Свободомыслие и атеизм конца XIX — начала XX вв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободомыслие и атеизм конца XIX — начала XX вв



По­следняя четверть XIX века — время открытий, приведших к перевороту во взглядах на природу: была открыта клетка, закон сохранения и превращения энергии, создана эволю­ционная теория, важные открытия были сделаны в облас­ти антропологии, физиологии, психологии.

Тем самым была сформирована принципиально новая естественнонаучная база свободомыслия, давшая возмож­ность подвергать религию всесторонней критике.

Выдающуюся роль в обосновании естественнонаучного атеизма XIX—XX вв. сыграли Ч. Дарвин, Э. Геккель, К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев. Ч. Дарвин — основоположник науки о развитии органиче­ского мира, создатель эволюционной теории, опровергнув­ший господствующий религиоидеалистический взгляд на природу как на свидетельство божественного происхожде­ния живых существ, в том числе человека.

В противоположность церковным утверждениям о неза­висимой от тела души физиолог И.М. Сеченов показал, что психика, которую религия выдает за проявление мистиче­ской души, является свойством мозга, продуктом его деяте­льности. Доказав рефлекторный характер психики, Сеченов раскрыл её причинную обусловленность внешним миром.

Видные русские естествоиспытатели И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, К.А.Тимирязев и др., опираясь на результаты своих исследований, доказывали материаль­ное единство природы, отрицали загробную жизнь, духов и души, выступали против примирения науки и религии.

Современное свободомыслие.

Современное буржуазное свободомыслие отражает ин­тересы демократических кругов и буржуазной интеллиген­ции л осталось в целом на уровне свободомыслия нового времени. В современном обществе оно играет в общем по­ложительную роль, ибо содействует просвещению масс.

Отличительной чертой современного свободомыслия является его организованность. Существуют две всемир­ные организации буржуазных свободомыслящих: всемирный союз свободомыслящих (ВСС), основан­ный в 1896 г., и международный гуманистический и этиче­ский союз (МГЭС), основанный в 1962 г.

Другая черта современного свободомыслия — широкая пропаганда идей антиклерикализма, секуляризации раз­личных сторон общественной жизни, светской морали, а также критика религиозной морали и религии.

Буржуазные критики религии активно включились в движение за отделение церкви от государства (там, где она еще не отделена). Следует отметить, что сама по себе борь­ба за отделение церкви от государства является борьбой за осуществление буржуазно-демократических свобод.

Таким образом, претензии церкви и религии на единст­венно истинное учение о мире несостоятельны. Процесс познания мира породил естественнонаучные представле­ния о природе и человеке. Научное и религиозное мировоз­зрения противоположны в своей основе, несовместимы» Взгляд на мир такой, каков он есть без внесения сверхъесте­ственного, возник и формировался в глубокой древности, когда люди пытались понять суть природы и самих себя. В основе развития свободомыслия лежат социально-эконо­мические причины: постепенное развитие производствен­ных сил и освобождение человека от зависимости от приро­ды, а также прогрессивное развитие общества.

 

ЛЕКЦИЯ 15 Научное и религиозное мировоззрение о мире, человеке и обществе.

Мировоззрение — это система взглядов на объектив­ный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные по­зиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Значение миро­воззрения в жизни людей обусловлено социальной приро­дой человека, необходимостью ориентироваться в меняю­щейся социальной и природной среде. Это порождает по­требность у каждого человека, класса, у человечества в це­лом в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни.

Религиозное мировоззрение, стихийно сложившееся в глубокой древности, менялось в зависимости от обще­ственных изменений. Существует множество разновидно­стей религиозного мировоззрения. Однако всем им прису­щи, хотя и в разной степени, некоторые общие характер­ные черты и особенности.

Перечислим их.

Прежде всего, самой существенной чертой любого ре­лигиозного мировоззрения является признание существо­вания сверхъестественных сил, бога или богов. Реальное существование человека, природы, мира зависит от них.

Другой существенной чертой религиозного мировоз­зрения является идея креационизма — божественного тво­рения мира. Эта идея пронизывает все древние мифы, су­ществует она и в современных богословских концепциях.

Следующей чертой является учение о целесообразно­сти и целенаправленности явлений природы и общества.

В противоположность этому научное мировоззрение рассматривает мир как многообразие форм движущейся материи.

Основной целью познания теология подчеркивает,что человеческий разум не в состоянии познать сущность Бога. Научное познание мира рассматривается богословами как второстепенное, нацеленное на исследование глубокой материи и неспособное постичь духовные процессы. Высшей духовной ценностью человека считается в религиозном мировоззрении не его способность к мышлению и творческой деятельности, а вера в Бога, которая объявляется особой формой познания, более совершенной по сравнению с рациональной. Тем самым происходит принижение роли разума. Вера как особая форма познания, по мнению теологов,-- это такая интуиция, с помощью которой истина открывается с наибольшей полнотой без помощи разума. Стремление возвысить веру над разумом присуще всем религиям. Оно проявилось и в борьбе против науки, и в осуждении рационалистических тенденций в самой религии.

В процессе о соотношении веры и разума существовали и существуют две тенденции. Одна полностью отвергает притязания разума на истинное познание в пользу веры. Эта тенденция возникла еще в раннем христианстве. Вторая тенденция пыталась примирить веру и разум и использовать разум для обоснования веры.

ЛЕКЦИЯ 16 Свобода совести.

Свобода совести—право граждан использовать любую религию или не использовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду, это определение предполагает: равноправие граждан, независимо от их отношения к религии; равенство всех религий перед законом; отсутствие какого-либо принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии; запрет принудительных сборов в пользу церкви; невмешательство церкви в дела государства; невмешательство государства во внутренние дела церкви. Свобода совести также означает свободу атеистической пропаганды, исключающей оскорбление религиозных чувств верующих, запрещение возбуждена вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями.

Новое время борьба за свободу совести и свободу вероисповедания становится составной частью борьбы за утверж­дение гражданских прав и свобод. В защиту веротерпимо­сти и свободы суждений выступали в XVII, XVIII, XIX вв. английские, французские, немецкие, американские фило­софы) Здесь студентам необходимо знать, что такое анти­клерикализм.

Антиклерикализм — система взглядов, а также обще­ственные движения, направленные против притязаний церкви на господство или влияние в политической, эконо­мической или культурной областях.

Особой антиклерикальной направленностью отлича­лась Французская буржуазная революция. Здесь же надо ввести понятие секуляризации. Секуляризация (от лат. — мирской, светский) — про­цесс освобождения различных сфер общества, обществен­ных групп, индивида, социальных институтов от влияния религии.

По мере совершенствования общественных отноше­ний, расширения демократических прав и свобод Свобода совести стала рассматриваться не только как свобода веро­исповеданий, но и как право личности на свободу убежде­ний, на свободное проявление своего отношения к рели­гии, право на свободомыслие и атеизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.005 с.)