Нормы международного права: понятие и виды. Международный нормотворческий процесс. Мягкое право. Юридически обязательная сила международного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы международного права: понятие и виды. Международный нормотворческий процесс. Мягкое право. Юридически обязательная сила международного права.



Норма международного права- это юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в международных отношениях.

 

Международно-правовые нормы (МПН) является универсальной формой существования международного права.

 

Нормы международного права создаются на основе добровольных соглашений между его субъектами.

 

Важным признаком МПН является то, что большинство из них не имеет общеобязательного характеру.Група государств не может создать нормы для других государств. Каждая международная сделка или обычной нормой создает объективное право только для государств, которые выразили на то явную или молчаливое согласие.

 

МПН имеют особую внутреннюю структуру: чаще всего они содержат лишедиспозицию (правило должного поведения), реже - гипотезу и диспозицию, а санкция - отсутствует (определяются самостоятельным институтом международно-правовых санкций).

 

Итак, МПН имеют следующие особенности:

 

объект регулирования; 2) метод регулирования; 3) «согласительный», «координационный» характер МПН; 4) обязательность только для сторон, ее добровольно признали; 5) форма существования - международный договор, обычай, отдельные акты международных организаций; 6) обеспечение реализации - самими государствами или их объединениями - международными организациями; 7) структурная особенность - отсутствие санкции как структурного элемента нормы.

 

Классифицировать МПН можно по следующим критериям:

 

1. По месту в системе: принципы, нормы.

 

По сфере действия: универсальные; региональные; локальные и партикулярные.

 

По юридической силе: императивные; диспозитивные; рекомендательные.

 

По характеру нормативного предписания: обязывающие; запрещающие; управомочивающие; отсылочные.

 

По функциям в системе: материальные; процессуальные

 

По форме и способу образования: обычные; договорные; решения международных организаций.

 

По сроку действия: срочные; бессрочные.

 

Основными признаками универсальных норм глобальная действие, общеобязательность, образования и отмены международным сообществом в целом. Основная форма существования - обычай.

 

Региональные нормы-это нормы, регулирующие любые межгосударственные отношения, объект которых имеет региональной интерес и которые признаются всеми или большинством государств соответствующего региона Универсальные нормы исторически создавались на базе региональных. Основное требование - не должны противоречить целям и принципам ООН.

 

Локальные или партикулярные нормы регулируют определенные области международных отношений между ограниченным кругом участников. Могут иметь региональный характер - между государствами определенного географического региона, чаще всего - между соседними государствами или нерегионального характер - между государствами, которые находятся в разных географических регионах.

 

Определение императивной нормы (jus cogens) содержится в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров: "... императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, которая имеет такой же характер ".

 

Любой договор является недействительным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. С возникновением новой императивной нормы действие договоров, которые противоречат ей, прекращается.

 

Императивные регулируют наиболее важные, общие отношения международного сообщества в целом, их нарушение наносит ущерб всему международному сообществу.

 

Основная часть МПН являются диспозитивными. Такие договорные нормы юридически обязательны лишь для государств, которые участвуют в них. Диспозитивная норма, которая противоречит императивной является недействительным. Они прекращают действие и изменяются по взаимному согласию государств, которые приняли.

 

Рекомендательные нормиузгоджують отношения между субъектами путем определения желаемой, целесообразной модели поведения, которую обязывают виконувати.Зобовьязуючи нормификсують обязанности взаимодействующих субъектов и определяют пути и средства реализации таких обовьязкив.Уповноважуючи нормимистять права субъектов и определяют пути и средства их реализации.Забороняючи нормизабороняють определенные действия или бездействия, или приписывают сдерживаться от определенных дий.Видсильни нормивизначають общих принципах желаемого поведения субъектов и с целью их выполнения отсылают к конкретным международных соглашений или других норм международного или национального права. материальные нормимистять права и обязанности государств по конкретным объектам международно-правового регулирования, внедряют их правила поведения. Они составляют основной массив МПН.Процесуальни нормивстановлюють субъективные права и юридические обязанности участников международного юридического процесса по осуществлению организационно-процедурной деятельности в ходе создания или реализации материальных норм международного права.

 

Время действия срочных нормвизначаеться в заключительной части договора или завершается с прекращением существования объ объекта договора, после выполнения определенных условий или независимо от воли сторон.

 

Международная правотворчистье активно-творческой деятельностью субъектов международного права по формированию правовой нормы путем согласования государственных интересов, позиций. Государство - главный субъект правотворческого процесса.

 

Основной путь создания норм международного права - достижение соглашения между субъектами международного права. В сфере межгосударственных отношений нет специализированного нормотворческого органа. Сами субъекты осуществляют правотворческие функции. Сложившаяся государственная воля формирует соответствующую позицию государства для достижения результата вместе с другими государствами.

 

Процесса международно-правового нормотворчества характерны две стадии:

 

а) достижение согласия субъектов международного права (в первую очередь государств) по содержанию правил поведения;

 

б) достижение согласия о признании этих правил поведения в качестве норм международного права.

 

Правотворческой стадиям предшествует доправотворча стадия, когда на основе осознания своих потребностей и интересов государство формирует свою позицию и осознает, что защита ее без труда других государств невозможно. Сложившаяся позиция государства, как правило, строится на трех основных компонентах:

 

а) собственного видения механизма решения проблемы;

 

б) прогноза перспективы ее упорядоченного развития;

 

в) возможности использования потенциала других государств в решении указанной проблемы.

 

Международная правотворчество начинается с договорной инициативы, которая может осуществляться в форме предлагаемых проекта соглашения. Международная договорная инициатива может иметь последствия только в том случае, когда она поступила от субъекта международного права, в первую очередь государства, непосредственно или органа уполномоченного от его имени выступать с договорными инициативами.

 

В органы, которые могут выступить от имени государства с договорной инициативе, относятся специализированные и неспециализированные органы внешних сношений. С инициативой заключения договоров могут выступать другие органы, общественные организации и физические лица. Однако они не могут представлять государство в области внешних сношений, а поэтому такая инициатива не порождает для государств обязательств, инициатива международных неправительственных организаций.

 

Непосредственное создание норм международного права начинается с процесса согласования позиций субъектов международного права относительно возможного варианта нормы. Чем больше интерес государства в новой норме международного права и чем больше разница в ее позиции с контрагентами, тем больше арсенал уступок, компромиссов и вспомогательных вариантов будет задействован в ходе согласования позиций. Государство заинтересовано в конечном итоге должна иметь не только обоснованную позицию, но и предварительно определиться, на какие компромиссы она готова пойти для достижения цели. Процесс согласования позиций по своей сути выработкой приемлемого проекта нормы права. Приемлемость определяется сбалансированностью прав и обязанностей участников сделки.

 

Две стадии международного нормотворческого процесса по времени могут совпадать, а могут иметь существенный разрыв иногда до лет.

 

Одна стадия правотворческого процесса не отделена другой в случае, если:

 

Акты международных организаций и конференций принимаются голосованием или консенсусом и государства согласились признать за ними юридическую силу.

 

Международно-правовые акты вступают в силу с момента их подписания.

 

Разрыв между стадиями международного правотворческого процесса закономерен, в случае вступления международно-правового акта в силу на условиях:

 

ратификации,

 

подписание определенным количеством сторон или определенными участниками,

 

наступления определенного события или ситуации и тому подобное.

 

Организационно-правовую основу нормотворческого механизма международных организаций составляют их учредительные акты и правила процедуры главных органов организации.

 

Международная нормотворческая деятельность международных организацийризноманитна. Она может:

 

а) выступить с договорной инициативе,

 

б) предложить проект международно-правового акта,

 

в) созвать дипломатическую конференцию для его обсуждения,

 

г) провести его согласование в рамках собственных органов,

 

д) стимулировать государства к признанию производимого международно-правового акта юридически обязательным,

 

е) осуществлять функцию регистратора и депозитария,

 

е) с помощью государств готовить официальные тексты на разных языках,

 

ж) иметь полномочия толкования, просмотра акта и тому подобное.

 

Международные организации могут также выполнять вспомогательные правотворческие функции при выработке норм международного права другими субъектами. Такую нормотворческую функцию называют квазинормотворчою.

 

Получил распространение термин «мягкое право».Этот термин используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет о особом виде международно-правовых норм, в другом - в неправовых международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, Которые в отличие от «традиционногоправа" не порождают Четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать.

 

Ко второму виду норм "мягкого права" относятся то, что содержатся в неправовых актах, в резолюции международных органов и организаций, в совместных заявления, коммюнике. Примером подобных норм служат документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые стали главным инструментом перестройки системы международных отношений в Европе. Такого рода нормы являются НЕ правовыми, а морально-политическими. Особую разновидность этого вида норм "мягкого права" представляют ожидающие вступу в силу договоры. Их положения учитываются при толковании норм международного права, оказывают влияние на практику государств и даже на национальное законодательство.

 

Источником юридически обязательной силымеждународного права является соглашение государств. Такое соглашение придает юридическую силу не только отдельных договора, но и международному праву в целом. Юридическая сила общепризнанных норм порождается общим соглашением государств, согласием международного сообщества в целом, которое воплощений в принципе добросовестно выполнения обязательств по международному праву. Положение, согласно которому соглашение является источником обязательной силы международного права, находит отражение в международной практике, включая судебную.

 

Проблема обязательной силы международного права связана с самой его природой. Поэтому основные концепции по этому вопросу совпадают с основными школами в международно-правовой доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы в законах природы, в человеческом разуме и т.п. Представители позитивной школы считают таковым согласие, соглашение государств.

 

В свое время значительное распространение получила концепция автолимитациы, т.е. Самоограничение, государства. Ее сторонники утверждал, что международная норма обязывает лишь постольку, поскольку такова воля государства. Будучи "абсолютно свободной", она может меняться. В результате международное право понимается ими скорее как "внешнегосударственное право" (такая концепция также существовала). Концепция автолимитациы, по существу, отрицает юридически обязательный характер международного права, как он воплощен в принципе добросовестно выполнения обязательств. Родоначальником концепции был Г. Еллинек. Во второй половине прошлого века он утверждал, что можно пренебречь международным правом, если того требуют интересы государства.

 

4.Поняття и содержание основных принципов мп. Соотношение основных принципов мп.

 

Принципы международного права- это юридически обобщенное правило поведения субъектов международного права в определенной сфере правоотношений.

 

Основные принципы международного права- это система основополагающих норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами и является критерием правомерности международных правотворческой и правоприменительной процессов, действительности других международно-правовых норм.

 

Не все принципы международного права являются универсальными нормами. Существуют также региональные принципы.

 

При определении основных принципов международного права учитываются три источника: Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 и Заключительный акт Хельсинки 1975

 

Устав и Декларация называют только семь принципов: неприменение силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательство; сотрудничества; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

 

Гельсинськийакт 1975 дополнительно назвал еще три принципа: территориальной целостности; уважения прав человека; нерушимости границ (касается европейского региона и не может вважитись за универсальный).

 

Основные международно-правовые акты принципиально признают 9 универсальных принципов международного права.

 

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой

 

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой касается всех субъектов международного права без исключения. Он возлагает на них обязательства: воздерживаться от применения силы (прямой или косвенной) воздерживаться от угрозы силой; воздерживаться от любых действий, которые являются проявлением силы с целью заставить другое государство отказаться от полного осуществления его суверенных прав; отказаться от актов репрессии при помощи силы; отказаться от силы или угрозы силой как средства урегулирования споров и тому подобное. Это - нормативное содержание принципа, основные направления его применения.

 

Принцип суверенного равенства государств

 

Принцип суверенного равенства государств обеспечивает следующими правами: право каждого государства на юридическое равенство; право на территориальную целостность; право на свободу и политическую независимость; право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; право устанавливать свои законы и административные правила; право определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом; право изменять границы согласно международному праву мирным путем и по договоренности; право принадлежать или не принадлежать ни к международным организациям; право быть или не быть участником двусторонних или многосторонних международных соглашений; право быть или не быть участником союзных договоров; право на нейтралитет. Указанный принцип также возлагает на государства определенные обязанности: уважать правосубъектность других государств; выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства; жить в мире с другими государствами.

 

принцип невмешательства

 

Принцип невмешательства возлагает на субъектов международного права следующие обязательства: воздерживаться от непосредственного вмешательства косвенно не вмешиваться во внутренние дела других государств; избегать как индивидуального, так и коллективного вмешательства воздерживаться от вмешательства как на внутренние, так и внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства; воздерживаться от вооруженного вмешательства воздерживаться от угрозы вооруженного вмешательства воздерживаться от любого военного, политического, экономического или иного принуждения государства с целью заставить другое государство поступать на свою выгоду за счет ее суверенных прав; воздерживаться от оказания помощи подрывной террористической деятельности; запрет организаций или содействие, помощь или допуск вооруженной или иной деятельности, направленной на свержение, изменение государственного устройства другого государства.

 

Принцип территориальной целостности государств

 

В Декларации принципов международного права, 1970, государства запечатлели на универсальном уровне основные элементы принципа территориальной целостности (не указывая на сам принцип): обязанность государства "воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любой государства или страны "; "Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, которая стала результатом применения силы в нарушение Устава ООН"; "Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения"; территориальные приобретения, полученные через силу или угрозу ее применения, не должны признаваться.

 

Принцип нерушимости государственных границ

 

Принцип нерушимости государственных границ возлагает на субъектов международного права такие обязательства в Европейском регионе: признать существующие границы государств-участников СБСЕ как юридически установленных согласно международному праву; признать нерушимость границ всех государств Европы; отказаться от любого территориального притязания или действий, направленных на узурпацию части или всей территории любого государства на данный момент и в будущем отказаться от любого посягательства на существующие границы сейчас и в будущем изменять свои границы лишь по взаимному, добровольному согласию соответствующих государств.

 

Принцип мирного урегулирования споров

 

Принцип мирного урегулирования споров возлагает на субъектов международного права такие обязательства: решать все свои споры, разногласия исключительно мирными средствами; урегулировать споры в кратчайшие сроки; не останавливать процесс мирного урегулирования и поиска взаимоприемлемых решений; использовать признаны в международном праве мирные средства; воздерживаться от любых действий, которые могут углубить спор; учитывать интересы другой стороны-участника спора; выполнять принятое в согласованном порядке решения.

 

Принцип уважения прав и основных свобод человека

 

Принцип уважения прав и основных свобод человека возлагает на субъектов международного права такие основные права и обязанности: обязанность уважать права человека и основные свободы независимо от пола, расы, языка, религии; обязанность способствовать и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод; обязанность уважать право человека на объединение с другими, свободу личности исповедоваться единолично или совместно с другими; обязанность уважать право национальных меньшинств на равенство перед законом, предоставить им полную возможность пользоваться правами человека и основными свободами и защищать их законные интересы в этой области; обязанность признать право человека знать свои права и свободы и защищать их; обязанность соблюдать международные пактов, деклараций и соглашений по правам человека, если они ими обязаны; обязанность принять законодательные акты и принять другие меры необходимых для обеспечения международно признанных основных прав и свобод человека; обязанность гарантировать человеку, права которого нарушены, эффективные средства защиты.

 

Принцип равноправия и права народа распоряжаться собственной судьбой

 

Принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой предусматривает за субъектами международного права такие права и обязанности: обязанность уважать равенство народов и наций; обязанность уважать право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой; право народов жить в условиях полной свободы; право определять, когда захотят и как захотят свой внутренний и внешнеполитический статус; право осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие; право каждого народа, нации свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами; право просить и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН, в случае, когда их лишают права на самоопределение насильственным путем.

 

принцип сотрудничества

 

Принцип сотрудничества возлагает на субъектов международного права следующие обязательства: сотрудничать в соответствии с целями и принципами ООН; вносить свой вклад в сотрудничество на условиях равенства; способствовать взаимопониманию, доверию, дружественным и добрососедским отношениям в условиях мира, безопасности и справедливости; увеличивать благосостояние народов, шире знакомить другие государства с собственными достижениями в экономике, науке, технике, культуре; делать собственные преимущества в этих сферах достоянием других; сокращать разницу в экономическом развитии.

 

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

 

В современном международном праве этот принцип закреплен в Уставе ООН. Пункт 2 ст. 2 Устава ООН декларирует принцип следующим образом: «все члены Объединения Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства». Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Pacta sunt servanta (Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986гг.).

 

Выделяют следующие принципиальные положения выполнения международных обязательств: каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства по Уставу ООН; из общепризнанных принципов и норм международного права; по международным договорам, действительны в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.На случае разногласий между обязательствами по международным договорам и обязательствам в качестве членов ООН за его Уставом, предпочтение отдается уставным обязательствам, Каждое государство, осуществляя свои суверенные права должна обеспечить, чтобы законы и административные правила, равно как и практика и политика их применения соответствовали обязательствам по международному праву.

 

При толковании и применении принципов международного публичного права необходимо учитывать, что все они взаимосвязаны и каждый из них должен розглядатисяв контексте всех других принципов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.059 с.)