Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтернативные теории потребления

Поиск

В 50-60 г. ХХ века экономисты, неудовлетворенные теорией Кейнса, начали разработали новые подходы к объяснению данного явления.

Артур Смит предложил гипотезу абсолютного дохода, в соответствии с которой истинной является только функция потребления краткосрочного периода, так как только она способна адекватно отражать решения потребителей. Функция потребления долгосрочного периода является иллюзией, возникающей в результате смещения функции потребления краткосрочного периода со временем вверх. Такое смещение объясняется Смитом воздействием структурных экономических факторов: миграцией сельского населения в города, старением населения, увеличением в структуре потребления товаров длительного пользования и предметов роскоши и т.д.

Дж. С. Дьюзенберри утверждал, что потребление индивида в данный момент зависит не от абсолютных размеров дохода, а от относительного дохода, то есть принадлежности к той или иной группе в распределении дохода и его собственными прошлыми доходами. У Дьюзенберри подразумевалось, что наиболее вероятное стандартное поведение типичного потребителя определяется скорее предыдущим высоким уровнем дохода, чем его текущим восприятием. В формализованном виде функцию потребления Дж. С. Дьюзенберри можно представить в виде:

,

где Сt – потребление в период времени t

Cy - уровень потребления, определяемый величиной дохода;

C0 – автономное потребление;

ymax - максимальный доход, который субъект получал в прошлом;

yt – доход получаемый в период времени t

Рис. 3.4 Модель Дьюзенберри

 

Предположим, что в условии равновесия доход равен yt (Рис.3.4). Экономический кризис привел к сокращению дохода до y1. Домохозяйства примут решение потреблять в соответствии с величиной их дохода в условии равновесия yt, а не в данный момент времени и поэтому их потребление будет соответствовать точке В на кривой функции краткосрочного периода, а не кривой долгосрочного периода. Если в экономике наблюдается подъем и доход вырастет до уровня y2, то потребители увеличат потребление и переместятся в точку D из положения А. Если, после окончания экономического подъема, доход не изменится, останется на уровне y2,, то субъекты увеличат свое потребление и перейдут в положение Е.

Данная теория объясняет природу различного объема потребления у субъектов с одинаковым доходом: если два субъекта имеют одинаковые доходы, но живут в разных районах, при этом субъект А живет в районе, в котором соседи имеют относительно более высокие доходы, а субъект В живет в районе, где соседи имеют относительно более низкий доход, то у первого субъекта потребление будет больше. Это связано с тем, что субъект А в своем потреблении будет ориентироваться на доходы соседей, их уровень потребления, стараясь выглядеть не хуже их. Важным моментом этой теории является положение о "демонстрационном эффекте". В тоже время субъект В будет сам являться примером для своих соседей, и поэтому в потреблении он будет ориентироваться на величину своего дохода.

Данная теория подтверждает основные правила Кейнса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Однако теория имеет «слабое место», т.к. не применяется в случае резкого роста дохода у субъекта и не может теоретически обосновывать сокращения потребления в период кризиса.

Милтон Фридмен вводит в теорию потребления понятие перманентного дохода, под которым понимается устойчивый доход, который субъект ожидает получать в течение длительного времени. Он рассчитывается как взвешенная сумма текущего и прошлого уровней дохода за вычетом налогов, причем веса, с которыми учитываются эти доходы, представляют собой элементы убывающей геометрической прогрессии. Перманентный доход определяется всем богатством субъекта, связанным как с его деловыми качествами, так и располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью). Часть перманентного дохода тратится на потребление. Причем, если не учитываются стохастические ошибки, порожденные особенностями случайного дохода, эта величина остается постоянной для всего периода времени, в течение которого субъект предполагает получать данный стабильный перманентный доход. А раз так, то функция потребления по Фридмену схожа с функцией Кузнеца и описывается уравнением:

.

Однако у каждого субъекта кроме перманентного дохода есть случайные (временные) доходы. К таким доходам Фридмен относит:

а) Временный доход, представляющий случайное отклонение от обычного тренда (выигрыш в лотерею). В данном случае субъекты практически не станут менять своего текущего потребления.

б) Временный доход, начинающий играть роль перманентного дохода (передвижение по работе). В данном случае аналогичным образом меняется потребление.

в) Ожидаемое отклонение дохода (ожидаемое перемещение по работе). В этом случае даже если доход не меняется происходит изменение потребительских расходов.

Эти отклонения помогают объяснить колебания потребления в краткосрочном периоде, но практически не оказывают воздействие на потребление в долгосрочном периоде.

Таким образом, М.Фридмен пришел к выводу, что функция потребления краткосрочного периода является чистой иллюзией. Только функция потребления долгосрочного периода имеет значение и поэтому потребление определяется не величиной дохода в каждый конкретный период экономической конъюнктуры, а величиной перманентного дохода.

Фактически М. Фридмен, пытаясь опровергнуть теорию потребления Кейнса, пришел к аналогичным выводам, так как потребление зависит от величины перманентного дохода; МРС больше нуля, но меньше единицы.

Определенной заслугой Фридмена можно считать то, что, рассматривая перманентный доход, он включил в него не только текущие денежные средства, но и элементы реального богатства, воплощенные в ценные бумаги, недвижимость, товары длительного пользования и т.д., отразил влияние ожидаемого уровня инфляции.

Вместе с тем Фридмен делает вывод, что попытки государства воздействовать на совокупный спрос за счет увеличения дохода населения не имеет эффекта в виду устойчивости функции потребления.

Теория перманентного дохода Фридмана получила дальнейшее развитие в теориях адаптивных и рациональных ожиданий. Теория адаптивных ожиданий утверждает, что субъекты ожидают, что в будущем их доходы будут такими же, как и в текущем периоде времени. Поэтому расходы на потребление является постоянной величиной, т.к. субъекты стремятся поддержать потребление на неизменном уровне. Если выяснится, что они ошиблись в своих ожиданиях и доход изменился, то субъекты признают свою ошибку, изменят свои потребительские расходы, и в дальнейшем будут ориентироваться на новый уровень дохода и потребления.

Теория рациональных ожиданий утверждает, что потребители владеют полной информацией обо всех процессах, происходящих в экономике, понимают законы, по которым развивается экономика, всегда стремятся максимизировать свое благосостояние на основе этой информации. А раз так, то потребление субъекта будет стабильно, ориентировано на доход на протяжении всей жизни. Поэтому в начале своего жизненного пути они могут занимать деньги, рассчитывая вернуть долг в зрелом возрасте, когда доход увеличится.

Теория адаптивных и рациональных ожиданий направлена, прежде всего, против идеи Д.М.Кейнса о стимулировании совокупного спроса как метода ускорения экономического роста и борьбы с безработицей.

Франко Модильяни со своими коллегами Альбертом Андои Ричардом Брумбергом в 1954 г. разработал теорию жизненного цикла. Он сознательную жизнь человека разбил на два этапа:

1) активная трудовая деятельность;

2) пенсионный этап.

При этом Модильяни предполагает, что совокупный доход человек получает неравномерно: совокупный доход увеличивается, когда человек работает, затем совокупный доход уменьшается. Сбережения определяются желанием субъекта обеспечить себе желаемый уровень потребления в старости и сбережения позволяют перераспределять доход с периода, когда он высок, на период, когда он низок или его вообще нет. На протяжении всей жизни человек хочет поддержать единый уровень потребления. Поэтому в первом периоде часть дохода он сберегает, причем столько, чтобы потребление во втором периоде не снизилось. С учетом этого функция потребления Мольдильяни имеет вид:

,

где a, b, c – MPC соответствующих форм дохода;

W – реальные богатства, которыми располагает субъект;

Ya – доход, который получает в течении трудовой деятельности;

Yn – доход на пенсии.

Исследования современных экономистов показывают, что существуют два пути в определении потребления в будущем:

1) использовать теорию жизненного цикла или теорию перманентного дохода. Сложность данных подходов заключается в том, чтобы правильно определить величину перманентного дохода или продолжительность жизни.

2) уравнение функции потребления Кейнса можно использовать в краткосрочном периоде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.23 (0.009 с.)