Методы исследования в религиоведении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования в религиоведении.



Методы исследования в религиоведении.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов позна­ния. Как и в любой науке, в ней применяются общефило­софский, социальный, специальные теоретические и эм­пирические методы: диалектика, системный метод, ана­лиз, синтез, абстрагирование, обобщение, моделирова­ние, гипотеза, наблюдение и т.д.

В соответствующих разделах, кроме названных, испо­льзуются свои методы исследования религии. Так, в пси­хологии религии используют анализ биографий, проек­тивные тесты, личностные опросники, методы исследова­ния установок, социометрию и т.д.

В религиоведении применяются также такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы.

Генетический подход — выводит последующие этапы развития религии из ее начальной формы. В ходе этого подхода важно отыскать промежуточные звенья в цепи эволюции религии.

Сравнительно-исторический подход — исходит из сопо­ставления этапов развития одной и той же религии в раз­личные моменты времени, разные религии, существовав­шие одновременно, но находящиеся на разных этапах раз­вития. Большое значение имеет сравнение биографий основателей религий (например, Будды и Христа).

Сравнительно-функциональный подход — направлен на раскрытие и функционирование той или иной религиозной системы. Данный подход дает возможность показать соотношение элементов религии с другими социальными системами.

Цели и задачи курса «Религиоведение».

Преподавание и освоение религиоведения вносят свой вклад в гуманизацию образования, овладение достижени­ями мировой и отечественной культуры, свободное само­определение студенческой молодежи в мировоззренче­ских позициях, духовных интересах и ценностях. Курс принимает непосредственное участие в профессиональ­ной подготовке студентов, готовящихся к научной, педа­гогической, правовой, психологической деятельности. В высших учебных заведениях преподается немало обще­ствоведческих дисциплин — философия, история, культу­рология, этика, социология, политология, правоведение, психология и т.д. Религиоведение конкретизирует гумани­тарные знания студентов применительно к анализу рели­гии.

В этом курсе не только раскрываются теоретические положения о религии, но и дается информация о сущест­вующих конфессиях, их роли в общественной жизни, в по­литике, праве, психологии.

Курс «Религиоведение», давая представление о рели­гии, способствует выработке студентами своих мировоз­зренческих позиций. Осваивая эту дисциплину, студент получает навыки общения с людьми иных мировоззренче­ских позиций.

Религиоведение своими средствами способствует реа­лизации свободы совести, то есть выбора религии или сво­бодомыслия.

Данный курс имеет значение для утверждения гумани­стических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия между людьми различных нацио­нальностей и вероисповеданий.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как возникла наука «Религиоведение»?

2. Кто является основоположником религиоведения?

3. Назовите основные разделы религиоведения, раскройте их сущность.

4. Какие методы и подходы использует данная наука?

5. Какова цель предмета «Религиоведение»?

Темы рефератов

1. Становление и эволюция религиоведения как научной дисциплины.

2. Философия религии.

3. История религии.

4. Психология религии.

5. Методы исследования в религиоведении.

 

Литература

1. Основы религиоведения. Учебник. / Под ред. Ю.Ф. Борункова, И.Н. Яблокова. — М., 1998.

2. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1994. _

3. Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М 199/.

4. Самыгин С., Печипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Рос­тов-на-Дону, 1996.

5. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.

 





ЛЕКЦИЯ 2. Понятие и сущность религии

Определение религии.

Прежде всего, следует отметить, что как элемент духов­ной жизни религия представляет собой сложное и многооб­разное явление. На протяжении тысячелетий она играла зна­чительную роль в жизни людей. Поэтому многие мыслители прошлого времени пытались определить это явление, выра­зить его сущность, в результате чего помнилось большое ко­личество дефиниций религии. Вследствие различных целей, которые ставили перед собой авторы работ по религии, и не­совпадения их позиций по отношению к религии сложилась довольно пестрая картина всевозможных определений. Здесь и связь человека с Богом, и связь человека с человеком, связь между «я» и «ты», связь людей в обществе, вера в сверхъ­естественное, и вера в абсолютное добро и т.д.

При всей пестроте и многообразии определений рели­гии можно обнаружить присущие всем им одинаковые черты. А именно — это различные формы связей человека с природой, обществом, вера в сверхъестественное и т.д.

В генезисе слово религия имеет свою основу от латинского religio — связь. Впервые слово религия было употреблено в христианстве. Церковь толковала его как связь человека с Богом. Другие религии христианство считало суевериями. К вопросу о появлении религии точно так же, как в де­финициях, существуют различные мнения. Прежде всего, нужно отметить церковное утверждение об имманентно­сти религии внутреннему миру человека, то есть человек рождается с религией, данной ему Богом, и это понимание следует принимать на веру без всяких доказательств.

Часть философов генезис религии видят в обмане од­них людей другими. Таким образом, приобрела жизнь тео­рия обмана. Она исходит из того, что в древности нашлись умные обманщики, которые в корыстных целях ввели в за­блуждение народные массы.

Существует в религиоведении субъективистская кон­цепция, созданная американским прагматистом У. Джем­сом. Он рассматривал религию как порождение индивиду­ального сознания, как спонтанно возникающие субъек­тивные переживания. Многие западные религиоведы развивают данную теорию. Так, американский психолог Г. Олпорт абсолютизирует субъективные особенности рели­гиозных переживаний и представлений, свойственных от­дельному человеку. Получается, что каждый верующий имеет свою собственную религию. Субъективистская концепция неприемлема для теологов, так как она, во-первых, исходит из того, что религия есть порождение индивидуа­льного человеческого сознания, а не продукт божествен­ного откровения, и, во-вторых, подрывает концепцию ис­тинной религии и церкви как ее единственной носитель­ницы.

Распространена среди философов антропологическая трактовка религии. Согласно ей, религию можно объяс­нить, исходя из человеческой природы. Видным предста­вителем антропологической концепции в прошлом был Л. Фейербах. Он пытался рассматривать всякую религию как отражение человеческого бытия. Согласно его точке зре­ния, не Бог создал человека, а человек создал Бога по свое­му образу и подобию. Л. Фейербах считал, что в сфере ре­лигии человек отделяет от себя собственные качества и пе­реносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо — Бога. Антропологическая трактовка — это шаг вперед в понимании религии. Религия в противополож­ность теологическим теориям рассматривалась как про­дукт человеческой фантазии, воображения. Однако дан­ный подход представлял человека вне исторических, вне реаль­ных общественных отношений. Отсюда и религия пони­малась вне определенных социальных отношений.

В современном религиоведении распространены и биологизаторские концепции. Религия трактуется как по­рождение человеческих инстинктов, как особая форма ре­агирования человека на окружающую среду. Поскольку религия рассматривается как следствие биологических свойств человека, а последние сохраняются в любом обществе, то делается вывод о вечности религии. Одним из ва­риантов биологизаторской концепции религии следует считать ее трактовку фрейдизмом и неофрейдизмом.

Австрийский психиатр и психолог З.Фрейд пытался определить религию, отправляясь от отдельного индивида с его врожденными импульсами и влечениями. Невроз как состояние человеческого организма он переносил на все общество и использовал для объяснения религии.

В современном религиоведении существует социоло­гическая концепция религии, основоположником кото­рой является французский социолог Э. Дюркгейм. Его по­нимание религии тесно связано с пониманием общества в целом. Э. Дюркгейм подчеркивал социальную природу ре­лигии, рассматривал божество как персонификацию со­циального целого. Он исходил из того, что основой, обес­печивающей целостность любого общества, является об­щественное сознание: общие нормы, ценности, верова­ния, чувства. Поэтому он пришел к расширительной трак­товке религии, отождествив ее с общественным сознанием в целом. Для него религиозными являются любые пред­ставления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и тем самым связывают ин­дивида с обществом, подчиняют его последнему. Выводом из концепции Э. Дюркгейма был тезис о вечности рели­гии необходимости ее в любом обществе.

Марксистская концепция религии исходит из того, что религия есть форма общественного сознания, социаль­но-психологическое явление и понять ее можно лишь на основе изучения тех общественных отношений, которые ее порождают, а также исходя из психологии самого чело­века. Классическое определение религии дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Как и любая форма общественного сознания, религия по-своему отражает объективные условия жизни людей, их общественное бытие. В определении Ф. Энгельса ука­зывается, что религия отражает господство реальных зем­ных сил над людьми, которые превращаются сознанием в неземные. Превратное отражение этих сил в религиозном сознании есть результат практического бессилия людей, их придавленности, неспособности подчинить себе окру­жающую природу и собственные отношения.

 

Темы рефератов

1. Определение религии: научное, церковное, философское.

2. Наука о происхождении и сущности религии.

3. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе.

4. Социальные функции религии и их содержание.

5. Вера как социальный феномен.

6. Религия и мистика.

7. Гносеологические и психологические корни религии.

8. Религия и общественный прогресс.

 

Литература

1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.

2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.

4. Добренькое В.И., Радугин А.А. Методологические вопро­сы исследования религии. — М., 1989.

5. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.

6. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 1.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.

8. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. — М., 1989.

9. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.

10. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.

11. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.

12. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.

13. Угринович Д.М. Психология религии. — М., 1986.

14. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.

ЛЕКЦИЯ 3. Социальные функции и роль религии в обществе

Рассмотренные выше, особенности религии позволяют сделать обобщающий вывод о ее роли в жизни общества и социальных функциях.

1. Одной из важнейших функций религии является миро­воззренческая. Эта функция религии, отражая действи­тельность, создает свою картину мира, формирует взгляды верующего на природу, общество, самого себя.

2. Иллюзорно-компенсаторная функция религии проявляется, как способность иллюзорно восполнять те систе­мы социальных отношений, в которых человек не в со­стоянии овладеть природными и социальными силами. Она восполняет в загробном мире то, что человек не имеет в реальной жизни.

3. Коммуникативная функция — религия способствует взаимосвязи людей в рамках данных религиозных общнос­тей и отдельных общин.

4. Интегрирующая функция. В определенных исторических условиях религия укрепляет существующую социально-экономическую систему, но одновременно являет­ся дезинтегрирующей силой общества.

5. Регулирующая функция — создает систему норм и ценностей, нравственные нормы, законы, решения церкви и т.д., через которые регулирует поведение людей в семье и обществе.

При анализе основных функций религии необходимо вычленить две специфические функции религиозного церковного института, определяемые характером религии как формы общественного сознания и как социального явления. Одной из них является идеологическая, проявляет­ся как пропаганда и укрепление данного вероучения среди единоверцев.

Другая — миссионерская: пропаганда и распростране­ние церковью и активными верующими данного вероуче­ния среди инакомыслящих, неверующих с целью привле­чения их в число своих приверженцев.

Кроме названных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, в част­ности, воспитательную, хотя в литературе о ней говорят мало либо вообще не говорят, но справедливости ради сле­дует сказать, что религия выполняет эту функцию, воспи­тывая верующих в нужном направлении. Взять, к примеру, в период советской власти, ее последних лет, православное и мусульманское духовенство убеждало верующих, что со­ветская власть социально справедливая, что она завещана Богом. И верующие признавали это.

Говоря о роли религии в обществе, следует отметить, что ее роль определялась условиями и факторами в жизни того или иного общества. К оценке роли религии следует подходить конкретно-исторически. И, прежде всего, разли­чать религию как идеологию и церковь как организацию. Идеология направлена на формирование смирения, по­давления социальной активности, терпения, ожидания конца света и т.д. Хотя религиозная мораль выдается за единственно истинные ценности человека, она в боль­шинстве своем к религии не имеет никакого отношения, а является общечеловеческими нормами поведения (люби ближнего, не убивай и т.п.).

Другое дело церковь. Как и в любой организации, в церкви есть прогрессивно мыслящие люди, умные, грамотные. И все то, что сделала церковь для своих народов, следует отнести за счет деятельности именно таких служителей культа. Например, выполняя нерелигиозные функ­ции, религиозные организации могут стоять и на прогрессивных позициях по ряду социальных и политических во­просов, в частности, способствовать консолидации нации и ее борьбе против иноземных захватчиков, как это было, скажем, в истории Сербии и Болгарии. Церковь и монастыри в Европе и России в течение длительного периода были почти единственными культурными центрами, хра­ни гелями древних рукописей и произведений искусства. Некоторые религиозные организации в СНГ и зарубежом в настоящее время активно участвуют в движении сторонников мира, выступают за разоружение, против колониа­лизма и расизма и пр.

Краткое описание основных социальных функций ре­лигии позволяет сделать следующие выводы: процесс фун­кционирования религии в обществе есть процесс проявле­ния ее социальной сущности. Процесс этот историчен: из­менение системы общественных отношений, появление новых социальных потребностей и новых способов их удовлетворения приводит к изменению сферы функцио­нирования религии, к эволюции ее функции и роли.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как возникла и развивалась религия?

2. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, ре­лигиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций.

3. Раскройте социальную роль религии и церкви.

4. Социальная роль религии в первобытном обществе.

5. Социальная роль религии в современном обществе

 

Темы рефератов

1. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе.

2. Социальные функции религии и их содержание.

3. Вера как социальный феномен.

4. Религия и общественный прогресс.

 

Литература

1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.

2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.

4. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.

6. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.

7. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.

8. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.

9. УгриновичД.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.

10. УгриновичД.М. Психология религии. — М., 1986.

11. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.

ЛЕКЦИЯ 4. Происхождение религии и ее исторические формы

Племенные религии.

Религиозные верования периода родового строя отли­чались большой пестротой. На ранних ступенях родового строя, еще не знавших социального расслоения, основ­ным объектом поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной деятельности сверхерхъестественными свойствами наделялись различные с троны действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким живот­ным.

В племенных религиях отражалась не только производственная деятельность, но и социальная организация людей. Смена матриархата патриархатом специфически переломилась в религиозном сознании. Женские духи постепенно оттесняются мужскими. Отправление культа также становится занятием мужчин. По мере развития кровнородственных связей в религиозной мифологии на первый план выдвигается образ прародителя, защитника и покровителя племени.

На основе этого появляется культ предков. Он был очень распространен в религиях родового строя. Возник­шие к этому времени представления о посмертном сущест­вовании души породили веру в то, что умершие сородичи продолжают оказывать влияние на жизнь племени и после: смерти. Необходимо отметить, что в эпоху раннеродового строя религиозные верования и культ отражали реальное равенство соплеменников. В культовой деятельности уча­ствовали все члены племени.

Разложение родоплеменных отношений привело к су­щественным изменениям в характере религиозных веро­ваний. Углубляется социальная дифференциация. В руках отдельных общинников накапливаются материальные бо­гатства, в их подчинение попадают рядовые соплеменни­ки. Люди начинают все более остро ощущать свою зависи­мость не только от сил природы, но и от складывающихся общественных отношений. Выделение вождей приводит к тому, что их начинают почитать. Им приписывается не то­лько реальное, но и сверхъестественное могущество. Про­должающееся социальное расслоение внутри племенной общины находило отражение в религиозных представле­ниях. Ранее аморфные, безличные духи наделяются име­нами, за ними закрепляются специфические функции и определенные формы хозяйственной деятельности. Воз­никает иерархия духов. Появляется полидемонизм — почи­тание множества духов.

С появлением раннеклассового государственного строя формируется идея племенного бога-воителя. В даль­нейшем, по мере объединения племен, складывается по­литеизм (многобожие). Во главе политеистического панте­она обычно оказывался бог племени-гегемона. Имущест­венное неравенство наложило отпечаток и на представле­ния людей о загробном мире. Посмертное существование стало рассматриваться как продолжение земной жизни. Отсюда пышные захоронения с жертвоприношениями. Изменилось и положение служителей культа. Жречество все более и более стало привилегированным сословием. Нередко они наследуют свою профессию. Возникает умилостивительный культ, в котором огромную роль приобретают жертвоприношения. Появляются постоянные святилища и храм, жрецы вместе с сородичами образуют родоплеменную верхушку.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие имеются концепции происхождения религии?

2. Что такое ранние формы религиозных верований и в чем их специфика?

3. В чем специфика мировых религий?

 

Темы рефератов

1. Происхождение религии.

2. Первобытные формы религиозных верований.

3. Племенные религии.

 

Литература

1. Белицкий М.А. Забытый мир шумеров. — М., 1980.

2. Библия — М., 1976.

3. Религии мира. Энциклопедия. В 2-х т. — М., 1998—1999.

ЛЕКЦИЯ 5. Элементарные формы религиозной жизни

 

Возникновение религии.

Религия, по мнению антиклерикальных ученых, историческое явление. Но вот хронологические рамки этого явления определяются по-разному. Американский исследователь Э. О. Джеймс и голландский палеонтолог Г. X. Кинегсвальд считают возможным говорить о существовании каких-то религиозных представлений уже у синантропа. Они усматривают в практиковавшейся синантропами некрофагии магический ритуал. Но скорее всего, поедание трупов умерших людей было вызвано тяжелыми условиями существования, когда периоды относительного изобилия сменялись периодами недостатка. Главным же возражением против существования у синантропов религии является анализ их морфологических способностей. У этих древнейших людей мозг был очень плохо приспособлен к абстрактному мышлению, что делает весьма маловероятным появление у них религии.

У неандертальского человека способность к абстрагированию заметно выше. Абстракция же, предоставляя человеку огромные возможности для познания окружающего мира, создает и предпосылки для отрыва от реальности, Иррационального объяснения связей в окружающем мире.

Это и служит почвой для возникновения веры в сверхъестественное, то есть религии. Жизнь в эпоху палеолита была исключительно тяжелой, смертельные опасности подстерегали человека на каждом шагу. В борьбе за выживание человек часто терпел поражение. Повышение способности к абстрагированию приводит к тому, что человек начинает искать причины своих неудач. На "помощь" приходит воображение, дающее фантастическое истолкование различным природным явлениям.

Условия жизни неандертальца весьма способствовали возникновению веры в сверхъестественное. Гораздо труднее ответить на вопрос: были ли способности к абстракции достаточными для возникновения такой веры? Для решения этой проблемы обычно привлекаются материалы так называемых неандертальских погребений. Неандертальцы в отличие от древнейших людей хоронили своих покойников. В настоящее время обнаружено более 20 преднамеренных захоронений той далекой эпохи. При изучении этих погребений ученые заметили ряд особенностей, позволивших предположить наличие каких-то обрядов. Скелеты в большинстве случаев обнаружены в могильных ямах, находящихся на периферии пещерных жилищ. Покойники обычно лежат на боку, многим из них придана географическая ориентировка (восток — запад). Часть скелетов найдена в скорченном состоянии (видимо, умершие связывались). С покойниками клали куски убитых на охоте животных, а иногда и орудия труда. Большинство ученых склонны видеть в неандертальских погребениях зачатки религиозного культа. Академик А. П. Окладников считает, что у неандертальцев существовали культ умерших, культ животных и культ солнца.

Если для неандертальцев были характерны какие-то туманные религиозные представления, то с появлением человека современного вида, обладающего развитым абстрактным мышлением, религия приобрела гораздо более четкий и оформленный характер. Уже у человека верхнего палеолита существовали достаточно сложные религиозные верования, хорошо прослеживаемые по археологическим материалам. Что же касается мезолитической и неолитической эпох, а также бронзового и раннего железного веков, то о господствовавших тогда верованиях молено судить по материалам этнографии, изучая культуру сохранившихся доклассовых обществ.

Темы рефератов

1. Возникновение религии

2. Особенности религий доклассового общества

3. Тотемизм;

4. Фетишизм;

5. Культ предков;

6. Анимизм;

7. Магия и мантика.

 

Литература

1. Авеста. - М., 1993.

2. Белицкий М.А. Забытый мир шумеров. — М., 1980.

3. Библия - М., 1976.

4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М.,1970

5. Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 1983, 1998.

6. Крывелев И.А. История религии. В 2-х т. — М., 1988.

7. Мифологический словарь. — М., 1990.

8. Религии мира. Энциклопедия. В 2-ХТ. — М., 1998—1999.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. — М., 1987.

10. Кулаков А.Е. Религии мира. — М., 1996.

ЛЕКЦИЯ 6. Религии древних цивилизаций.

Возникновение государств, пришедших на смену ро­доплеменной раздробленности, обусловило появление нового типа религии. Эти религии отражали и освящали социально-политические порядки, сложившиеся в рабовладельческих государствах древнего мира. В них возника­ем пантеон богов, олицетворявших различные явления природы и виды человеческой деятельности, разные сто­роны общественной и частной жизни людей.

Оформление классовых отношений, установление жесткой социальной дифференциации внутри рабовладель­ческого общества нашли отражение в возникновении не­бесной иерархии богов, построенной, как и земные отно­шения, по принципу государства-подчинения.

Особенную роль в них играла обрядность. Мистерии, жертвоприношения, совершавшиеся под руководством жрецов, приобретали все более сложный и регламентированный характер. Появляется такой важный элемент умилостивительного культа, как молитва, причем у всех наро­дов точное произнесение молитвенной формулы счита­юсь необходимым условием для исполнения богами обра­щенной к ним просьбы. Бог — творец и вседержитель мира был по существу небесной проекцией земного монарха, имевшего неограниченную власть над своими подданны­ми.

Древнегерманская религия

В этой религии преобладает культ племенных бо­гов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился общегерманский пантеон. Мифы отражают межплеменные распри и войны с други­ми народами и повествуют о борьбе дружественных людям богов (асов) с олицетворяющими злые стихийные силы ве­ликанами и чудовищами, а также богами иноплеменников (валами). В качестве верховного бога выделяется Один владыка неба и земли, бог бури, битв, хранитель святой письменности (рун). Многие боги связаны с земледельческим культом и олицетворяют силы природы: Донар — бог грома и молнии. Тир — бог сияющего неба и т.д. Древний германцы населяли природу множеством злых и добрых фантастических существ: эльфы, тролли, гномы. С разложением общинно-родового строя возрастало могущество жрецов. В эпоху христианства древнегерманская религия была вытеснена христианством, хотя многие пережитки сохранились в народных верованиях.

Древнегреческая религия

В ней представлены система верований и культов народов Древней Греции. Эта религия и ее мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия. Бо­гиня земли Гея считалась матерью всего живущего. Сту­дентам надо отметить, что в древнегреческой религии прoслеживаются элементы фетишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение играл культ предков и культ героев полулюдей—полубогов. В более позднюю эпоху в культе предков прослеживается представление о жизни душ праведников на Елисейских полях — Элизиуме. Наивысший расцвет древнегреческой религии относится ко 2 тыс. до н.э., когда был окончательно сформирован пантеон богов, местопребыванием которого считалась гора Олимп, Боги — Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Апол­лон, Артемида, Гефест, Гермес и др. — рассматривались как семья богов, во главе которой - Зевс — «отец» людей и богов, воплощавший в религиозной форме черты патриар­хального владыки. Иерархия богов отражала иерархию за­рождающегося классового общества. С появлением в Гре­ции городов-государств (полисов) и развитием рабовладе­льческого общества изменился характер древнегреческой религии. Получили распространение культы богов — по­кровителей ремесла и торговли.


В 8—7-м вв. до н.э. в честь богов стали воздвигаться первые храмы. В Древней Греции существовали также тайные религиозные общества и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Дионисия (дионисии). Надо отметить, что древнегреческая религия и мифология оказали большое влияние на развитие мировой культуры.

Древнеримская религия

Данная религия представляет собой систему политеистических верований древнеримского рабовладельческого общества. Для нее характерна вера в духов — покровителей природы, сельского труда. К ним относятся Оильван, Фавн, Сатурн (первоначально бог посевов), Марс (первоначально бог полей) ит.д. В патриархальной общине почи­тали богов и демонов домашнего очага (Дары, Пенаты, Ве­рти, Пан). В древнеримской религии видны элементы фе­тиша (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ животных, особенно волка). Эта религия развивалась под большим воздействием религий других народов, особенно Греции. Постепенно с образованием классов и государства формирование пантеона богов было в целом завершено. Боги Рима стали общегосударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, ко­торым был посвящен храм на Капитолии (отсюда название капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворением Рима стал Юпитер. С превращени­ем римского государства в средиземноморскую державу в Риме появились восточные божества. Из Малой Азии про­ник культ матери богов — Кибелы. Во 2—3-м вв. приобрел популярность культ иранского бога солнца Митры. Для древнеримской религии позднего периода характерен синкретизм. Кризис рабовладельческого общества стал одой из причин перехода широких народных масс от этой религии к христианству.

Древнеегипетская религия

Эта религия представляет собой систему политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного строя и рабовладельческого общества. Египтяне, прежде всего, поклонялись природе. Тотемизм, характерный для этой религии, объяснялся значительной ролью скотоводства и охоты. Нил, от разливов которого зависело благополучие страны, олицетворялся в образе бога Хапи, солнце — в образе бога Ра. Богиня Сохмет изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Анубис — с головой шакала. Животные были объектами культа. Сильное влияние оказал на древнеегипетскую религию культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в загробном мире будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Древние египтяне верили в существование у каждого чело века души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе образования рабовладельческого государства появляются религиозные центры — Мемфис, Гермополь, Гелиополь, Фивы др. со своими пантеонами богов. Фараоны считались сынами бога, и их обожествляли. Усиливается роль жречества. Древнеегипетская религия оказала большое влияние на формирование христианства. Египетский миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа. Сохранились памятники этой религии, в частности, «Египетская Книг Мертвых».

Религия Древней Месопотамии

Собирательное наименование политеистических верований в рабовладельческих обществах Месопотамии — Шумере, Аккаде, Вавилоне, Ассирии (4—1 тыс. до н.э.) Согласно древневавилонской религии, люди ничтожны перед богами, законы и порядки носят божественный характер. В Шумере в 4—3 тыс. до н.э. на основе слияния племенных культов сформировалось представление о великой триаде богов (Ану, Энлиль, Энки), наряду с которыми признавались и другие боги, олицетворявшие силы природы и отдельные стороны практической деятельности людей. С древнейших времен в Месопотамии были разви­ты земледельческие культы, особенно культ богини Иштap и бога земледелия Таммуза. С начала 2 тыс. до н.э. во главе пантеона богов стал покровитель Вавилона бог Мардук. В этом отразился процесс централизации власти в руках вавилонских царей. В эпоху ассирийского владычества (8—7 вв. до н.э.) в вавилонской религии появились представле­ния о племенных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре. После крушения ассирийской империи эти представления исчезли. В вавилонской религии были развиты магия, мантика (система гаданий), важная роль отводилась астральным культам. Сохранились памятники вавилонской религии — «Энума элиш», эпос о Гильгамеше и др. Религия Древней Месопотамии характеризуется разви­тым институтом жречества, которое строго регламентировало сложный ритуал. С распространением в Месопота­мии зорастризма, ислама, христианства данная религия постепенно размывалась, прекратив существование в XIII в.н.э.

Древнеиндийская религия

Данная религия представляет собой религиозные воззрения древних индусов, развивавшиеся от примитивных верований доарийской эпохи до почитания многочисленных божеств, олицетворяющих силы природы в период Вед (древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывавшиеся на протяжении множества веков кон. 2-го — нач. I тыс. до н.э.). Особенно, тот период почиталась богиня-мать, связанная с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религиозных представле­ний. Появляются культ предков, обрядовая магия, жертвоприношения. Ведическая религия насчитывает ок. 3 тыс. богов, особенно почитались Варуна, Притхиви, Индра и т.д. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демона­ми, предводителем которых является Вритра — олицетво­рите засухи. К концу ведического периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию религия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки создания единого пантеона богов. Боги из олицетворенных сил природы становятся отражением противоборствующих социальных сил. Так, Индра, бог грозы и бури, начинает почитаться как бог войны.

Студентам необходимо отметить, что на рубеже I тыс. до н.э. с возникновением в Индии раннеклассовых отношений древнеиндийская религия трансформируется в брахманизм. Ее боги входят в пантеон новой религии.

Зороастризм

Зороастризм возникает на территории Древнего Ирана (Персии) в 7—6-м вв. до н.э. Основателем считается пророк Заратуштра (древнегреческое — Зороастр, среднеиранское — Зардушт). Священной книгой является Аве та, или Зенд-Авеста (букв. — текст с комментариями). Основная идея религии — зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, смерти и жизни. Олицетворением положительного начала является Ахурамазда, отрицательного начала — Анхра-Майнью. Человек в этой борьбе обладает свободой выбора, он может повлиять на торжество мирового порядка. Зороастризм обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды. Его противники будут осуждены на мучения. Зороастризм почитает 4 элемента Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких яруса: «башни молчания» — дакмы, где их поедают птицы. В храмах зороастризма горит вечный огонь. В настоящее время зороастризм существует в виде парсизма. В основном последователи парсизма живут в Индии.

Древнекитайская религия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.156 с.)