Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты денежно-кредитной политики

Поиск

Кредитно-денежная политика представляет собой совокупность действий правительства, направленных на регулирование рынка денег для решения социально-экономических проблем, стоящих перед страной. Причины регулирования денежного рынка заключаются в следующем:

1) эмиссия денег является одним из способов покрытия дефицита госбюджета и благодаря монополии эмиссии государство не может обанкротиться;

2) регулируя параметры денежной массы, государство может эффективно управлять экономикой в целом;

3) контроль над потоками денег является одним из гарантов экономической безопасности и суверенитета страны.

Кредитно-денежная политика обычно осуществляется независимым от правительства Национальным банком или совместно денежными властями в лице Национального банка и правительства.

Проведение кредитно-денежной политики предполагает преимущественно косвенные инструменты, которые регулируют в основном предложение денег. В их числе: операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, норма обязательных резервов, учетная ставка.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа ценных бумаг в целях регулирования общего уровня ликвидности. Операции обычно предпринимаются в целях изъятия излишней массы денег или включения дополнительной денежной массы в обращение.

Механизм воздействия проявляется в том, что когда Национальный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков и населения, то количество денег в экономике расширяется, стимулируя тем самым деловую активность. Если Национальный банк продает ценные бумаги, то из обращения изымается часть денежных средств, что делает их более редкими и дорогими. Как правило, этими операциями занимается специальный отдел Национального банка. Операции на этом рынке не предполагают никакого административного принуждения по отношению к кредитным учреждениям. Каждый банк и субъект принимает решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг добровольно, на оценке выгодности этих операций. С учетом этого, воздействие данного метода является избирательным и в первую очередь затрагивает те банки, которые предпочитают иметь активы в форме государственных ценных бумаг. Привлекательностью данного метода регулирования является то, что эти операции могут осуществляться не одновременно, а с небольшими партиями ценных бумаг, что позволяет анализировать воздействие на рынок денег и гибко менять политику в зависимости от эффекта. Использование данного метода оказывается эффективным в том случае, если существует развитый рынок ценных бумаг и развитая кредитная система. Только в этом случае изменение объема государственных ценных бумаг быстро отразится на денежном рынке и на объеме резервов коммерческих банков.

Операции на открытом рынке существуют защитные и динамические. Динамические – призваны обеспечить направленные изменения в системе банковских резервов. Защитные операции, направленные на предотвращение неблагоприятных изменений банковских резервов, вызываемых действиями других государственных учреждений.

В ряде случаев они используются для финансирования дефицита госбюджета. В этом случае Национальный банк выступает в качестве продавца государственных долговых обязательств и выплате процентов по ним. Осуществляться операции могут на первичном и вторичном рынке ценных бумаг. В чистом виде операции на открытом рынке считаются таковыми только на вторичном рынке. На первичном рынке такие операции проводятся в тех странах, где вторичный рынок не развит.

Норма обязательных резервов – устанавливаемый Национальным банком уровень денежных резервов, который коммерческие банки должны поддерживать на специальных счетах в Национальном банке. Используется в большинстве стран для обеспечения платежеспособности коммерческих банков по привлеченным депозитам и обеспечения среднесрочного регулирования ликвидности. Резервные требования обычно устанавливаются на разном уровне для разных видов депозитов: чем выше ликвидность депозита, тем выше норма требований. Поэтому самая высокая норма по депозитам до востребования. В целом рост нормы обязательных резервов приводит к сокращению денежной массы, а ее снижение - к росту.

Учетная ставка – это ставка процента, по которой Национальный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Обычной практикой считается предоставление в качестве залога различных государственных ценных бумаг. В развитых странах Национальный банк до 80-х годов выдавал кредиты только коммерческим банкам. В настоящее время их могут получать любые частные кредитные учреждения, имеющие право открывать чековые счета. Однако кредиты у Национального банка могут получить не все коммерческие банки. Отказ в предоставлении кредита может последовать со ссылкой на нежелательный характер финансовых операций данного заемщика.

Изменение учетной ставки всегда имеет большую информационную нагрузку, так как сигнализирует деловому миру об основном направлении регулирования денежного рынка Национальным банком. Существует тесная связь между учетной ставкой и рыночной ставкой процента. С одной стороны изменение рыночной ставкой процента вызывает соответствующее изменение учетной ставки. С другой стороны изменение учетной ставки вызывает изменение рыночной ставки процента. Рост кредитования со стороны Национального банка предполагает снижение учетной ставки и ведет к росту предложения денег, уменьшение кредитования ведет к сокращению денежной массы. Процентная ставка, по которой, осуществляется рефинансирование, должна быть выше рыночной, чтобы коммерческие банки использовали данный источник кредита только тогда, когда источники кредита на частном рынке исчерпаны. Хотя с учетом того, что коммерческие банки предпочитают обращаться за кредитами в Национальный банк лишь в крайних случаях, влияние учетной ставки не оказывает существенного воздействия на цену кредитов, предоставленных коммерческие банки.

Прямые инструменты – механизмы кредитно-денежной политики, непосредственно влияющие на процентные ставки или размеры выдаваемых кредитов и регулирующие предложение денег коммерческими банками.

С помощью прямых инструментов государство может непосредственно устанавливать определенные показатели развития денежного рынка. В их числе:

· контроль над ставкой процента – директивное указание на уровень ставки процента. Национальный банк может контролировать уровень, верхний или нижний предел и размах колебаний процентной ставки по всем или отдельным видам банковских операций;

· контроль над нижним уровнем ставки процента по депозитам. Обычно устанавливается на уровне или с небольшой премией к ставке рефинансирования;

· верхний уровень ставки по кредитам. Используется для регулирования прибыльности коммерческих банков и устанавливается с премией к ставке рефинансирования;

· межбанковские льготные ставки – нижний уровень ставки процента, устанавливаемый Национальным банком для кредитных операций на межбанковском рынке, способствующий поддержанию ее на высоком уровне. Применяются также для переучета по более выгодной ставке процента векселей приоритетных отраслей и отдельных банков для поддержания их ликвидности;

· потолки межбанковского кредита. Применяются для сдерживания роста денежной массы через сокращение физического объема межбанковских кредитов;

· коэффициенты ликвидности – устанавливаемые соотношения размеров активов и капитала для коммерческих банков с целью сокращения риска банковских операций или стоимости кредита для заемщика. Рост коэффициентов ликвидности сокращает предложение денег;

· целевые кредиты – кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам для финансирования определенных проектов в соответствии с государственными приоритетами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.007 с.)