Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции происхождения религии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из концепций происхождения религии была выдвинута в теологии и вошла в историю изучения религии под названием концепции «прамонотеизма». Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844—1912) в его книге «Становление религии». Позже она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868—1954) в его работе «Происхождение идеи Бога». Суть концепции «прамонотеизма» состоит в том, что в верованиях отсталых народов можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии. Лишь впоследствии к ней приплетались элементы древних религий. Однако научные исследования показали, что монотеизм — вера в единого Бога — появился на гораздо более поздней ступени развития человечества. Была выдвинута гипотеза о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание не было подготовлено для создания абстракций, в том числе религиозных. Трудность решения данного вопроса связана с тем, что процесс антропогенеза растянулся на 2—3 млн. лет и большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому периоду относится появление человека разумного, который отличался от своих предшественников физическим строением, психологическими качествами, был способен к созданию понятий. О существовании религиозных верований в тот период свидетельствует практика захоронения первобытных людей. В могилы клали утварь, украшения, оружие, что говорит о том, что первобытные люди наряду с реальным миром считали, что существует потусторонний мир. Говорят об этом и наскальные рисунки. Формы первобытных верований. Одной из самых ранних форм религии был фетишизм (от португальского слова fetico — магическая вещь). Термин введен французским ученым Шарлем де Броссом в его труде «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии». Фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность помогать, предохранять от злых сил, врагов. Фетишем мог стать любой объект: камень, дерево и т.д. Позднее человек стал изготовлять фетиши в виде деревянных фигурок или изваяний (идолов). Элементы фетишизма сохранились до сих пор. Древнейшей формой религии является тотемизм (от языка североамериканских индейцев, что означает «его род»). Тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между определенной группой людей и видом животных, растений. Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью человека: собирательством, охотой. Животные и растения, дававшие людям существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились особенности кровнородственных отношений первобытного общества. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую природу. Тотем считался предком рода. Студентам надо обратить внимание на существование табу на поедание тотема у одних народов, и, наоборот, на необходимость, например, перед охотой съесть кусок мяса тотемного животного. Считалось, что сила тотема перейдет на охотника. Позднее на основе тотемизма появляется зоолатрия — поклонение животным и теротеизм — обожествление животных. К ранним формам религии относится магия (от греч. — колдовство, чародейство) — совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. Магические приемы разнообразны. По целевому направлению принято различать: производственную, лечебную, вредоносную, любовную и т.д. Нa стадии первобытнообщинного строя возникла и такая форма ранних верований, как анимизм. Анимизм (от лат. - душа) — это вера в духовные сущности, заключенные и предметах или существующих от них. Анимистические представления возникали из присущего первобытным людям стремления к олицетворению, к одушевлению окружающей действительности. В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание людьми собственной психики: сна, обмороков, галлюцинаций, воспринимавшихся как деятельность независимой oт тела души. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность ее существования после смерти. Преподавателю необходимо отметить, что, возникнув на зape человеческой истории, первобытные формы верований с изменением общественных условий жизни полностью не исчезли. Одни из них были поглощены сменившими их религиями, другие оттеснены в сферу суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся до сих пор вера в амулеты, талисманы является не чем иным, как первобытным фетишизмом. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики многих религий. Племенные религии. Религиозные верования периода родового строя отличались большой пестротой. На ранних ступенях родового строя, еще не знавших социального расслоения, основным объектом поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной деятельности сверхерхъестественными свойствами наделялись различные с троны действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким животным. В племенных религиях отражалась не только производственная деятельность, но и социальная организация людей. Смена матриархата патриархатом специфически переломилась в религиозном сознании. Женские духи постепенно оттесняются мужскими. Отправление культа также становится занятием мужчин. По мере развития кровнородственных связей в религиозной мифологии на первый план выдвигается образ прародителя, защитника и покровителя племени. На основе этого появляется культ предков. Он был очень распространен в религиях родового строя. Возникшие к этому времени представления о посмертном существовании души породили веру в то, что умершие сородичи продолжают оказывать влияние на жизнь племени и после: смерти. Необходимо отметить, что в эпоху раннеродового строя религиозные верования и культ отражали реальное равенство соплеменников. В культовой деятельности участвовали все члены племени. Разложение родоплеменных отношений привело к существенным изменениям в характере религиозных верований. Углубляется социальная дифференциация. В руках отдельных общинников накапливаются материальные богатства, в их подчинение попадают рядовые соплеменники. Люди начинают все более остро ощущать свою зависимость не только от сил природы, но и от складывающихся общественных отношений. Выделение вождей приводит к тому, что их начинают почитать. Им приписывается не только реальное, но и сверхъестественное могущество. Продолжающееся социальное расслоение внутри племенной общины находило отражение в религиозных представлениях. Ранее аморфные, безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются специфические функции и определенные формы хозяйственной деятельности. Возникает иерархия духов. Появляется полидемонизм — почитание множества духов. С появлением раннеклассового государственного строя формируется идея племенного бога-воителя. В дальнейшем, по мере объединения племен, складывается политеизм (многобожие). Во главе политеистического пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Имущественное неравенство наложило отпечаток и на представления людей о загробном мире. Посмертное существование стало рассматриваться как продолжение земной жизни. Отсюда пышные захоронения с жертвоприношениями. Изменилось и положение служителей культа. Жречество все более и более стало привилегированным сословием. Нередко они наследуют свою профессию. Возникает умилостивительный культ, в котором огромную роль приобретают жертвоприношения. Появляются постоянные святилища и храм, жрецы вместе с сородичами образуют родоплеменную верхушку. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какие имеются концепции происхождения религии? 2. Что такое ранние формы религиозных верований и в чем их специфика? 3. В чем специфика мировых религий?
Темы рефератов 1. Происхождение религии. 2. Первобытные формы религиозных верований. 3. Племенные религии.
Литература 1. Белицкий М.А. Забытый мир шумеров. — М., 1980. 2. Библия — М., 1976. 3. Религии мира. Энциклопедия. В 2-х т. — М., 1998—1999. ЛЕКЦИЯ 5. Элементарные формы религиозной жизни
Возникновение религии. Религия, по мнению антиклерикальных ученых, историческое явление. Но вот хронологические рамки этого явления определяются по-разному. Американский исследователь Э. О. Джеймс и голландский палеонтолог Г. X. Кинегсвальд считают возможным говорить о существовании каких-то религиозных представлений уже у синантропа. Они усматривают в практиковавшейся синантропами некрофагии магический ритуал. Но скорее всего, поедание трупов умерших людей было вызвано тяжелыми условиями существования, когда периоды относительного изобилия сменялись периодами недостатка. Главным же возражением против существования у синантропов религии является анализ их морфологических способностей. У этих древнейших людей мозг был очень плохо приспособлен к абстрактному мышлению, что делает весьма маловероятным появление у них религии. У неандертальского человека способность к абстрагированию заметно выше. Абстракция же, предоставляя человеку огромные возможности для познания окружающего мира, создает и предпосылки для отрыва от реальности, Иррационального объяснения связей в окружающем мире. Это и служит почвой для возникновения веры в сверхъестественное, то есть религии. Жизнь в эпоху палеолита была исключительно тяжелой, смертельные опасности подстерегали человека на каждом шагу. В борьбе за выживание человек часто терпел поражение. Повышение способности к абстрагированию приводит к тому, что человек начинает искать причины своих неудач. На "помощь" приходит воображение, дающее фантастическое истолкование различным природным явлениям. Условия жизни неандертальца весьма способствовали возникновению веры в сверхъестественное. Гораздо труднее ответить на вопрос: были ли способности к абстракции достаточными для возникновения такой веры? Для решения этой проблемы обычно привлекаются материалы так называемых неандертальских погребений. Неандертальцы в отличие от древнейших людей хоронили своих покойников. В настоящее время обнаружено более 20 преднамеренных захоронений той далекой эпохи. При изучении этих погребений ученые заметили ряд особенностей, позволивших предположить наличие каких-то обрядов. Скелеты в большинстве случаев обнаружены в могильных ямах, находящихся на периферии пещерных жилищ. Покойники обычно лежат на боку, многим из них придана географическая ориентировка (восток — запад). Часть скелетов найдена в скорченном состоянии (видимо, умершие связывались). С покойниками клали куски убитых на охоте животных, а иногда и орудия труда. Большинство ученых склонны видеть в неандертальских погребениях зачатки религиозного культа. Академик А. П. Окладников считает, что у неандертальцев существовали культ умерших, культ животных и культ солнца. Если для неандертальцев были характерны какие-то туманные религиозные представления, то с появлением человека современного вида, обладающего развитым абстрактным мышлением, религия приобрела гораздо более четкий и оформленный характер. Уже у человека верхнего палеолита существовали достаточно сложные религиозные верования, хорошо прослеживаемые по археологическим материалам. Что же касается мезолитической и неолитической эпох, а также бронзового и раннего железного веков, то о господствовавших тогда верованиях молено судить по материалам этнографии, изучая культуру сохранившихся доклассовых обществ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.007 с.) |