Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджетный дефицит, причины возникновения и способы финансированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность, т.е. наличие дефицита, когда расходы превышают доходы. Дефицит существует практически во всех странах, что связано с ростом роли государства в экономике; увеличением расходов на социальные цели; увеличением расходов на содержание административного аппарата; циклическим развитием экономики. Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина сальдо госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д. Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами: - долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов; - стадией экономического цикла, в которой находится страна; - текущей политикой государства. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате сознательного планирования превышения расходов над доходами. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту. Второй возникает в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, налоговых неплатежей). Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит - дефицит, рассчитанный при предположении о полной или высокой занятости. Он возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне выпуска полной занятости. Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Различие между структурным и фактическим дефицитом проявляется благодаря тому, что государственные доходы и расходы систематически отражают экономический цикл. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. Бюджет обычно балансируют ежегодно или в более длительном периоде на циклической или функциональной основе. До Великой депрессии 30-х гг. общепризнанным считался ежегодно балансируемый бюджет. Однако такой подход к ликвидации бюджетного дефицита имеет существенные недостатки, особенно если экономика находится на стадии спада. Кроме того, следует учитывать, что государство стремясь сбалансировать бюджет ежегодно может менять систему налоговых платежей и государственных расходов, что порождает нестабильность и риск в предпринимательской деятельности. Поэтому в большинстве стран пытаются балансировать госбюджет на циклической основе, то есть пытаются выравнять доходы и расходы государственного бюджета за ряд лет, составляющих продолжительность экономического цикла. В период кризиса формируется дефицит бюджета, так как сокращаются налоговые поступления и растут государственные расходы. А в период подъема экономики наоборот, растут налоговые поступления бюджета и сокращаются расходы. Сбалансировать бюджет на циклической основе достаточно трудно, так как нельзя предвидеть продолжительность цикла. Кроме того, жесткая бюджетная и денежная политика помогает держать бюджетный дефицит на относительно стабильном уровне. При балансировке на функциональной основе на первый план выдвигается решение текущих проблем социально-экономического развития. В этом случае финансовая политика направлена на увеличение доходов госбюджета путем реализации мер, ориентированных на оздоровление экономики. Проблема сбалансированности бюджета как такового не рассматривается как первоочередная. На передний план выдвигается проблема развития производства и достижения полной занятости. В краткосрочном периоде бюджетный дефицит и инфляция могут даже возрасти, однако по мере стабилизации экономики налоговые поступления обеспечат ликвидацию бюджетного дефицита. Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета: - кредитно-денежная эмиссия; - долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций; - увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова. Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. Если дефицит госбюджета финансируется за счет эмиссии денег, то создаются условия для инфляции в стране. Правительство заинтересовано в умеренной инфляции, так как инфляция, во-первых, обесценивает государственный долг, и, во-вторых, обеспечивает правительству дополнительные средства для финансирования долга в виде инфляционного налога и сеньоража. Сеньораж – доход государства от эмиссии денег в результате его монопольного права печатать деньги. Сеньораж может быть измерен покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за данный период. Сеньораж приводит к повышению среднего уровня цен и росту номинальных доходов. В результате все экономические субъекты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие налоговые платежи. Инфляционный налог – потери капитала, понесённые владельцами денежных средств в результате инфляции. В условиях растущей инфляции, перерастающей в гиперинфляцию, может возникнуть эффект Танзи-Оливера – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых платежей в госбюджет. За время такой затяжки происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. Рост цен приводит к увеличению расходов госбюджета. В итоге дефицит возрастает, вызывая рост эмиссии денег и усиление инфляции. Государственные займы как средство финансирования дефицита госбюджета менее опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих субъектов на финансовом рынке. Кроме того, действует эффект Барроу, который объясняет сокращение темпов роста экономики страны. Выпуск государственных ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета приводит к тому, что субъекты часть своих сбережений направляют на покупку этих бумаг. Следовательно, на рынок свободных денежных средств направляется сбережений меньше и при прежнем спросе на инвестиции это вызывает рост ставки процента, который делает многие инвестиционные проекты нецелесообразными. Уменьшение объема планируемых инвестиций замедляет темпы роста национальной экономики. Кроме того, следует учитывать последствия событий на валютном рынке страны. Повышение ставки процента делает вложения в государственные ценные бумаги более выгодными для держателей валютных средств других стран. Это приводит к притоку иностранной валюты в страну и росту спроса на национальную валюту, что вызывает повышение курса национальной валюты. Следствием роста курса становится ухудшение условий внешней торговли, то есть сокращается экспорт и растет импорт, что еще в большей степени замедляет рост экономики. В результате этих процессов национальная экономика вместо того, чтобы увеличить рост производства с Y0 до Y1, растет всего на Y0Y2. (Рис.4.2). Рис.4.2 Эффект Барроу Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между сторонниками традиционной и рикардианской точек зрения на государственный долг. Согласно традиционной точке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет государственных займов и накопления долга, стимулирует рост потребительских расходов и приводит к сокращению национальных сбережений. Рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в краткосрочном периоде, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накопленного капитала и ограничению экономического роста. Согласно рикардианской точки зрения, снижение налогов, финансируемое за счет увеличения государственного долга, не вызывает роста потребительских расходов и ограничение роста сбережений, а только в определенной мере перераспределяет налоговое бремя от настоящего поколения к будущим. Каждая из этих концепций не может быть полностью опровергнута и оказывает известное воздействие на формирование конкретных моделей бюджетно-налоговой политики. Поведение инвестиционного спроса также может быть различна. Эффект вытеснения предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако, если экономика первоначально находиться в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора. Это может улучшить ожидания прибыли у частного бизнеса и вызвать сдвиг кривой инвестиционного спроса. Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать эффект вытеснения Вместе с тем в экономической теории есть теорема эквивалентности Риккардо, в соответствии с которой, государство может заменить традиционное взимание налогов принудительной продажей облигаций на ту же сумму. Оба подхода оказываются эквивалентными с точки зрения влияния на сбережения населения, накопление капитала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.30 (0.007 с.) |