Раздел VIII. Нравственные отношения в системе управления персоналом.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VIII. Нравственные отношения в системе управления персоналом.



Состояние внутренних взаимоотношений в коллективе отражает морально-психологический климат. На него влияют:

· степень психологической совместимости людей;

· препятствия, создаваемые ими друг другу;

· управленческие действия руководителя, формирующие ту или иную обстановку.

Благоприятный морально-психологический климат и хорошее настроение повышают эффективность работы людей примерно в полтора раза. Поскольку обстоятельства, обусловливающие его, поддаются целенаправленному воздействию, этот климат можно в определенной степени формировать и корректировать.

Назовите условия формирования благоприятного морально-психологического климата.

- ответственное отношение к работе

- своевременные и грамотные действия руководителя

- профессионализм

- отсутствие конкуренции за ресурсы между сотрудниками

- сопоставимый уровень образования, культуры, навыков сотрудников

Задание. Разработайте мероприятия, которые, на ваш взгляд, улучшат настроение работающих специалистов в отделе.

- личные консультации с руководителем отдела

- проведение корпоративных мероприятий

- равное внимание ко всем сотрудникам

- адекватная реакция на нарушения дисциплины

- создание комфортных условий труда

Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности руководителя, его индивидуальный почерк поведения.

В стиле руководства вырабатываются способы влияния на подчиненных. Стиль руководства определяется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития, личностью лидера. Стиль руководства, который вполне оправдал себя в одних условиях, может оказаться неприемлемым в других.

Какой руководитель считается эффективным?

Эффективным считается руководитель, обеспечивающий выполнение целей, поставленных перед подразделением, создавший и поддерживающий благоприятный морально-психологический климат; пользующийся доверием и уважением подчиненных; объективно оценивающий ситуацию; применяющий современные методы управления; ответственно относящийся к работе.

Задание. С точки зрения подходов к руководству выделяют так называемых руководителей вчерашнего дня и современных. Покажите различия между ними.

 

Руководитель вчерашнего дня Современный руководитель
- исходит из интересов фирмы - опирается на внутренние возможности - принимает условия и нормы деятельности как неизменные ограничения - относится к людям как к инструменту, с помощью которого он должен решать поставленные задачи - связан с окружением опосредованно, через должность - рассматривает организацию как средство решения задач   - исходит из интересов дела - ищет возможности и ресурсы в окружении - рассматривает условия и нормы деятельности как нечто, что можно при необходимости менять - относится к людям как к единомышленникам, которые должны с его помощью решать поставленные задачи - связан с окружением непосредственно, через собственную активную деятельность - ощущает себя частью организации

 

Предложите пути улучшения работы руководителя.

- снижение информационной нагрузки

- совершенствование системы оплаты труда

- четкое формулирование целей и задач

- организация дополнительного обучения

Перечислите качества, необходимые руководителю:

Профессиональные: высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии; глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности; широта взглядов, эрудиция, стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности; поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение; умение планировать свою работу.

Личностные: высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.

Деловые: умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым; доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав; контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой; инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, и при необходимости легко перестроиться; способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими; стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

 

Задание. Заполните таблицу.

Основные характеристики сильного руководителя Основные характеристики слабого руководителя
- профессионализм - умеет поддержать, замотивировать и помочь подчиненным, устранить конфликт - хороший организатор/администратор, грамотный управленец - умеет четко формулировать цели и задачи - справедливость, лояльность - ответственность - всегда сталкивается с массой неожиданных, непредвиденных обстоятельств и тратит на их устранение колоссальное количество времени и сил - убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается делать сам - занят делами, старается вникать во все, поэтому практически не имеет времени - решение любого, а тем более важного вопроса старается отложить - все видит только белым или только черным - придает слишком большое значение случайным, несущественным деталям - старается принять наилучшее решение вместо выполнимых - старается приобрести репутацию хорошего руководителя и делает это оригинальным образом - старается избегать ответственности - присваивает себе успехи своего коллектива и отдельных его сотрудников  

 

Перечислите пять основных качеств, которые отличают «харизматического лидера» от обычного руководителя.

1. Обаяние, уверенность в себе, личное влияние

2. Потребность изменить окружающий мир и знание того, как это сделать

3. Сильный тип темперамента

4. Креативность, нестандартные решения

5. Способность к прогнозированию

Чего никогда не следует делать руководителю в процессе доведения результатов негативной оценки до исполнителей?

- не информировать подчиненного о конкретной причине негативной оценки

- применять стандартный подход

- выносить оценку в состоянии раздражения

- занижать качества работника, оценивать его необъективно

Какие факторы усиливают власть одних людей над другими?

- обладание знаниями

- личные качества

- успешный опыт работы

- психологические способности

- умение прогнозировать ситуацию

Какие технические приемы власти могут бать использованы менеджерами для достижения целей организации?

- прямое административное воздействие (приказ, распоряжение)

- регламентирование

- инструктирование

- распорядительство

Какие приемы манипуляции могут использовать подчиненные для создания у руководителя и других членов коллектива положительного впечатления о своей работе и о себе лично?

- обаяние

- личные отношения

- приписывание себе чужих заслуг

- обман

Кейс.

Исходные данные. Вас недавно назначили руководителем тру­дового коллектива, в котором вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опоздании на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.

Постановка задачи. Как вы начнете беседу при встрече? Ответ обоснуйте.

а) независимо от своего опоздания сразу же потребуете его объяснений об опозданиях на работу;

б) извинитесь перед ним и начнете беседу;

в) поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и спросите его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, кото­рый так же часто опаздывает, как и вы?»;

г) отмените беседу и перенесете ее на другое время

Можно применить вариант в), так как это позволит снять напряженность в общении с подчиненным. Вольная форма разговора приемлема, потому что скорее всего за время работы рядовым сотрудником нынешний руководитель уже имел контакты с подчиненным. Данный вопрос позволит подчиненному на своем примере осознать пагубность опозданий, кроме того, своё опоздание руководитель может объяснить дисциплинарными мерами, сохранив свою репутацию.

С другой стороны, если отношения руководителя с подчиненным не слишком близкие, такой вопрос стоит задать абсолютно серьезно и деловым тоном, а потом выяснить у подчиненного причины его опозданий. Но важно в такой ситуации руководителю самому не потерять лицо, тем более, что еще недавно он сам был рядовым сотрудником.

Кейс.

Исходные данные. Вы руководитель производственного коллектива. И период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Винов­ник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?

Постановка задачи. Как вы ответите на звонок? Ответ обоснуйте.

а) «Действуйте согласно инструкции. Прочитайте ее, она лежит у меня на столе и сделайте все, что требуется»;

б) «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся»;

в) «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь»;

г) «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо вызо­вите врача».

Вариант а) является чрезмерно формальным и стандартным. У подчиненных может сложиться впечатление, что руководителю вообще нет дела до данной ситуации. Поэтому такой ответ неприемлем.

Вариант б) содержит в себе правильные действия. Всё это необходимо сделать, однако откладывать решение вопроса до завтра не стоит, так как это черта слабого руководителя, кроме того, уже сейчас необходимо выяснить степень серьезности травмы сотрудника и поломки оборудования для принятия адекватных мер.

В случае в) руководитель проявляет ответственность, но он чрезмерно берет на себя инициативу, не доверяя ничего подчиненным. Тем более, что возможно необходимы срочные действия на месте по оказанию помощи пострадавшему и ремонту оборудования.

Вариант г) является наиболее приемлемым, так как в первую очередь следует защитить здоровье и жизнь сотрудника. Поэтому такой вопрос сразу нужно задать. Однако потом необходимо продолжить выяснение ситуации по телефону, оценить серьезность положения и в случае необходимости лично приехать на работу.

 

Кейс.

Исходные данные. Однажды вы оказались участником дискус­сии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего.

Постановка задачи. Какая и почему? Ответ обоснуйте.

а) «чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности»;

б) «все это мелочи. Главное в оценке людей — это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено»;

в) «успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его»;

Г) «это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

Все указанные точки зрения имеют право на жизнь. И в реальных условиях необходимо сочетать различные подходы, не допускать одностороннего управления с вниманием лишь одному аспекту. Очень важен в работе фактор доверия подчиненных руководителю. Также необходимо поддерживать и четкое выполнение должностных инструкций и обязанностей. Приличная зарплата и заслуженная премия являются обязательными условиями успешной работы.

Тем не менее, вариант г) сам собой разумеется, эти условия должны быть, но нельзя ограничиваться только ими. Действительно, нужен индивидуальный подход к работнику, что позволяет максимально раскрыть его потенциал и выявить способности. При этом, скорее всего, подчиненные будут и доверять руководителю в ответ на его внимание к ним.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.007 с.)