Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел II. Система управления персоналом организации.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Московский Государственный Технический Университет Имени Н.Э.Баумана Калужский филиал
Кафедра экономики и организации производства
И.В.Иконникова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по курсу «Управление персоналом»
Выполнил: Табашников В. Группа: МВТ-81 Калуга, 2008
Рабочая тетрадь подготовлена И.В.Иконниковой.
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебным планом специальности «Менеджмент высоких технологий». В рабочей тетради представлен не только теоретический аспект управления персоналом, но и конкретные управленческие ситуации, кейсы, практические задачи, охватывающие ключевые направления кадрового менеджмента.
Введение Уважаемый студент! Вы приступаете к изучению новой, необычайно интересной науки – управление персоналом. Управление персоналом – это комплексная прикладная наука об эффективных формах и методах воздействия на человеческий фактор организации (работника, группу, коллектив). Формирование рыночной экономики в России создает условия, при которых возрастает значимость человеческого фактора в производстве и в бизнесе: знания, опыт, навыки работников становятся главным источником эффективности и конкурентоспособности организаций. Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений развития предприятий, нацеленное на обеспечение всех участков жизнедеятельности организаций высококвалифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива, способного к изменениям, развитию, обновлению. Дисциплина «Управление персоналом» входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин учебного плана получаемой вами специальности, и призвана сформировать у студентов общие представления и знания: · Развития подходов в научном менеджменте к работникам организаций; · Принципов, лежащих в основе деятельности по управлению персоналом современных организаций; · Основных направлений, функций, методов и технологий кадровой работы; · Повышение эффективности управления организацией за счет оптимизации деятельности по управлению персоналом организации. Изучая курс управление персоналом, Вы овладеваете умениями применять на практике современные методы и принципы управленческой деятельности и организации работы с персоналом; конкретно оценивать эффективность выполнения работы персоналом, оценки и обучения персоналом; всесторонне анализировать проблемы, возникающие при подборе и найме персонала; определять способы вознаграждения своего персонала; регулировать деловые и межличностные отношения; моделировать карьеру своих подчиненных; использовать отечественный и зарубежный опыт организации кадровой работы в практической деятельности. Полученные знания позволят Вам, как будущему специалисту, быть восприимчивым, гибким, лучше понимать других людей, быть более успешными во взаимоотношениях с ними. Но чтобы изучение курса «Управление персоналом» было эффективным, Вам потребуется систематически работать с материалом «Рабочей тетради», читать основную и дополнительную литературу. А в дальнейшем Вы уже самостоятельно сможете расширять и углублять полученные по этой дисциплине знания, применять их для анализа практических ситуаций.
Дорогу осилит идущий! Раздел I. Методология управления персоналом организации.
Управление персоналом имеет практически такую же древнюю историю, как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций – племен, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. За время накопления управленческого опыта то, что становилось центром осмысления, изучения и предметом управления персоналом, неоднократно менялось. Выделяют отдельные периоды активной разработки концепций разных научных школ в управлении. Задание. Внимательно изучив эволюцию развития управления персоналом, заполните таблицу:
Задание. Постановка задачи. В чем заключается специфика российского подхода к управлению персоналом? Опишите основные черты такого подхода, используя критерии, приведенные в таблице. Приведите два варианта: в условиях СССР и настоящее время. Описание ситуации. Характеристика японского и американского походов к управлению персоналом организации приведена в таблице.
СССР. Основа организации – эффективность. Отношение к работе – главное – реализация заданий, ответственность, целеустремленность. Конкуренция – высокая. Гарантии для работника – высокие. Принятие решений – сверху вниз. Делегирование власти – в редких случаях. Отношения с подчиненными – формальные, контроль за поведением работника. Метод найма – после окончания учебы. Оплата труда – в зависимости от стажа. Россия. Основа организации – эффективность. Отношение к работе – главное – реализация заданий. Конкуренция – высокая. Гарантии для работника – низкие. Принятие решений – сверху вниз. Делегирование власти – время от времени. Отношения с подчиненными – формальные. Метод найма – после окончания учебы и по деловым качествам в зависимости от специфики предприятия. Оплата труда – в зависимости от результатов. Круг задач, которые решают менеджеры по персоналу, должен определяться прежде всего с учетом функционального разделения труда в области управления персоналом. Функциональное разделение труда в области управления персоналом предполагает реализацию ряда мер, требующих выполнения поставленных перед менеджером задач.
Задание. Заполните таблицу по каждому функциональному блоку.
Практическая ситуация. Описание ситуации. В компании «Рейнбраун» работает 16 тыс. человек. При формировании кадровой стратегии на три года было принято решение об увеличении численности службы управления персоналом до 30 человек. На заседании правления компании были выработаны следующие принципы управления персоналом: · Необходимо предоставлять сотрудникам самостоятельность в тех областях, где они имеют опыт и знания; · Руководитель должен не только ожидать от сотрудников выполнения работы, но и помогать им в соответствии с возможностями; · Знания и способности работников должны соответствовать задачам, поставленным пред ними; · Руководитель должен учитывать ожидания и потребности сотрудников, которые хотят быть информированными, получать одобрение и удовлетворять свои потребности; · Оценки сотрудников должны быть справедливыми, отражать их сильные и слабые стороны, выявлять способности. Работа компании с учетом сформированных принципов повышает требования к руководящему составу организации, на котором лежит основной груз реализации этих принципов. Основной задачей становится подбор на каждом уровне управления таких руководителей, которые могли бы самостоятельно и с полной ответственностью выполнять свои обязанности. Для обеспечения эффективной работы сотрудников руководителю необходимо: · Своевременно и регулярно информировать сотрудников обо всем, что непосредственно или косвенно связано с их работой или с ними лично; · Сообщать сотрудникам, в каких направлениях им следует повышать свою квалификацию; · Способствовать росту профессиональной квалификации сотрудников. При подборе специалистов на руководящие должности организация придерживается правила выбора из своих сотрудников. От руководителя требуется умение работать с людьми и разбираться в них. Деятельность по управлению персоналом считается одной из главных функций руководства компанией, ее курирует заместитель председателя правления. Это связано с тем, что планированию расходов на персонал уделяется большое внимание и предусматривается учет количественных показателей и качественных ситуационных факторов. Расходы на персонал делятся на основные и дополнительные. К основным относится оплата труда. Дополнительные включают комплекс расходов, охватывающих всю социальную сферу (жилье, пособия, медицинское обслуживание и многое другое), и расходов, связанных с управлением кадрами (отбор персонала, оценка и повышение его квалификации и т.д.) Вопросы: 1. Опишите, в чем заключается руководящая роль персонала в компании. 2. Обозначьте роль руководителей всех уровней в управлении персоналом и требования к ним, сформулированные правлением компании. 3. Опишите модель управления компании. 1. Руководящая роль персонала в компании заключается в получении самостоятельности в тех областях, где они имеют опыт и знания, возможности получения работниками обратной связи и перспективе карьерного роста до уровня руководителя. 2. Роль руководителей всех уровней заключается в обеспечении эффективной работы сотрудников, реализация принципов управления персоналом, принятых на предприятии. Соответственно, требования к руководителям: своевременно и регулярно информировать сотрудников обо всем, что непосредственно или косвенно связано с их работой или с ними лично; сообщать сотрудникам, в каких направлениях им следует повышать свою квалификацию; способствовать росту профессиональной квалификации сотрудников; умение работать с людьми и разбираться в них. 3. Модель управления компании является направленной прежде всего внутрь организации, ориентирована на прием новичков на низшие должности и замещение высоких должностей своими людьми (закрытая). По характеру реализации относится к активной: руководство располагает средствами диагностики персонала, прогнозирует потребность в персонале, учитывает долгосрочный и краткосрочный аспект и располагает средствами влияния на человеческие ресурсы. Кадровая стратегия относится к стратегии умеренного роста, так как направлена на стабилизацию персонала, упор делается на внутреннее перемещение. Кроме того, структура управления является адаптивной, так как работникам отводится большая роль, повышается их значимость и уровень самостоятельности.
Ситуация «Планирование привлечения персонала» Описание ситуации. Необходимо составить оперативный план работы с персоналом в ОАО «Калугапутьмаш». Одним из разделов этого плана является раздел «Планирование привлечения персонала». Анализ показал, что организация испытывает дополнительную потребность в персонале. Постановка задачи. Определите, за счет каких внутренних и внешних источников предполагается обеспечить потребность в персонале в планируемом году, раскройте преимущества и недостатки источников и определите конкретные потребности в персонале. Методические указания Источники обеспечения потребности в персонале приведены в таблице.
Планирование привлечения рабочей силы
Покрытие потребности в персонале за счет самих работников предприятия полезно тем, что нет необходимости тратить усилия по привлечению новых работников, их оформлению и адаптации. Действующие работники уже знакомы с ситуацией на предприятии и с самой работой. Но полностью покрыть потребность в персонале за сечт внутренних источников вряд ли удастся. Также это может привести к чрезмерно большой нагрузке на имеющийся персонал. Прием на работу людей новых посредством биржи труда и учебных заведений поможет покрыть потребность в персонале, новые сотрудники будут получать низкую заработную плату. Но потребуется провести расходы на их оформление и адаптацию, профессиональное дообучение, что займет определенное время. Целенаправленный поиск сотрудников, уже обладающих требуемым опытом и квалификацией позволит привлечь высококвалифицированных специалистов, однако такой способ требует дополнительного времени и затрат на поиск и отбор. Задание. Составьте описание должности руководителя группы по продвижению товара ОАО «Элмат» по следующей схеме: Цели должности
Права Сотрудник имеет право: Самостоятельно решать следующие вопросы (перечислить). Предпринимать маркетинговые усилия и мероприятия, встречаться с партнерами, заключать договоры Решать конфликты внутри отдела, поощрять и наказывать сотрудников Разрабатывать план действий
Составление общего плана деятельности фирмы Составление бюджета на маркетинг и продвижение товара Корректировка принятой системы оплаты труда
Отчет о действиях за период Отчет о сотрудниках Отчет о выполнении бюджета подразделения
Различные дисциплинарные акты Документация взаимодействия между отделами
Договоры с партнерами в области сбыта и распространения товара Договоры с компаниями-партнерами в области рекламы и других маркетинговых действий
Информация о свойствах товара Информация об условиях работы в компании Информация об успешной деятельности компании
Высшее, желательно экономическое
Тренинги в области продаж и продвижения товара Курсы работы с персоналом Ведение документации
Опыт работы на руководящей должности не менее 1 года
Умение работать с людьми Умение вести переговоры Аналитические способности
Ответственность Коммуникабельность Инициативность Критерии оценки результатов Количество заключенных договоров Уровень эффективности маркетинговой компании Степень выполнения плана продаж и сбыта Социально-психологическая обстановка в коллективе Задание. Приведите аргументы против того, чтобы потребность в работниках покрывать за счет: Сверхурочной работы - приводит к чрезмерной нагрузке на работников и, следовательно, снижению качества работы -появляется необходимость выплаты премиальных за работу в сверхурочное время помимо основной заработной платы Использования временных работников -работники не знакомы со спецификой труда в компании, не обладают опытом и навыками -работники не заинтересованы в долгосрочном успехе компании -работники не являются проверенными и надежными
Практическая ситуация. "Проектирование департамента управления персоналом" Описание ситуации. В большинстве российских организаций, в том числе и банковских структурах, существует традиционное отношение к службе управления персоналом как штабной службе. Большинство банков не имеют долгосрочной стратегии управления персоналом. Службы управления персоналом выполняют только технические функции кадрового делопроизводства. Основные кадровые процедуры реализуются руководителями функциональных отделов и служб, которые самостоятельно разыскивают необходимых специалистов, заботятся о повышении квалификации и готовят резерв на замещение, выполняя тем самым функции службы персонала. В банках западных стран руководителями таких служб являются вице-президенты. Благодаря высокому статусу руководитель службы управления персоналом находится в курсе всех дел банка и знает об изменении его политики и стратегии развития. Это позволяет оперативно вносить изменения в тактику работы с персоналом. Разработка функциональной стратегии и тактики службы персонала является этапом проектирования подразделения. На этом этапе разрабатывается структура службы и штатное расписание. Статус службы управления персоналом определяется специальным положением, которое включает: ü общее положение; ü функциональные обязанности; ü права; ü ответственность; ü должностные обязанности всех работников службы. Положение предусматривает субординацию, порядок назначения и перемещения руководителей и специалистов, ответственность, корреспондирующуюся с правами, исполнение функций в компании (в соответствии с коммуникационной структурой). Для начала работы, кроме положения, необходимы и другие регламентирующие документы (в соответствии с кадровой политикой) - методики, инструкции, другие положения. Кадровая политика в банках имеет одну очень важную особенность - работник постоянно должен находиться под наблюдением: важно знать и об изменениях в семье, и о появлении новых связей и т.п. Как говорят, "чиновник с портфелем украдет больше, чем тысяча гангстеров, вооруженных автоматами". Работник в банке имеет доступ к секретной информации, поэтому на него оформляется дополнительный документ (индивидуальное досье). Такого рода процедуры обязательно формализуются, так как служба управления персоналом не только имеет группу безопасности, но и должна иметь право наблюдения за своими работниками. Задание: 1. Перечислите этапы формирования службы управления персоналом в организации. 2. Дайте характеристику документа "Положение департамента /отдела службы управления персоналом ". 1. Этапы формирования: - структуризация целей системы управления персоналом - определение состава функций управления, позволяющих реализовать цели системы - формирование состава подсистем оргструктуры кадровой службы - установление взаимосвязей между подсистемами оргструктуры кадровой службы - определение прав и ответственности подсистем - расчёт трудоёмкости выполняемых работ и численности персонала кадровой службы предприятия - построение конфигурации оргструктуры кадровой службы предприятия 2. Характеристика документа - в документе описывается: - роль, место и подчиненность службы в системе управления - цели и задачи, средства их достижения - выполняемые функции - внутренняя структура подразделения - взаимодействие с другими подразделениями и внешней средой - права и порядок их осуществления - ответственность руководителей и исполнителей - критерии оценки работы - порядок реорганизации и ликвидации службы Задание. Для организации, начавшей работать с 20 апреля, определить: 1) списочную численность на каждую дату; 2) среднесписочную численность за апрель. В штат было принято на 20 апреля 300 человек. За дни работы при пятидневной рабочей неделе было следующее движение работников:
Среднесписочная численность за апрель: (300+300+300+310+330+340+360+370+370+370+400)/11=341
Задание. Рассчитайте среднесписочную численность промышленно-производственного персонала предприятия за год, если известно, что в январе и феврале она составляла 710 человек, в марте, апреле и мае – 712 человек, в июне, июле, августе и сентябре – 698 человек, а в октябре, ноябре и декабре – 716 человек.
Среднесписочная численность: (710+710+712+712+712+698+698+698+698+716+716+716)/12=708
Задание. Рассчитать численность производственных рабочих, необходимую для выполнения производственной программы на год, если известно, что: нормативная трудоемкость производственной программы прошлого года составляет 208580 нормо-часов, из них трудоемкость работ, выполняемых повременщиками -3600 н/часов, номинальный фонд времени работы одного рабочего -2004 часа, потери рабочего времени в расчете на одного рабочего - 204 часа, выполнение норм рабочими- сдельщиками -115%, в текущем году планируется снизить трудоемкость работ, выполняемых рабочими- сдельщиками на 2120 н/часов.
Численность рабочих-повременщиков: 3600/(2004-204)=2 чел. Численность рабочих-сдельщиков: (208580-3600-2120)/((2004-204)*1,15)=98 чел. Численность производственных рабочих: 2+98=100 чел.
Задание. Рассчитать списочную и явочную численность рабочих цеха. Общая трудоемкость работ цеха за год – 140000 нормо-часов. Коэффициент выполнения норм в цехе -1,2. Годовой номинальный фонд времени – 2080 часов. Планируемый процент невыходов на работу по отпускам и болезни -10,6%.
Явочная численность: 140000/(2080*1,2)=57 чел. Списочная численность: 57*1,106=64 чел.
Задание. 1. Какими способностями, знаниями и навыками должен обладать эффективный торговый представитель? 2.Каковы наиболее важные личные качества, необходимые для успешной работы торговых представителей? 3. Какие формы отбора торговых представителей можно рекомендовать данной организации?
грамотная речь, знание приемов продаж, умение подчеркнуть выгоды товара, экономическое образование, опыт в области продаж 2. Личные качества: дружелюбие, умение устанавливать контакты с людьми, ответственность, целеустремленность, активность 3.Формы отбора: проведение собеседования, испытательный срок, тестирование в реальных условиях, моделирование ситуаций
Практическая ситуация. «Привлечение и набор кандидатов в "Альфа-банк"» (по материалам интервью журналу "Управление персоналом". 2000. № 10)
Описание ситуации. «В нашем банке работают высокопрофессиональные специалисты и замечательные люди. Это видно по тем успехам, которых достиг "Альфа-банк" за годы своей работы», - говорит начальник управления кадров, зарплаты и трудовых отношений "Альфа-банка" М.А. Малыхина. Средний возраст сотрудников банка, включая членов правления, -34 года. Подбирается персонал, который хочет, умеет и может работать. В банке вместе с филиалами в регионах работает около 4,5 тыс. человек, и сеть филиалов постоянно расширяется. В банке существует стенд по подбору персонала, на котором обозначены текущие вакансии и требования к кандидатам. Стенд и сайт в Интернете называются "Нам нужны профессионалы". В банке используют следующие методы набора и подбора персонала: 1. Разработаны анкеты-резюме, которые каждый работник может заполнить и опустить в ящик, находящийся в любом отделении банка и принадлежащий службе управления кадров. 2. Объявления о вакансиях помещаются в профильных изданиях -"Коммерсанте", "Ведомостях". Эта информация предназначена не для людей, активно ищущих работу, а для работающих профессионалов, которые по тем или иным причинам готовы поменять свое рабочее место. 3. Информация о вакансиях размещается в Интернете. Ежедневно приходит до 100 анкет. 4. Организуется стажировка студентов высших учебных заведений. 5. Размещается информация о вакансиях на баннерах на сайтах других компаний, специализирующихся на различных направлениях бизнеса (в зависимости от потребности в специалистах той или иной квалификации). 6. Для кандидатов проводятся "дни карьеры", предусматривающие собеседования с несколькими руководителями подразделений банка. 7. В "днях карьеры" участвуют кадровые агентства и вузы. 8. Для подбора топ-менеджеров банк пользуется услугами рекрутерских агентств, так как на такие позиции привлекаются западные специалисты. Отбор персонала проходит по следующей схеме: • первичный отбор проводит отдел подбора кадров; • профессиональный отбор кандидатов проводят служба управления кадров и специалисты подразделений банка (включая тесты и вопросники, разработанные ведущими специалистами структурных подразделений банка, и собеседование); • наконец, проводится интервью руководителем подразделения, в которое подбирается кандидат. Задание. 1. Обозначьте ключевые требования к работникам банка. 2.Объясните, почему выбраны обозначенные методы подбора персонала и дайте им характеристику. 1.Требования к работникам: - высокий профессионализм - желание работать - готовность к развитию профессиональных навыков - ответственность 2.Благодаря анкетам-резюме каждый сотрудник банка может попробовать занять вакантную должность. Это повышает мотивацию работников и обеспечивает хороший выбор кандидатов. Объявления в профильных изданиях в первую очередь направлены на поиск готовых высококлассных специалистов. Они позволяют сразу отобрать лучших кандидатов, удовлетворяющих требованиям банка. Для набора рядовых сотрудников вполне подходит интернет, где многие люди ищут работу. Интернет позволяет донести информацию о вакансиях до максимального количества потенциальных работников. Стажировка студентов направлена на перспективную подготовку кадров. После окончания ВУЗов студенты уже имеют представление о специфике работы в данном банке. Информация на сайтах других компаний так же призвана обеспечить максимальную широту охвата потенциальных работников соответствующей квалификации. С помощью «дней карьеры» руководство может лично оценить кандидатов и найти среди них наиболее подходящих. Услуги рекрутерских агентств позволяют найти нужных специалистов за рубежом, перенять иностранный опыт работы. Практическая ситуация. Описание ситуации. Авиакомпания «Атлант – Союз» реконструировала аэропорт «Грабцево» в Калуге, который теперь можно считать современным аэропортом, способным выполнять воздушные перевозки по стандартам компании. География услуг авиакомпании охватывает практически весь мир. Самолетный парк компании состоит из воздушных судов Ил – 86, Ил-76, Боинг 757. Авиационно-техническая база «Атлант-Союз» сертифицирована в соответствии с действующими авиационными правилами. Особое внимание в компании уделяется вопросам безопасности полетов и авиационной безопасности. При формировании штата авиакомпании в Калуге возникли сложности с закрытием некоторых вакансий, так как дефицит кадров в этой сфере очень высок, а профессиональная подготовка инженерно-технического и летного состава оставляет желать лучшего. Основные требования к инженерно-техническому персоналу по специальности АиРЭО для работы на воздушных судах типа ИЛ-96: · Должность: инженер по ТО авиационной техники (АиРЭО) · Профильное профессиональное образование · Опыт работы в гражданской авиации от 5 лет, в том числе на самолетах Ил-96-300 от 3 лет · Наличие действующих сертификатов на ВС ИЛ-96-300,Ил-76,Ил-86 · Владение английским языком (минимальный уровень – для осуществления технического сопровождения за рубежом). · Знание положений международного воздушного права · Наличие положительного опыта разрешения аварийных ситуаций · Отсутствие медицинских противопоказаний После анализа текущей ситуации, компания обратилась в рекрутинговое агентство с тем, чтобы оно осуществило поиск и подбор персонала для работы в авиакомпании. Задание. 1. Как, на Ваш взгляд, будет решать данную задачу консультант кадрового агентства? 2. Какие методы поиска будет использовать? Почему? 3. По каким критериям будет оценивать кандидатов? Почему? 4. Есть ли какие-то сроки оформления на работу?
1.Консультант кадрового агентства обратится на межрегиональный рынок труда, разместив информацию о вакансиях н
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 7327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.165 (0.017 с.) |