Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования в религиоведении.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы исследования в религиоведении. Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней применяются общефилософский, социальный, специальные теоретические и эмпирические методы: диалектика, системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, моделирование, гипотеза, наблюдение и т.д. В соответствующих разделах, кроме названных, используются свои методы исследования религии. Так, в психологии религии используют анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, методы исследования установок, социометрию и т.д. В религиоведении применяются также такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы. Генетический подход — выводит последующие этапы развития религии из ее начальной формы. В ходе этого подхода важно отыскать промежуточные звенья в цепи эволюции религии. Сравнительно-исторический подход — исходит из сопоставления этапов развития одной и той же религии в различные моменты времени, разные религии, существовавшие одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. Большое значение имеет сравнение биографий основателей религий (например, Будды и Христа). Сравнительно-функциональный подход — направлен на раскрытие и функционирование той или иной религиозной системы. Данный подход дает возможность показать соотношение элементов религии с другими социальными системами. Цели и задачи курса «Религиоведение». Преподавание и освоение религиоведения вносят свой вклад в гуманизацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студенческой молодежи в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. Курс принимает непосредственное участие в профессиональной подготовке студентов, готовящихся к научной, педагогической, правовой, психологической деятельности. В высших учебных заведениях преподается немало обществоведческих дисциплин — философия, история, культурология, этика, социология, политология, правоведение, психология и т.д. Религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии. В этом курсе не только раскрываются теоретические положения о религии, но и дается информация о существующих конфессиях, их роли в общественной жизни, в политике, праве, психологии. Курс «Религиоведение», давая представление о религии, способствует выработке студентами своих мировоззренческих позиций. Осваивая эту дисциплину, студент получает навыки общения с людьми иных мировоззренческих позиций. Религиоведение своими средствами способствует реализации свободы совести, то есть выбора религии или свободомыслия. Данный курс имеет значение для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия между людьми различных национальностей и вероисповеданий.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Как возникла наука «Религиоведение»? 2. Кто является основоположником религиоведения? 3. Назовите основные разделы религиоведения, раскройте их сущность. 4. Какие методы и подходы использует данная наука? 5. Какова цель предмета «Религиоведение»? Темы рефератов 1. Становление и эволюция религиоведения как научной дисциплины. 2. Философия религии. 3. История религии. 4. Психология религии. 5. Методы исследования в религиоведении.
Литература 1. Основы религиоведения. Учебник. / Под ред. Ю.Ф. Борункова, И.Н. Яблокова. — М., 1998. 2. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1994. _ 3. Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М 199/. 4. Самыгин С., Печипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов-на-Дону, 1996. 5. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.
ЛЕКЦИЯ 2. Понятие и сущность религии Определение религии. Прежде всего, следует отметить, что как элемент духовной жизни религия представляет собой сложное и многообразное явление. На протяжении тысячелетий она играла значительную роль в жизни людей. Поэтому многие мыслители прошлого времени пытались определить это явление, выразить его сущность, в результате чего помнилось большое количество дефиниций религии. Вследствие различных целей, которые ставили перед собой авторы работ по религии, и несовпадения их позиций по отношению к религии сложилась довольно пестрая картина всевозможных определений. Здесь и связь человека с Богом, и связь человека с человеком, связь между «я» и «ты», связь людей в обществе, вера в сверхъестественное, и вера в абсолютное добро и т.д. При всей пестроте и многообразии определений религии можно обнаружить присущие всем им одинаковые черты. А именно — это различные формы связей человека с природой, обществом, вера в сверхъестественное и т.д. В генезисе слово религия имеет свою основу от латинского religio — связь. Впервые слово религия было употреблено в христианстве. Церковь толковала его как связь человека с Богом. Другие религии христианство считало суевериями. К вопросу о появлении религии точно так же, как в дефинициях, существуют различные мнения. Прежде всего, нужно отметить церковное утверждение об имманентности религии внутреннему миру человека, то есть человек рождается с религией, данной ему Богом, и это понимание следует принимать на веру без всяких доказательств. Часть философов генезис религии видят в обмане одних людей другими. Таким образом, приобрела жизнь теория обмана. Она исходит из того, что в древности нашлись умные обманщики, которые в корыстных целях ввели в заблуждение народные массы. Существует в религиоведении субъективистская концепция, созданная американским прагматистом У. Джемсом. Он рассматривал религию как порождение индивидуального сознания, как спонтанно возникающие субъективные переживания. Многие западные религиоведы развивают данную теорию. Так, американский психолог Г. Олпорт абсолютизирует субъективные особенности религиозных переживаний и представлений, свойственных отдельному человеку. Получается, что каждый верующий имеет свою собственную религию. Субъективистская концепция неприемлема для теологов, так как она, во-первых, исходит из того, что религия есть порождение индивидуального человеческого сознания, а не продукт божественного откровения, и, во-вторых, подрывает концепцию истинной религии и церкви как ее единственной носительницы. Распространена среди философов антропологическая трактовка религии. Согласно ей, религию можно объяснить, исходя из человеческой природы. Видным представителем антропологической концепции в прошлом был Л. Фейербах. Он пытался рассматривать всякую религию как отражение человеческого бытия. Согласно его точке зрения, не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию. Л. Фейербах считал, что в сфере религии человек отделяет от себя собственные качества и переносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо — Бога. Антропологическая трактовка — это шаг вперед в понимании религии. Религия в противоположность теологическим теориям рассматривалась как продукт человеческой фантазии, воображения. Однако данный подход представлял человека вне исторических, вне реальных общественных отношений. Отсюда и религия понималась вне определенных социальных отношений. В современном религиоведении распространены и биологизаторские концепции. Религия трактуется как порождение человеческих инстинктов, как особая форма реагирования человека на окружающую среду. Поскольку религия рассматривается как следствие биологических свойств человека, а последние сохраняются в любом обществе, то делается вывод о вечности религии. Одним из вариантов биологизаторской концепции религии следует считать ее трактовку фрейдизмом и неофрейдизмом. Австрийский психиатр и психолог З.Фрейд пытался определить религию, отправляясь от отдельного индивида с его врожденными импульсами и влечениями. Невроз как состояние человеческого организма он переносил на все общество и использовал для объяснения религии. В современном религиоведении существует социологическая концепция религии, основоположником которой является французский социолог Э. Дюркгейм. Его понимание религии тесно связано с пониманием общества в целом. Э. Дюркгейм подчеркивал социальную природу религии, рассматривал божество как персонификацию социального целого. Он исходил из того, что основой, обеспечивающей целостность любого общества, является общественное сознание: общие нормы, ценности, верования, чувства. Поэтому он пришел к расширительной трактовке религии, отождествив ее с общественным сознанием в целом. Для него религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. Выводом из концепции Э. Дюркгейма был тезис о вечности религии необходимости ее в любом обществе. Марксистская концепция религии исходит из того, что религия есть форма общественного сознания, социально-психологическое явление и понять ее можно лишь на основе изучения тех общественных отношений, которые ее порождают, а также исходя из психологии самого человека. Классическое определение религии дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Как и любая форма общественного сознания, религия по-своему отражает объективные условия жизни людей, их общественное бытие. В определении Ф. Энгельса указывается, что религия отражает господство реальных земных сил над людьми, которые превращаются сознанием в неземные. Превратное отражение этих сил в религиозном сознании есть результат практического бессилия людей, их придавленности, неспособности подчинить себе окружающую природу и собственные отношения.
Темы рефератов 1. Определение религии: научное, церковное, философское. 2. Наука о происхождении и сущности религии. 3. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе. 4. Социальные функции религии и их содержание. 5. Вера как социальный феномен. 6. Религия и мистика. 7. Гносеологические и психологические корни религии. 8. Религия и общественный прогресс.
Литература 1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967. 2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971. 3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994. 4. Добренькое В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. — М., 1989. 5. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998. 6. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 1. 7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20. 8. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. — М., 1989. 9. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998. 10. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972. 11. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989. 12. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. — М., 1985. 13. Угринович Д.М. Психология религии. — М., 1986. 14. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998. ЛЕКЦИЯ 3. Социальные функции и роль религии в обществе Рассмотренные выше, особенности религии позволяют сделать обобщающий вывод о ее роли в жизни общества и социальных функциях. 1. Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая. Эта функция религии, отражая действительность, создает свою картину мира, формирует взгляды верующего на природу, общество, самого себя. 2. Иллюзорно-компенсаторная функция религии проявляется, как способность иллюзорно восполнять те системы социальных отношений, в которых человек не в состоянии овладеть природными и социальными силами. Она восполняет в загробном мире то, что человек не имеет в реальной жизни. 3. Коммуникативная функция — религия способствует взаимосвязи людей в рамках данных религиозных общностей и отдельных общин. 4. Интегрирующая функция. В определенных исторических условиях религия укрепляет существующую социально-экономическую систему, но одновременно является дезинтегрирующей силой общества. 5. Регулирующая функция — создает систему норм и ценностей, нравственные нормы, законы, решения церкви и т.д., через которые регулирует поведение людей в семье и обществе. При анализе основных функций религии необходимо вычленить две специфические функции религиозного церковного института, определяемые характером религии как формы общественного сознания и как социального явления. Одной из них является идеологическая, проявляется как пропаганда и укрепление данного вероучения среди единоверцев. Другая — миссионерская: пропаганда и распространение церковью и активными верующими данного вероучения среди инакомыслящих, неверующих с целью привлечения их в число своих приверженцев. Кроме названных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, в частности, воспитательную, хотя в литературе о ней говорят мало либо вообще не говорят, но справедливости ради следует сказать, что религия выполняет эту функцию, воспитывая верующих в нужном направлении. Взять, к примеру, в период советской власти, ее последних лет, православное и мусульманское духовенство убеждало верующих, что советская власть социально справедливая, что она завещана Богом. И верующие признавали это. Говоря о роли религии в обществе, следует отметить, что ее роль определялась условиями и факторами в жизни того или иного общества. К оценке роли религии следует подходить конкретно-исторически. И, прежде всего, различать религию как идеологию и церковь как организацию. Идеология направлена на формирование смирения, подавления социальной активности, терпения, ожидания конца света и т.д. Хотя религиозная мораль выдается за единственно истинные ценности человека, она в большинстве своем к религии не имеет никакого отношения, а является общечеловеческими нормами поведения (люби ближнего, не убивай и т.п.). Другое дело церковь. Как и в любой организации, в церкви есть прогрессивно мыслящие люди, умные, грамотные. И все то, что сделала церковь для своих народов, следует отнести за счет деятельности именно таких служителей культа. Например, выполняя нерелигиозные функции, религиозные организации могут стоять и на прогрессивных позициях по ряду социальных и политических вопросов, в частности, способствовать консолидации нации и ее борьбе против иноземных захватчиков, как это было, скажем, в истории Сербии и Болгарии. Церковь и монастыри в Европе и России в течение длительного периода были почти единственными культурными центрами, храни гелями древних рукописей и произведений искусства. Некоторые религиозные организации в СНГ и зарубежом в настоящее время активно участвуют в движении сторонников мира, выступают за разоружение, против колониализма и расизма и пр. Краткое описание основных социальных функций религии позволяет сделать следующие выводы: процесс функционирования религии в обществе есть процесс проявления ее социальной сущности. Процесс этот историчен: изменение системы общественных отношений, появление новых социальных потребностей и новых способов их удовлетворения приводит к изменению сферы функционирования религии, к эволюции ее функции и роли.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Как возникла и развивалась религия? 2. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, религиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций. 3. Раскройте социальную роль религии и церкви. 4. Социальная роль религии в первобытном обществе. 5. Социальная роль религии в современном обществе
Темы рефератов 1. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе. 2. Социальные функции религии и их содержание. 3. Вера как социальный феномен. 4. Религия и общественный прогресс.
Литература 1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967. 2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971. 3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994. 4. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998. 5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20. 6. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998. 7. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972. 8. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989. 9. УгриновичД.М. Введение в религиоведение. — М., 1985. 10. УгриновичД.М. Психология религии. — М., 1986. 11. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998. ЛЕКЦИЯ 4. Происхождение религии и ее исторические формы Племенные религии. Религиозные верования периода родового строя отличались большой пестротой. На ранних ступенях родового строя, еще не знавших социального расслоения, основным объектом поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной деятельности сверхерхъестественными свойствами наделялись различные с троны действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким животным. В племенных религиях отражалась не только производственная деятельность, но и социальная организация людей. Смена матриархата патриархатом специфически переломилась в религиозном сознании. Женские духи постепенно оттесняются мужскими. Отправление культа также становится занятием мужчин. По мере развития кровнородственных связей в религиозной мифологии на первый план выдвигается образ прародителя, защитника и покровителя племени. На основе этого появляется культ предков. Он был очень распространен в религиях родового строя. Возникшие к этому времени представления о посмертном существовании души породили веру в то, что умершие сородичи продолжают оказывать влияние на жизнь племени и после: смерти. Необходимо отметить, что в эпоху раннеродового строя религиозные верования и культ отражали реальное равенство соплеменников. В культовой деятельности участвовали все члены племени. Разложение родоплеменных отношений привело к существенным изменениям в характере религиозных верований. Углубляется социальная дифференциация. В руках отдельных общинников накапливаются материальные богатства, в их подчинение попадают рядовые соплеменники. Люди начинают все более остро ощущать свою зависимость не только от сил природы, но и от складывающихся общественных отношений. Выделение вождей приводит к тому, что их начинают почитать. Им приписывается не только реальное, но и сверхъестественное могущество. Продолжающееся социальное расслоение внутри племенной общины находило отражение в религиозных представлениях. Ранее аморфные, безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются специфические функции и определенные формы хозяйственной деятельности. Возникает иерархия духов. Появляется полидемонизм — почитание множества духов. С появлением раннеклассового государственного строя формируется идея племенного бога-воителя. В дальнейшем, по мере объединения племен, складывается политеизм (многобожие). Во главе политеистического пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Имущественное неравенство наложило отпечаток и на представления людей о загробном мире. Посмертное существование стало рассматриваться как продолжение земной жизни. Отсюда пышные захоронения с жертвоприношениями. Изменилось и положение служителей культа. Жречество все более и более стало привилегированным сословием. Нередко они наследуют свою профессию. Возникает умилостивительный культ, в котором огромную роль приобретают жертвоприношения. Появляются постоянные святилища и храм, жрецы вместе с сородичами образуют родоплеменную верхушку. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какие имеются концепции происхождения религии? 2. Что такое ранние формы религиозных верований и в чем их специфика? 3. В чем специфика мировых религий?
Темы рефератов 1. Происхождение религии. 2. Первобытные формы религиозных верований. 3. Племенные религии.
Литература 1. Белицкий М.А. Забытый мир шумеров. — М., 1980. 2. Библия — М., 1976. 3. Религии мира. Энциклопедия. В 2-х т. — М., 1998—1999. ЛЕКЦИЯ 5. Элементарные формы религиозной жизни
Возникновение религии. Религия, по мнению антиклерикальных ученых, историческое явление. Но вот хронологические рамки этого явления определяются по-разному. Американский исследователь Э. О. Джеймс и голландский палеонтолог Г. X. Кинегсвальд считают возможным говорить о существовании каких-то религиозных представлений уже у синантропа. Они усматривают в практиковавшейся синантропами некрофагии магический ритуал. Но скорее всего, поедание трупов умерших людей было вызвано тяжелыми условиями существования, когда периоды относительного изобилия сменялись периодами недостатка. Главным же возражением против существования у синантропов религии является анализ их морфологических способностей. У этих древнейших людей мозг был очень плохо приспособлен к абстрактному мышлению, что делает весьма маловероятным появление у них религии. У неандертальского человека способность к абстрагированию заметно выше. Абстракция же, предоставляя человеку огромные возможности для познания окружающего мира, создает и предпосылки для отрыва от реальности, Иррационального объяснения связей в окружающем мире. Это и служит почвой для возникновения веры в сверхъестественное, то есть религии. Жизнь в эпоху палеолита была исключительно тяжелой, смертельные опасности подстерегали человека на каждом шагу. В борьбе за выживание человек часто терпел поражение. Повышение способности к абстрагированию приводит к тому, что человек начинает искать причины своих неудач. На "помощь" приходит воображение, дающее фантастическое истолкование различным природным явлениям. Условия жизни неандертальца весьма способствовали возникновению веры в сверхъестественное. Гораздо труднее ответить на вопрос: были ли способности к абстракции достаточными для возникновения такой веры? Для решения этой проблемы обычно привлекаются материалы так называемых неандертальских погребений. Неандертальцы в отличие от древнейших людей хоронили своих покойников. В настоящее время обнаружено более 20 преднамеренных захоронений той далекой эпохи. При изучении этих погребений ученые заметили ряд особенностей, позволивших предположить наличие каких-то обрядов. Скелеты в большинстве случаев обнаружены в могильных ямах, находящихся на периферии пещерных жилищ. Покойники обычно лежат на боку, многим из них придана географическая ориентировка (восток — запад). Часть скелетов найдена в скорченном состоянии (видимо, умершие связывались). С покойниками клали куски убитых на охоте животных, а иногда и орудия труда. Большинство ученых склонны видеть в неандертальских погребениях зачатки религиозного культа. Академик А. П. Окладников считает, что у неандертальцев существовали культ умерших, культ животных и культ солнца. Если для неандертальцев были характерны какие-то туманные религиозные представления, то с появлением человека современного вида, обладающего развитым абстрактным мышлением, религия приобрела гораздо более четкий и оформленный характер. Уже у человека верхнего палеолита существовали достаточно сложные религиозные верования, хорошо прослеживаемые по археологическим материалам. Что же касается мезолитической и неолитической эпох, а также бронзового и раннего железного веков, то о господствовавших тогда верованиях молено судить по материалам этнографии, изучая культуру сохранившихся доклассовых обществ. Темы рефератов 1. Возникновение религии 2. Особенности религий доклассового общества 3. Тотемизм; 4. Фетишизм; 5. Культ предков; 6. Анимизм; 7. Магия и мантика.
Литература 1. Авеста. - М., 1993. 2. Белицкий М.А. Забытый мир шумеров. — М., 1980. 3. Библия - М., 1976. 4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М.,1970 5. Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 1983, 1998. 6. Крывелев И.А. История религии. В 2-х т. — М., 1988. 7. Мифологический словарь. — М., 1990. 8. Религии мира. Энциклопедия. В 2-ХТ. — М., 1998—1999. 9. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. — М., 1987. 10. Кулаков А.Е. Религии мира. — М., 1996. ЛЕКЦИЯ 6. Религии древних цивилизаций. Возникновение государств, пришедших на смену родоплеменной раздробленности, обусловило появление нового типа религии. Эти религии отражали и освящали социально-политические порядки, сложившиеся в рабовладельческих государствах древнего мира. В них возникаем пантеон богов, олицетворявших различные явления природы и виды человеческой деятельности, разные стороны общественной и частной жизни людей. Оформление классовых отношений, установление жесткой социальной дифференциации внутри рабовладельческого общества нашли отражение в возникновении небесной иерархии богов, построенной, как и земные отношения, по принципу государства-подчинения. Особенную роль в них играла обрядность. Мистерии, жертвоприношения, совершавшиеся под руководством жрецов, приобретали все более сложный и регламентированный характер. Появляется такой важный элемент умилостивительного культа, как молитва, причем у всех народов точное произнесение молитвенной формулы считаюсь необходимым условием для исполнения богами обращенной к ним просьбы. Бог — творец и вседержитель мира был по существу небесной проекцией земного монарха, имевшего неограниченную власть над своими подданными. Древнегерманская религия В этой религии преобладает культ племенных богов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился общегерманский пантеон. Мифы отражают межплеменные распри и войны с другими народами и повествуют о борьбе дружественных людям богов (асов) с олицетворяющими злые стихийные силы великанами и чудовищами, а также богами иноплеменников (валами). В качестве верховного бога выделяется Один владыка неба и земли, бог бури, битв, хранитель святой письменности (рун). Многие боги связаны с земледельческим культом и олицетворяют силы природы: Донар — бог грома и молнии. Тир — бог сияющего неба и т.д. Древний германцы населяли природу множеством злых и добрых фантастических существ: эльфы, тролли, гномы. С разложением общинно-родового строя возрастало могущество жрецов. В эпоху христианства древнегерманская религия была вытеснена христианством, хотя многие пережитки сохранились в народных верованиях. Древнегреческая религия В ней представлены система верований и культов народов Древней Греции. Эта религия и ее мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия. Богиня земли Гея считалась матерью всего живущего. Студентам надо отметить, что в древнегреческой религии прoслеживаются элементы фетишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение играл культ предков и культ героев полулюдей—полубогов. В более позднюю эпоху в культе предков прослеживается представление о жизни душ праведников на Елисейских полях — Элизиуме. Наивысший расцвет древнегреческой религии относится ко 2 тыс. до н.э., когда был окончательно сформирован пантеон богов, местопребыванием которого считалась гора Олимп, Боги — Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Гермес и др. — рассматривались как семья богов, во главе которой - Зевс — «отец» людей и богов, воплощавший в религиозной форме черты патриархального владыки. Иерархия богов отражала иерархию зарождающегося классового общества. С появлением в Греции городов-государств (полисов) и развитием рабовладельческого общества изменился характер древнегреческой религии. Получили распространение культы богов — покровителей ремесла и торговли. В 8—7-м вв. до н.э. в честь богов стали воздвигаться первые храмы. В Древней Греции существовали также тайные религиозные общества и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Дионисия (дионисии). Надо отметить, что древнегреческая религия и мифология оказали большое влияние на развитие мировой культуры. Древнеримская религия Данная религия представляет собой систему политеистических верований древнеримского рабовладельческого общества. Для нее характерна вера в духов — покровителей природы, сельского труда. К ним относятся Оильван, Фавн, Сатурн (первоначально бог посевов), Марс (первоначально бог полей) ит.д. В патриархальной общине почитали богов и демонов домашнего очага (Дары, Пенаты, Верти, Пан). В древнеримской религии видны элементы фетиша (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ животных, особенно волка). Эта религия развивалась под большим воздействием религий других народов, особенно Греции. Постепенно с образованием классов и государства формирование пантеона богов было в целом завершено. Боги Рима стали общегосударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, которым был посвящен храм на Капитолии (отсюда название капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворением Рима стал Юпитер. С превращением римского государства в средиземноморскую державу в Риме появились восточные божества. Из Малой Азии проник культ матери богов — Кибелы. Во 2—3-м вв. приобрел популярность культ иранского бога солнца Митры. Для древнеримской религии позднего периода характерен синкретизм. Кризис рабовладельческого общества стал одой из причин перехода широких народных масс от этой религии к христианству. Древнеегипетская религия Эта религия представляет собой систему политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного строя и рабовладельческого общества. Египтяне, прежде всего, поклонялись природе. Тотемизм, характерный для этой религии, объяснялся значительной ролью скотоводства и охоты. Нил, от разливов которого зависело благополучие страны, олицетворялся в образе бога Хапи, солнце — в образе бога Ра. Богиня Сохмет изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Анубис — с головой шакала. Животные были объектами культа. Сильное влияние оказал на древнеегипетскую религию культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в загробном мире будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Древние египтяне верили в существование у каждого чело века души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе образования рабовладельческого государства появляются религиозные центры — Мемфис, Гермополь, Гелиополь, Фивы др. со своими пантеонами богов. Фараоны считались сынами бога, и их обожествляли. Усиливается роль жречества. Древнеегипетская религия оказала большое влияние на формирование христианства. Египетский миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа. Сохранились памятники этой религии, в частности, «Египетская Книг Мертвых». Религия Древней Месопотамии Собирательное наименование политеистических верований в рабовладельческих обществах Месопотамии — Шумере, Аккаде, Вавилоне, Ассирии (4—1 тыс. до н.э.) Согласно древневавилонской религии, люди ничтожны перед богами, законы и порядки носят божественный характер. В Шумере в 4—3 тыс. до н.э. на основе слияния племенных культов сформировалось представление о великой триаде богов (Ану, Энлиль, Энки), наряду с которыми признавались и другие боги, олицетворявшие силы природы и отдельные стороны практической деятельности людей. С древнейших времен в Месопотамии были развиты земледельческие культы, особенно культ богини Иштap и бога земледелия Таммуза. С начала 2 тыс. до н.э. во главе пантеона богов стал покровитель Вавилона бог Мардук. В этом отразился процесс централизации власти в руках вавилонских царей. В эпоху ассирийского владычества (8—7 вв. до н.э.) в вавилонской религии появились представления о племенных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре. После крушения ассирийской империи эти представления исчезли. В вавилонской религии были развиты магия, мантика (система гаданий), важная роль отводилась астральным культам. Сохранились памятники вавилонской религии — «Энума элиш», эпос о Гильгамеше и др. Религия Древней Месопотамии характеризуется развитым институтом жречества, которое строго регламентировало сложный ритуал. С распространением в Месопотамии зорастризма, ислама, христианства данная религия постепенно размывалась, прекратив существование в XIII в.н.э. Древнеиндийская религия Данная религия представляет собой религиозные воззрения древних индусов, развивавшиеся от примитивных верований доарийской эпохи до почитания многочисленных божеств, олицетворяющих силы природы в период Вед (древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывавшиеся на протяжении множества веков кон. 2-го — нач. I тыс. до н.э.). Особенно, тот период почиталась богиня-мать, связанная с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религиозных представлений. Появляются культ предков, обрядовая магия, жертвоприношения. Ведическая религия насчитывает ок. 3 тыс. богов, особенно почитались Варуна, Притхиви, Индра и т.д. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демонами, предводителем которых является Вритра — олицетворите засухи. К концу ведического периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию религия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки создания единого пантеона богов. Боги из олицетворенных сил природы становятся отражением противоборствующих социальных сил. Так, Индра, бог грозы и бури, начинает почитаться как бог войны. Студентам необходимо отметить, что на рубеже I тыс. до н.э. с возникновением в Индии раннеклассовых отношений древнеиндийская религия трансформируется в брахманизм. Ее боги входят в пантеон новой религии. Зороастризм Зороастризм возникает на территории Древнего Ирана (Персии) в 7—6-м вв. до н.э. Основателем считается пророк Заратуштра (древнегреческое — Зороастр, среднеиранское — Зардушт). Священной книгой является Аве та, или Зенд-Авеста (букв. — текст с комментариями). Основная идея религии — зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, смерти и жизни. Олицетворением положительного начала является Ахурамазда, отрицательного начала — Анхра-Майнью. Человек в этой борьбе обладает свободой выбора, он может повлиять на торжество мирового порядка. Зороастризм обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды. Его противники будут осуждены на мучения. Зороастризм почитает 4 элемента Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких яруса: «башни молчания» — дакмы, где их поедают птицы. В храмах зороастризма горит вечный огонь. В настоящее время зороастризм существует в виде парсизма. В основном последователи парсизма живут в Индии. Древнекитайская религия Древнекитайская религия представляет собой совокупность религиозных верований и культов народностей бассейн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.146.66 (0.022 с.) |