Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция первая: исторический экскурсСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рождение Науки
Наука сочинила о себе легенду, будто она – умный и добрый ребенок Нового времени. Вот было темное Средневековье, а потом пришел свет Науки. Молодая, но честная, она вступила в тяжелую борьбу с магами, колдунами и религией, придумала эксперимент и стала добывать точные знания, чтобы на смену сказкам и поверьям дать людям правильную картину мира. Ее главная и очень благородная цель – изучив природу и познав ее строгие законы, поставить ее (природу) на службу человечеству. Конечно, все было не так. По крайней мере рождалась Наука по‑другому, и ее отношения с Церковью и Магией изначально дракой вовсе не были. Церковь была ее мамой, Магия – ее сестрой, и эти родственные отношения были такие же, как в обычной семье – вначале вполне дружные, а потом – …разные. Хорошей мамой была Церковь или плохой, но родила и выкормила европейскую Культуру и Науку именно она. Все созревание современной европейской цивилизации за длительный период Средних веков происходило под эгидой Церкви (в первую очередь католической), в ее духовенстве, монастырях и основанных церковью университетах. Светские властители, за редкими исключениями, были чужды науке. Так вот: с мамой Церковью Наука стала ссориться только тогда, когда захотела жить совсем отдельно и своим умом. Ну какая мама это просто так позволит! Тем не менее, все нормальные ученые делали Науку и прекрасно верили в Бога, а ежели и ссорились, то не с религией, а с Церковными Догмами. Мамиными категорическими высказываниями. Наука была молода, а молодые всегда не любят, когда старшие их учат противным голосом. Впрочем, как только Наука оперилась и получила в руки власть, она пошла тем же проторенным путем: назвала себя Правильной, то есть Официальной Наукой, создала Догмы свои, научные, и с тех пор пинает еретиков от науки так же жестко, как в свое время – ее мама Церковь. Так что, если ребенок в младенчестве и был добр, то позже его характер испортился. Со своей сестрой – Магией наша молодая Наука долгое время жила душа в душу. Долгое время – то есть почти всю историю человечества. Некоторая наука, как основа любого ремесла, и некоторая магия, как основа человеческой жизни, сопровождали человеческую историю всегда. Величественно и гордо Здание Науки начало в Европе строиться и подниматься только в XVI–XVII веках – и, что интересно, рядом и вместе с расцветом магии и колдовства. Любой крупный ученый того времени – одновременно маг и чародей. Парацельс заложил основы химии, трудясь на этом поле лишь по совместительству; по призванию же он был чародей – Алхимик. Философ. Поэт. Он верил, что если металлами заниматься, как детьми, то они растут и становятся благородными. И тогда появляется – Золото. Самое важное – стать хорошим педагогом, к чему Парацельс всей своей жизнью и стремился. Говоря на современном языке, ученый и маг – это просто разные научные школы. А если шире и по сути, это были два очень разных взгляда на мир. И по крайней мере один из них – без всякого изучения! – вам знаком так же, как знакома вам ваша душа. Если, конечно, вы хоть когда‑либо были Ребенком.
Когда проходит детство
Колдуй, бабка, колдуй, дед… Помните?
Для ребенка мир всегда – живой. Живой и страшный, если Великие Силы его не любят и ругаются. Или добрый и светлый, если мамины глаза – такие. И любой ребенок всей душой знает, что такое – Волшебство. Волшебство – это то, что не бывает, но это невозможное, которое есть. Понятно, что этого быть не может, но это – вот есть. Сказал заветные слова, и у тебя в руке сразу – сто эскимо! В этом мире – там, далеко! – живет добрый Дед Мороз и Прекрасная фея, которую ты часто видишь во сне в прозрачной – призрачной – голубой накидке. Это – волшебство. И каждый ребенок в глубине сердца в это верит. Он верит, что если попросить очень‑очень, из всего сердца – то этот день не кончится никогда. И бабушка – не умрет, и папа не будет ссориться с мамой. И ребенок живет в этом – очень живом, страшном и прекрасном – волшебном мире. А потом тебе говорят: «Пора взрослеть!», и тебя вводят в мир (Здание? Храм? Конуру?) Науки. Тебя учит умный папа и методичная школа, которые рассказывают о мире совершенно другие, чем ты думал, вещи. Оказывается, УЧЕНЫЕ МОГУТ ВСЕ, надо только узнать ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ. Они всегда одни и те же и совершенно неживые. То есть вредными не бывают, тебя не подслушивают и бояться тебе их совершенно нечего! А самое главное, если их в Природе разглядеть и узнать точно, то этими Законами можно пользоваться всегда совершенно задаром. Если я тоже стану ученым, я тоже будут уметь ими пользоваться и тогда смогу все. А если я не смогу что‑то сделать сразу, то знаю, как это сделать можно: другому, в другое время или при других условиях. Возможно все, надо только быть ученым – и сообразить. Ученые могут все, но НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ НЕ МОЖЕТ НИКТО. Потому что если по Закону Природы чего не положено, то тут уж ничего не поделаешь. И если я знаю, что это – невозможно, то надеяться не на что. Колдовать и плакать бесполезно, потому что чудес – нет. И НИКТО – там! – тебя не услышит. ИХ уже нет. ОНИ ушли из твоего мира. Твой мир – уже мертв.
Что наделали ученые
Ученые много потрудились над тем, чтобы мир расколдовать и сделать его неживым. Точнее, чтобы мы с вами ТАК видели мир. Это было непросто, ведь научная картина мира органична людям только шизоидного склада и большим трудом внедряется в души всех других. Тем более – женщин, которые гадают, причитают, заклинают или просто беседуют с кошками: «Порядочные кошки так не поступают!» Для большинства женщин Наука с ее гипотезами и экспериментами – мужская игрушка, которую им несложно ответить на экзамене и даже когда‑то использовать на работе. Но чтобы этим жить?? Нет, мир науки ей противоестественен, и предав живой мир чародейства, она предала бы себя. Душа женщины созвучна магическому миру, и это знали все мудрецы и Маги. Маг видел в мире – Женщину, которую надо подкупать, соблазнять, с которой на крайний случай можно договориться – но которая всегда оставалась Тайной. И мир был прекрасен, как Женщина и Тайна. Ученый же сделал из мира – Проститутку, которую всегда можно заказать по телефону и поиметь. Естественно, не бесплатно, но без переживаний, ухаживаний и других заморочных хлопот. В общем‑то многие именно поэтому их и предпочитают. Ученый – властитель над миром природы, а природой мы называем то в мире, что мы победили. Мир – точнее, тот мир, который видит и делает Наука, можно использовать, но нельзя любить или уважать. В этом мире нет кайфа – есть специфическое раздражение определенной группы нейронов, нет Любимой – есть социальный субъект, отвечающий нашим базисным потребностям. В этом мире нет Святынь, и погибший ребенок для Ученого Анатома – только тело, в котором прекратились процессы жизнедеятельности. Ученые сделал мир понятным и предсказуемым. Они мир препарировали, разложили на атомы, пришпилили законами и уложили в исчисляемые таблицы. Мир стал мертвым. И надеяться стало не на что. Что надеяться? Вот это – будет точно. А этого – не будет никогда. А потом ты умрешь и не будет ничего.
Чем победила Наука
Мертвые – не подводят. Очень важное соображение
Сказку про твердый и мертвый мир придумали Ученые. Собственно, она была известна и раньше, но залезла на место официальной религии лишь в XVII веке, когда Наука стала – Королевой. Наука стала Королевой тогда, когда ее мужем и королем стал Капитал, точнее – капиталистический дух рационализма и свободного личного предпринимательства. Сестра Науки, Магия, тоже боролась за этого завидного жениха, но в конкуренции проиграла. Смелые духом и богатые деньгами все чаще выбирали Науку, и Колдуны все чаще переквалифицировались в Ученые. Почему? Ответ, к сожалению, незатейлив: в условиях развития машинного производства именно Наука обещала больший доход. А я повторю: на дворе, батенька, уже брезжил капитализм. Магия – дело ненадежное, и заклинания срабатывают не всегда. Живой, магический мир откликается волшебством только тогда, когда обращаешься к нему с душой, а если дух твой упал или душа поизносилась – не обессудь, мимо денег. Ну что тут долго объяснять, это как с женщинами. Тут всё как было, так и осталось. А в Науке можно вырабатывать продукт, не вкладывая душу. Конечно, на этапе разработки душу вкладывать, а то и закладывать – приходится, но зато когда закон открыт и машина заработала… Закон природы, он и в Африке закон природы, кнопку нажал – машина продукт выдаст. Наука! Наука – тогда еще в зародыше – становилась многообещающим звеном машинного, то есть бездушного, производства. Машины эксплуатировать проще, чем душу, и из машины можно выжать больше, чем из души. И, главное, надежно: мертвое – не подводит. НАУКА – ТОТ МИР, ГДЕ МОЖНО ВЫРАБАТЫВАТЬ ПРОДУКТ, НЕ ВКЛАДЫВАЯ ДУШУ
Фаусты и девки
Френсис Бекон, заложивший в основание Науки все главные булыжники, был хорошим практиком и проповедовал, что получать от науки только знания – все равно что жениться на любимой и не иметь от нее детей. Истинная задача науки, по его мнению, распространить МОГУЩЕСТВО человека на весь мир. Магию он отвергает лишь потому, что она бессильна, но цель его точно такая же, как и у чародея – ВЛАСТЬ. И большее удобство жизни. Цель эта сама по себе неплохая – жаль только, что цену пришлось платить непомерную. Встав лицом к Знаниям, основатели Науки повернулись спиной к Мудрости. Мудрец искал то, как свою душу, свои желания получше подчинить миру, по крайней мере – как с миром подружиться; плоды его поисков – владение собой, добродетель. Маг и Ученый ищут другое: как мир получше подчинить своим желаниям. Плоды их поисков – владение миром, эффективно работающие машины. Которые за меня все сделают. Основатели Науки открыли мир, на двери которого написано: «Истина», а за дверью слышался звон монет и взвизгивания девок. И многие Фаусты устремились к этой двери… Собственно, Наука и Деньги с тех пор не разлучались никогда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.17 (0.012 с.) |