Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свободомыслие и атеизм конца XIX — начала XX ввСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Последняя четверть XIX века — время открытий, приведших к перевороту во взглядах на природу: была открыта клетка, закон сохранения и превращения энергии, создана эволюционная теория, важные открытия были сделаны в области антропологии, физиологии, психологии. Тем самым была сформирована принципиально новая естественнонаучная база свободомыслия, давшая возможность подвергать религию всесторонней критике. Выдающуюся роль в обосновании естественнонаучного атеизма XIX—XX вв. сыграли Ч. Дарвин, Э. Геккель, К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев. Ч. Дарвин — основоположник науки о развитии органического мира, создатель эволюционной теории, опровергнувший господствующий религиоидеалистический взгляд на природу как на свидетельство божественного происхождения живых существ, в том числе человека. В противоположность церковным утверждениям о независимой от тела души физиолог И.М. Сеченов показал, что психика, которую религия выдает за проявление мистической души, является свойством мозга, продуктом его деятельности. Доказав рефлекторный характер психики, Сеченов раскрыл её причинную обусловленность внешним миром. Видные русские естествоиспытатели И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, К.А.Тимирязев и др., опираясь на результаты своих исследований, доказывали материальное единство природы, отрицали загробную жизнь, духов и души, выступали против примирения науки и религии. Современное свободомыслие. Современное буржуазное свободомыслие отражает интересы демократических кругов и буржуазной интеллигенции л осталось в целом на уровне свободомыслия нового времени. В современном обществе оно играет в общем положительную роль, ибо содействует просвещению масс. Отличительной чертой современного свободомыслия является его организованность. Существуют две всемирные организации буржуазных свободомыслящих: всемирный союз свободомыслящих (ВСС), основанный в 1896 г., и международный гуманистический и этический союз (МГЭС), основанный в 1962 г. Другая черта современного свободомыслия — широкая пропаганда идей антиклерикализма, секуляризации различных сторон общественной жизни, светской морали, а также критика религиозной морали и религии. Буржуазные критики религии активно включились в движение за отделение церкви от государства (там, где она еще не отделена). Следует отметить, что сама по себе борьба за отделение церкви от государства является борьбой за осуществление буржуазно-демократических свобод. Таким образом, претензии церкви и религии на единственно истинное учение о мире несостоятельны. Процесс познания мира породил естественнонаучные представления о природе и человеке. Научное и религиозное мировоззрения противоположны в своей основе, несовместимы» Взгляд на мир такой, каков он есть без внесения сверхъестественного, возник и формировался в глубокой древности, когда люди пытались понять суть природы и самих себя. В основе развития свободомыслия лежат социально-экономические причины: постепенное развитие производственных сил и освобождение человека от зависимости от природы, а также прогрессивное развитие общества.
ЛЕКЦИЯ 15 Научное и религиозное мировоззрение о мире, человеке и обществе. Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Значение мировоззрения в жизни людей обусловлено социальной природой человека, необходимостью ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде. Это порождает потребность у каждого человека, класса, у человечества в целом в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Религиозное мировоззрение, стихийно сложившееся в глубокой древности, менялось в зависимости от общественных изменений. Существует множество разновидностей религиозного мировоззрения. Однако всем им присущи, хотя и в разной степени, некоторые общие характерные черты и особенности. Перечислим их. Прежде всего, самой существенной чертой любого религиозного мировоззрения является признание существования сверхъестественных сил, бога или богов. Реальное существование человека, природы, мира зависит от них. Другой существенной чертой религиозного мировоззрения является идея креационизма — божественного творения мира. Эта идея пронизывает все древние мифы, существует она и в современных богословских концепциях. Следующей чертой является учение о целесообразности и целенаправленности явлений природы и общества. В противоположность этому научное мировоззрение рассматривает мир как многообразие форм движущейся материи. Основной целью познания теология подчеркивает,что человеческий разум не в состоянии познать сущность Бога. Научное познание мира рассматривается богословами как второстепенное, нацеленное на исследование глубокой материи и неспособное постичь духовные процессы. Высшей духовной ценностью человека считается в религиозном мировоззрении не его способность к мышлению и творческой деятельности, а вера в Бога, которая объявляется особой формой познания, более совершенной по сравнению с рациональной. Тем самым происходит принижение роли разума. Вера как особая форма познания, по мнению теологов,-- это такая интуиция, с помощью которой истина открывается с наибольшей полнотой без помощи разума. Стремление возвысить веру над разумом присуще всем религиям. Оно проявилось и в борьбе против науки, и в осуждении рационалистических тенденций в самой религии. В процессе о соотношении веры и разума существовали и существуют две тенденции. Одна полностью отвергает притязания разума на истинное познание в пользу веры. Эта тенденция возникла еще в раннем христианстве. Вторая тенденция пыталась примирить веру и разум и использовать разум для обоснования веры. ЛЕКЦИЯ 16 Свобода совести. Свобода совести—право граждан использовать любую религию или не использовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду, это определение предполагает: равноправие граждан, независимо от их отношения к религии; равенство всех религий перед законом; отсутствие какого-либо принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии; запрет принудительных сборов в пользу церкви; невмешательство церкви в дела государства; невмешательство государства во внутренние дела церкви. Свобода совести также означает свободу атеистической пропаганды, исключающей оскорбление религиозных чувств верующих, запрещение возбуждена вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Новое время борьба за свободу совести и свободу вероисповедания становится составной частью борьбы за утверждение гражданских прав и свобод. В защиту веротерпимости и свободы суждений выступали в XVII, XVIII, XIX вв. английские, французские, немецкие, американские философы) Здесь студентам необходимо знать, что такое антиклерикализм. Антиклерикализм — система взглядов, а также общественные движения, направленные против притязаний церкви на господство или влияние в политической, экономической или культурной областях. Особой антиклерикальной направленностью отличалась Французская буржуазная революция. Здесь же надо ввести понятие секуляризации. Секуляризация (от лат. — мирской, светский) — процесс освобождения различных сфер общества, общественных групп, индивида, социальных институтов от влияния религии. По мере совершенствования общественных отношений, расширения демократических прав и свобод Свобода совести стала рассматриваться не только как свобода вероисповеданий, но и как право личности на свободу убеждений, на свободное проявление своего отношения к религии, право на свободомыслие и атеизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.006 с.) |