Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Великие подвиги святого стефанаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нравственные традиции христианства не прерываются: Евангелию в меру сил вторят Жития святых. Жития, как известно, писались с единственной целью – нравственного воспитания населения. «Исстари наши предки понимали значимость живого примера для воспитания нравственности» – это из предисловия. Какие же образцы и примеры предлагают нам Жития святых и, соответственно, православная церковь? Преподобный Стефан прославился своей деятельностью по распространению христианства. А именно: он отправился в Пермскую область, где народ жил тогда по своему обычаю и своей вере, молясь своим богам. В Житии для этих людей находятся следующие ласковые и терпимые слова: Хамовы дети, непросвещенные, нечестивые, в узах дьявольских, заблудшие, неверные, а молились они бесам. И вот, придя в чужой край, Стефан начал свои великие подвиги. Далее по тексту: «Однажды преподобный раб Божий, помолясь Богу, сотворил молитву и вошел в некое место, где была их знаменитая кумирница, иначе капище, и собрался разорить идолов. И опрокинул жертвенники, и богов сравнял с землей, и с Божьей помощью знаменитую их кумирницу поджег, огнем запалил ее. Все это сделал один, когда идолослужители не знали и кумирников не было, и не было ни спасающих, ни защищающих». И еще по тексту: «Какое рвение было у преподобного против статуй, которых называли кумирницами, как возненавидел он их из‑за непомерной мерзости! И совершенной ненавистью возненавидел их, и до конца их ниспроверг, и идолов попрал, и кумиров сокрушил, богов с землей сравнял. Те статуи, высеченные, изваянные, выдолбленные, вырезанные, ниспроверг, и топором посек, и огнем испепелил, и пламенем пожег, и без остатка их истребил. Неленостно сам со своими учениками по лесам обходя, и по погостам выспрашивая, и в домах ища, и в лесу находил, и здесь и там всюду находил, пока все кумирницы не уничтожил и до основания их не искоренил, и ни одной из них не осталось». Почему местные жители не убили его на месте? Едва ли его спасал Бог, как думает автор Жития. Все проще: если бы они его убили, их бы судили по российским законам по статье за убийство. А против него статей закона не было. И Стефан рушил культурные ценности, совершал массовые надругательства над кладбищенскими памятниками, уничтожал то, что было свято для этого народа. По современному и Российскому, и международному законодательству он – преступник. Христианская же церковь оценила его деяния иначе: преподобный Стефан стал епископом Пермским, после смерти был канонизирован в святые, а его жизнь и подвиги занесены в Жития для воспитания подрастающего христианского поколения. На современных семинарах по христианской педагогике эти Жития в качестве своеобразных медитаций зачитывают во время трапезы умильными голосами, как пример того, чему еще надо научиться будущим педагогам. Ради справедливости отмечу, что на фоне нашей дикости христианская педагогика в целом – сильное и доброе дело. Но кто и когда будет отделять зерна от плевел?
Религия и детишки
Речь здесь пойдет действительно о детишках, но начать я хочу вроде бы издалека…
Все имеет земные корни
Христианство пришло на Русь как‑то по‑домашнему, очень по‑житейски. У отца было три сына. Старший убил среднего, младший убил старшего, а поскольку речь идет о великих князьях, то сделался князь Владимир единовластным правителем всей земли Русской. Разобравшись с властью, решил он прекратить разноголосицу и в религии. Поставил он у себя в Киеве Перуна, Волоса, Вихора, Ладо, Купало и Коляду, а кто не хотел поклоняться этим государственным Идолам, те были убиты. Куда бедному крестьянину податься? Все стали поклоняться Перуну. Но тут, восхитившись умением князя Владимира решать религиозный вопрос, а также размером его державы, на него налетели проповедники со всей поднебесной, каждый хваля свою веру. Мусульмане, немцы, римляне, греки, евреи… Многие пришли, только буддисты и вайшнавы до далекой Руси тогда не добрались. Князь Владимир задумался: мировые религии, широкие международные связи… Дело заманчивое, но надо было не прогадать, не ошибиться в выборе. Мусульманство Владимир Красное Солнышко отклонил: о многоженстве слушал с удовольствием, но обрезание и отказ от вина ему не понравились, и он сказал: «Жить без вина мы не можем, ибо на Руси все веселие и удовольствие бывает в подпитии». Вот Аллах и пролетел. Иудеи и разнообразные христиане, как ни расхваливали себя, также на той встрече достаточно заинтересовать его не смогли. Князю в затруднении помогли бояре: посоветовали отправить посланцев, дабы те посмотрели религии на местах. Посланцы вернулись, расхвалили Царьград: прием самый пышный, церкви красивые, одежды священников чудесные, музыка, пение и в целом служба – восхитительны. Наверное, и кагор давали. Князь Владимир заколебался. Бояре добавили: «И бабка твоя Ольга принимала эту веру греческую», и Владимир почти утвердился; но чего‑то для окончательного решения все равно не хватало. А тут случилось – захотелось ему к своим многочисленным женам взять еще и Анну, сестру греческих царей. Те не возражали, но поставили условие: прими крещение. Это было последней каплей: князь Владимир решился, крестился сам и стал просвещать Русь. Он не тратил время на идеологическую работу. Своему народу он сообщил, что тот, кто не покрестится, будет великому князю противен. Народу два раза объяснять уже не надо было, киевляне покрестились сразу же и всем скопом. Идолов он сбросил в Днепр, заменив их церквями. Другие города наш будущий святой «заинтересовывал» христианством экономически: обкладывал их повышенной данью до тех пор, пока те не принимали крещение. Так славяне убедились в величии христианской веры. Так вот, мои дети находятся в том же положении, что и великий князь Владимир тысячу лет назад: они как раз выбирают, верить ли им в Бога, а если да, то в какого. И так же хотят не прогадать. Верить в мир совсем без Бога им пока не хочется, потому что тогда они лишаются очень многих сказок. А какому ребенку это понравится? Что же влияет на их выбор? Самые простые житейские обстоятельства, имеющие отношение к чему угодно, только не к сути религии. Когда мой Ваня возвращался из своего первого посещения православной церкви, он сказал, что ему там очень понравилось – потому что там ему дали конфеты. Когда детки слушают яркие и теплые православные сказки нашей верующей мамы Марины, им нравится Бог Христос; когда папа рассказывает им о других религиях и Богах, их симпатии принадлежат другим Богам. Симпатии прямо пропорциональны увлекательности истории. Если сказки подавать не изолированно, а переплетать с театральным действом молитв и ритуалов, эффект будет еще лучше. Дети пойдут за тем проповедником, который будет к ним добрее, чьи игры‑ритуалы – занимательнее, истории – увлекательнее. Хотя можно и припугнуть. Ад – это детишкам очень понятно, и попасть туда никто из них не хочет. Все люди – дети. Все идут за тем, кого они больше любят или кого больше испугаются. Бог – это кукла, которая поднимается из‑за ширмы кукольного театра после того, как кукловоды, устроив потасовку за право выступить, уступили место сильнейшему. Это не обязательно лучшая кукла – это кукла, чей кукловод лучше всех умеет работать локтями. А иногда и бить под дых.
А у нас ритуал тоже есть!
Лето, деревня, завтрак. Мы хотим садиться есть, но приехавшая к нам мама Марина нас останавливает: надо помолиться. «Отче наш» и «Богородица дева, радуйся», исполняемые хорошо слаженным дуэтом с тихо подпевающим ей сыном, звучат красиво. Мои дети уважительно стоят, слушают. Естественно, им по‑хорошему завидно – им тоже хочется так попеть. И не трудно догадаться, что через пару дней они начнут ей подпевать. Молитва начинается как развлечение, но она начинается. Дети включаются в религию как в игру, но я вижу, как эта игра будет затягивать. Запретить? Глупо. Поэтому, если я не хочу, чтобы они участвовали в чужих нашей семье религиозных ритуалах, я должен дать им ритуалы другие, и не хуже. И не только поэтому. Только слепой не увидит, насколько молитвенный, медитативный настрой полезен детским душам. Особенно перед едой, чтобы не баловались. Пришлось мне срочно писать детскую молитву для чтения перед едой. Как только это было сделано, мои дети перестали чувствовать себя обделенными (у них тоже есть Слово!), и интерес к молитвам мамы Марины тихо угас, а атмосфера за столом изменилась чудесным образом. Ведь прочитав Слово, ты берешь обязательство, а после еды будет Отчет: все детки, отвечая на вопросы, будут поднимать руки. Чем лучше ты себя вел, тем выше твоя рука. Как хочется ее тянуть до неба! Возможно, наше Слово пригодится еще кому‑нибудь. Главное его достоинство – в его немудрености. Вот оно: СЛОВО Я люблю свою семью И ее не подведу. Я поем и суп, и кашу, Все, что даст нам мама наша. Если мама даст нам рис – Съем я рису без каприз, Потому что привереда Остается без обеда. Я смогу не баловаться, Не болтать и не смеяться, Пока ем, молчу как рыба, А поел – скажу спасибо. Чтоб себя мне уважать – Буду слово я держать: Только тот, кто держит слово, Уважения достоин. Но почему я не хочу, чтобы мои дети становились религиозными? Да очень просто – потому что это вопрос не о вере. Это ВОПРОС О ВЛАСТИ. ВОПРОС О РЕЛИГИИ – ЭТО ВОПРОС О ВЛАСТИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.007 с.) |