Бога. То есть совершенствование мира верующих было односторонним, религиозным. В целом же религия, поддерживая мистицизм, суеверия, надолго сдержала процесс развития науки, культуры. Из сказанного следует, что не религия является основой духовной культуры, а требования земной жизни. Церковь заказывала произведения искусства в честь Бога, а не человека. Не случайно во всем религиозном искусстве проводится именно эта тема, а не реалии повседневной жизни. В сочинениях богословов могут содержаться исторические факты, имеющие определенное значение для науки. Однако это обстоятельство ни в коей мере не свидетельствует о научности самого богословия. Стремясь повысить престиж религиозной идеологии, обосновать претензии на ее научность и прогрессивность, богословы всячески рекламируют тех религиозных мыслителей и церковных деятелей, которые внесли свой вклад в развитие науки и техники. Двойственность и непоследовательность богословских воззрений на научно-технический прогресс проявляется в стремлении представить дело так, как будто бы этот прогресс явление хотя и положительное, однако порожденное не Творческой энергией человечества, не объективными социальными потребностями, а является всего-навсего лишь отражением воли Бога, одним из доказательств его, всемогущества. А все издержки и негативные последствия НТП есть следствие того, что человек отвернулся от религии и слепо доверился науке. Наука же исходит из того, что искусство возникло из потребностей трудовой деятельности человека. На основе труда сформировалась также и способность человека эстетически оценивать действительность, развились художественная фантазия, художественное мьшление. Аналогично обстоит дело и с моралью. В любой религиозной системе, как уже говорилось выше, реальный мир, природа, общество, взаимоотношения людей отражаются в фантастической форме. Таким же фантастическим образом извращены в религиозных этических учениях те представления о моральном и аморальном, достбйном и недостойном, человечном и бесчеловечном, которые связаны с отношениями людей между собой. Эти отношения опосредствуются через Бога. Любить человека, уважать его достоинства, учит религия, можно только в том случае, если любишь Бога и боишься его. Следовательно, неверующим отказано в человеколюбии, уважении к другим людям. А так как с Богом соотноситься непосредственно нельзя, это надо делать через церковь и духовенство. Известны библейские призывы к тому, чтобы любить ближнего, как самого себя. Таким образом, говоря о воздействии религии на различные сферы духовной культуры и их обратное влияние на нее, отметим так- же, что религия является частью духовной культуры людей, вобравшей в себя и общечеловеческие нормы. Анализ общечеловеческого следует начинать с определенных материальных предпосылок жизни людей, обеспечивающих его появление и существование. Таковыми в соответствии с материалистическим учением являются природные, биологические начала и свойства человека. Как известно, для всех людей общими являются законы отражательной деятельности мозга, т.е. законы высшей нервной деятельности. Поэтому общим по сути своей является для всех различных индивидов путь познания объективной реальности. В предметной деятельности индивид формирует и утверждает свою родовую человеческую сущность. Всеобщее содержание человеческой деятельности обогащается при этом новыми важными моментами, влияющими, в свою очередь, на характер человеческого труда, самой предметной деятельности. Итак, природное, биологическое обусловливает общее в человеке. Но отмеченные факторы лишь предпосылки возникновения общечеловеческого в духовной культуре. Оно связано с прогрессивным поступательным движением человечества по пути социального развития.
ЛЕКЦИЯ 14 Свободомыслие в истории социального и духовного прогресса.
Свободомыслие по отношению к религии — это признание права на свободу, свободное исследование окружающего мира. В рамках свободомыслия может быть и бескомпромиссно-отрицательное отношение к религии, каким является атеизм (с греч. а — частица отрицания, tеоs — бог, т.е. безбожие), и осторожное сомнение в существовании сверхъестественного мира. В полной мере понятие «свободомыслие» может быть отнесено лишь к «атеизму» — как системе взглядов, основанных на материализме. Материалистическая философия является теоретической основой атеизма. Понятие «атеизм» может употребляться только в связи с материализмом, будь то материализм стихийный или теоретический, т.е. философский. Свободомыслие выражается и в менее последовательных по сравнению с атеизмом формах критики религии. Одной из них, наиболее рано возникшей, является «скептицизм» в отношении религии, т.е. — сомнение в истинности религии. Современный скептицизм, например, неопозитивистов — это выражение настроений части господствующего класса в современную эпох. Одной из распространенных ныне форм свободомыслия является «религиозный нигилизм» — это. отрицание религии как абсурда, не связанное с научным пониманием сущности законов ее существования. И, наконец, еще одно понятие, употребляемое в литературе, «антиклерикализм» — критика церкви (духовенства) как общественного института, выступление против ее претензий на руководство обществом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.95 (0.01 с.) |