Русская радикальная интеллигенция: ее формирование, социальная природа и мировосприятие. Революционные кружки 60-х гг. Хiх В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская радикальная интеллигенция: ее формирование, социальная природа и мировосприятие. Революционные кружки 60-х гг. Хiх В.



Общественно-политическое движение и общественно-политическая борьба в 60-начале 70 гг. 19 в.

 

Преобразования Александра 2 не обеспечили стабильного развития общества. Внутриполитическая история России этого периода изобилует коллизиями. Выходит на поверхность русская радикальная интеллигенция. русская интеллигенция являлась весьма специфическим феноменом. Под интеллигенцией в обычном понимание слова - люди, обладающие определенным образовательным цензом и занятых преимущественно в сфере умственного труда. В рассматриваемый период под этим термином понимали людей еще и общественно-активных. Не следует думать, что это особенность России. Но в западноевропейских странах эта категория людей не выступала в качестве самостоятельной политической силы. Там они выполняли роль идейно-политической обслуги. Такая ситуация отображала особенности соц. Устройства русского общества. Русское общество: тонкий слой обрадованных людей, приобщившихся к западным культурным традициям, на фоне основной массы безграмотного населения. На западе такого резкого контракта не существовало. Этот контраст порождал сознание своей исключительности, особой миссии у людей образованных. Интеллигенция в этот период-те, кто как можно более критически настроены против существующих реалий. в какой-то степени этому способствовала сама эпоха преобразований. Они многое изменили к лучшему в жизни страны, но тут таилась ловушка, в которую попалась власть. Изменения к лучшему пораждают завышенные ожидания. Это создает благоприятнуб среду для роста в обществе идей, нацеленных на радикальное общественное переустройство. От чрезмерного политическое радикализма хорошим лекарством является участие в политической жизни. Но русская действительность предоставляла не так уж много возможностей социально-активному населению включатся в процессы управления.

Деклассированное сознание.

Различные варианты социалистической доктрины, которая оказалась очень популярна и нашла много приверженцев. Она была достаточно радикальна. Распространению социалистических идей способноствовал пример западной Европы. В сознании немалой части думающих людей, убежденных, что Россия развивается по тому же пути, что и запад, было желание избежать то состояние, в котором была западная Европа. Это обещал социализм. Образование отрывало человека от той среды, к которой он принадлежал. Социализм обладал двйумя достоинствами: 1. Это передовое учение, для получивших западное образование, это было очень важно, 2. В социализме видели что-то созвучное национальной традиции, общинности. Борьба за ее утверждение должна была помочь преодолеть чувство отторгнутости от национальной традиции. Это все повлияло на широкое распространнеение социализма.

 

Народничество. Русский крестьянской социализм. У истоков 2 деятеля: Герцен и Чернышевский. Герцен эмигрировал из России, основал вольную русскую типографию в Лондоне, газета-журнал "колокол", изложил свои тезисы: свобода слова, отмена телесных наказаний, отмена крепостного права. воззрения Герцена не были одинаковы на разных этапах его жизни. Герцен был человеком свободомыслящим. Он был противником любых догм. Поэтому его "своим" считали представители абсолютно различных взглядов. В 40-х гг он западник, позже пришел к идеи о своеобразии России. Социализм Герцена был своеобразен. Личностный социализм. Был противником существующего буржуазного строя, так как он уродует личность. Герцен не исключал революции, но он никогда не был фанатиком революции. Он считал, оо революция - это крайний способ низов обратить на себя внание верхов. Но это нежелательная мера. Лучше реформа. Потому что слишком велики издержки, слишком велика цена. Не был сторонником марксистского варианта социализма. По Марксу социализм-неизбежный результат развития общество. Герцен: социализм - один из возможных вариантов развития общества, но он может и не наступить. Он разделял идею Маркса о исторической миссии рабочего. Он сочувствовал пролетариату. Рабочими движет зависть, а буржуазией - жадность.

Со взглядами Герцена соприкасались взгляды Чернышевского. Чернышевский - ведущий сотрудник журнала "Современник". Исток социализма видел в крестьянской общине. Различие с Герценым: по Г. - община - явление своеобразного развития россии, по Ч. - община была и в других странах, но в россии она осталась из-за ее отсталости. Ч. был большим революционером, чем Г. Но и его взгляды менялись. В итоге, мнение, что если дело доймет до революции, крестьянин будет уничтожать все, кто на него не похож. Роман "Что делать".

Крестьянской реформой недовольны были все. Это создавало благоприятную ситуация для выхода радикальных организаций. Крестьянского волнения, студенческие волнения. Наиболее крупной была созданная в 1861-1862 гг организация "Земля и воля". Ждали революцию в 1863 г. последователи Чернышевского. Действовала во всех городах. Но по большому счету они ничего не делали. Когда в 1863 году восстания не произошло, она распустилась.

Крайне экстремистские идеи - организация в московском университете. Маловлиятельная группа. Это был скорее эпатаж молодых людей.

Нигилизм. Культ естественных наук. Их вождем был критик Писарев.

В 60-е гг - первое покушение на Александра 2 (Каракозов).

 

Народничество (доктрина):

1. Вера в народ как носителя социальной правды.

2. Отрицательное отношение к капитализму.

3. Отрицание естественноисторического характера общественного развития.

4. Равнодушие к политическим преобразованиям.

 

В народничестве выделялись несколько течений:

1. Анархисты (Бакунин). Замена существующего устройство самоуправляющимися общинами.

2. Пропагандистское (Лавров). Революцию надо готовить.

3. Ткачев. Идея захвата власти небольшой организацией. Считал, что в России это сделать не так трудно. Самодержавие находится в изоляции, так как дворяне и крестьяне реформами недовольны, буржуазии толком еще нет. В народ не верил.

 

Вожди народничества облекали свои идеи в вполне светские явления, но для их последователей они были как религиозные догматы. Народничество - светская разновидность религии. С одной стороны, для них характерна нетерпимость, фанатизм, пренебрежительное отношение к человеческой жизни, готовность использовать любые средства в достижении цели, с другой стороны, жертвенность, чувство товарищества, бескорыстность.

 

Но были и другие. Негативные черты воплотились в конце 60-х гг. - деятельность Нечаева. Цель оправдывает средства. Годны любые меры для борьбы с существующим строем. Организация Народная расправа. Их действия постоянно сопряжены с какими-то аферами. В конце-концов Нечаев бежал в Швейцарию, где издавал листок "Народная расправа". Правительство потребовало от швейцарских властей его выдать. Они выдали. Нечаев был заключен в Петропавловскую крепость, где ему удалось распропагандировать солдат. От Нечаева народники постарались отмежеваться.

 

1874-1875 гг. - Хождение в народ. Несколько тысяч человек. Единого организационного центра не было. Но из этого ничего не вышло. Крестьяне не рассматривали народников как благодетелей. Крестьяне оказались далеко не социалистами. Народники были обескуражены. Многие участники хождения в народ были арестованы.

1876 год - Земля и воля. Она ориентировалась на ведение пропагандистской работы в крестьянской среде.

 

Или:

13.Русская радикальная интеллигенция: её формирование, соц.природа, мировосприятие. Революционные кружки 60-х гг.

Преобразования 1860-70-х годов, многое изменив в жизни русского общества, не принесли однако социальной стабильности. Более того, этот период насыщен бурными событиями, конфронтации различных социальных сил. На политическую сцену выходит русская (лево)радикальная интеллигенция, против существующего режима. Понятие: люди, обладающие определенным образовательным цензом и занимающиеся преимущественно умственным трудом→.люди, активно участвующие в общественно-политической жизни страны (как в легальных, так и в нелегальных) →. люди не принимающие существующего положения, не принимающие реальности, выступающие за их радикальное коренное изменение!

Росс. особенность: тонкий слой образованных людей на фоне сплошь безграмотной основной массы населения страны = резкий контраст и люди с образованием питало сознание собственной исключительности, представление о своей особой роли, о своем особом долге перед обществом = как самостоятельная политическая сила. Восприятие идей общественного переустройства, предполагавших принципиальное отторжение всего существующего порядка: т.к. большие ожидания от реформ, практического применения энергии нет и отсюда увлеченность утопическими воззрениями, абстракциями +. Развитие просвещения привело к пополнению образованных членов общва (кроме дворян, теперь это выходцы из других соц.групп: духовенства, городского населения, мелкого чиновничества = деклассирование, среда благоприятная д/ радикальных идей, идей коренного переворота). Эти идеи утверждаются в форме социалистической доктрины, ПОЧЕМУ: СЦМ обещал коренное радикальное общественное переустройство, быстрое решение всех проблем; последнее достижение западной общественной мысли (западное образование) + нечто отражающее нац. традиции, некая общность; антикапиталистические настроения.

Идеи социализма утверждаются в русском обществе в 1860-70-е гг (а проникают в 1830-40-е годы) в форме народничества – русского крестьянского социализма. Основоположниками этой доктрины, которая на несколько десятилетий овладела умами радикально настроенной русской интеллигенции, являлись Герцен и Чернышевский. Герцен: участие в студенческих кружках 1830-х гг, уехал он уехал из России (1847), в Англии с 1853г основал Вольную русскую типографию, с 1857г издавалась газета «Колокол», которая нелегально доставлялась в Россию. Взгляды Герцена на протяжении жизни менялись. Идея о русской крестьянской общине = как той форме организации социальной жизни, которая послужит основой для переустройства общества на соц. началах (1840).! Община: проявление самобытности, своеобразия исторического развития России. Это представление о крестьянской общине как о гаранте развития России по соц. пути являлось основополагающей идеей русского крестьянского социализма. Чернышевский: действовал в России, он являлся одним из ведущих сотрудников журнала «Современник».

Чернышевский был убежденным приверженцем соц. переустройства общества. Подобно Герцену предпосылкой для такого переустройства считал крестьянскую общину.! Община – это форма организации хозяйственной деятельности, которая свойственна всем странам на определенном уровне развития. Он долго был сторонником именно крестьянской революции (здесь эволюция взглядов).

В 1860-е годы леворадикальная интеллигенция заявляет о себе созданием организаций, политических партий. Радикальные движения в 1860-е гг – нигилистические:предельный рационализм, отрицание всех существующих устоев, общественных институтов, вера в науку. Идеологом, духовным вождем нигилистов являлся талантливый критик Д.И. Писарев, который был сотрудником журнала «Русское слово». В 1861г произошли студенческие волнения в СПбГУ и МГУ (вызванные тем, что власти приняли ряд непопулярных мер), в резте университеты были закрыты. В 1863г вспыхнуло польское восстание, перекинувшееся в Литву. В этих условиях создаются первые революционные кружки. Их было много. Наиболее крупной являлась организация І «Земля и воля» в СПб (1862) + филиалы в Мве и Казани: тайное общво разночинцев, сторонники идей Чернышевского, ставка на крестьянскую революцию, агитация и пропаганда, use типография. Революция длж быть в 1863 (в связи с уставными грамотами). Не вышло. Закрыт «Современник», аресты в СПб, Мве (Чернышевский, Писарев). Самороспуск организации. Национальные выступления в Польше при поддержке русских демократов, участие город.населения, студентов, рабочих; нет единства, поражение → уступки крестьянам. Нелегальный Ишутинский кружок (1863) в Мве + отделение в СПб: немногочисл, пытались заводить общественные фабрики, мастерские, как пропагандировал Чернышевский, которые должны были стать ростками соц. уклада. Но у них ничего не получилось. В недрах этого кружка стала зреть идея о необходимости убийства царя. 4 апреля 1866г один из членов этой организации Каракозов совершил первое покушение на АІІ (личная инициатива). Разгром кружка. Тенденция, свидетельствовавшая что в среде радикальной интеллигенции (защита индивида) могут вызревать силы стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими. Ярким воплощением стала «нечаевщина». В 1869г Нечаев создал «Народную расправу»: вместе с Герценом и Бакуниным подготовили Катехизис революционера: цель оправдывает средства, применять любые средства для ниспровержения существующего режима, use для борьбы уголовный мир. Внт Кнф →убийтсов одного из членов, арест. Влияние велико = большевизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.01 с.)