Основные направления ислама. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления ислама.



Между основными направлениями в исламе существуют значительные разногласия. Суннизм (с араб, «сунна» — образ действия) — в исламе В «сунна» — «священное» предание, совокупность рассказов о Мухаммеде и его изречениях. Именно от этого слова происходит данное направление. Его последователи составляют около 90% мусульман. Суннизм выделился как самостоятельное направление в исламе в первые десятилетия возникновения ислама в ходе борьбы за власть в арабо-мусульманском государстве (халифате).

Шиизм (от араб. — группировки, партия) — возник в начале второй половины VII в. Развивался как религия против злоупотреблении власти. Возникнув как однородное движение, шиизм со временем раскололся на многочисленные течения и секты. Среди наиболее многочисленных и влиятельных шиитских течений выделяется исмаилизм. Эта секта возникла в VIII в. и названа по имени Исмаила, которого, в отличие от других шиитов, считают законным седьмым имамом. Исмаилиты проживают во многих странах мира: Индии, Ираке, Афганистане, Восточной Африке, Сирии и др.

Имамиты — возникли в IX в. Они почитают всех двенадцать имамов, включая скрытого. Он обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедливости и благоденствия. Большинство их живет в Ираке, Иране, Пакистане, Афганистане.

В середине IX в. возникла еще шиитская секта алавитов, или нусайритов, у которых учение близко к исмаилитам, но включает элементы христианства и домусульманских верований. Они проживают в северо-западной части Сирии, а также в Турции. Между шиитскими сектами существуют серьезные догматические и обрядовые разногласия, связанные преимущественно с вопросом о передаче права на верховную власть в общине тому или иному имаму— потомку Али: имамиты признают такое право за «исчезнувшим» двенадцатым имамом, исмаилиты — за седьмым имамом, алавиты — за одиннадцатым имамом. Общая численность шиитов приблизительно 75—80 млн. человек. В СНГ шииты проживают в Азербайджане и Таджикистане. Одним из таких движений в шиизме является бабизм — возникший в Иране в середине XIX в.

Название произошло от основателя Али Мухаммада Баб. Во второй половине XIX в. в Ираке, в среде бабистов возникли секты «бехаитов». Ее основатель, объявивший себя Бехаулой (блеск Аллаха), пророком, призывал к равенству, единству всех людей, созданию единого языка и единой религии человечества. Бехаиты считают, что их учение, включившее в себя некоторые из принципов христианской морали, пришло на смену всем религиям мира, что с его распространением якобы падут национальные, государственные и социальные границы. Бехаизм является по существу новой современной религией. Главные центры бехаитов находятся в Германии, США, Панаме, штаб-квартира в г. Хайфа (Израиль).

Ваххабизм — одно из течений суннитского направления, возникшее в конце XVIII в. в Аравии. Его основатель Мухаммад Ибн Абдаль Ваххаб выступил с проповедью возрождения «чистоты ислама» и подлинного единобожия. Ваххабизм отвергает анимизм, культ святых, паломничество к мазарам, осуждает роскошь, курение, употребление спиртного т.д. Ваххабизм и ныне является официальной идеологией Саудовской Аравии. Сегодня эта страна отличается своей активностью, претендует на роль духовного лидера в мусульманском мире. Саудовская Аравия считает, что она является. родиной ислама и на этом основании должна стать лидером мусульманского мира.

Таким образом, ислам, как и всякая религия, явление историческое, вызванное к жизни определенными социальными, экономическими, историческими условиями. Возникнув как монотеистическая религия, он заимствовал ряд существенных положений своего вероучения из иудаизма, христианства и других религий. Ислам провозгласил единство Бога, но влияние племенных культов арабов сказалось на обрядности и мусульманских праздниках.

 

ЛЕКЦИЯ 12 Нетрадиционные религии

Нетрадиционные религии появились в начале 70-х гг. XX в. в некоторых странах Америки и Европы. Нетрадиционные вероуче­ния характеризуются следующими особенностями.

1. Провозглашая свое принципиальное отличие от традицион­ной религиозной идеологии, многие нетрадиционные вероучения настойчиво утверждают, что «не являются религией». Например, приверженцы движения Харе Кришна объявляют свое учение «бо­жественной наукой».

2. Наиболее значительными показателями самостоятельности нетрадиционных религий является создание новой канонической литературы либо особое «прочтение» старой. Например, издание «Бхагавад-гиты» в особом каноническом переводе Бхактиведанты.

3. При всех утверждениях пропагандистов нетрадиционных религий о том, что они исходят из «чистого», «исконного» уче­ния глубокой древности, им свойственно отклонение от этого веро­учения.

4. Нетрадиционные верования выражают свою альтернатив­ную идеологическую направленность — вступают в конфронта­цию с господствующим социальным строем и его официальными религиозно-церковными институтами. В секте Муна, Движении Иисуса, Миссии божественного света Махараджи Джи, культе Мехер Баба на первый план выдвигаются концепции эсхатологии (от греч. «эсхатон» — конец), мессианства и хилиазма (тысячелет­него Царства Божьего на земле).

5. В нетрадиционных вероучениях на первое место выдвигают­ся сюжеты религиозно-философского мистицизма, например пред­ставление о сверхъестественных «помощниках» человеческого рода.

6. Вероучения и культовая практика нетрадиционных религий нередко имитируют различные природные явления (особенно это характерно для теософии, различных направлений йоги, медитационной практики и оккультизма).

Различные нетрадиционные верования объединяет много об­щего.

Во-первых, все они в той или иной степени содержат элемен­ты социального протеста, чаще всего пассивного. Во-вторых, как правило, эти вероучения носят синкретический (смешанный) ха­рактер: в них переплетены мистика, философские учения, религи­озные доктрины и т.д. В-третьих, нетрадиционные религии обещают для своих приверженцев спасение «здесь и теперь», в отличие от старых культов, отодвигающих справедливое воздая­ние в потусторонний мир.

Современные религиозно-мистические искания представляют собой 145 направлений, которые можно объединить в 12 доста­точно широких групп.

1. «Иудаистско-христианское пробуждение»: новые пятидесят­ники, секты и коммуны движения Иисуса и т.д. - всего 6 на­правлений.

2. Восточные религии: дзэн, тибетский буддизм, тантризм, йога, суфизм, движение Харе Кришна, трансцендентальная медитация, Миссия божественного света, интегральная йога и т.д. — всего 29 направлений.

3. Эзотерические исследования: эзотерические группы (теосо­фия, антропософия, группа Гурджиева и ряд других); эзотеричес­кие искания (каббализм, астрология, алхимия, таро, магия и т.д.)— всего 13 направлений.

4. Эупсихические терапии: юнгианская психиатрия, гештальт-психология, монхосинтез, гуманистическая психология, транспер­сональная психология и т.д. — всего 13 направлений,

5. «Неземное исцеление»: терапия логических поз, психичес­кая хирургия, чтение ауры, гипнотерапия, гомеопатия, рефлек­сология и т.д. — всего 18 направлений.

6. Телесные терапии: сенсорное пробуждение, биоэнергетика, оргономия, восточные военно-спортивные системы физических упражнений — всего 13 направлений.

7. Неопримитивизм и язычество: философская психология (К. Г.Юнг, М. Элиаде, Дж. Кембел), колдовство и шаманизм, доброволь­ный примитивизм в качестве образа жизни — всего 4 направления.

8. Органицизм: экологический мистицизм, культ природной пищи, макробиотика, биоритмика — всего 6 направлений.

9. «Сумасбродная наука»: изменение состояния сознания, био­логическая обратная связь, экстрасенсорные и парапсихологические системы и т.д. — всего 21 направление.

10. Психостеритуальные и оккультные группы: «Процесс», груп­па Эдгара Сойса и т.д. — всего 10 направлений.

11. Психотроника: мистицизм средств массовой информации, манипуляция мозгом с помощью наркотиков и электричества и т.д. — всего 3 направления.

12. Поп-культура: псевдонаучная фантастика, уфология (культ летающих «тарелок») и т.д. — общества объявлялись частными. В соответствии с декретом школа отделена от церкви, введена государственная система светского образования

Конституция РФ 1993 г. отводит свободе совести важное место в системе гражданских прав и свобод. РФ провозглашается свет­ским государством. Никакая религия не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной. Ре­лигиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, принадлежности, отношения к религии и т.д. Каждому гражданину РФ гарантируется свобо­да совести, свобода вероисповедания, включая право ис­поведовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и сло­ва. Не допускается пропаганда, возбуждающая социаль­ную, национальную или религиозную ненависть и вражду. Конституционные нормы получили дальнейшее раз­витие и конкретизацию в федеральном Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объе­динениях», принятом 19.09.1997 г. Цель закона — подтвердить право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом не­зависимо от отношения к религии и убеждений, содейст­вовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероис­поведания.

ЛЕКЦИЯ 13 Религиозная культура, религиозное искусство

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.011 с.)