Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций



Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

• оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

• эвакуация и рассредоточение;

• инженерная зашита населения и территорий;

• радиационная и химическая защита;

• медицинская защита;

• обеспечение пожарной безопасности;

 

• подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблагов­ременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они пла­нируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки прове­дения этих мероприятий определяются на основании прогно­зов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и ре­ализации. Как правило, они осуществляются силами и средст­вами предприятий, учреждений, организаций, органов местно­го самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возник­новении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государ­ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, а также до населения на соответствующей тер­ритории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органов местного самоуправления отно­сительно возникающих угроз и порядка поведения в этих усло­виях. Ответственность за организацию и практическое осу­ществление оповещения несут руководители органов испол­нительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения преду­сматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно вклю­чить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также реко­мендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, мест­ном и объектовом) создаются специальные системы централи­зованного оповещения.

На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локаль­ной системы оповещения; оперативных дежурных служб, орга­нов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, город­ского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО прини­мает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и ин­формации оповещения имеют право приостанавливать транс­ляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводно­го вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности. Сиг­налы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляю­щих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, под­тверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руко­водителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации опове­щения может осуществляться в автоматизированном и в неав­томатизированном режиме. В автоматизированном режиме пе­редача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи об­щего пользования, ведомственных сетей связи и сетей веща­ния. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (рас­поряжений) и информации оповещения осуществляется с ис­пользованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вешания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для свое­временного и гарантированного оповещения и доведения ин­формации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к дейс твиям в таких ситуациях.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является

ЭВАКУАЦИЯ.

 

 

  Виды эвакуации
По характеру Эвакуация из зон возможного и реального химического, биологического и радиоактивного заражения(загрязнения)
Эвакуация из зон возможных сильных разрушений.
Эвакуация из зон катастрофического затопления
По способу эвакуации Эвакуация различными видами транспорта
Эвакуация пешим порядком
Эвакуация комбинированным способом
По масштабам Частичная эвакуация
Общая эвакуация
По длительности проведения Временная эвакуация(возвращение на местожительство в течении нескольких суток)
Среднесрочная(срок 1 месяц)
Продолжительная эвакуация(не менее 1 мес)
По времени начало проведения Упреждающая эвакуация(заблоговременная)
Экстренная эвакуация(безотлагательная)

 

 

и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производ­ственных объектов, размешенных в зоне действия поражаю­щих факторов. Основанием для принятия решения на прове­дение эвакуации является угроза жизни и здоровью людей, оцениваемая по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям. Она проводится, как правило, по тер­риториально-производственному принципу. В некоторых слу­чаях эвакуация может осуществляться по территориальному принципу.

Способы и сроки проведения эвакуации определяют в за­висимости от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуирован­ное население находится до особого распоряжения.

Одним из мероприятий по защите от чрезвычайных ситу­аций в основном военного характера является рассредоточе­ние. Рассредоточение — это комплекс мероприятий по органи­зованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха пер­сонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежит:

• персонал уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствую­щие производственные базы располагаются в кате гориро ван­ных городах, а в загородной зоне отсутствуют;

• персонал организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (го­родских энергосетей, коммунального хозяйства, общественно­го питания, здравоохранения, транспорта, связи и т. п.).

Он размещается в ближайших к границам категорирован­ных городов районах загородной зоны вблизи железнодорож­ных, автомобильных и водных путей сообщения. Районы его размещения в загородной зоне оборудуются противорадиаци­онными и простейшими укрытиями.

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защи­те населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной зашиты. По оценкам специалистов, эти мероприя­тия способны обеспечить снижение возможных людских по­терь и материального ущерба примерно на 30%, а в сейсмо-селе- и лавиноопасных районах — до 70%.

Инженерная защита планируется и осуществляется на ос­нове оценки возможной опасности; учета категорий защищае­мого населения; результатов инженерно-геодезических, геоло­гических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, спе­циальных); учета особенностей использования территорий.

Основными мероприятиями инженерной защиты населе­ния и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера являются:

• укрытие людей и материальных ценностей в существую­щих защитных сооружениях гражданской обороны и в при­способленном для защиты подземном пространстве городов;

• использование для жилья, работы и отдыха жилых, обще­ственных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

• использование отдельных герметизированных помеще­ний в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

• укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

• предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

• возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.

Наиболее эффективным среди указанных мероприятий яв­ляется укрытие населения в защитных сооружениях граждан­ской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия.

Убежища классифицируют по их защитным свойствам, вместимости, месту расположения, обеспечению фильтро-вентиляционным оборудованием, времени возведения (схема 6).

Убежища обеспечивают защиту укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, ударной вол­ны, отравляющих веществ, бактериологических средств и теп­лового воздействия при пожарах. Их возводят на участках местности, не подвергающихся затоплению. Они имеют входы и выходы с такой же степенью защиты, что и основные поме­щения, а на случаи их завала оборудуются аварийные выходы и свободные подходы.

Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются глав­ным образом для защиты от радиоактивного заражения насе­ления сельской местности и небольших городов. Часть из них возводится заблаговременно в мирное время, другие приспо­сабливаются при угрозе чрезвычайной ситуации или возник­новении вооруженного конфликта. Как правило, их устраива­ют в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооруже­ниях хозяйственного назначения (погребах, подпольях, овоще сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических, средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

• эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уро­вень загрязнения превышает допустимый для проживания на­селения.

В случае химической аварии проводятся следующие основные мероприятия:

• обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;

• разведка химической обстановки в зоне химической ава­рии;

• соблюдение режимов повеления на территории, заражен­ной АХОВ, норм и правил химической безопасности;

• обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии сред­ствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;

• эвакуация населения (при необходимости) из зоны ава­рии и зон возможного химического заражения;

• укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечи­вающих защиту от АХОВ;

• оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов;

• санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии;

• дегазация аварийного объекта, объектов производствен­ного, социального, жилого назначения, территории, техниче­ских средств, средств защиты, одежды и другого имущества.

Значительную роль в общем комплексе мер по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера выполняют мероприятия медицинской защиты. К ним относятся:

• подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, медико-санитарная и морально-психологическая подготовка населения;

• заблаговременное накопление медицинских средств ин­дивидуальной защиты, медицинского имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;

• поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлеж­ности и развертывание при необходимости дополнительных лечебных учреждений;

• медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрез­вычайной ситуации;

• проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;

• медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычай­ной ситуации и участников ликвидации ее последствий;

• контроль продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;

• проведение санитарно-гигиенических и противоэпиде­мических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

Важным элементом защиты населения и территорий явля­ются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, кото­рые включают в себя:

• нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

• разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

• реализация прав, обязанностей и ответственности граж­дан в области пожарной безопасности;

• проведение противопожарной пропаганды и обучение населения правилам пожарной безопасности;

• содействие деятельности добровольных пожарных дру­жин и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

• информационное обеспечение в области пожарной без­опасности;

• осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безо­пасности;

• лицензирование деятельности, сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности;

• противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономиче­ского стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

• тушение пожаров и проведение связанных с ними перво­очередных аварийно-спасательных работ.

Важным фактором, влияющим на результативность защитных мероприятий, является подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Под ней понимается целенаправленная деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленная на овладение всеми группами населения знаниями и практическими навыками по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 

 

- Тема: 3.2 Подготовка данных для определения порядка использования защитных сооружений гражданской обороны для укрытия персонала объекта в случае чрезвычайной ситуации.

 

 

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты. По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах — до 70%.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно-геодезических, геоло­гических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий. Убежища классифицируют по их защитным свойствам, вместимости, месту расположения, обеспечению фильтро-вентиляционным оборудованием, времени возведения (схема 6).

Убежища обеспечивают защиту укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, ударной вол­ны, отравляющих веществ,.бактериологических средств и теп­лового воздействия при пожарах,1 Их возводят на участках местности, не подвергающихся затоплению. Они имеют входы и выходы с такой же степенью защиты, что и основные поме­щения, а на случаи их завала оборудуются аварийные выходы и свободные подходы.

Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения насе­ления сельской местности и небольших городов. Часть из них; возводится заблаговременно в мирное время, другие приспосабливаются при угрозе чрезвычайной ситуации или возник­новении вооруженного конфликта. Как правило, их устраива­ют в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения (погребах, подпольях, овощехранилищах.

 

По вместимости Малые (до 150 человек)
Средние(150-600 чел)
Большие(свыше 600)
По месту расположения Встроенные (расположены в подвальных и цокольных помещениях зданий)
В метрополитене и горных выроботках
Отдельностоящие (расположены вне зданий)
По времени возведения Построенные заблаговременно
Быстровозводимые (строят при угрозе или возникновении ЧС)

 

 

ПРУ обеспечивают необходимое ослабление ра­диоактивных излучений, защищают при авариях на химически опасных объектах и некоторых стихийных бедствиях (бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах). Поэтому их располагают вблизи мест проживания или работы большинст­ва укрываемых. Кроме убежищ и ПРУ для защиты населения используются простейшие укрытия.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Цель:

познакомиться с порядком подготовки защитных соору­жении гражданской обороны к укрытию персонала объ­екта от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного характера и выполнением необхо­димых при этом расчетов.

Вопросы

1. Выполнение расчета потребного количества защитных сооружений гражданской обороны для укрытия персо­нала объекта.

2. Разработка плана приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых.

3. Выполнение расчета приведения в готовность защитных сооружений гражданской обороны,

 

 

Основные показатели быстровозводимых убежищ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 15666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.139.149 (0.096 с.)