ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПАРТНЕРУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПАРТНЕРУ



До сих пор в упражнениях и этюдах принимал участие только один исполнитель. Перемена отно­шения к партнеру — первое упражнение, в кото­ром участвуют двое и более исполнителей.

Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр. 310.

Этот раздел упражнений воспитывает у студен­тов умение со всей серьезностью относиться к сво­ему товарищу по курсу как к незнакомцу, брату, сестре, невесте, врагу и т. д., в зависимости от за­данного отношения в этюде или роли. В жизни отношение к человеку возникает само собой, а на сцене его надо создать своим воображением. Сно­ва студенту надо ответить на вопрос: что бы я делал и как себя вел, если бы со своим товари­щем по курсу был незнаком, в ссоре и т. д. Как и в предыдущих упражнениях, мы предупреждаем, что видеть и воспринимать нужно именно своих товарищей, а не воображаемых людей, но отноше­ние к ним искать такое, какое задано в этюде.

Перед началом упражнения надо оправдать, почему я здесь нахожусь, чем занят, какие у меня взаимоотношения с человеком, если я с ним зна­ком, и т. п. В этих коротких начальных упражне­ниях событие одно, и мы не вводим никаких но­вых обстоятельств, которые изменили бы течение сценической жизни. Кроме того, в условиях урока трудно создать отношения, которые рождаются в процессе труда, поэтому мы ограничиваемся личными отношениями.

Вот пример упражнения. Летний день. На ска­мейке в парке сидят он и она: а) незнакомы, но интересуются друг другом; б) брат и сестра пос­сорились; в) муж и жена.

Стр. 143

Упражнения идут без слов. Отсутствие слов должно быть оправдано обстоятельствами этюда (например: незнакомы, в ссоре). Но не надо мол­чать во что бы то ни стало и превращать молча­ние в неправду. Если захочется говорить — гово­рите! В упражнении «Незнакомы» надо иметь в виду, что в жизни, когда вас кто-нибудь инте­ресует, мы редко разглядываем его впрямую, а ста­раемся наблюдать за ним так, чтобы он этого не заметил.

Когда нам ясно, что отношения найдены нерно, мы прерываем этюд и предлагаем этой же паре второе, а иногда и третье отношение. Если упраж­нение не получилось, проверяем, думали ли они на сцене по существу происходящего. Например, и упражнении «Незнакомы, но интересуются друг другом» возникли ли у него догадки по поводу нее, а также что думала она о нем. Затем повторяем ятюд, предложив думать по существу происходя­щего.

Вот еще пример этюда. Скамейка в сквере. На ней сидит девушка. У нее в сумочке сто рублей, скопленных на покупку пальто. Девушка ждет под­ругу, которая обещала помочь ей выбрать пальто. На скамейку садится молодой человек. Лицо девушки кажется ему знакомым, и он начинает вспоминать, где он ее видел. Его пристальные взгляды возбуждают в ней беспокойство.

Стр. 144

Она начинает бояться, как бы он не вырвал сумочку, и уходит.

Этюд не получился, потому что исполнительни­ца сразу начала наигрывать заданное отношение. Не успел ее партнер подать ей повод для беспо­койства, как она стала его бояться. Ее ошибка в том, что у нее было заранее придумано отноше­ние к партнеру, в то время как отношение должно было родиться здесь, на сцене, в зависимости от его поведения. Если бы в его поведении не было ничего подозрительного, отношение ее стало бы другим, но правдивым, естественным и возникло бы здесь, на сцене.

В других упражнениях отношения между парт­нерами могут быть заранее известными, так как люди знакомы. Например, два студента, проходя, здороваются так, как если бы: а) они были близ­кие товарищи; б) педагог и ученик; в) один был другому должен и не мог отдать долг; г) не пом­нили точно, знакомы ли, здоровались на всякий случай.

Или юноша и девушка здороваются так, как если бы она: а) была еще школьница, девочка; б) выросла и стала красивой девушкой.

Другая пара здоровается так: а) как если бы он предлагал пожениться, она ему ртказала; 6) как он поздоровался бы с врачом, который его вылечил; в) как он

Стр.145

поздоровался бы с девушкой, которая из брюнетки превратилась в блон­динку.

Еще этюды. Пошивочная мастерская: а) три швеи, соревнуясь, пришивают пуговицы к рубаш­кам (или метают петли) и следят за тем, кто кого обгонит; б) две швеи следят за тем, как работает третья, новенькая.

Слушают концерт пианиста он и она: а) влюб­ленные; б) ученики музыкального училища.

В приемной, в кабинете начальника две девуш­ки; а) незнакомы, хотят поступить на одно и то же место; б) вызваны к начальнику для разбора дела об оскорблении, которое одна нанесла Другой.

Девушка тренируется по художественной гим­настике в спортзале, за ней наблюдает: а) кон­курентка; б) подруга.

Приемная поликлиники. Две девушки (текст по мере необходимости): а) первая ждет приема; входит вторая; у нее очень болит зуб; первая сочувственно следит за ней и уступает свою оче­редь; б) первая ждет приема; входит вторая; у нее жар, она очень плохо себя чувствует; первая, боясь заразиться, уходит.

Приемная директора. Секретарша просматрива­ет газеты. Входит человек и садится в ожидании приема: а) секретарша, разглядывая в газете порт­реты героев труда, узнала в сидящем

Стр 146

одного из героев; б) по фотографии в газете узнала одно­го из героев фельетона.

Массовый этюд. Строгий преподаватель, кото­рый не позволяет разговаривать во время урока., дал письменную работу (текст по мере надобно­сти) : а) во время урока в класс входит вновь при­нятая ученица и включается в письменную работу; б) входит ученица, долго болевшая и сегодня при­ступившая к занятиям.

Эти начальные, короткие упражнения дают воз­можность понять, что такое перемена отношения к партнеру как к действующему лицу этюда или пье­сы. Такой процесс постоянно происходит в этю­дах и пьесах, за исключением тех случаев, когда отношения на сцене остаются такими же, как в жизни. Например, в жизни мы друзья, в этю­де — тоже. Но как быть, если я не могу преодо­леть своего жизненного отношения к товарищу? Например, он мне должен нравиться по условиям этюда, а я к нему равнодушна. Вопрос о том, как происходит перемена отношения, должен быть решен каждым студентом по-своему. Здесь ника­ких общих правил быть не может, и в возникнове­нии перемены отношения играют роль индивидуальные особенности творчества каждого актера.

Стр. 147

Во всяком случае, внешнее изображение перемены отношений никого удовлетворить не может.

Но ясно одно: если я не могу найти верного, живого отношения к партнеру, значит, мое вооб­ражение недостаточно увлечено созданием оправ­дания этого отношения. Надо расшевелить свое воображение, помочь ему. Например, рассматри­вая своего партнера, увидеть, что у него, скажем, красивые глаза или волосы, или вспомнить о ка­ком-нибудь его хорошем поступке и, развивая это отношение, прийти к тому, что он мне начнет нравиться.

Есть и другой путь: вспомнить свое отношение к человеку, который нравится, постараться пере­нести это отношение на своего партнера. А вот как перенести это отношение — студенты должны найти сами. Тут никто помочь не может, но, ве­роятно, это не так уж сложно, ибо все это на­ходят.

Необходимо отбросить предрассудок, что мож­но научить «играть» те или иные чувства. Научить играть вообще никого нельзя, говорит К. С. Ста­ниславский, и продолжает: «Каждый человек вскрывает в себе и освобождает для творчества свое зерно, свою любовь совершенно особым и неповторимым образом, составляющим его ин­дивидуальную неповторимость, его тайну. И по­этому тайна творчества одного не годна

Стр.148

для другого и не может быть передана как образец для подражания никому»1.

Формула «Научить играть нельзя — можно толь­ко научиться» призывает к огромной самостоя­тельной работе по изучению, осмысливанию и ос­воению элементов актерской техники примени­тельно к своей творческой индивидуальности.

Первоначальные упражнения на перемену от­ношения к партнеру дают возможность установить лишь одно отношение между действующими лица­ми. В дальнейших этюдах это отношение будет изменяться на протяжении действия. В самом деле, в жизни бывает так, что друзья ссорятся, а враги мирятся, влюбленные расходятся или навек соединяются, дети причиняют огорчения родите­лям или, наоборот, родители понимают, что дети выросли и надо относиться к ним как к взрослым людям, и т. д. Так же, как и в жизни, на сцене в столкновении интересов меняются отношения между людьми, и это изменение — одна из основ сценического действия.

1. Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918 —1922 гг., записанные заслуж. артисткой РСФСР К. Е. Антаровой, М,—Л., ВТО, 1939, стр. 81

Стр. 149



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.008 с.)