Значение правильности выбора поставщика материальных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение правильности выбора поставщика материальных ресурсов



Значение правильности выбора поставщика материальных ресурсов

После того, как решена задача «делать или покупать» и организация определила, какие материальные ресурсы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики.

Чтобы реализовать право выбора поставщиков необходимо иметь варианты выбора, т.е. на рынке должно быть несколько поставщиков, предлагающих к продаже одинаковые материальные ресурсы. Организации-покупатели должны иметь полную и достоверную информацию о продаваемых материальных ресурсах, условиях их приобретения.

Эта информация необходима для осуществления сравнительной оценки стоимости и условий приобретения материальных ресурсов от разных поставщиков.

Говоря об экономико-организационной среде, в которой организация решает логистическую задачу выбора поставщика, надо также отметить еще одну весьма существенную ее особенность. Добавляются еще и новые каналы приобретения материальных ресурсов – ярмарки, товарные биржи, аукционы.

Ярмарки, на которых может реализоваться практически любые материальные ресурсы, позволяют организациям одинаково ознакомиться с образцами и каталогами продукции, вступив в непосредственный контакт с представителями поставщиков.

Товарные биржи, дают возможность организациям-покупателям приобретать отдельные ее партии с учетом стоимостного фактора.

Через аукционную продажу могут быть приобретены единичные экземпляры или мелкие партии продукции.

В рыночных условиях логистические методы решения задачи выбора поставщика связаны с анализом конъюнктуры рынка, с помощью которого выявляются:

- степень дефицитности материальных ресурсов;

- продажные цены на материальные ресурсы;

- наличие альтернативных каналов приобретения материальных ресурсов;

- частоту предложения и т.д.

Каждый поставщик самостоятельно определяет экономически целесообразные для него объемы реализации (партии отгрузки) продукции покупателям. При этом изготовитель определяет минимальный, а оптовые посредники – минимальный и максимальный размеры реализуемых ими партий продукции по заказу (договору) в целом и единовременным поставкам”.

Стоимость продажи материальных ресурсов формируется по затратному принципу и определяется:

- объемом реализации в целом на период действия договора;

- условиями реализации, определяющими размеры (партионность), частоту и способ поставки (доставки) продукции;

- набором и стоимостью оказываемых покупателям пред- и послепродажных услуг.

 

Поиск и критерии оптимального выбора поставщика материальных ресурсов

 

Для поискапоставщиков материальных ресурсов используется стандартная схема, состоящая из четырех этапов:

1) Поиск потенциальных поставщиков;

2) Проверка поставщиков;

3) Анализ потенциальных поставщиков;

4) Оценка надежности поставщика.

 

Поиск потенциальных поставщиков.

Для поиска потенциальных поставщиков используется следующий механизм действий:

• проведение конкурсов (тендеров);

• изучение рекламных материалов;

• посещение ярмарок, выставок;

• личные контакты с возможными поставщиками;

Конкурсные торги (тендеры) - распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и покупателю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с покупателем. Покупатель решает проблему получения требуемого предложения, одновременно, выбирая наилучшего поставщика.

Проведение тендера осуществляется по следующей схеме:

• формирование условий тендера;

• разработка и публикация тендерной документации;

• рекламная кампания;

• проверка оценочной квалификации участников тендера;

• проведение анализа тендерных предложений;

• определение победителя тендера.

По итогам первого этапа формируется список потенциальных поставщиков, который может постоянно дополняться.

 

Проверка поставщиков.

Одним из условий долгосрочной работы с новым поставщиком, является надежность, финансовая ликвидность и устойчивость организации. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального партнера, а не на стадии сотрудничества.

Для проверки надежности поставщика могут быть использованы следующие источники информации:

• личная встреча с руководством организации;

• финансовая отчетность поставщика;

• местные источники;

• банки и финансовые институты;

• конкуренты потенциального поставщика;

• государственные источники.

В большинстве своем, многие организации при выборе поставщика руководствуются собственной информацией, не прибегая к другим источникам информации.

Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией.

 

Анализ потенциальных поставщиков.

Получив список возможных поставщиков после второго этапа, необходимо выявить из них потенциальные, после чего проводится анализ их производственных возможностей. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании различных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков. Количество таких критериев может быть достаточно велико, более 60.

Основными критериями, на которые осуществляется анализ потенциальных поставщиков, являются цена, качество продукции и надежность поставок. Надежность поставщика включает в себя выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности и количеству поставляемой продукции.

В результате проведения анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров.

 

Оценка надежности поставщика.

По результатам работы с поставщиками проводится оценка результатов работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценки, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых материальных ресурсов.

Главным критерием при выборе поставщика будет являться надежность поставки.

 

 

Главные критерии системы выбора поставщика материальных ресурсов

Главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика материальных ресурсов:

а) Качество продукции - способность поставщика обеспечить материальные ресурсы в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя независимо от того, соответствует ли она спецификации.

б) Надежность поставщика - честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с данной организацией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки и т. д.

в) Цена - в цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т. е. транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т. д.

г) Качество обслуживания - оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений организации-поставщика и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.

д) Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.

 

 

Е) Биржевые торги.

При осуществлении государственных закупок с применением биржевых торгов перечень товаров определяется Советом Министров Республики Беларусь.

 

Таким образом, каждый из вышеперечисленных способов закупок с использованием конкурса может помочь сделать близкий выбор поставщика к оптимальному для данных условий.

 

 

Метод оценки затрат.

Метод оценки затрат иногда называют затратно-коэффициентным методом или методом миссий.

Суть его заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов, и для каждого варианта тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы. При этом учитываются логистические риски. Затем из набора вариантов выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод оценки затрат интересен с точки зрения стоимостной оценки, и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика.

Недостаток метода оценки затрат состоит в том, что он требует большого объема информации с соответствующим анализом по каждому поставщику.

 

Содержание договора поставки материальных ресурсов

 

Под содержанием договора поставки понимается совокупность прав и обязанностей сторон, отраженных в условиях (пунктах) договора.

По договору поставки поставщик обязывается поставлять обусловленные товары в течение срока действия договора, а покупатель - принимать и оплачивать товары по установленным в договоре ценам.

Содержание договора поставки составляют условия, которые стороны согласовывают в процессе заключения договора.

Независимо от предмета договора поставки, состава его участников, а также оснований, в соответствии с которыми он заключается, существенными условиями договора поставки являются:

- условия о товаре (ассортимент, количество, качество);

- сроки и порядок поставки;

- сроки и порядок оплаты.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий в договоре, он считается незаключенным.

В договоре указываются:

1) наименование и количество подлежащих поставке материальных ресурсов;

2) ассортимент или развернутая номенклатура подлежащих поставке товаров;

3) качественная характеристика товаров;

4) комплектность товаров;

5) требования, предъявляемые к таре, упаковке, пакетированию;

6) общий срок действия договора и конкретные сроки (периоды) поставки;

7) порядок доставки (транспортировки);

8) цены на товары и общая сумма договора;

9) порядок и форма расчетов;

10) банковские, платежные и почтовые реквизиты поставщика и покупателя, а также отгрузочные реквизиты получателя, если он является покупателем продукции;

11) условия о взаимной имущественной ответственности;

12) форс-мажорные и другие условия, которые должны быть предусмотрены в соответствии с законодательством, а также условия, которые поставщик и покупатель признают необходимым предусмотреть в договоре.

 

Общее количество подлежащих поставке товаров определяется в договоре как в стоимостном (в рублях), так и в натуральных (поштучно, в весовых количествах) показателях.

Ассортимент (номенклатура) - это количественное соотношение видов поставляемых товаров. Ассортимент подразделяют на групповой и развернутый. Групповой ассортимент представляет собой разбивку по крупным подразделениям, развернутый - детальные видовые различия товаров. Именно в развернутом ассортименте производится поставка (например, развернутый ассортимент тканей различают по расцветке, рисунку, оттеночности и др.).

Качество поставляемых товаров определяется в договоре путем ссылки на стандарты, технические условия, образцы (эталоны). Условия о качестве могут быть определены в договоре.

Стандарт - это утвержденный в установленном порядке документ, в котором фиксируются требования, предъявляемые к товарам. Такие требования касаются признаков качества, размеров, правил маркировки и т.п.

Технические условия утверждаются на те виды товаров, на которые по тем или иным причинам нет утвержденных стандартов. Образцы (эталоны) специально изготавливаются поставщиком для того, чтобы сравнить с поставляемой массой однородных товаров.

Номера и индексы стандартов и технических условий указываются в договоре. Технические условия и образцы (или их описание) прилагаются поставщиком к договору.

Комплектность характеризует наличие всех частей сложного изделия, необходимых для его нормального использования. Комплектность определяется стандартами, техническими условиями или прейскурантами, а также может быть определена в договоре.

В договоре определяются конкретная цена, порядок и формы расчетов.

Сроки поставки устанавливаются в договоре путем указания на конкретные даты либо на периоды поставки (кварталы, месяцы, декады).

 

Рекомендации по заключению договоров с поставщиками материальных ресурсов

Требованиями, которым должен отвечать договор, являются:

• соблюдение принципа свободы заключения договора;

• наличие согласованности воли сторон для заключения до­говора;

• соблюдение соответствующей формы;

• соответствие договора законодательству Республики Беларусь;

• согласование сторонами по договору всех его существенных условий и др.

В целом же знание положений действующей в Республике Беларусь нормативно-правовой базы и опыт их применения позволяет разработать рекоменда­ции по заключению договоров с поставщиками материальных ресурсов.

Такие рекомендации могут способствовать:

• внедрению принципов логистики в практику взаимоотно­шений с поставщикамиматериальных ресурсов;

• сокращению времени на подготовку и заключение дого­воров поставки материальных ресурсов;

• использованию накопленного опыта заключения договоров поставки материальных ресурсов;

• недопущению ошибок, имеющих место в практике взаи­моотношений с поставщиками материальных ресурсов;

• распространению в организации опыта высококвалифи­цированных работников по заключению договоров поставки материальных ресурсов;

• включению в договор поставки материальных ресурсов четких, однозначно воспринимае­мых сторонами формулировок;

• совершенствованию документооборота во взаимоотно­шениях с поставщиками материальных ресурсов:

• принятию наиболее рациональной схемы расчетов за про­дукцию;

• ускорению доставки грузов;

• применению современных информационных технологий при заключении договоров поставки материальных ресурсов.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (в ред. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778).

Постановлением утверждено Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь с применением процедур закупок.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2007 г. № 924 «Об оптовой торговле, осуществляемой в форме электронной торговли» (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778).

Постановлением утверждены Правила оптовой торговли, осуществляемой в форме электронной торговли.

Правилами оптовой торговли, осуществляемой в форме электронной торговли определяется порядок заключения договоров купли-продажи товаров и оказания услуг, связанных с их реализацией, с использованием электронных документов и информационных систем и сетей.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (В ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2012 г. № 195).

Постановлением утверждены Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. № 29 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования Министерством экономики Республики Беларусь проведения заказчиком (организатором) процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок».

Постановлением утверждена Инструкция о порядке согласования Министерством экономики Республики Беларусь проведения заказчиком (организатором) процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок.

15) Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 119 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

Постановлением утверждены примерные формы документов, по процедурам государственных закупок.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 8 (в ред. Постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 8 апреля 2011 г. № 54).

Постановлением утверждена Инструкция о порядке размещения (публикации) информации о государственных закупках.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 9 «об утверждении положения о конкурсной комиссии и форм некоторых документов, необходимых для организации и проведения процедур государственных закупок».

Постановлением утверждены Положение о конкурсной комиссии, формы справки о проведении процедуры закупки и конкурентного листа.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 115 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок».

Постановлением утверждена Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Инструкция определяет порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 116 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения Министерством экономики Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок».

Постановлением утверждена Инструкция Инструкцию о порядке рассмотрения Министерством экономики Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок.

Закрытый конкурс.

Закрытый конкурс – это вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, участниками которого могут быть только потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), приглашенные индивидуально заказчиком (организатором) путем извещения.

Закрытый конкурс применяется также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты.

Закрытый конкурс проводится в порядке, установленном Законом «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» для открытого конкурса, с учетом его специфических особенностей.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», государственные закупки осуществляются с применением открытого и закрытого конкурсов при ориентировочной стоимости закупки от 8 000 базовых величин и более.

Значение правильности выбора поставщика материальных ресурсов

После того, как решена задача «делать или покупать» и организация определила, какие материальные ресурсы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики.

Чтобы реализовать право выбора поставщиков необходимо иметь варианты выбора, т.е. на рынке должно быть несколько поставщиков, предлагающих к продаже одинаковые материальные ресурсы. Организации-покупатели должны иметь полную и достоверную информацию о продаваемых материальных ресурсах, условиях их приобретения.

Эта информация необходима для осуществления сравнительной оценки стоимости и условий приобретения материальных ресурсов от разных поставщиков.

Говоря об экономико-организационной среде, в которой организация решает логистическую задачу выбора поставщика, надо также отметить еще одну весьма существенную ее особенность. Добавляются еще и новые каналы приобретения материальных ресурсов – ярмарки, товарные биржи, аукционы.

Ярмарки, на которых может реализоваться практически любые материальные ресурсы, позволяют организациям одинаково ознакомиться с образцами и каталогами продукции, вступив в непосредственный контакт с представителями поставщиков.

Товарные биржи, дают возможность организациям-покупателям приобретать отдельные ее партии с учетом стоимостного фактора.

Через аукционную продажу могут быть приобретены единичные экземпляры или мелкие партии продукции.

В рыночных условиях логистические методы решения задачи выбора поставщика связаны с анализом конъюнктуры рынка, с помощью которого выявляются:

- степень дефицитности материальных ресурсов;

- продажные цены на материальные ресурсы;

- наличие альтернативных каналов приобретения материальных ресурсов;

- частоту предложения и т.д.

Каждый поставщик самостоятельно определяет экономически целесообразные для него объемы реализации (партии отгрузки) продукции покупателям. При этом изготовитель определяет минимальный, а оптовые посредники – минимальный и максимальный размеры реализуемых ими партий продукции по заказу (договору) в целом и единовременным поставкам”.

Стоимость продажи материальных ресурсов формируется по затратному принципу и определяется:

- объемом реализации в целом на период действия договора;

- условиями реализации, определяющими размеры (партионность), частоту и способ поставки (доставки) продукции;

- набором и стоимостью оказываемых покупателям пред- и послепродажных услуг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.64.238 (0.1 с.)