Организация производства: типы, формы и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация производства: типы, формы и методы



Производство – это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Содержание производства определяет трудовая деятельность, включающая сам труд, предметы труда и средства (орудия) труда.

Производственные подразделения предприятия, прямо или косвенно участвующие в производственном процессе, взаимосвязи между ними, принятые в совокупности, составляют производственную структуру предприятия.

Общая структура предприятия – понятие более широкое. Она включает в себя весь комплекс производственных подразделений, организацию по управлению предприятием и обслуживанию работников, их число, взаимосвязи и соотношения между ними.

Важнейшей задачей предприятия (организации) является построение его рациональной производственной и общей структуры.

Совокупность способов, приемов и правил оптимального сочетания основных элементов производственного процесса в пространстве и во времени на всех стадиях производства представляет собой методы организации производства.

Основной структурой производственной единицей предприятия является цех (или участок) – обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производственного процесса.

В машиностроении, так же как и в некоторых других отраслях, цехи, как правило, подразделяются на четыре группы: основные, вспомогательные, подсобные и побочные. В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации.

Особую роль в производственной структуре предприятия играют научные и научно – исследовательские подразделения: конструкторские и технологические, научно – исследовательские институты и лаборатории.

Под типом производства понимают комплексную характеристику особенностей организации, техники и экономики производства. Различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

Наиболее эффективное и высокопроизводительное – массовое производство. Здесь за счет повторяющихся значительных объемов производства появляется возможность применять специальное высокопроизводительное оборудование, передовые технологические процессы, прогрессивные методы организации производства и труда.

Форма организации процесса производства представляет собой определенное сочетание во времени и в пространстве элементов этого процесса. Различают последовательную, параллельную и параллельно – последовательную формы организации производства.

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственная структура есть форма организации производственного процесса на предприятии и поэтому оказывает большое влияние на эффективность выполнения поставленных целей, обеспечение развития предприятия.

Производственная структура предприятия – это система повторяющегося взаимодействия между подразделениями предприятия, обусловленная сложившимся разделением и кооперацией труда, уровнем технического развития и организации производства, характером производимой продукции, степенью вовлеченности в процесс глобализации и конкуренции на рынке.

Структурными подразделениями предприятия служат цехи, участки и службы. В соответствии с характером процессов труда на предприятии обычно существуют основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения.

Основным направлением совершенствования организационной структуры является ее максимальная ориентация на потребителя при оптимизации процесса создания стоимости исходя из особенностей самого предприятия. Одной из современных тенденций совершенствования производственной структуры в настоящее время продолжает оставаться формирование гибких производственных процессов.

Важную роль в производственной структуре предприятия на современном этапе играют конструкторские и технологические подразделения, научно – исследовательские отделы и лаборатории, осуществляющие научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы. Функционирование такого подразделения в структуре предприятия позволяет ему заниматься инновационной деятельностью, направленной на расширение ассортимента продукции и повышение ее качества, что способствует усилению конкурентных позиций предприятия.

Организационная структура предприятия представляет собой структуру управления предприятием. Она непосредственно связана с производственной, определяется задачами, которые стоят перед предприятием, многообразием функций управления и их объемом. Организационная структура предприятия обеспечивает контроль и координацию деятельности подразделений предприятия, отражает уровень полномочий, делегированных различным функциональным и линейным подразделениям предприятия.

Организационные структуры предприятия постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.

Современная организация – это совокупность специализированных отделов, и в то же самое время – это деятельность по реализации процессов. Для описания любого бизнеса можно использовать два способа: функциональный и процессный. Функциональное описание соответствует иерархической структуре организации, процессное – совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих процессов.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Концентрация производства имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество заключается в возможности концентрации средств для развития производства и социальной сферы; недостаток – в неспособности к быстрой перестройке производства на выпуск новых изделий.

В условиях перехода к рыночным отношениям концентрация постепенно утрачивает свои преимущества. Основное значение в условиях рынка приобретает возможность перестройки производства на другой вид продукции. Российской промышленности необходимы структурная перестройка, дифференциация крупных предприятий, создание малых предприятий, способных быстро перестраиваться на выпуск новых изделий.

Для совершенствования внутрипроизводственного управления следует проводить разукрупнение чрезмерно больших предприятий, создавать дочерние фирмы, способствовать развитию малого бизнеса.

Комбинирование есть экономически эффективная форма общественной организации производства. Существуют разные формы комбинирования, основанные на последовательной переработке сырья, использовании отходов производства, комплексной переработке сырья.

 

 

РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Прибыль предприятия – это и цель его функционирования, и главный результат деятельности.

В своем стремлении повысить прибыль предприятие обладает четырьмя степенями относительной свободы: установления цен, формирования затрат, выбора номенклатуры и ассортимента продукции и формирования объемов продукции.

Обеспечить получение прибыли предприятие может только в том случае, если наращиваются объемы реализации, которые в свою очередь зависят от работ по маркетингу, повышению качества выпускаемой продукции и от уровня издержек на продукцию.

Нерентабельная работа предприятия в течение долгого времени должна настораживать руководство, поскольку предприятие может попасть в разряд несостоятельных, а затем обанкротиться.

В зависимости от форм собственности в народном хозяйстве действуют частные, муниципальные и государственные предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности.

Любое предприятие независимо от организационно – правовой собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой.

В условиях рынка предприятие решает две задачи – произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить – какой ассортимент, в каком количестве, - предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Маркетингом необходимо заниматься постоянно – как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции.

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:

Ø Характеристику товаров (являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена для потребителя, каковы цели конкурентов);

Ø Общую характеристику рынка (большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов);

Ø Каналы распространения товаров (наличие посредников между производителями и потребителями, их число);

Ø Конкретное состояние рынка (существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень);

Ø Законодательные ограничения (существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности);

Ø Уровни управленческой деятельности в области маркетинга (долговременные цели фирмы (на 10-15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития);

Ø Финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

Ø Перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;

Ø Оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям;

В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий:

ü Внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;

ü Рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;

ü Зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;

ü Насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;

ü Спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.

Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы иной потребительской стоимости.

Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Для экономики предприятия в известной мере безразличны производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что ее интересует, - это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает, что доходная часть выше расходной (рентабельная работа предприятия), или расходная часть выше доходной (убыточная работа предприятия), или, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).

Как работает предприятие – прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости – в существенной мере зависит от форм и методов преобразования и может быть определено рядом как частных, так и общих показателей эффективности. Целесообразно построить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе с ресурсами на выходе:

  V L F M S
F   L/V F/V M/V V-S
L V/L        
F V/F        
M V/M        
S V-S        

 

Здесь V – общий объем валовой или чистой продукции, руб.;

L – средняя численность работников;

F – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

М – текущие материальные затраты на производство продукции, руб.;

S – себестоимость продукции, руб.

Не все элементы матрицы имеют экономический смысл, но, рассматривая вертикаль и первую горизонталь, видим, что элементы составляют важные показатели эффективности производственной деятельности предприятия;

V/L – объем произведенной продукции на число занятых – производительность живого труда;

L/V – трудоемкость производимой продукции, показывает, сколько единиц живого труда потребуется для изготовления единицы продукции;

V/L, L/V – эффективность использования живого труда;

V/F – эффективность использования основных производственных фондов – фондоотдача;

F/V – фондоемкость;

V/M – эффективность использования материальных затрат – материалоотдача;

M/V – материалоемкость;

V-S – прибыль предприятия или убыток, при равенстве показателей – самоокупаемость.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.117.25 (0.02 с.)