Тема 3. 1: основные принципы защиты населения от ЧС. Основные мероприятия по защите населения от ЧС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 1: основные принципы защиты населения от ЧС. Основные мероприятия по защите населения от ЧС.



К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явления­ми, техногенными и экологическими катастрофами нужна це­ленаправленная государственная политика. Россию к решению вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их послед­ствий на государственном уровне подвела в 1986 г. Чернобыль­ская катастрофа.

В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федера­ции закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприят­ную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отраже­ние и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных доку­ментах федеральных органов исполнительной власти.

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пре­делах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в от­ношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, нахо­дящихся на территории страны;

• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации и органами местного са­моуправления;

• при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечива­ется приоритетность задач по спасению жизни и сохранению

| здоровья людей;

• мероприятия по защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций различного характера планируются и осу­ществляются в строгом соответствии с международными дого­ворами и соглашениями Российской Федерации, Конституци­ей Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

• основной объем мероприятий направленных на предуп­реждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различно­го характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных си­туаций;

• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточнос­ти и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характе­ра осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сло­жилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Феде­рации порядке привлекаются силы и средства федеральных ор­ганов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществ­ляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических про­грамм, планов развития и совершенствования РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си­туаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.

Роль государства в обеспечении безопасности своих граж­дан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы соответствую­щих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномочен­ные на решение задач в области защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежит государству также в создании специальных сил я средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначен­ных для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объ­ектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая защиту на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно-технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно-техниче­ских программ. Постоянно усиливается материальная и фи­нансовая поддержка мероприятий в области природной и тех­ногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему на­селению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении между­народного сотрудничества в области защиты населения и тер­риторий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна за­ключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой ба­зы и в работе крупнейших специализированных международ­ных организаций.

Важное место в государственной политике отводится нор­мативно-творческой деятельности в области гражданской обо­роны и зашиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему вре­мени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и дру­гих нормативных документов.

В Законе Российской Федерации «О безопасности», приня­том в 1992 г. дано определение безопасности как состояния за­щищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно-право­вые нормы в области зашиты граждан РФ. иностранных граж­дан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объ­ектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил ос­новные принципы защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций, полномочия органов государственной влас­ти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разгра­ничение этих полномочий, вопросы государственного управле­ния в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Феде­рации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходи­мость создания единой государственной системы предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральным законом РФ «Об аварийно-спасательных служ­бах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «про­фессиональный спасатель» и установлены общие организаци­онно-правовые и экономические основы создания и функци­онирования аварийно-спасательных служб и аварийно-спаса­тельных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно-спасательных служб, права, обязан­ности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния и организаций независимо от их организационно-право­вых форм и форм собственности, а также силы и средства Гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций различного характера, содержится в других зако­нах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федераль­ные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышлен­ной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социаль­ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычай­ном положении», «О военном положении».

Вопросы зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отра­жение также в «Основах законодательства Российской Федера­ции об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Россий­ской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Феде­рации, «Основах единой государственной политики Россий­ской Федерации в области гражданской обороны» и других до­кументах.

В целях практической реализации требований законов раз­работано, принято и действует большое количество норматив­ных правовых документов. На сегодня только органы испол­нительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нор­мативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сфор­мирована единая законодательная и нормативная правовая ба­за в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий, в которой чет­ко определены основные напраатения государственной поли­тики в данной области.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.032 с.)