Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтернативные теории потребленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 50-60 г. ХХ века экономисты, неудовлетворенные теорией Кейнса, начали разработали новые подходы к объяснению данного явления. Артур Смит предложил гипотезу абсолютного дохода, в соответствии с которой истинной является только функция потребления краткосрочного периода, так как только она способна адекватно отражать решения потребителей. Функция потребления долгосрочного периода является иллюзией, возникающей в результате смещения функции потребления краткосрочного периода со временем вверх. Такое смещение объясняется Смитом воздействием структурных экономических факторов: миграцией сельского населения в города, старением населения, увеличением в структуре потребления товаров длительного пользования и предметов роскоши и т.д. Дж. С. Дьюзенберри утверждал, что потребление индивида в данный момент зависит не от абсолютных размеров дохода, а от относительного дохода, то есть принадлежности к той или иной группе в распределении дохода и его собственными прошлыми доходами. У Дьюзенберри подразумевалось, что наиболее вероятное стандартное поведение типичного потребителя определяется скорее предыдущим высоким уровнем дохода, чем его текущим восприятием. В формализованном виде функцию потребления Дж. С. Дьюзенберри можно представить в виде: , где Сt – потребление в период времени t Cy - уровень потребления, определяемый величиной дохода; C0 – автономное потребление; ymax - максимальный доход, который субъект получал в прошлом; yt – доход получаемый в период времени t Рис. 3.4 Модель Дьюзенберри
Предположим, что в условии равновесия доход равен yt (Рис.3.4). Экономический кризис привел к сокращению дохода до y1. Домохозяйства примут решение потреблять в соответствии с величиной их дохода в условии равновесия yt, а не в данный момент времени и поэтому их потребление будет соответствовать точке В на кривой функции краткосрочного периода, а не кривой долгосрочного периода. Если в экономике наблюдается подъем и доход вырастет до уровня y2, то потребители увеличат потребление и переместятся в точку D из положения А. Если, после окончания экономического подъема, доход не изменится, останется на уровне y2,, то субъекты увеличат свое потребление и перейдут в положение Е. Данная теория объясняет природу различного объема потребления у субъектов с одинаковым доходом: если два субъекта имеют одинаковые доходы, но живут в разных районах, при этом субъект А живет в районе, в котором соседи имеют относительно более высокие доходы, а субъект В живет в районе, где соседи имеют относительно более низкий доход, то у первого субъекта потребление будет больше. Это связано с тем, что субъект А в своем потреблении будет ориентироваться на доходы соседей, их уровень потребления, стараясь выглядеть не хуже их. Важным моментом этой теории является положение о "демонстрационном эффекте". В тоже время субъект В будет сам являться примером для своих соседей, и поэтому в потреблении он будет ориентироваться на величину своего дохода. Данная теория подтверждает основные правила Кейнса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Однако теория имеет «слабое место», т.к. не применяется в случае резкого роста дохода у субъекта и не может теоретически обосновывать сокращения потребления в период кризиса. Милтон Фридмен вводит в теорию потребления понятие перманентного дохода, под которым понимается устойчивый доход, который субъект ожидает получать в течение длительного времени. Он рассчитывается как взвешенная сумма текущего и прошлого уровней дохода за вычетом налогов, причем веса, с которыми учитываются эти доходы, представляют собой элементы убывающей геометрической прогрессии. Перманентный доход определяется всем богатством субъекта, связанным как с его деловыми качествами, так и располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью). Часть перманентного дохода тратится на потребление. Причем, если не учитываются стохастические ошибки, порожденные особенностями случайного дохода, эта величина остается постоянной для всего периода времени, в течение которого субъект предполагает получать данный стабильный перманентный доход. А раз так, то функция потребления по Фридмену схожа с функцией Кузнеца и описывается уравнением: . Однако у каждого субъекта кроме перманентного дохода есть случайные (временные) доходы. К таким доходам Фридмен относит: а) Временный доход, представляющий случайное отклонение от обычного тренда (выигрыш в лотерею). В данном случае субъекты практически не станут менять своего текущего потребления. б) Временный доход, начинающий играть роль перманентного дохода (передвижение по работе). В данном случае аналогичным образом меняется потребление. в) Ожидаемое отклонение дохода (ожидаемое перемещение по работе). В этом случае даже если доход не меняется происходит изменение потребительских расходов. Эти отклонения помогают объяснить колебания потребления в краткосрочном периоде, но практически не оказывают воздействие на потребление в долгосрочном периоде. Таким образом, М.Фридмен пришел к выводу, что функция потребления краткосрочного периода является чистой иллюзией. Только функция потребления долгосрочного периода имеет значение и поэтому потребление определяется не величиной дохода в каждый конкретный период экономической конъюнктуры, а величиной перманентного дохода. Фактически М. Фридмен, пытаясь опровергнуть теорию потребления Кейнса, пришел к аналогичным выводам, так как потребление зависит от величины перманентного дохода; МРС больше нуля, но меньше единицы. Определенной заслугой Фридмена можно считать то, что, рассматривая перманентный доход, он включил в него не только текущие денежные средства, но и элементы реального богатства, воплощенные в ценные бумаги, недвижимость, товары длительного пользования и т.д., отразил влияние ожидаемого уровня инфляции. Вместе с тем Фридмен делает вывод, что попытки государства воздействовать на совокупный спрос за счет увеличения дохода населения не имеет эффекта в виду устойчивости функции потребления. Теория перманентного дохода Фридмана получила дальнейшее развитие в теориях адаптивных и рациональных ожиданий. Теория адаптивных ожиданий утверждает, что субъекты ожидают, что в будущем их доходы будут такими же, как и в текущем периоде времени. Поэтому расходы на потребление является постоянной величиной, т.к. субъекты стремятся поддержать потребление на неизменном уровне. Если выяснится, что они ошиблись в своих ожиданиях и доход изменился, то субъекты признают свою ошибку, изменят свои потребительские расходы, и в дальнейшем будут ориентироваться на новый уровень дохода и потребления. Теория рациональных ожиданий утверждает, что потребители владеют полной информацией обо всех процессах, происходящих в экономике, понимают законы, по которым развивается экономика, всегда стремятся максимизировать свое благосостояние на основе этой информации. А раз так, то потребление субъекта будет стабильно, ориентировано на доход на протяжении всей жизни. Поэтому в начале своего жизненного пути они могут занимать деньги, рассчитывая вернуть долг в зрелом возрасте, когда доход увеличится. Теория адаптивных и рациональных ожиданий направлена, прежде всего, против идеи Д.М.Кейнса о стимулировании совокупного спроса как метода ускорения экономического роста и борьбы с безработицей. Франко Модильяни со своими коллегами Альбертом Андои Ричардом Брумбергом в 1954 г. разработал теорию жизненного цикла. Он сознательную жизнь человека разбил на два этапа: 1) активная трудовая деятельность; 2) пенсионный этап. При этом Модильяни предполагает, что совокупный доход человек получает неравномерно: совокупный доход увеличивается, когда человек работает, затем совокупный доход уменьшается. Сбережения определяются желанием субъекта обеспечить себе желаемый уровень потребления в старости и сбережения позволяют перераспределять доход с периода, когда он высок, на период, когда он низок или его вообще нет. На протяжении всей жизни человек хочет поддержать единый уровень потребления. Поэтому в первом периоде часть дохода он сберегает, причем столько, чтобы потребление во втором периоде не снизилось. С учетом этого функция потребления Мольдильяни имеет вид: , где a, b, c – MPC соответствующих форм дохода; W – реальные богатства, которыми располагает субъект; Ya – доход, который получает в течении трудовой деятельности; Yn – доход на пенсии. Исследования современных экономистов показывают, что существуют два пути в определении потребления в будущем: 1) использовать теорию жизненного цикла или теорию перманентного дохода. Сложность данных подходов заключается в том, чтобы правильно определить величину перманентного дохода или продолжительность жизни. 2) уравнение функции потребления Кейнса можно использовать в краткосрочном периоде.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.23 (0.009 с.) |