Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса

Поиск

Основные постулаты модели Адизеса:

- Развитие организации подобно развитию живого организма, однако неизбежная для организма смерть необязательна для организации

- Переход на нисходящую ветвь развития для организации не предопределен

- Основная задача организации – достичь расцвета и не попасть на нисходящую ветвь развития

- У любой организации на каждом из этапов жизненного цикла имеются проблемы

Проблемы организации делятся на:

- «болезни роста» (организации справляются самостоятельно)

- «организационные патологии» (необходимо внешнее вмешательство)

В развитии компании предприниматель-собственник-менеджер неизбежно сталкиваются с необходимостью решения трёх дилемм: профессионализма, собственника и инвестора.

Таблица 2.1

Основные диллемы организации

Дилемма профессионализма Встает на второй половине этапа «давай-давай», когда преимущества предпринимательского подхода становятся проблемами. Неформальные механизмы управления перестают действовать, сложно контролировать растущую компанию. Основатель понимает, что у него нет достаточных управленческих знаний для формализации управленческого процесса. Выбор: наёмный менеджмент или саморазвитие.
Дилемма собственника Решается на этапе юности. Компании не хватает фин.ресурсов для активного роста. Выбор: привлечение средств путём доп.эмиссий акций, то есть увеличение числа акционеров, то есть размывание собственности или оставаться единоличным собственников, жертвуя темпами роста
Дилемма инвестора Во время расцвета. Основатель-собственник обладает значит капиталом и оценивает свой бизнес-портфель с точки зрения рисков: может, стоит продать, часть акций компании и стать рядовым акционером

 

Рис. 2.6. Жизненные циклы организации по И. Адизесу

Жизненные циклы организации по Адизесу:

Этап 1. «Выживание». Этот начальный этап сводится к тому, что основатель организации собирает вокруг себя людей, которые постепенно вникают в его "идею", принимают ее и соглашаются гласно (или негласно) рискнуть и попробовать воплотить "идею" в жизнь.

Этап 2. «Младенчество». На данном этапе организация не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, но в этот период начинается процесс организации, переход от чистых идей к практическим действиям. Большое внимание уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей.

Этап 3. «Детство». («давай-давай»). Организация начинает работать все продуктивнее, преодолевая первые препятствия, в том числе и главное — недостаток ликвидности. Люди осознают, что "идея" начала работать и может быть экономически эффективной. На основании этого меняется представление людей о будущем организации - видение будущего расширяется и охватывает практически безграничные горизонты. В организации до сих пор нет ни четкой структуры, ни порядка субординации, ни прописанных функциональных обязанностей.

Этап 4. «Юность». Организация очень сильно меняется на этом этапе. Самое значимое событие в ее жизни заключается в том, что основатель осознает невозможность руководить растущим бизнесом самостоятельно. Возникает потребность в изменении структуры организации и делегировании полномочий. В организации появляются профессиональные управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля. Приходят новые работники, что неизбежно ведет к конфликту двух культур: "старого костяка" и "новых специалистов".

Этап 5. «Расцвет». На стадии расцвета организация имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Успешность деятельности организации оценивается по факторам удовлетворения потребностей клиентов и достижения поставленных целей. Ценится умение предвидеть будущее. Нередко на этой стадии организация открывает несколько дочерних предприятий, которые будут проходить все стадии развития с самого начала.

Этап 6. «Стабилизация». Это первая стадия старения организации, когда организация постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия на существующих. Организация не стремится к изменениям, уделяя большее значение межличностным отношениям в коллективе, нежели рискам, связанным с ведением бизнеса.

Этап 7. «Аристократизм». Организация владеет значительными финансовыми средствами, которые расходуются на укрепление существующей системы контроля и обустройство собственной деятельности. Появляются негласные формальные правила, связанные в первую очередь со стилем одежды и прочими традициями. Организация старается "купить" инновационность, новые продукты и идеи, приобретая или поглощая другие организации, находящиеся на более ранних стадиях развития.

Этап 8. «Ранняя бюрократизация». Организация постепенно погружается в ряд сложных и, порой, неразрешимых структурных конфликтов, которые пытается решить, увольняя людей, но не меняя структуру. Постепенно внутренняя волокита все сильнее отдаляет организацию от удовлетворения потребностей конечного потребителя.

Этап 9. «Поздняя бюрократизация». Организация полностью сосредоточивается на себе, на внутренних неразрешимых проблемах, пытаясь соблюсти все процедуры, процессы и предписания в надежде, что это поможет в их решении. В организации царят направленные на достижение результата структуры, которые все сильнее запутывают внутреннюю организацию. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента. Поддерживается громоздкая и сложная система контроля над текущей деятельностью, которая требует от работников соблюдения набора правил и процедур, но не эффективного труда.

Этап 10. «Смерть». Смерть организации, ориентированной на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами организации. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени. В этом случае степень бюрократизации будет увеличиваться и в итоге все равно достигнет своего апогея, что приведет организацию к неминуемой гибели.

Достоинства и недостатки модели И. Адизеса

Достоинства:

- Независимость от отрасли.

- Ненормативный подход.

- «Сценарный» подход.

- Необязательность гибели организации.

Недостатки:

- Нечеткая взаимосвязь с другими областями менеджмента.

- Отсутствие явных критериев развития компании.

На практике теория Адизеса и его модель жизненного цикла организации дает весьма ощутимые результаты. Модель позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом.

Таблица 2. 2

Сравнение моделей Грейнера и Адизеса

Л. Грейнер И. Адизес
Незавершенная модель (фактически рассматривает рост). На пройденную стадию компания вернуться не может Завершенная модель. Компания может вернуться с нисходящей ветви развития в «Расцвет»
Не называет оптимальной точки Оптимальное состояние – «Расцвет»
Не учитывает фактор гос-ва Политический/гос.фактор влияет на развитие
Описывает, по существу, только управленческие политики Не только управленческие практики, но и элементы орг.культуры, климата

В целом, модель Адизеса является более общей, обе они не являются взаимоисключающими.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем смысл механистической модели?

2. Опишите бихевиористскую модель.

3. Какие свойства присущи организации как системе?

4. В чем состоит структура модели организации как объекта управления?

5. Опишите линейную структуру.

6. В чем суть функциональной структуры?

7. В чем заключается линейно-функциональная структура?

8. Линейно штабная структура представляет собой…

9. Из чего состоит матричная структура?

10. Что представляет собой функциональная структура?

11. В чем суть модели управленческих структур?

12. Чем обусловлено развитие организации?

13. В чем заключается жизненный цикл организации?

14. Опишите сущность модели Ларри Грейнера.

15. Что представляет собой модель Ицхака Адизеса?




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.009 с.)