Общие понятия «изменения», «управление изменениями» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие понятия «изменения», «управление изменениями»



 

«Изменение» − это ключевое понятие учебного предмета «управление изменениями». Тем, кто занимается управлением, хорошо известно изречение древнегреческого философа Гераклита: «Нет ничего более постоянного, чем перемены». В другой интерпретации оно звучит так: «Все течет, все изменяется» или «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Древние греки связывали перемены с естественным движением жизни, сменой времен года, жизненным циклом человека и т.п. Сама идея вмешательства человека в естественный ход событий для них звучала бы кощунственно. Сегодня изменения понимаются иначе. Конечно, нельзя не согласиться, что есть вещи, неподдающиеся намеренным изменениям. Однако есть вещи, которые поддаются в некоторой степени воздействию со стороны человека. В то же время следует подчеркнуть, что есть пределы этому воздействию. Ни люди, ни организации не обладают абсолютной приспособляемостью.

Пионером системного изучения изменений считается Курт Левин (Kurt Lewin) В середине 1940-х годов он разработал модель спланированных изменений, которая сегодня признана классической и используется даже теми, кто никогда не слышал имя ее создателя.

В модели Левина организация представлена как куб льда. Процесс придания организации другой формы проходит три стадии: размораживание, изменение, замораживание. Модель неоправданно упрощает чрезвычайно сложный процесс изменений, представляя его как линейный и статический. Но именно простота этой модели сделала ее популярной в среде менеджеров.

Несовершенство модели Левина очевидно. Достаточно сказать, что организации просто не могут находиться в замороженном состоянии, они в постоянном движении. Что касается стадий процесса приобретения нового состояния, то между ними нет четких границ. Корректнее говорить о перехлестывании и взаимопроникновении стадий. При этом организационные изменения не однонаправлены, они происходят одновременно по нескольким направлениям.

Однако организационные изменения касаются не только нового восприятия организации в сознании людей. Они имеют более конкретные характеристики. Дело в том, что организация как таковая определяется по набору характеристик, которые ассоциируются с устойчивыми шаблонами поведения как организации в целом, так и входящих в ее состав людей. Если такой набор характеристик и шаблоны поведения отсутствуют, то нет и организации. Устойчивое во времени шаблонное поведение членов организации можно назвать характером организации.

Организация имеет власть и большие возможности формировать поведение не столько через принуждение, сколько поощрение сотрудников. Организации всегда создают условия, облегчающие какие-то формы поведения и затрудняющие другие формы поведения. Но эта работа направлена не просто на «культуру» (т.е. то, что заключено в головах сотрудников). Она, прежде всего, нацелена на формальные характеристики организации, такие как:

- распределение ролей и ответственности;

- доступ сотрудников к ресурсам организации;

- организация физического пространства или географическое размещение зданий;

- наличие и доступность информации;

- системы вознаграждения и поощрения.

Этот «характер» произрастает в структуре организации, системах и культуре − элементах, в которых заключена энергия воздействия организации на своих членов, что обеспечивает сохранение ее узнаваемости с течением времени.

Изменения в характере организации вызывают определенные сдвиги в поведении всей организации. Если нет изменений в характере организации, то они являются косметическими, преходящими и непредсказуемыми по воздействию на организацию. Томас Кун (Kuhn,1962) называет их изменениями с маленькой буквы. Это − преимущественно количественные изменения. Качественные изменения связываются с понятием трансформация, т.е. модификацией шаблонного поведения, изменением характера организации. Такие изменения Т.Кун называет «Изменениями с большой буквы». «Изменения с большой буквы» - это изменение в шаблонах. То, что имеет уникальный неповторимый характер, к организационным изменениям не относится.

Таким образом, изменение можно рассматривать как процесс и как результат. Результат – это новые шаблоны поведения организации в целом и ее сотрудников.

Линейно и, следовательно, упрощенно изменение с большой буквы можно представить как сознательно организованный (намеренный), спланированный, управляемый процесс перевода объекта в собственных интересах из состояния 1 (С1) в фиксированное время 1 (В1) в состояние 2 (С2) в фиксированное время 2(В2).

 
 


С1____________________________________________________С2

В1 В2

Рис. 1.7. Процесс изменений

 

К этому можно добавить следующее. Трансформация – это накопление с течением времени количественных изменений, ведущих к приобретению объектом нового качества.

Спланированное изменение предполагает смену ранее основного направления развития объекта и сознательный выбор в качестве такового одного из периферийных направлений.

Наконец, с точки зрения процесса управление организационными изменениями означает создание условий для становления нового характера организации и модификацию шаблонов поведения.

Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда управление будущим развитием компании определяется не столько ее внутренними силами (советом директоров, менеджментом, персоналом, профсоюзам), сколько многочисленными внешними воздействиями (новыми законами, международной конкуренцией, давлением со стороны национальных и международных «групп влияния», постоянно ускоряющимся технологическим прогрессом, устранением государственных границ и т.д.).

Организации в настоящее время обязаны прокладывать свой путь в условиях, когда неопределенность становится постоянным и порой весьма значительным фактором. Все это позволяет провести аналогию с экипажем самолета, летящего в условиях тяжелого, непредсказуемого и кажущегося бесконечным шторма. Порой вихри шторма затихают, и у экипажа возникает надежда на то, что все успокоилось и пришло в норму, но через короткий промежуток времени самолет попадает в новый вихрь. Разве в современной глобальной экономической обстановке кто-либо возьмет на себя смелость предсказать, когда закончится наблюдаемый ныне период неопределенности? Осмелится ли кто-то потребовать от пилота самолета, летящего в подобных погодных условиях, чтобы тот управлял штормом? Скорее всего, его станут просить дотянуть до аэропорта и посадить самолет. И все будут понимать, что он не в состоянии поддерживать привычный комфорт в салоне, и легко простят ему многочисленные толчки и ухабы. Руководители многих компаний часто ощущают себя в условиях, близких к испытываемым пилотом подобного самолета, с тем лишь отличием, что их подчиненные относятся к ним намного критичнее, чем экипаж самолета и пассажиры.

Управление изменениями — это процесс постоянной корректировки направления деятельности организации, обновления ее структуры и поиска новых возможностей. Все эти изменения вызваны постоянно меняющимися запросами отечественных и зарубежных клиентов. Сейчас все меняется быстрее, чем когда бы то ни было раньше, и поэтому все большее значение приобретает овладение стратегиями управления изменениями.

Управление изменениями — управление, прежде всего, людьми, поэтому в управлении изменениями необходимо обратить особое внимание на мотивацию сотрудников, работу в коллективе и руководство. Изменения сказываются на трех самых мощных движущих силах делового поведения:

- цели;

- деловые качества и

- профессиональные навыки.

Цели. Если перемены угрожают достижению чьих-либо целей, то реакцией будет «сопротивление». Если перемены способствуют достижению чьих-либо целей, то их воспримут с радостью. Думая о введении каких-либо новшеств в работу своей организации, задайте себе вопрос: «Почему люди приходят сюда каждый день на работу? Идет ли эта перемена вразрез с их целями, или способствует их достижению?» Составьте «карту целей» ваших сотрудников; это позволит вам определить основные причины, по которым ваши сотрудники приходят каждый день и работают по мере сил. Начните диалог о том, что изменится с введением необходимых новшеств и как соединить запланированные изменения и цели, которые преследуют ваши подчиненные.

Деловые качества. Человеку всегда необходимо ощущать себя цельной, гармоничной личностью. Изменения, которые могут подорвать такую уверенность, обязательно побудят человека восстановить статус-кво. Необходимость в ощущении внутренней гармонии — одна из самых мощных сил, работающих против внесения изменений в работу организации и закрепления полученных результатов. Когда возникает серьезная необходимость внесения изменений в привычный уклад работы компании, первым делом спросите каждого сотрудника и весь коллектив в целом: «Кто вы? Что является вашими основными отличительными чертами в качестве сотрудника?» Начните диалог о том, какое влияние изменение может оказать на деловые качества сотрудников, и о том, как в связи с этим перейти на новые условия работы с минимальными потерями.

Для того чтобы эффективно справиться с проблемой сохранения внутренней гармоничности, необходимо, чтобы руководство нашло совершенно неотразимые доводы для введения новшеств, которые бы поняли и приняли все сотрудники компании.

Профессиональные навыки. Когда изменения могут привести к потере способности человека не терять контроль над собой и ситуацией, человек будет воспринимать их как угрозу своему существованию и, выражаясь фигурально, объявление войны. Когда на горизонте начинают маячить перемены, начните диалог о том, какое влияние они могут оказать на профессиональные навыки. Проанализируйте, каких навыков будет не хватать в новых условиях, и предпримите необходимые шаги для того, чтобы дать возможность сотрудникам подучиться и не дать возникнуть ощущению, что ваша команда недостаточно квалифицированна для работы в новых условиях.

Изменения происходят с соблюдением некоторых закономерностей:

1. Перемены по своей природе не линейны; очень часто невозможно выделить ни их начала, ни конца. Перемены состоят из ряда маленьких шажков к воплощению великих целей, которые предпринимают все больше и больше сотрудников. Поэтому может показаться, что изменения происходят неорганизованно и что это будет продолжаться вечно. Очень часто кажется, что «свет в конце тоннеля» так и не покажется.

2. Большая действенная перемена в работе организации состоит из множества перемен поменьше. Улучшение работы организации заключается в уделении большего внимания работе с клиентами, повышении производительности труда и росте заинтересованности в своем труде самих сотрудников. Улучшение в чем-то одном вызывает необходимость в улучшении в другом. Если процесс застопорился, то это не говорит о неудаче, скорее о том, что необходимо начать с другой стороны, с другой области. Сегодня мы понимаем, что не существует единственно верного пути. Необходимо вести работу в разных областях по направлению к одной цели — конкурентоспособность организации в будущем.

3. Процесс изменения протекает сверху вниз и снизу вверх. Процесс должен начинаться сверху для осуществления общего руководства и снизу — для поощрения участия сотрудников и завоевания их поддержки. В конечном счете, управление изменениями — коллективная ответственность всех, кто работает в организации. В противном случае ничего не получится. Вся организация должна идти вперед к общей цели.

4. Изменения в работе организации имеют огромное значение для каждого сотрудника. Чем серьезнее перемены, тем важнее дать возможность сотрудникам пересмотреть свои взгляды на жизнь. Для начала работы организации в новых условиях, необходимо чтобы сначала каждый сотрудник адаптировался к ним и научился в них работать.

5. Использование систем оценки — ключ к успешному и непрерывному процессу перехода на новые условия работы. Чем больше целей и задач организации выражено количественно и чем больше зависимость осуществления этих целей и задач от производительности труда каждого отдельного сотрудника, тем больше вероятности, что процесс пройдет гладко и без проволочек.

 

Классификация изменений

 

Изменения, происходящие в организациях, можно классифицировать по следующим признакам:

1) В зависимости от источников, порождающих изменения, различают изменения:

- порожденные факторами внешней среды;

- порожденные факторами внутренней среды организации.

Следует заметить, что в большинстве случаев управляют только внутренними изменениями. Внутренние изменения выступают ответом на внешние факторы.

2) В зависимости от вероятности событий различают:

- непредвиденные (спонтанные);

- планомерные (целенаправленные).

3) в зависимости от направленности действия во времени изменения делятся на:

- стратегические;

- тактические;

- оперативные;

- стабилизационные.

4) В зависимости от подхода к управлению изменениями различают:

- эволюционные (постепенные);

- революционные изменения (кардинальные, быстрые, предполагающие полное обновление например, реинжениринг).

5) В зависимости от элементной направленности в составе организационной системы управления выделяют изменения, ориентированные на:

- цели (обычно реализуется в управлении по целям);

- задачи (управление по результатам);

- организационную структуру (структурное управление);

- технологию (технологическое управление, наиболее ярко проявляющееся в социотехнической модели менеджмента);

- поведение персонала (управление организационным поведением);

- опыт (управление через контрольные сравнения − бенчмаркинг).

6) В зависимости от формы различают изменения:

- фронтальные;

- групповые;

- индивидуальные;

7) В зависимости от направленности в составе процесса управления выделяют изменения, связанные с:

- планированием (диагностика, моделирование, программирование);

- функцией организации процесса управления (подготовка к реализации, регулирование, координирование);

- контролем (учет, анализ, коррекция);

- мотивацией;

- коммуникациями;

- технологией принятия решений.

8) В зависимости от функциональной направленности в составе менеджмента организации различают изменения в:

- производственно-технологической деятельности;

- управлении финансами;

- управлении маркетингом;

- управлении персоналом;

- управлении внешнеэкономической деятельностью;

- управлении инновациями.

9) В зависимости от радикальности и глубины преобразований различают:

- изменения, связанные с перестройкой организации (предполагают фундаментальное изменение организации, затрагивающее ее миссию);

- радикальные изменения (организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, слиянием с другой организацией);

- умеренные изменения (изменения в одной или нескольких функций менеджмента: в управлении производством, в маркетинговой сфере и т.д.);

- частичные (слабые) изменения.

Модель «большой тройки»

 

Эта модель базируется на понимании трех взаимосвязанных аспектов в жизни организации:

- внешние и внутренние силы, определяющие движение (развитие) организации;

- основные формы изменений, соответствующие каждому виду взаимодействия внутренних и внешних сил на организацию;

- основные задачи, связанные с управлением процессом изменений.

Эта модель описывает более гибкие организации, способные изменяться, со сравнительно малым числом уровней иерархии и отсутствием жестких границ между функциями и подразделениями, чувствительные к изменениям во внутренней и внешней среде, учитывающие интересы самых разных стейкхолдеров – наемных работников, сообществ, потребителей, поставщиков и владельцев акций.

Естественно организации отличаются в деталях. Промышленные, торговые фирмы выглядят по-разному. Однако эти различия носят косметический характер. Принцип управления, ценностные ориентации и основные параметры, определяющие повседневное поведение организаций удивительно однотипны.

В этом контексте вопрос заключается не в том, как должна выглядеть конкурентоспособная организация, а как она может стать таковой. Именно поэтому консультирование по методологии изменений само по себе является процветающим бизнесом.

Многие учат менеджеров, как достичь конкурентоспособности. Однако сами рецепты и предписания, а также профессиональный жаргон различны. Одни предлагают технологии реализации определенной концепции, например, total quality control (всеобщий контроль качества). Другие занимаются организационной структурой и обучают сотрудников. Это – реформистский подход. Существует и «революционный» подход, когда предлагается полностью изменить менеджмент, изменить систему контроля, перестроить активы. Однако эти бои за контроль над организацией, дающие эффект в каких-то случаях являются дорогостоящими и неоправданными - в других.

Между этими крайностями существует множество взглядов на управление изменениями. Хотя и реформисты, и революционеры в своем роде утописты, верящие в организационное совершенство, печально то, что почти поголовно организации изменяются незначительно по сравнению с тем, как это требуется.

1.Три типа развития организации:

I. Макроэволюционный. Связан с изменениями во внешней среде. Его можно назвать историческим. Обычно соотносится с изменениями промышленных кластеров или промышленности в целом.

II. Микроэволюционный. Связан с жизненным циклом организации. Изменения происходят в структуре и конфигурации организации в связи с ее ростом и взрослением, что создает проблемы координации деятельности структурных подразделений.

III. Революционный. Связан с борьбой за власть и за контроль над организацией между отдельными членами и группами, стремящимися реализовать свои интересы, добивающимися больших прав принятия решения и получения выгод.

2. Три формы изменений:

I. Изменения в идентификации организации внешней средой, т.е. изменения в:

- активах, которыми она обладает;

- доступности рынков;

- нишах, которые она занимает;

- отношениях с клиентами и организациями, которые ее финансируют;

- отношениях с поставщиками;

- отношениях с органами власти, праворегулирующими ее деятельность.

По мере того, как внешняя среда оказывает давление на организацию и создает возможности для изменений, организация может мягко изменять свою идентификацию во внешней среде, меняя сферу деятельности, продукты, которые она поставляет на рынок, инвесторов, поставляющих капитал и т.д. Крайний случай изменения идентичности – это, когда организация «становится совершенно другой» (в бизнесе, выпускаемой продукции, собственности и т.д.)

II. Изменения в координационных механизмах (соответственно всей конфигурации и структуры), необходимость которых возникает чаще всего по мере роста и старения организации. Кроме того, эффективность организации во внешней среде – в обслуживании рынков, снабжении ресурсами – также вызывает необходимость решать вопросы ее размера и конфигурации. Независимо от того, каков источник проблемы, необходимость изменения внутренней конфигурации может в конечном счете вылиться в реструктуризацию или оздоровление (оживление) организации.

III. Изменения в контроле над организацией, т.е. изменения в политической ситуации: в составе господствующей коалиции, в преобладающих интересах или группах интересов, собственников и правящих организаций. Такие изменения можно назвать революцией, поскольку они ведут к резким переменам многих характеристик организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.064 с.)