Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2 : Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Поиск

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г. в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Целью создания этой системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций

Территориальные подсистемы РСЧС формируются в субъек­тах Российской Федерации с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах их территорий, эти системы состоят из звеньев, которые соответствуют административно-территори­альному делению субъектов РФ.

На каждом уровне РСЧС созданы координационные орга­ны, постоянно действующие органы управления, органы по­вседневного управления, силы и средства, резервы финансо­вых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы РСЧС:

на федеральном уровне — правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; комиссии по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспече­нию пожарной безопасности федеральных органов исполни­тельной власти;

на территориальном уровне (в пределах территории субъ­екта Российской Федерации) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожар­ной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне (в пределах территории муниципаль­ного образования) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

В пределах федеральных округов координирующие функ­ции осуществляют полномочные представители Президента Российской Федерации.

Постоянно действующие органы управления РСЧС:

• на федеральном уровне — МЧС России, структурные под­разделения федеральных органов исполнительной власти, спе­циально уполномоченные решать задачи в области зашиты на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий МЧС России (регио­нальные центры);

на территориальном и местном уровнях — соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи граждан­ской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций на территориях всех субъектов Российской Федера­ции и всех муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

на объектовом уровне — структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций.

Органы повседневного управления РСЧС:

• центры управления в кризисных ситуациях, информаци­онные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

• центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, региональные информационные центры;

• центры управления в кризисных ситуациях органов уп­равления по делам гражданской обороны и чрезвычайным си­туациям, территориальные (местные) информационные цент­ры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций

(объектов).

Силы и средства РСЧС представляют специально подготов­ленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций (схема 4).

В их состав на каждом уровне РСЧС входят силы и средст­ва постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу этих сил постоянной готовности со­ставляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасатель­ные формирования, другие службы и формирования, осна­щенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами для проведения аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной си­туации в течение трех суток. На объектах структуру и состав сил постоянной готовности определяют создающие их органи­зации, исходя из возложенных на них задач по предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС принято подразделять на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвида­ции чрезвычайных ситуаций. Первые включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов здоровья людей

• проведение в пределах своих полномочий государствен­ной экспертизы, надзора и контроля в области зашиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

• осуществление в пределах своих полномочий необходи­мых видов страхования;

• проведение мероприятий по подготовке к эвакуации на­селения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещение в этих районах а также жизнеобеспе­чение населения в чрезвычайных ситуациях;

• ведение статистической отчетности о чрезвычайных си­туациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка мер по устранению причин подобных ава­рий и катастроф.

В режиме повышенной готовности:

• усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;

• непрерывный сбор, обработка и передача органам управ­ления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о прие­мах и способах зашиты от них;

• принятие оперативных мер по предупреждению возник­новения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению разме­ров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также по повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

• уточнение планов действий (взаимодействия) по предуп­реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• приведение при необходимости сил и средств РСЧС в го­товность к реагированию на чрезвычайные ситуации, форми­рование оперативных групп и организация их выдвижения в предполагаемые районы действий;

• восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• проведение при необходимости эвакуационных и других мероприятий;

В режиме чрезвычайной ситуации:

• непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

 

• оповещение руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций и населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

• проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их прове­дения, а также привлечение при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

• непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

• организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на каждом объекте создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Комиссия осуществляет руководство разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных участков, обеспечению устойчивости функционирования организации при возникновении чрезвычайной ситуации.

В состав этой комиссии входят, как правило, руководитель объекта или его первый заместитель (главный инженер), один из заместителей руководителя, начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС, заместитель главного инженера, главные специалисты (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по технике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела кадров, юрисконсульт, а также должностные лица, отвечающие за оповещение и связь, радиационную и химическую защиту, содержание и эксплуатацию убежищ и укрытий, аварийно-техническое обеспечение, энергоснабжение и светомаскировку, противопожарное обеспечение, материально-техническое снабжение, медицинское обеспечение, транспорт, охрану общественного порядка. Рабочим органом комиссии объекта является штаб (отдел, сектор) по делам ГОЧС. Для выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций непосредственно на участках или на объекте в целом, прогнозирования и оценки их масштабов и ха­рактера ЧС, выработки предложений по их ликвидации из состава комиссии объекта формируют оперативные группы необходимых специалистов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.007 с.)