ТОП 10:

Тема: 3.3 Задачи радиационной и химической защиты населения. Медицинская защита. Пожарная безопасность.



Частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты.Важность этих мероприятий обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

Задачами радиационной и химической защиты населения являются:

• непрерывный контроль и оценка радиационной и химической обстановки в районах размещения радиационно и химически опасных объектов;

• заблаговременное накопление и поддержание в готовности к использованию средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля;

• создание, производство и применение унифицированных средств защиты, приборов и комплектов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

• контроль за использованием по назначению приобретенных населением в установленном порядке в личное пользование средств индивидуальной защиты;

• своевременное применение средств и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах;

• создание и использование на радиационно и химически опасных объектах систем (преимущественно автоматизированных) контроля обстановки и локальных систем оповещения;

• разработка и применение при необходимости режимов радиационной и химической защиты населения и функционирования объектов экономики и инфраструктуры в условиях за­грязнения (заражения) местности;

• заблаговременное приспособление объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта и проведение этой обработки в условиях аварий;

• обучение населения пользованию средствами индивидуальной защиты и правилам поведения на загрязненной (зараженной) территории.

К основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии относятся следующие:

• обнаружение факта аварии и оповещение о ней;

• разведка радиационной обстановки в районе аварии;

• организация радиационного контроля;

• установление и поддержание режима радиационной безопасности;

• проведение (при необходимости) на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии;

• обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии средствами индивидуальной защиты и использование этих средств;

• укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в убежищах и укрытиях, обеспечивающих его защиту;

• санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии;

дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

• эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уровень загрязнения превышает допустимый для проживания населения.

В случае химической аварии проводятся следующие основные мероприятия:

• обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;

• разведка химической обстановки в зоне химической ава­рии;

• соблюдение режимов поведения на территории, заражен­ной АХОВ, норм и правил химической безопасности;

• обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии сред­ствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи,

. применение этих средств;

• эвакуация населения (при необходимости) из зоны ава­рии и зон возможного химического заражения;

• укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечи­вающих защиту от АХОВ;

• оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов;

• санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии;

• дегазация аварийного объекта, объектов производствен­ного, социального, жилого назначения, территории, техниче­ских средств, средств защиты, одежды и другого имущества.

 

 

Значительную роль в общем комплексе мер по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера выполняют мероприятия медицинской защиты.К ним относятся:

• подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, медико-санитарная и морально-психологическая подготовка населения;

• заблаговременное накопление медицинских средств индивидуальной защиты, медицинского имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;

• поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и развертывание при необходимости дополнительных лечебных учреждений;

• медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрезвычайной ситуации;

 

• проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;

• медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и участников ликвидации ее последствий;

• контроль продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;

• проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

Важным элементом защиты населения и территорий являются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности,которые включают в себя:

• нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

• разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

• реализация прав, обязанностей и ответственности граждан в области пожарной безопасности;

• проведение противопожарной пропаганды и обучение населения правилам пожарной безопасности;

• содействие деятельности добровольных пожарных дружин и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

• информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

• осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

• лицензирование деятельности, сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности;

• противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

• тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работа

 

Тема 3.4: Планирование и организационные вопросы выполнения эвакуационных мероприятий.

 

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникно­вения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее прове­дения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при .котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения .

 

 

Тема 3.5: Подготовка населения в области защиты от ЧС.

Аварийно-спасательные работы.

Подлежат обучению в области гражданской обороны следую­щие группы населения:

• руководители федеральных органов исполнительной власти, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления и организаций;

• должностные лица и работники гражданской обороны;

• личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

• работающее население;

• учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

• неработающее население.

Подготовку проходят:

• руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

• председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

• работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, спе­циально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входящие в состав органов управления РСЧС;

• работающее население;

• учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

• неработающее население.

Обучение в области гражданской обороны и зашиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках единой системы подготовки населения. Оно является обязательным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и прожи­вания граждан.

Основными задачами обучения населенияв области граждан­ской обороныи защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

• изучение правил поведения, способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, по­рядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользо­вания средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• совершенствование практических навыков руководителей всех уровней в организации и выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, меро­приятий гражданской обороны, а также навыков управления си­лами и средствами РСЧС и гражданской обороны при проведе­нии аварийно-спасательных и других неотложных работ;

• овладение личным составом сил РСЧС и гражданской обороны приемами и способами действий по защите населе­ния, территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

С целью непосредственной защиты населения от воздейст­вия поражающих факторов источников чрезвычайных ситу­аций выполняются аварийно-спасательные и другие неотлож­ные работы.

Аварийно-спасательные работы включают в себя:

• разведку маршрутов движения и участков работ;

• локализацию и тушение пожаров на маршрутах движе­ния и участках работ;

• устранение или доведение до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

• поиск и извлечение пострадавших из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

• оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

• вывоз (вывод) населения из опасных зон;

• санитарная обработка людей, ветеринарная обработка животных, дезактивация, дезинфекция и дегазация техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и со­оружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья

и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это объясняется необходимостью скорейшего оказания медицинской помощи пострадавшим, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т. п.).

В целях создания условий для проведения аварийно-спаса­тельных работ, предотвращения дальнейших разрушений и по­терь, вызываемых вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения проводятся неотложные работы. Эти работы включают в себя:

• прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

• локализация аварий на газовых, энергетических, водо­проводных, канализационных, тепловых и технологических се­тях с целью создания безопасных условий для проведения спа­сательных работ;

• укрепление или обрушение конструкций зданий и соору­жений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасно­му проведению спасательных работ;

• ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

• обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов;

• ремонт и восстановление поврежденных защитных со­оружений гражданской обороны для укрытия населения от возможного повторного воздействия поражающих факторов;

• санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной си­туации;

• первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего насе­ления.

В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение. К ос­новным видам обеспечения относятся:

• техническое обеспечение, которое организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, ин­женерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации чрезвычайной ситуации;

• транспортное обеспечение, выполняющее задачи по вы­возу эвакуируемого населения, доставке сил и средств РСЧС к местам работ, перевозке в безопасные районы материальных ценностей;

• дорожное обеспечение, которое выполняет задачи по поддержанию дорог и дорожных сооружений в проезжем со­стоянии, строительству новых дорог, оборудованию колонных путей и переправ;

• гидрометеорологическое обеспечение, организуемое с целью всесторонней оценки элементов погоды, своевременно­го выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влия­ния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по за­щите населения;

. метрологическое обеспечение, заключающееся в органи­зации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва;

• материальное обеспечение, организуемое для беспере­бойного снабжения сил РСЧС материальными средствами, не­обходимыми для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечивающая организованное и своевременное развертыва­ние органов управления и сил РСЧС, выдвижение их в исход­ные районы и к местам проведения аварийно-восстановитель­ных и других неотложных работ.

В зависимости от физической природы поражающих фак­торов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба неко­торые виды обеспечения становятся основными видами ава­рийно-спасательных и других неотложных работ. Так, напри­мер, разведка во многих чрезвычайных ситуациях является составной частью аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ, инженерные мероприятия включаются в эти рабо­ты при масштабных разрушениях, обширных площадях загряз­нений. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть аварийно-спасательных и других неотложных работ. В случае значительных санитарных потерь первостепенное значение в комплексе ликвидационных мер отводится мероприятиям ме­дицинской защиты.

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвы­чайных ситуаций условно подразделяется на три этапа. На на­чальном этапе выполняют экстренные мероприятия по защите населения, спасению пострадавших местными силами и под­готовке группировок сил и средств к проведению работ. На следующем этапе (II этап) проводят непосредственно аварий­но-спасательные и другие неотложные работы. На завершаю­щем этапе (III этап) заканчивают аварийно-спасательные и другие неотложные работы, постепенно передают функции уп­равления местным администрациям и осуществляют вывод группировок сил РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации.

Оперативное построение группировки сил РСЧС должно позволять проводить аварийно-спасательные работы в возмож­но короткие сроки (1—3 суток), а их организация (эшелонирование) обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.

Уясняя задачу, руководитель формирования должен понять цель предстоящих действий, замысел старшего начальника, за­дачу, место и роль своего формирования в выполнении общей

задачи.

При оценке обстановки на основе данных разведки руководи­тель формирования должен:

• оценить характер и объем разрушений, пожаров и пора­жений на участке (объекте) работ и пути выдвижения;

• оценить радиационную, химическую и биологическую обстановку и ее влияние на выполнение задачи;

• определить виды и объемы предстоящих работ;

• выбрать наиболее целесообразные направления выдвиже­ния и ввода формирования в очаг поражения и на участок

(объект) работ;

• оценить техническое оснащение и возможности своего

и приданных формирований;

• уяснить положение, характер действий и задачи соседей;

• оценить характер местности и ее влияние на действия формирования, состояние маршрута выдвижения к очагу пора­жения и на участок (объект) работ;

• оценить влияние погоды, времени года и суток на вы­полнение задачи.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.013 с.)