Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия поставок материальных ресурсов

Поиск

Политика в отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты за поставленную продукцию, предос­тавлением различного рода скидок, кредита и др.

Условия поставок оговариваются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и мето­да закупки выделяют договоры купли и продажи, аренды, найма, предоставления в пользование на возмездной основе и др. Юриди­ческие формы контрактов регулируются положениями Гражданско­го кодекса.

В соответствии с договором поставщик обязан упаковать про­дукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен при­нять прибывшую в его адрес продукцию, уплатить стоимость про­дукции и нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи ее покупателю.

Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются особенности поставок. В слу­чаях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупате­ля, то в цену договора включаются транспортные расходы и расхо­ды по страхованию груза. Если поставка осуществляется со клада поставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость.

Цена на перевозку может быть жестко установленной или скользящей. При жестко установленной фиксированной цене в до­говоре покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пересмотра. Если в момент заключения договора трудно устано­вить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена, т.е. цена подвержена рыночным воздействиям. В разделе особых условий договора указываются способы определения скользящей цены с учетом инфляционных процессов.

При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стои­мость упаковки устанавливается договором. Если продукция посту­пила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет перевоз­чик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причи­ненных убытков.

Приемку поступившей продукции от транспортных организаций осуществляет получатель, при этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие исправной упаковки и маркировки. Об исправности поступившей продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается в книге выдачи гру­зов. Поступившие на склад получателя товароматериальные ценно­сти размещаются по местам хранения в соответствии с их назначе­нием. Для предотвращения затоваривания складов поступающими товарами в зарубежной практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе поставщика, на консигнационный склад и систему поставок «точно в срок»

Договор на хранение товаров на складе поставщика включает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих складах оговоренного уровня складских запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него складских пло­щадей.

Складские помещения могут также располагаться на территории покупателя или в непосредственной близости от нее. Такие склады называются консигнационными. Покупатель может забрать свой то­вар с этих складов в удобное для него время.

Поставка по системе «точно в срок» относится к внутрихозяйст­венным проблемам поставщика. В этих случаях оговаривается обя­занность поставщика осуществлять поставки в определенных коли­чествах по заранее установленному графику. Это позволяет заказ­чику не накапливать запасы у себя на складах и получать их по ме­ре необходимости.

С помощью политики коммуникаций в области снабжения уста­навливаются контакты с существующими и потенциальными постав­щиками по вопросам заключения договоров о поставках продукции.

В области снабжения различают следующие виды коммуника­ций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снабжен­ческих операций, реклама в средствах массовой информации и ра­бота с общественностью (паблик рилейшнз).

Метод прямой коммуникации наиболее распространен в снабже­нии. С его помощью устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая мо­жет быть получена из справочников, каталогов, периодических из­даний и через Интернет.

Стимулирование снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и мероприятия с общественностью позволяют покупателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков и уста­новить с ними контакты для последующего обмена информацией.

 

Управление запасами

Создание запасов материальных ресурсов является ключевым вопросом материально-технического обеспечения любой производ­ственной фирмы. Запасы создают для предотвращения остановки производства в случае недостаточности поставки материальных ре­сурсов. К необходимости создания запасов приводят:

• дискретность поставок при непрерывном цикле производства;

• случайные колебания в спросе за период между поставками, в объеме поставок и в период длительных интервалов между поставками;

• изменения конъюнктуры вследствие сезонности спроса и по­требления и в случаях ожидаемого повышения цен.

При принятии решений о поставке материалов, организации складирования или осуществления новых закупок важно знать на­значение запасов, их положительные и отрицательные стороны.

Достижение наилучшего соотношения расходов на хранение и надежного обеспечения спроса на материалы достаточно сложно и требует детального количественного анализа. Методы такого анали­за и составляют предмет управления запасами.

Управление запасами может усложниться в связи с быстро ме­няющейся рыночной обстановкой. Складские запасы всегда могут быть либо завышенными, либо слишком малыми, либо не соответ­ствующими требуемому ассортименту. Однако известно, что из­лишние запасы сопряжены со значительными издержками по их хранению и переработке.

Существует множество систем управления запасами, примене­ние которых направлено на сокращение расходов по хранению и переработке запасов. Зарубежная практика целиком полагается на разработку системы планирования потребности в сырье и материа­лах. Использование в Японии системы канбан изменило отношение производителей ко всем формам складирования, в основе этой сис­темы лежит точная и своевременная информация по всем направ­лениям деятельности участников товародвижения. Современные компьютерные программы позволяют широко автоматизировать процесс закупок и контроля за состоянием запасов.

Основные расходы, связанные с хранением и содержанием за­пасов, включают: затраты по аренде складских помещений, стои­мость складского оборудования, расходы, связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персонала и экс­плуатационные расходы по страховке материальных ценностей и др. Общие складские издержки достигают значительных размеров и составляют порядка 25‒50% стоимости хранимых материалов.

Управление запасами заключается в установлении времени и объемов заказа на их восполнение и распределении вновь прибыв­шей партии по объектам потребления. Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, называется стратегией управ­ления запасами.

Каждая возможная стратегия управления связана с определен­ными затратами по доведению материальных ресурсов до потреби­телей. Нахождение оптимальной стратегии управления и является предметом теории оптимального управления запасами. При сравне­нии различных стратегий учитываются переменные затраты, зави­сящие от выбора стратегии.

Основная проблема управления запасами заключается в мини­мизации всех издержек и потерь, связанных с пополнением, хране­нием и расходованием запасов. На практике для этого решаются конкретные задачи, связанные с определением оптимальных разме­ров закупаемых партий материалов, оптимальным уровнем запасов, разработкой наиболее рациональных методов их пополнения и т.п. С этой целью созданы различные математические модели управле­ния запасами.

Основу для анализа и решения экономической задачи в хо­зяйственной деятельности предприятия составляет оптималь­ность. В области материально-технического обеспечения оптимиза­ция уровня запасов позволяет решить главную задачу: сколько сле­дует закупать сырья, материалов, комплектующих изделий и когда, чтобы обеспечить планомерный процесс производства при мини­мальных затратах.

К расходам на снабжение можно отнести расходы на содержание аппарата снабжения (персонала, занимающегося определением по­требности, заключением договоров на поставку продукции, непо­средственной закупкой необходимых материалов и оборудования). К этой же группе расходов следует отнести почтово-телеграфные расходы, канцелярские и прочие управленческие расходы, связан­ные с закупкой материалов. Обычно эти затраты носят постоянный характер и мало зависят от объема деятельности.

Расходы по содержанию запасов зависят от размера партии по­ставки или от уровня запасов. В основном это расходы на содержа­ние складских помещений: основная и дополнительная заработная плата складских работников, отчисления, амортизация, аренда, со­держание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, затраты на хранение, сортировку и упаковку материалов.

К этой же группе расходов относятся расходы на кредит или на использование оборотных средств, расходы по недостаче материа­лов и потери, возникающие в процессе хранения материалов.

Нахождение оптимального соотношения издержек этих двух ка­тегорий, из которых одни прямо, а другие обратно пропорциональ­ны размеру партии поставки, дает возможность определить ее наи­более экономичный размер. Критерием оптимальности в данном случае является равенство этих издержек. Их сумма при этом соста­вит минимум.

Для определения оптимального размера партии поставки и уровня запасов нет необходимости проводить сложные расчеты. Посредством стандартных методов дифференциального исчисления можно определить искомую (целевую функцию) совокупность из­держек, которые следует минимизировать. Обычно целевая функ­ция строится по каждому виду затрат. Основными составляющими затрат являются: стоимость закупаемых материалов в соответствии с потребностью; расходы на управление; различные снабженческие, оперативные и заготовительные издержки; расходы на хранение материалов текущего запаса, на содержание страховых запасов; рас­ходы на завоз материалов.

Модели управления запасами. Существуют разные экономико-математические модели управления запасами. В общем виде их можно подразделить на четыре группы: детерминированные, сто­хастические, статистические и динамические.

Детерминированные модели включают параметры, которые уста­навливаются достаточно точно. Это стоимость, цена, потребность в материалах, складские издержки и др.

Стохастические модели. К ним относятся модели, в которых потребность является неопределенной, вероятностной величиной. В таких моделях потребность изменяется в начале каждого данного периода и распределение потребности по периодам имеет незави­симый характер.

В стохастической модели можно рассматривать не один, а не­сколько периодов, а закупки производить в начале каждого из них. Задача заключается в том, чтобы определить размер партии, т.е. количество закупаемого товара в каждый период. Эта величина за­висит от уровня запасов данного товара к началу каждого периода. Задача решается методом динамического программирования.

Статические модели. Выбор оптимальной стратегии не является определяющим условием управления запасами. Для массовых пото­ков материальных ценностей, обладающих небольшой стоимостью, обычно можно ограничиться приближенными расчетами, что по­зволяет использовать статические модели.

Динамически (многоэтапные) модели. Схемы управления запаса­ми в большинстве своем применимы к решениям задач, относя­щихся к массовым потокам преимущественно малоценных товаров. В отношении дорогостоящих товаров, имеющих относительно не­большой спрос, проводятся более сложные расчеты.

 

Коммерческая логистика

Коммерческая логистика представляет собой самостоятельное научное направление, цель которого — минимизация транспортных издержек путем рационализации транспортных потоков.

Логистику можно рассматривать как процесс управления про­движением материальных ресурсов. На этом пути совершается мно­жество логистических операций, связанных с материально-техническим снабжением, производством и сбытом готовой про­дукции. Логистику здесь можно подразделить на заготовительную, внутрипроизводственную и распределительную.

Логистику также можно подразделить на материальную, или транспортно-складскую, информационную, финансовую и кадровую.

Сфера приложения в предпринимательской деятельности придает логистике преимущественно отраслевой характер.

В бизнес-логистике выделяют производственную, финансовую и коммерческую логистику.

Рассмотрим подробнее содержание коммерческой логистики. В настоящее время коммерческая логистика рассматривается как эффективное управление материальными потоками в сфере произ­водства и обращения.

В сфере материально-технического снабжения основу логистиче­ского потока составляют: транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооружения, сред­ства связи и передачи информации. Связи между отдельными эле­ментами логистики складываются в логистические цепи — совокуп­ность лиц, участвующих в логистической операции. Аналогично ло­гистической цепи существует и логистический канал, состоящий из поставщика, потребителя, посредников и перевозчиков.

Параметрами логистической цепи являются организационный коэф­фициент звенности (который показывает, сколько раз продавалась та или иная продукция) и складской коэффициент звенности (свидетельст­вующий о числе совершенных перевалок на пути следования груза).

Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка. К субъектам логистической инфраструктуры относятся транспортные и складские предприятия и коммерческие посредни­ки. Они непосредственно или косвенно предопределяют матери­альные потоки в сфере обращения при установлении хозяйствен­ных связей и выборе способа доставки материалов.

В силу своей целевой ориентации коммерческая логистика взаи­модействует с маркетингом для беспрепятственного продвижения материальных потоков непосредственно до каждого потребителя. Чтобы согласовать интересы материально-технического снабжения, производства и сбыта, требуется сформировать общую логистиче­скую концепцию, на основе которой осуществляется анализ состоя­ния внешней экономической среды, темпов развития потребитель­ского спроса и конкуренции на рынке товаров.

Реализация логистической концепции приводит к конкретным экономическим результатам по сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и готовой про­дукции, усилению инвестиционных процессов и повышению кон­курентоспособности на рынке товаров.

Затраты на выполнение логистических операций формируют ло­гистические издержки — сумму издержек обращения и части из­держек производства (затраты на тару, упаковку, транспортно-складские работы и т.д.). Затраты на логистику могут быть исчис­лены в процентах от суммы продаж, в расчете на единицу массы сырья, материалов и готовой продукции.

Эффективность логистической системы определяется набором показателей, характеризующих качество ее работы при заданном уровне логистических издержек. Эффективность логистической системы для потребителей можно определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания. Качество обслуживания как синтезирующий, совокупный показатель можно исчислить исходя из стоимости доставки продукции потребителю в установленный срок, обеспечения высокого уровня технического обслуживания и в установленное время.

При оптимизации транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки, которые включают не только издержки на приобретение и транспортировку, но и связанные с поиском про­дукции на рынке и установлением хозяйственных связей с изгото­вителем. Такие издержки называются трансакционными: они вклю­чают затраты на поиск информации, ведение переговоров и заклю­чение контракта и соблюдение его условий. Наличие больших трансакционных издержек побуждает потребителя изыскивать организа­ционные и технические средства по их сокращению.

 

Выбор поставщика

При создании устойчивой базы снабжения любого предприятия чрезвычайно важен выбор поставщика. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продук­ции, условиям ее доставки, цене и уровню обслуживания. При вы­боре поставщика немаловажны его техническое состояние, разви­тость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отноше­ния и местонахождение.

Выбор поставщика обычно осуществляется в условиях неопре­деленности, что сопряжено с достаточно высоким риском. Риск будет возрастать при закупке неизвестного сырья, изделий или оборудования. Поэтому при принятии решения следует обращать­ся к дополнительным источникам информации: каталогам, торго­вым журналам, рекламным объявлениям и поиску в Интернете. Оценка поставщика требует непрерывного отслеживания деятель­ности всех поставщиков. Обычно предприятия-заказчики сущест­вующих поставщиков разбивают на две группы. В первую входят новые поставщики, надежность которых еще не проверена. Вто­рую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с фор­мальных и неформальных позиций. Неформальная оценка вклю­чает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделений.

Многие компании проводят рейтинг поставщиков с балльной оценкой по каждому фактору. Хорошие результаты деятельности поставщика могут привести к дополнительным заказам. От услуг слабых поставщиков следует вообще отказаться.

Большинство предприятий наблюдают за деятельностью основ­ных поставщиков гораздо более внимательно, чем за деятельностью второстепенных. Поставщиков подразделяют на категории анало­гично делению запасов по объемам и цене закупаемых партий ма­териалов.

Оценивается деятельность не только существующего поставщи­ка, но и потенциальных. Для проверки деятельности потенциально­го поставщика часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важны его технические и инженерные возможности, его производственный и финансовый план и способность эффективно управлять произ­водством.

Здесь необходимо ответить на следующие вопросы: способен ли поставщик полностью удовлетворить потребности заказчика в крат­косрочном и долгосрочном периоде.

Важно оценить финансовые возможности поставщика. В числе других показателей проверяется кредитный рейтинг поставщика, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и кон­курентоспособность его продукции.

Важно также понять, покупать продукцию у производителей или у дистрибьюторов. Для этого также проводится анализ возмож­ных альтернатив.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.012 с.)