Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революционное народничество 70-х гг. Хiх В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Народничество. Русский крестьянской социализм. У истоков 2 деятеля: Герцен и Чернышевский. Герцен эмигрировал из России, основал вольную русскую типографию в Лондоне, газета-журнал "колокол", изложил свои тезисы: свобода слова, отмена телесных наказаний, отмена крепостного права. воззрения Герцена не были одинаковы на разных этапах его жизни. Герцен был человеком свободомыслящим. Он был противником любых догм. Поэтому его "своим" считали представители абсолютно различных взглядов. В 40-х гг он западник, позже пришел к идеи о своеобразии России. Социализм Герцена был своеобразен. Личностный социализм. Был противником существующего буржуазного строя, так как он уродует личность. Герцен не исключал революции, но он никогда не был фанатиком революции. Он считал, оо революция - это крайний способ низов обратить на себя внание верхов. Но это нежелательная мера. Лучше реформа. Потому что слишком велики издержки, слишком велика цена. Не был сторонником марксистского варианта социализма. По Марксу социализм-неизбежный результат развития общество. Герцен: социализм - один из возможных вариантов развития общества, но он может и не наступить. Он разделял идею Маркса о исторической миссии рабочего. Он сочувствовал пролетариату. Рабочими движет зависть, а буржуазией - жадность. Со взглядами Герцена соприкасались взгляды Чернышевского. Чернышевский - ведущий сотрудник журнала "Современник". Исток социализма видел в крестьянской общине. Различие с Герценым: по Г. - община - явление своеобразного развития россии, по Ч. - община была и в других странах, но в россии она осталась из-за ее отсталости. Ч. был большим революционером, чем Г. Но и его взгляды менялись. В итоге, мнение, что если дело доймет до революции, крестьянин будет уничтожать все, кто на него не похож. Роман "Что делать". Крестьянской реформой недовольны были все. Это создавало благоприятную ситуация для выхода радикальных организаций. Крестьянского волнения, студенческие волнения. Наиболее крупной была созданная в 1861-1862 гг организация "Земля и воля". Ждали революцию в 1863 г. последователи Чернышевского. Действовала во всех городах. Но по большому счету они ничего не делали. Когда в 1863 году восстания не произошло, она распустилась. Крайне экстремистские идеи - организация в московском университете. Маловлиятельная группа. Это был скорее эпатаж молодых людей. Нигилизм. Культ естественных наук. Их вождем был критик Писарев. В 60-е гг - первое покушение на Александра 2 (Каракозов).
Народничество (доктрина): 1. Вера в народ как носителя социальной правды. 2. Отрицательное отношение к капитализму. 3. Отрицание естественноисторического характера общественного развития. 4. Равнодушие к политическим преобразованиям.
В народничестве выделялись несколько течений: 1. Анархисты (Бакунин). Замена существующего устройство самоуправляющимися общинами. 2. Пропагандистское (Лавров). Революцию надо готовить. 3. Ткачев. Идея захвата власти небольшой организацией. Считал, что в России это сделать не так трудно. Самодержавие находится в изоляции, так как дворяне и крестьяне реформами недовольны, буржуазии толком еще нет. В народ не верил.
Вожди народничества облекали свои идеи в вполне светские явления, но для их последователей они были как религиозные догматы. Народничество - светская разновидность религии. С одной стороны, для них характерна нетерпимость, фанатизм, пренебрежительное отношение к человеческой жизни, готовность использовать любые средства в достижении цели, с другой стороны, жертвенность, чувство товарищества, бескорыстность.
Но были и другие. Негативные черты воплотились в конце 60-х гг. - деятельность Нечаева. Цель оправдывает средства. Годны любые меры для борьбы с существующим строем. Организация Народная расправа. Их действия постоянно сопряжены с какими-то аферами. В конце-концов Нечаев бежал в Швейцарию, где издавал листок "Народная расправа". Правительство потребовало от швейцарских властей его выдать. Они выдали. Нечаев был заключен в Петропавловскую крепость, где ему удалось распропагандировать солдат. От Нечаева народники постарались отмежеваться.
1874-1875 гг. - Хождение в народ. Несколько тысяч человек. Единого организационного центра не было. Но из этого ничего не вышло. Крестьяне не рассматривали народников как благодетелей. Крестьяне оказались далеко не социалистами. Народники были обескуражены. Многие участники хождения в народ были арестованы. 1876 год - Земля и воля. Она ориентировалась на ведение пропагандистской работы в крестьянской среде.
Или: В чистом виде русский крестьянский социализм в форме народничества обнаружил себя в 1870-е гг. К этому времени идеи Герцена и Чернышевского окончательно сформулировались и стали преобладающими в сознании русской радикальной интеллигенции. Внутри существовали различные течения. Общие принципы: вера в народ (среди образованных: консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи, леворадикальная интеллигенция - идеи социальной справедливости); крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России (плох и искусственен); приоритетное внимание к проблемам социального характера; исторический индивидуализм. Но народничество было неоднородным. 1) Одно из наиболее влиятельных течений в н.1880-х гг было анархическое: глава Бакунин (связь с Герценом, участник революции 1848-49гг в З.Европе, Петропавловка и Сибирь, контакты с Марксом). Суть: главным злом человеческого общества является государство, которое должно быть разрушено в результате народной революции. И должно быть заменено свободной ассоциацией общин. Он считал, что русский крестьянин готов к бунту. Бакунистов было очень много, это было влиятельное течение. Цель революции: равенство людей. 2) Второе течение – пропагандистское. Основоположник Лавров (ученый, преподаватель, ссылка, эмиграция, произведения «Исторические письма» пользовались чрезвычайной популярностью). Суть: крестьяне могут совершить революцию, будучи подготовленными, взять на себя миссию подготовки, пропагандистской работы должна взять на себя революционная интеллигенция. Главная задача – пропаганда. 3) Третье течение - Заговорщики: глава Ткачев (СПбгу, свяхзь с Нечаевым, побег заграницу). Ткачев был активным поклонником франц. революционера Бланки. Он делал ставку на создание небольшой строго законспирированной революционной организации, которая должна захватить власть. Практическое воплощение этого замысла у Бланки не получалось. Ткачев рассуждал, что идея правильная, но нужно лучше готовиться. Он считал, что в России получится захватить власть, потому что царская власть лишилась опоры, висит в воздухе, и достаточно небольшого толчка, чтобы оно рухнуло. Суть: создание строго законспирированной небольшой группы профессиональных революционеров, которая и должна в благоприятный момент захватить власть. Сторонников мало (утопичность идеи). Были и другие течения народничества. Вожди народников обрекали свои концепции в вполне светские теории. Но применительно к России эти идеи приобрели характер религиозной догмы, не подлежащие обсуждению. Не случайно, многие народники вышли из строя религиозных деятелей, получили в детстве религиозное воспитание. Потом образование убило веру в бога, но потребность в нем оставалась. И объектом веры стало светское учение. В этом смысле народничество можно рассматривать как своеобразную разновидность религии. Отсюда и отличие народников от нигилистов 1860-х годов. Нигилисты относились к религии в духе франц. просветительства: религия – плод заблуждения. Народники были атеисты, но смотрели на религию по-другому. Черты народничества: фанатизм и нетерпимость, жертвенность, бескорыстие, равнодушие к мирским благам, чувство товарищества. Первые народнические организации в России стали создаваться еще в конце 1860 –н.1870-х годов. Они были как правило очень немногочисленны. Действовали в крупных городах: в СПб, Москве, отчасти на Украине, в Киеве, Харькове. Особой активности они не проявляли. Первые организации политического толка в к. 1860-х г. Так в 1869 в Мве среди студентов кружок «чайковцев» (Натансон, Чайковксий) + кружки других городов = Большой общво пропаганды (Желябов, Кропоткин, Перовская): издательство, пропаганда революционных идей. Аресты. Распад. В СПб в 1872 кружок Долгушина (тайная типография): бакунисткие идеи. Разгром. В 1874 около 40 губерний охвачено народничесвтом. Это были годы «хождения в народ», когда лица, исповедовавшие народнические идеалы, попытались их реализовать, подняв крестьян на всероссийскую революцию. Движение это носило массовый характер. В нем принимало участие порядка 2-3 тысяч человек. Оно не имело единого организационного центра, а действовало стихийно, но достаточно активно. Члены народнических групп шли в деревни, и вступая в контакты в крестьянами, проповедуя свои идеи, призывали их к свержению существующего строя. Хождение в народ обернулось для участников народнического движения крайним разочарованием. Крестьяне никак не откликнулись на призыв к бунту. Наоборот, они часто сдавали пропагандистов властям. Хождение в народ провалилось, несколько сот человек было арестовано, осуждено («Процесс 193-х», речь Мышкина о неизбежности восстания). Но это не остановило народнического движения. В СПб создается ІІ «Земля и воля» (1876) + отделения в Мве, повлжье, Закавказье, Беларуссии: многочисл, 150чел. Суть: пропаганда среди крестьян, рабочих, учащихся, а главное среди крестьян! = подготовка революции. Землевольцы – Аптекман, Лизогуб, Плеханов, Перовская, Тихомиров, Морозов и др. Печатный листок «ЗиВ». Попытки «поселений» в деревне и «аграрного террора» неудачны. Репрессии. Идеи вести индивидуальный террор. Только на Украине был Чигиринский заговор: народники пытались использовать в своих интересах анархические элиты крестьян = крестьяне судились с местными помещиками, прибывшие туда народники распространили среди крестьян слухи, что якобы царь издал тайное распоряжение о том, чтобы бить помещиков. И начали вербовать дружину. Крестьяне охотно откликнулись на призыв записываться в дружину. Наступил кризис народнического движения конца 1870-х – начала 1880-х годов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.217 (0.008 с.) |