Военно-патриотическое воспитание молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военно-патриотическое воспитание молодежи



 

7.1. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации

Важнейшими боевыми традициями Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации являются преданность Родине и постоян­ная готовность к ее защите; верность Военной присяге и воин­скому долгу, Боевому Знамени части и Военно-морскому фла­гу корабля; боевое товарищество; неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершен­ствованию воинского мастерства, высокая бдительность и бое­вая готовность.

Патриотизм и верность воинскому долгу — главные качества защитника Отечества

Патриотизм — это любовь гражданина к своей Родине, на­роду, его истории, языку и национальной культуре. Патри­отизм воинов Вооруженных Сил Российской Федерации про­является в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защи­щать ее интересы, целостность и независимость.

Долг — это нравственные обязанности человека, выпол­няемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечест­вом, которые всегда связаны с общественными интересами и потребностями людей. Нравственно-правовой нормой поведения российских военнослужащих является воинский долг, ко­торый заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспе­чении ее безопасности, а также в выполнении задач в соответ­ствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует от него мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянной работы над повышением своих морально-боевых и психологических качеств, высокой органи­зованности и дисциплины. Патриотизм и верность воинскому долгу проявляются в глубоком осознании каждым военнослу­жащим личной ответственности за защиту Родины и необхо­димости добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности. Они выражаются в постоянной морально-психо­логической, физической и профессиональной подготовке к во­оруженной защите Отечества, в готовности к преодолению лю­бых трудностей при исполнении воинского долга в условиях мирного и военного времени. Патриотизм и верность воин­скому долгу — это те морально-духовные качества воинов, ко­торые делают армию непобедимой.

I Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Дружба и войсковое товарищество складывались и развива­лись на протяжении всей истории Российского государства. Они зародились еще тогда, когда между людьми не было соци­альной вражды, и они поддерживали и помогали друг друга в борьбе за существование. Люди вступали в такие отношения, которые предполагали полное доверие и открытость по отно­шению друг к другу. Здесь уместно вспомнить слова Тараса Бульбы, героя одноименной повести Н. В. Гоголя: «Хочется мне вам сказать, Панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли басурмане, все пропало. Только остались мы, сирые, да как вдо­вица после крепкого мужа, сирая, так же, как и мы, земля на­ша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарище­ства! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

Отличительными чертами товарищества являются добро­совестность и ответственность, которые предполагают добро­вольную готовность взять на себя труд партнера, помочь ему выполнить его часть работы ради общего дела. Кодексом войскового товарищества являются воинские уставы, в кото­рых сказано, что каждый военнослужащий обязан «дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, ува­жать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков». Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А. В. Суворов в своей знамени­той «Науке побеждать»: «Сам погибай, а товарища выручай». Взаимовыручка в бою, ответственность перед товарищами — все это делает любой воинский коллектив единым, повышает его боевые возможности и обеспечивает победу в бою. Войс­ковое товарищество наиболее полно проявляется в боевой об­становке, но формируется эта традиция в мирное время, в пе­риод освоения военнослужащими основ военной службы, изучения воинских уставов, овладения вооружением и воен­ной техникой, во время боевого сглаживания экипажей, под­разделений и частей.

Дружба — это такой вид личных человеческих взаимоотно­шений, которые выражаются в психологическом единстве, ду­ховной совместимости людей, в постоянной потребности об­щения между собой. Друзья помогают, поддерживают в труд­ные минуты, в том числе и при решении личных вопросов и проблем. Этим дружба отличается от товарищества.

Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) в диалоге «О дружбе» писал: «Прежде всего как может «жизнь жизненной» быть, ес­ли она не находит себе успокоения во взаимной благожела­тельности друзей? Что может быть слаще, чем иметь человека, с которым ты решаешься говорить, как с самим собой? Что пользы от счастливых обстоятельств, если у тебя нет человека, который порадовался бы им так же, как ты сам? А переносить несчастья было бы трудно без того, кто переносил бы их еще более тяжело, чем ты».

Дружба и товарищество возникают и крепнут в повседнев­ной армейской жизни. Современная военная техника, как пра­вило, предполагает коллективную эксплуатацию, а это значит, что группа воинов (экипаж танка, боевой расчет и т. д.) реша­ют одну общую задачу. Успех в бою складывается из боеспо­собности каждого воина, входящего в состав отделения, расче­та, экипажа, взвода, роты, от его психологической совмести­мости с другими военнослужащими, от способности дейст­вовать слаженно и умело при выполнении общей задачи. В та­ких условиях ошибка даже одного человека может нанести ущерб боевой готовности и даже сорвать выполнение боевой задачи.

Особую разновидность малых объединений составляют микрогруппы, включающие в себя 2—3 человека. Именно в этих группах человек проводит значительную часть своего вре­мени, в них закладываются основы дружбы и войскового това­рищества. Для того чтобы такая микрогруппа воинского кол­лектива стала единым целым, каждый из ее членов, во-первых, должен на первое место ставить общие интересы; во-вторых. пользоваться уважением у своих товарищей. Следует отметить, что необходимые для этого качества юноши могут воспитывать у себя, занимаясь в спортивных секциях и участвуя в различ­ных соревнованиях. Занятия физическими упражнениями и спортом помогут им сформировать у себя нужные психологи­ческие и волевые качества. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, попустительством. Правдивость, честность, открытость, откро­венность — их главные принципы.

Долг каждого воина — бережно хранить и укреплять войс­ковое товарищество, дорожить честью своего воинского кол­лектива, повышать его организованность и сплоченность, всегда помнить, что зашита Отечества является священной обязанностью гражданина Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Перечислите наиболее значимые боевые традиции Российских Вооруженных Сил.

2. Как вы думаете, почему патриотизм и верность воинскому долгу являются главными нравственными качествами военно­служащих Вооруженных Сил Российской Федерации?

3. Какое значение для боевой готовности и боеспособности под­разделений и частей имеют дружба и войсковое товарищество?

4. Подготовьте примеры из различных публикаций и художест­венной литературы о дружбе и войсковом товариществе рос­сийских воинов.__________________

Воинские символы и ритуалы

 

Знамена являются одним из самых древних воинских сим­волов. Первоначально их роль выполняли фигуры (орел, со-: кол, сова и др.), помешенные наверху древка. В IX в. таким: символом на Руси стал стяг, а в конце XV — начале XVI в. — знамя. В битвах стяги и знамена указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов, центр боевого порядка. Упавшее знамя означало поражение.

В XVIII в. Петр I установил форму и рисунки для знамен различных частей. В Воинском уставе 1716 г. был определен статус знамени. Присяга воинов на верность службы государю и государству принималась под развернутыми знаменами и со­держала обязательство «...от роты и знамени никогда не отлу­чаться, но за оными, пока жив, непременно добровольно и верно следовать буду... Тот, кто знамя свое до последнего часа своей жизни не оберегает, оный не достоин носить имя солда­та». В русской армии солдат учили, что знамя есть священная воинская хоругвь, под которую собираются все верные своему долгу воины и с которой они следуют в бой с врагом. Знамя являлось напоминанием солдату, что он присягнул служить Родине, не щадя самой жизни. Величайшим позором для части была утрата своего знамени. Такая часть расформировывалась, а люди, которым непосредственно была поручена охрана зна­мени, подлежали серьезному наказанию вплоть до смертной казни.

В Красной Армии первые воинские знамена появились в 1918 г. В июне 1926 г. был утвержден единый образец знамен для красноармейских частей. С 1975 г. все воинские знамена стали называться боевыми.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 14 де­кабря 1993 г., определено: «Боевое Знамя воинской части есть особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназ­начения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Феде­рации. Оно является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему о ге­роических традициях и священном долге зашиты Отечества. Боевое Знамя вручается воинским частям по их сформирова­нии от имени Президента Российской Федерации представи­телем Министерства обороны Российской Федерации и сохра­няется за воинской частью на все время независимо от изме­нения наименования и нумерации. Эти изменения заносится

в Грамоту Президента Российской Федерации, выдаваемую при вручении Боевого Знамени. Знамя всегда находится со своей воинской частью, а на поле боя — в районе боевых дей­ствий. Весь личный состав части обязан самоотверженно и му­жественно защищать Боевое Знамя в бою и не допускать его захвата противником. При утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно винов­ные в таком позоре, подлежат суду, а воинская часть — рас­формированию.

Военно-морской флаг Российской Федерации, поднятый на корабле Военно-Морского Флота, является Боевым Знаме­нем корабля и символизирует его государственную принадлеж­ность и неприкосновенность».

Боевое Знамя выносится к воинской части в особо торже­ственных случаях: при приведении военнослужащих к Воен­ной присяге, в день годового праздника воинской части, в дни вручения личному составу вооружения и военной техники. Боевое Знамя может выноситься к воинской части по реше­нию командира части при проводах солдат и сержантов, уво­ленных в запас. Знамя всегда находится под охраной караула, а при выносе его к воинской части — под охраной знаменного взвода.

Важным символом чести, доблести и славы являются ордена и медали. Этот символ тоже имеет древнюю историю и богатые традиции. Еще в давние времена люди, выражая признатель­ность своим соплеменникам за смелость и умение, разрешали самым достойным носить символы охотничьего мастерства — звериные клыки, шкуры, перья птиц.. В античную эпоху по­явилась достаточно стройная система воинских наград. Так, римские воины, отличившиеся в битве и проявившие особую храбрость в бою, награждаюсь почетным знаком в виде венка или короны. Например, воин, первым взобравшийся на стену вражеской крепости, награждался венком с миниатюрным изображением крепостной стены. В средние века в Европе по­явился новый вид наград, получивший название ордена. Эти награды обычно представляли собой крест или звезду. Их про­исхождение связано с полувоенными-полумонашескими орга­низациями — орденами (Ливонским, Тевтонским, тамплиеров и др.). Члены ордена считали военное дело своей профессией. Лица, вступавшие в орден, получали право носить знаки этого ордена (крест и звезду).

В России первые ордена появились в самом конце XVII в. В 1699 г. Петром I был учрежден орден Святого Андрея Пер­возванного с девизом «За веру и верность». Он представлял со­бой крест особой формы в виде буквы «X* с изображением

12-5722

177святого Андрея Первозванного. Орден носили на широкой го­лубой ленте. Звезда ордена имела восемь лучей, выходящих из круглого медальона с изображением Андреевского креста. По кругу медальона шла надпись: «За веру и верность».

Во время русско-турецкой войны в 1769 г. был учрежден императорский Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия с девизом «За службу и храбрость». Ор­деном награждались офицеры и генералы за особые отличия. В статуте ордена, подписанном Екатериной II, указывалось: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные раны не принимаются в уважение при удостоверении к ордену Свя­того Георгия; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнил во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Рос­сийского оружия особенным отличием». Орден Святого Геор­гия имел четыре степени, причем сначала награждаемый дол­жен был представляться к 4-й низшей степени, затем — к 3-й, далее — ко 2-й и 1-й. Георгиевский орден пред писывал ось но­сить всегда и на любой одежде. Полным кавалером ордена Святого Георгия был выдающийся российский полководец Михаил Илларионович Кутузов: орденом 4-й степени его на­градили за разгром турок под деревней Шумы (1774), 3-й сте­пени — за участие в штурме Очакова, 2-й степени — за храб­рость при взятии Измаила, 1-й степени — за командование русской армией в Бородинской битве. В 1807 г. император Александр 1 учредил для солдат и унтер-офицеров знак отли­чия этого военного ордена тоже четырех степеней. Первые две степени представляли собой золотой, а две последующие — се­ребряный крест на георгиевской ленте. В числе первых на­гражденных воинским серебряным знаком Георгиевского креста были отличившиеся во время Отечественной войны 1812 г. крестьяне-партизаны Василиса Кожина, Ермолай Чет­вертаков и Герасим Курин, В 1913 г. был утвержден новый комплект наград. В числе этих наград был и солдатский крест, названный Георгиевским, который имел четыре степени. На­гражденные всеми четырьмя степенями носили эти кресты на общем банте и именовались полными георгиевскими кавале­рами.

Первым советским орденом стал орден Красного Знамени, который был учрежден в 1918 г. В положении об ордене было определено, что он присуждается гражданам РСФСР, проявив­шим особую храбрость и мужество при боевой деятельности. В 1930 г. были учреждены орден Ленина как высшая государ­ственная награда и орден Красной Звезды. В апреле 1934 г. было установлено звание Героя Советского Союза, которое не имело специального орденского знака. Награжденным вруча­лись ордена Ленина и именная грамота. В 1939 г. был введен знак — медаль «Золотая Звезда», которая вручалась Героям Советского Союза вместе с орденом Ленина.

Во время Великой Отечественной войны для награждения отличившихся были введены специальные воинские награды. В мае 1942 г. учрежден орден Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, а в июле 1942 г. ордена Суворова, Кутузова и Алек­сандра Невского. В ноябре 1943 г. были утверждены знак и статут ордена Победы — высшего военного ордена. Это самый дорогой наградной знак, представляющий собой платиновую звезду с рубиновыми лучами, окаймленными бриллиантами. Диаметр звезды — 72 мм, вес бриллиантов — 16 каратов. Всего этим орденом были награждены 12 человек. Первым среди них был награжден Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. В но­ябре 1943 г. был учрежден орден Славы трех степеней для ря­дового и сержантского состава. Он представлял собой звезду с изображением Спасской башни и надписью «Слава» на ме­дальоне. Орден Славы носился на пятиугольной колодке с ге­оргиевской лентой. Лица, удостоенные всех трех степеней ор­дена, именовались полными кавалерами ордена Славы и в правах приравнивались к Героям Советского Союза. Всего в период существования Советского Союза было учреждено 20 орденов и 54 медали.

После распада СССР в России стала складываться новая наградная система. В марте 1992 г. было установлено звание Героя Российской Федерации и утвержден знак отличия — ме­даль «Золотая Звезда». В 1994—1995 гг. были учреждены орде­на: «За заслуги перед Отечеством» четырех степеней, орден Мужества, орден «За военные заслуги», орден Почета, орден Дружбы, орден Жукова. В 1998 г. был утвержден орден Свято­го Андрея Первозванного. В августе 2000 г. Указом Президента РФ были введены орден Святого Георгия четырех степеней и знак отличия ордена — Георгиевский крест четырех степеней. В системе государственных наград Российской Федерации предусмотрены также медали: «За заслуги перед Отечеством», «За отвагу», «Защитнику свободной России». «За спасение по­гибавших», Суворова, Ушакова, Нестерова, Жукова, «За отли­чие в охране государственной границы», «50 лет победы в Ве­ликой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «300 лет Россий­скому флоту», «В память 850-летия Москвы», Пушкина.

Важными воинскими символами являются военная форма одежды и знаки различия военнослужащих, которые обознача­ют принадлежность к Вооруженным Силам, конкретным ви­дам и родам войск, воинским званиям, специальностям и про­фессиям.

179Военная форма одежды и знаки различия по воинским зва­ниям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федера­ции, других войск, воинских формирований и органов утверж­даются Президентом Российской Федерации и охраняются Патентным законом Российской Федерации.

Ритуал — это торжественный официальный акт, при прове­дении которого установлен определенный порядок (церемони­ал). Ритуалы, проводимые в воинских частях, выражают высо­кие, благородные идеалы защиты Отечества, верности воин­скому долгу, Военной присяге, Боевому Знамени части. Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации конкретно четко определены порядок (церемони­ал) приведения к Военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вручения военнослужащим личного вооруже­ния и военной техники, порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас и в отставку.

 

 

| Ритуал приведения к Военной присяге

Гражданин Российской Федерации, впервые поступивший на военную службу, приводится к Военной присяге перед Го­сударственным флагом Российской Федерации и Боевым Зна­менем воинской части.

В Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден следующий текст Военной присяги:

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине — Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Время приведения к Военной присяге объявляется в прика­зе командира воинской части. В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Россий­ской Федерации строится в парадной, а в военное время в по­левой форме одежды, с оружием. Военнослужащие, прини­мающие Военную присягу, находятся в первых шеренгах. Ко­мандир части в краткой речи напоминает воинам значение Военной присяги и о той почетной и ответственной обязан­ности, которая возлагается на военнослужащих после приня­тия ими присяги. После этого командир воинской части при­казывает командирам подразделений приступить к приведе­нию к Военной присяге. Командиры рот и других подразделении поочередно вызывают из строя военнослужащих, при­нимающих присягу. Каждый из них читает вслух перед строем подразделения текст присяги, собственноручно расписывается в специальном списке в графе напротив своей фамилии и ста­новится на свое место в строю. По окончании церемонии спи­ски с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений ко­мандиру воинской части. Командир части поздравляет военно­служащих с принятием присяги, а всю часть с новым пополне­нием. После этого оркестр исполняет Государственный гимн, а затем воинская часть проходит торжественным маршем. День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для воинской части и проводится как праздничный.

 

 

| Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части

Для выноса Боевого Знамени к месту вручения в распоря­жение прибывшего для этого начальника командир воинской части назначает знаменщика и двух ассистентов из сержантов, прапорщиков или офицеров и знаменный взвод.

В установленное время знаменщик, следуя за лицом, при­бывшим для вручения, выносит знамя в чехле к месту постро­ения воинской части. При этом он держит знамя на левом плече, а справа и слева от него следуют ассистенты. Когда на­чальник, прибывший для вручения знамени, приблизится на 40—50 шагов к строю, командир части подает команду: «Полк, под знамя, смирно, равнение — направо!» Оркестр исполняет «Встречный марш». Командир части, подав команду, прикла­дывает руку к головному убору, подходит к лицу, прибывшему для вручения, и докладывает ему о том, что полк по случаю вручения Боевого Знамени построен. В момент доклада ор­кестр прекращает игру, а знаменщик ставит знамя к правой ноге вертикально. Начальник, прибывший для вручения зна­мени, приняв доклад, становится перед серединой строя, здо­ровается с военнослужащими и подходит к знаменщику. Зна­менщик наклоняет знамя и держит его горизонтально. Вру­чающий снимает чехол и развертывает Боевое Знамя. После этого знаменщик, поставив знамя вертикально и придерживая его правой рукой, становится лицом к строю. Вручающий зна­мя зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации, после чего вручает Боевое Знамя и грамоту командиру воин­ской части. Оркестр в это время исполняет Государственный гимн Российской Федерации. Командир, приняв Боевое Знамя и грамоту, по окончании исполнения оркестром Государствен­ного гимна передает его знаменщику. Знаменщик берет знамя

181на левое плечо и следует за командиром. Командир воинской части, в трех шагах за ним знаменщик с Боевым Знаменем и ассистенты следуют к левому флангу строя, а затем проходят вдоль фронта строя воинской части к правому флангу. Оркестр во время их движения исполняет «Встречный марш», а воины части приветствуют Боевое Знамя протяжным «Ура!». Коман­дир части, выйдя на правый фланг, приказывает знаменщику с ассистентами встать на свое место в строю. Затем он подает знак оркестру для прекращения игры, выходит на середину строя и останавливается рядом с лицом, вручившим Боевое Знамя, и по его указанию подает команду «Вольно!». Началь­ник, вручивший Боевое Знамя, поздравляет воинскую часть с его получением. Личный состав части на поздравление отвеча­ет троекратным протяжным «Ура!». После этого командир час­ти выступает с ответным словом. В заключение ритуала воин­ская часть проходит торжественным маршем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.76.153 (0.041 с.)