Поняття права Європейського Союзу. Співвідношення права Європейського Союзу з національним та міжнародним правом. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поняття права Європейського Союзу. Співвідношення права Європейського Союзу з національним та міжнародним правом.



Поняття права Європейського Союзу. Співвідношення права Європейського Союзу з національним та міжнародним правом.

Экономическая интеграция не может успешно развиваться без надлежащей правовой основы, которой является право Евросоюза.

Право Европейского Союза - это система правовых норм, регулирующих процессы европейской интеграции и деятельности ЕС.Европейский Союз является наднациональным образованием. В рамках Европейского Союза принимаются нормы, которые являются или обязательными, или добровольными к исполнению государствами-участниками Европейского Союза.

Существуют также международные правовые нормы, которые распространяются на многие государства мира. Международные правовые нормы могут действовать и в отношении стран Европейского Союза.

Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой связанных типа правовых систем. По мере необходимости международного экономического развития, урегулирования вооруженных конфликтов и становления международного гуманитарного права международное право стало оказывать все большее влияние на систему внутригосударственного права в соответствующих областях. В настоящее время международное и внутригосударственное право как два различных типа правовых систем продолжают сосуществовать при нарастающем взаимопроникновении друг в друга. Право Европейского Союза возникло и развивается на стыке международного права и национального права государств-членов Союза. Истоками права Европейского Союза явилось международное право с чертами наднациональности и федеративной направленностью.

Право Европейского Союза постепенно превратилось в самостоятельную наднациональную систему права, находящуюся в состоянии активного саморазвития и самосовершенствования. Это наднациональное право посредством унификации и гармонизации оказывает большое влияние на национальное право государств - членов Союза. В последнее время одновременно с процессом конституционализации права Европейского Союза оно испытывает все возрастающее влияние внутригосударственного права, которое превращается в ведущую тенденцию его развития.

Объединяя в себе черты как международного, так и национального права государств-членов, уникальная надгосударственная система права Европейского Союза все более приобретает собственные специфические черты, не характерные для международного права и не приемлемые для внутригосударственного права стран-членов, которые обеспечивают формирование собственного уникального "правового поля" Европейского Союза.

Все это происходит на фоне устойчивого роста правового массива, обеспечивающего деятельность Европейского Союза, и неуклонного повышения значения права Европейского Союза. Это касается как международно-правового регулирования (особенно в Европе), так и правового регулирования все более широких сфер общественной жизни внутри отдельных государств. Приемы и методы, вырабатываемые в недрах права Европейского Союза, все активнее применяются в системах международного и национального права.

 

Право Європейського Союзу як сфера наукового пізнання та навчальна дисципліна.

Европейское право как наука имеет комплексный характер. Европейский Союз и обслуживающая его правовая система входит в предмет исследований сразу нескольких юридических наук. Наука международного права изучает Европейский Союз как международную организацию. Науку конституционного права интересует устройство и функционирование Европейского Союза. Теория государства и права исследует Европейский Союз как особую форму межгосударственного сотрудничества, на основе которой формируется уникальная «наднациональная» теория. Специалисты уголовного, финансового, экологического и других отраслей права изучают соответствующие нормы в рамках Европейского Союза. Кроме того, исследованием разных сторон деятельности Европейского Союза занимаются политологи, экономисты, социологи.

В отечественной юридической науке с начала 90-х годов ХХ века складывается научное направление, в центре внимания которого находится право Европейского Союза (Европейское право). Изучение права Европейского Союза, помимо научной значимости, представляет собой и международно-правовое обязательство России, вытекающее из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и государствами-членами 1994 года.

Структурно складається з Загальної та Особливої частини,так само як і наука ПЄС. Особлива частина в свою чергуділиться на галузі (наприклад, конкурентне право, правовнутрішнього ринку, зовнішньоторговельне право тощо).Особливістю є те, що критерієм для виділення галузей у праві ЄС є наявність специфічного законодавства, а не теоретичне обгрунтування, як у вітчизняних правових науках. Висока роль доктринальних підходів. У нас для виділеннягалузі необхідна наявність предмета, методу, системи та джерел. Якщо ні - у нас вважається галуззю законодавства.Зарубіжні вчені для виділення галузей орієнтуються нанаявність практики.

 

Компетенция ЕС в современных условиях

Компетенция — общеправовая категория, обозначающая совокупность предметов ведения и полномочий должностного лица, органа или организации в целом.

Компетенция Европейского Союза имеет государственно-подобный характер в том смысле, что включает в себя широкий спектр властных прерогатив по управлению обществом. К ним относится, в том числе издание законодательных, административных и юрисдикционных актов. С другой стороны, не будучи полноценным государством, Союз приобретает свою компетенцию не непосредственно от европейского народа, а за счет уступок в его пользу части суверенных прав государствами-членами ЕС.

В Европейском Союзе различаются такие типы компетенций: "принципиальная компетенция" государств-членов; исключительная компетенция Союза; "совместная (или общая) компетенция Союза и государств-членов"; "негативная компетенция", то есть определенные действия, которые есть юридически запрещенными и для государств-членов, и для Союза.

ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности, определения действий для поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами членами, но без ущемления их компетенций в этих областях. Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодежи и спорт.

 

14.

По сравнению с другими институтами ЕС Суд ЕС и Европейский суд общей юрисдикции отличаются своей самостоятельностью и независимостью, они не подвержен влиянию политических противоречий, отчетливо проявляющихся в деятельности других институтов ЕС. Вклад этих судов был особенно важным, а иногда даже решающим, в формировании институциональной структуры, определении политики ЕС, процеса интеграции в рамках ЕС и процесса принятия решений.
Итогом разностороннего характера деятельности этих судов, в ходе процесса создания общего правопорядка явилось обособление права ЕС от международного публичного права и национального права государств-членов.
Хотя Суд ЕС и не применяет право государств-членов и тем более не обладает юрисдикцией в отношении его изменения либо развития, он тем не менее в отдельных решениях ссылается на правовые системы государств. В делах, в которых определяется соответствие норм национального права праву ЕС, Суд ЕС обычно оставляет за национальными судами намного более широкую свободу действий, чем в тех случаях, когда он дает толкование праву ЕС. Этот факт неоспоримо способствует интеграции в рамках ЕС.
Как подтверждает практика, Суд ЕС и Общий суд, используя разнообразные методы, тем самым на протяжении истории своего существования подталкивали политические органы к принятию надлежащих мер. Безусловно, этому способствовало право ЕС, которое уделяло большое внимание индивидуумам, предоставляя им право обращения в Суд. Правовая интеграция и гармонизация права в рамках ЕС развивалась по собственной модели, а именно интеграция усиливалась благодаря решениям Суда, в то время как политическая интеграция происходила медленно после кризисов 1965 - 1966 годов.
Суд ЕС и Общий суд развили доктрину прямого действия права ЕС на территории всех государств-членов, логическим продолжением которой явилось признание верховенства права ЕС.
В практическом плане влияние Суда ЕС и Общего суда заметно не только на деятельность структур ЕС но и на политику, проводимую Европейским Союзом, Суды своими решениями также воздействовали на поведение и отношения между основными участниками в политической системе ЕС. Следует подчеркнуть, что учреждения ЕС, внутригосударственные власти, группы по интересам, юридические и физические лица признали, опираясь на свой опыт, что эти суды являются серьезной силой, с которой нужно считаться. Поэтому естественной для всех участников европейского политического процесса является попытка объединить их усилия для реализации политической стратегии.
На процесс принятия решений в ЕС влияет положительная деятельность Суда ЕС, наделенного правом быть высшей судебной инстанцией и решать споры, касающиеся институциональной структуры. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рамках правовой системы ЕС сложилась европейская судебная процедура, которая в значительном объеме осуществляется политическими учреждениями, крупными корпорациями или группами по лоббированию определенных интересов, располагающими достаточными ресурсами для участия в разного рода юридических разбирательствах. Такие участники имеют возможность оказывать влияние на формирование прецедентного права Суда ЕС в той или иной области.
Благодаря своим инновационным толкованиям договора Суд обеспечил лучшие позиции для политических участников европейского процесса, будь они национальными правительствами или европейскими учреждениями, преследующими свои политические цели в рамках юридической сферы. Суд также обеспечил частных участников достаточными инструментами для использования права на обращение в Суд всякий раз, когда право ЕС больше соответствовало их интересам, чем нормы внутригосударственного права. В результате, большое число вопросов, которые должны были решаться политическими органами, были переданы на рассмотрение Суда. Необходимо выделить закономерность: чем более важные решения принимает Суд, тем большее количество потенциальных истцов будут стремиться обращаться в суд для защиты своих интересов.

Прецедентное право ЕС

В рамках интеграционного процесса сформировались два важнейших судебных органа - Европейский Суд по правам человека и Суд Европейских сообществ. По мере эволюции в ЕС утверждается трехзвенная структура. Каждая из судебных инстанций играет в пределах своей компетенции важную роль в нормотворческом процессе.

Особую категорию источников права ЕС образуют решения Европейского суда. С одной стороны решения Суда нельзя безусловно относить к вторичному праву: формально, согласно Договору о ЕС, Европейский Суд не является правотворческим органом, его задача - обеспечивать «сохранение единообразия права Сообщества при толковании и применении настоящего Договора» (ст.164 Договора о ЕС). Однако Суд не ограничивается ролью только правоохранительного органа ЕС.

Судебная система ЕС с подписанием Ниццского договора 2001 г. включает Суд ЕС, Суд первой инстанции и специализированные судебные палаты. Ведущую роль в нормотворческой деятельности сохраняет Суд ЕС, выполняющий функции верховного, конституционного и кассационного суда ЕС.

Суд ЕС толкует основные положения учредительных договоров и иных нормативно-правовых актов и формулирует автономные понятия и концепции, которые дополняют и уточняют положения нормативно-правовых актов и вводят в действие новые принципиально важные для развития интеграционного права положения. Нередко положения, разработанные и введенные в практику Судом, получают в последующем закрепление в нормативно-правовых актах.Еще на этапе становления Европейского Союза в его правовой системе появилась третья, особая группа источников, состоящая из решений наднациональных судов (главным образом, Суда Европейских сообществ).

Совокупность этих решений в западной доктрине обозначают терминами " прецедентное право " (англ. case law) - в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, Ирландия)*(53) или "судебная практика" (франц. jurisprudence) - в странах континентальной Европы (остальные государства-члены)*(54).

Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации. Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположений, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы.

Именно таким путем были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза (см. вопрос N 20), многие "общие принципы права Сообщества" (см. вопрос N 21), а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза.

Установленные Судом правила в дальнейшем служат источником, который используется при разрешении дел судебными органами всех государств-членов. Суд Европейских сообществ, со своей стороны, также руководствуется принципами и нормами, установленными им ранее. По этой причине в новых решениях Суда постоянно можно встретить ссылки на "сложившееся прецедентное право", "установившуюся судебную практику". В то же время Суд формально не связан своими правовыми позициями, может изменять их. Правда, он делает это обычно весьма осторожно и постепенно, в эволюционном порядке.

Существующее ныне прецедентное право Союза останется в действии и после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. (см. вопрос N 17). Можно предполагать, что роль этой группы источников продолжит возрастать в связи с предусмотренным Лиссабонским договором расширением юрисдикции союзных судов.

Источниками становятся те части судебных решений, которые толкуют положения учредительных договоров.

Прецедентный характер суда ЕС и общего суда относится не к самим этим судам, а к нац судам.

Здесь было бы важным отметить интересный парадокс, связанный с тем фактом, что, несмотря на то, что среди 27 государств-членов Евросоюза только Великобритания является страной прецедентного права, существует также великапрецедентна практика и у Суда ЕС. В 1960-х гг., В значительной степени незамеченным и не особенно обоснованно любой юридической риторикой Суд ЕС начал ссылаться в своих решениях на свои же прецеденты. Хотя ни правовая теория, ни правовая культура никогда не могли предположить, что международный суд, состоящий из судей, представляющих государства романо-германской системы права, будет применять в своей деятельности прецеденты, их использование Судом ЕС с годами только росла. В 1962 году Суд ЕС впервые сослался на прецедент в сфере «свободного перемещения товаров». С тех пор, число дел, основанные хотя бы частично на прецеденте, устойчиво повышался. К концу 20 века Суд ЕС ссылался на прецедент в более чем 90% анализируемых им справ.Використання прецедентов - не маленькая техническая вариация, а скорее необходимое предварительное условие для продолжения процесса европейской правовой интеграции, которая, как было уже сказано, привела к созданию европейской правовой системи.Исторически Суд ЕС оказался способным на значительное свершения. C немногими исключениями, Суд ЕС сумел стать гегемоном в вопросах интерпретации и убедить основных участников правовоотношений в сфере европейского законодательства признать основные принципы его доктрины и его положение конечного арбитра в вопросах конституционных определений ЕС. Это произошло не сразу, и не однозначно.

Принципи права ЄС.

Смысл, содержание, реализацию и развитие норм права Европейского союза отражают его принципы. Одни принципы непосредственно содержатся в учредительных договорах Европейского союза, другие выработаны практикой Суда Европейского союза в результате их толкования. Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие.

К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.

Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов. Правовые нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Указанный принцип распространяется не только на учредительные договоры Европейского союза, но и на ряд других нормативных актов Европейского союза. Гарантом соблюдения данного принципа выступает Европейский суд.

Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов. Для вступления в силу норм Европейского права нет необходимости в их трансформации в национальный правопорядок. Принцип прямого действия права является отличительным признаком права ЕС от международного права. Нормы международного права регулируют отношения государств и международных организаций. Нормы права ЕС непосредственно регулируют отношения с участием физических и юридических лиц. Так например положения регламентов издаваемых институтами ЕС становятся непосредственно действующими на всей территории государств Евросоюза с момента их утверждения. В свою очередь правила содержащиеся в статьях договора о ЕС для прямого действия должны быть изложены ясно, в императивной форме и не должны быть дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов ЕС. В то же время если статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает цели и программу деятельности институтов и государств ЕС, если в ней нет точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие у государств членов ЕС, физических и юридических лиц, то такая статья прямым действием обладать не будет.

Указанные выше принципы были выработаны практикой Европейского суда в результате толкования учредительных договоров.

К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

 

21. Загальна характеристика джерел права ЄС. "Первинне право" ЄС.

Источники права – внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения.

Источники права Евр. Союза – это внешние формы выражения его правовых норм. Система источников права Евр. Союза включает три раздела:

• Источники первичного права (учредительные договоры);

• Источники вторичного права (нормативные акты; индивидуальные акты; рекомендательные акты; акты SUIGENERIS; нормативные договоры);

• Источники прецедентного права.

Источники первичного права – все учредительные договоры Евр. Союза. Все акты первичного права являются международными договорами. Нормы первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Евр. Союза. По своей правовой природе это международные договоры.

Основные учредительные договоры:

• Договор об учреждении Европейского сообщества угля и стали 1951 года – ЕОУС или Парижский договор;

• Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 года – Договор о Евратоме или Римский договор;

• Договор об учреждении Европейского (Экономического) Сообщества 1957 года – Договор о Е(Э)С или Римский договор;

• Договор о Европейском Союзе 1992 года – Маастрихтский договор.

Эти договоры носят конституционный характер для Евр. Союза – это учредительные договора в узком, прямом смысле. К учредительным договорам в широком смысле относят в том числе и следующие:

• Первый бюджетный договор 1970 года;

• Второй бюджетный договор 1974 года;

• Акт о прямых парламентских выборах 1976;

• Единый европейский акт 1986;

• Амстердамский договор, изменяющий договр о Е.Союзе 1997;

• Решение о собственных ресурсах 2000;

• Ниццкий договор 2001;

• Договор о присоединении 2003;

• Договора о присоединении разных стран к Евр. Союзу;

 

22. "Вторинне право” ЄС. Акти інститутів та органів ЄС. Гармонізація законодавства країн-членів ЄС.

Источники вторичного права – акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Их круг неимоверно широк и разнообразен по форме и содержанию. выделяют следующие виды источников вторичного права Е.Союза: Нормативно-правовые акты (НПА); Индивидуальные акты; Рекомендательные акты; Акты особого рода; Нормативные договоры.

НПА – основные (регламенты, директивы и рамочные решения) и другие (ориентиры Евр. Центрального банка и правила процедуры (внутренние регламенты) институтов Евр. Союза).

• Регламенты – «законы» в материальном смысле. 3 свойства: нормативность, обязательность, возможность прямого применения; порождают права и обязанности государств-членов; выпускаются на 23 языках (языках всех стран-членов); публикуются в официальном журнале Евр. Союза и через 20 дней вступают в силу БЕЗ ратификации – инструмент унификации права; прямое нормотворчество – национальные законы поглощаются! Действуют наряду с внутренним законодательством гос-чл. Принимаются только по первой опоре.

• Директивы – «основы законодательства Евр. Союза» - обязательный для государств-членов нормативный акт, не имеющий прямого применения – ее нормы должны быть в определенный срок включены в нормы национального законодательства и должны быть созданы новые нормы - национальные законы оставляются, но редактируются (улучшать положения по сравнению с директивами можно, ухудшать – нет) – имплементация (трансформация) директивы. Формы и методы имплементации остаются на усмотрение гос-чл. Принимаются только по первой опоре. Наличие срока для имплементации в национальное законодательство коренным образом отличает директиву от м.д.

• Рамочное решение – обладает теми же юр. свойствами, что и директива. Отличия:

• Применяется только в сфере гармонизации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права государств-членов;

• Принимается по третьей опоре (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО));

• Ни при каких обстоятельствах не имеет прямого действия;

• Может быть инициировано не только Евр. Комиссией, но и любым государством-членом.

Индивидуальные акты – акты индивидуального характера выступают по всем трем опорам Е.Союза в одной форме – решение. Оно обязательно в полном объеме для тех субъектов, кому оно адресовано. Имеет прямое действие.

Рекомендательные акты – акты softlaw - не имеют общеобязательной силы. Их несоблюдение и неисполнение не влечет юридической ответственности, но влечет ответственность политическую. Эти нормы приходится соблюдать субъектам отношений, на которые они направлены.

Виды рекомендательных актов:

• По первой опоре – рекомендации, заключения;

• По второй опоре – заключения, общие стратегии, общие позиции, совместные акции;

• По третьей опоре – общие позиции.

Акты особого рода – акты suigeneris – все правовые формы, которые не обозначены в качестве таковых в договоре, но которые реально, на практике, используются институтами ЕС. Наиболее распространенный вид – резолюции Совета и Европейского парламента.

Нормативные договоры – международные договоры Е.Союза, конвенции между государствами-участниками, принятые под эгидой Сообществ или Союза, а также соглашения между институтами Евр. Союза (межинституциональные соглашения).

• Международные договоры ЕС бывают нескольких видов. Основная разновидность – м.д. Сообществ по первой опоре. Наиболее важные м.д. с третьими странами и м.организациями заключаются коллективно Сообществами и гос-чл. Иные соглашения, которые охватывают вопросы, отнесенные к исключительной компетенции ЕС и Евратома, заключаются самими Сообществами. Такие договоры обладают прямым действием на территории гос-чл. Существуют м.д., заключенные Союзом с третьими странами и м.организациями по второй и третьей опорам (только после амстердамского договора 1999).

• Конвенции между гос-чл, заключенные под эгидой Сообществ и Союза. 70-е, 80-е – в рамках Сообществ, 90-е - по третьей опоре. Из 10 конвенций по третьей опоре в силу вступили только 2 => неэффективно.

• Межинституциональные соглашения. Как правило, между тремя институтами – Парламентом, Советом и Комиссией.

• Договор о Конституции для Европы учреждает новую систему источников вторичного права. Акты вторичного права будут подразделяться на законодательные, незаконодательные и иные. Законодательные – европейские законы и европейские рамочные законы; незаконодательные – европейский регламент, европейское решение; иные – рекомендации и заключения.

Одним из наиболее действенных средств преодоления препятствий на пути к созданию в рамках ЕС внутреннего рынка считается гармонизация законодательства. Она заключается в приведении норм внутреннего права государств-членов Евросоюза в соответствие с требованиями законодательства объединения с целью создания одинаковых правовых условий для участников рыночных отношений.

Договор о функционировании Евросоюза не дает определения понятия гармонизации, однако предполагает необходимость ее осуществления. Он также определяет сферы, способы и правовые механизмы гармонизации законодательства государств-членов с правом ЕС.

В ДФЕС гармонизация предусмотрена в рамках создания пространства свободы, безопасности и юстиции, при регулировании отношений на внутреннем рынке ЕС, в отдельных секторах сотрудничества.

Гармонизация законодательства не требует от государств-членов принятия одинаковых правовых актов. Речь идет прежде всего о том, чтобы государства-члены применили схожие законы или иные правовые акты. В этой связи важное значение может иметь вопрос о подхода к моделированию актов по гармонизации: или в таком акте будут объединяться несколько национальных законов, или основой станет какой-то национальный закон или это будут новые положения, которые не будут иметь аналогов в национальном законодательстве? В рамках ЕС предпочтение было отдано последней из трех моделей. Поэтому не случайно, что основными правовыми актами, с помощью которых осуществляется гармонизация в Евросоюзе, есть директивы.

 

 

Шенгенское право ЕС

Шенге́нское соглаше́ние — соглашение об отмене паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.

Основу Шенгенских соглашений составляют 2 договора:

1. «О постепенной отмене проверок на общих границах». Подписано 14 июня 1985 года в Шенгене (Люксембург) между правительствами Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Суть соглашения сводится к взаимному признанию виз, постепенной отмене контроля на внутренних границах, установлению режима свободного перемещения для всех граждан стран, подписавших Соглашение, стран ЕС и третьих стран.

2. Конвенция о применении Шенгенского соглашения. Те же пять государств подписали данную Конвенцию, чтобы разрешить многочисленные технические вопросы и определить условия реализации свободного передвижения.

Отмена проверок на границах между странами, присоединившимся к Шенгенским соглашениям, привела к образованию Шенгенской зоны или Шенгенского пространства. Внутри зоны человек получил право свободного перемещения, а на внешних границах введена единая виза, называемая шенгенской визой.

Помимо правил пересечения внутренних и внешних границ, Шенгенские соглашения включают нормы по охране законности и правопорядка, борьбе с преступностью. Создана специальная информационная система – Шенгенская информационная система – которая позволяет связывать между собой органы правопорядка стран-членов.

1 мая 1999 года Ш енгенские соглашения и нормативные акты, принятые на их основе, были включены в правовую систему Евросоюза.

15 марта 2006 года был принят Шенгенский кодекс о границах, внесший изменения в Шенгенскую конвенцию. 5 апреля 2010 года в действие вступил новый Шенгенский кодекс.

Шенгенская виза предоставляет человеку право свободно перемещаться территориями всех стран Шенгенского соглашения (отсутствие внутреннего пограничного контроля). Визу можно получить в консульстве любой страны Шенгена – она будет действительной на всей территории Шенгенской зоны.

Однако существуют два ограничения:

1. Так называемое «правило первого въезда»: первой страной, которую вы обязаны посетить в Шенгенской зоне, должна быть страна, выдавшая вам визу.

2. Длительность пребывания в разных государствах. Если целью поездки является посещение нескольких стран, то большую часть времени вы обязаны провести в стране, выдавшей визу.

1. Необходимо соблюдать правило первого въезда - можно пересекать границу только той страны, в посольстве которой была получена Шенгенская виза. Нарушение этого правила вызовет депортации, а также запрет на посещение стран Шенгенской зоны. Исключением может стать только транзитное передвижение.

2. Если вы планируете посетить сразу несколько стран Шенгенской зоны, то визу необходимо оформлять в посольстве страны, в которой вы собираетесь провести больше всего времени. В этом случае также действует правило первого въезда.

3. Шенгенская виза может быть однократной и многократной.

4. Перечень документов на оформление визы во всех посольствах практически одинаков, однако есть большие различия в сроках подачи документов, выдаче виз, а также в списках и требованиях подаваемых документов.

5. На территориях всех стран Шенгенской зоны ведется общая база лиц, осуществлявших какие-либо правонарушения. Поэтому, если у вас были какие-то проблемы с законом в одной из стран Шенгенского соглашения, то, скорее всего, вам откажут во въезде и в остальных стран-участниц.

6. Невыезде из страны Шенгенского соглашения является очень серьезным правонарушением, которое также влечет депортацию и запрет посещения всех стран-участниц.

7. Национальная Шенгенская виза страны дает право на въезд и пребывание только в одной стране, а посещение других стран является незаконным и влечет депортацию и запрет на посещение всех стран Шенгенского соглашения.

8. Национальная Шенгенская виза выдается в случае, если в анкете вы указываете, что собираетесь посетить только эту страну.

 

30 свобода предоставления услуг в ЕС. Ограничение права на свободу предоставления услуг в ЕС. Свобода предпринимательской деятельности в ЕС. Поддержка малого и среднего бизнеса в ЕС.

Свобода предоставления услуг позволяет осуществлять экономическую деятельность на временной основе в том государстве ЕС, где субъект предпринимательской деятельности, который предоставляет услуги, или лицо, которое получает услуги, не имеют места делового обоснования.

Договор о деятельности ЕС запрещает ограничения предоставления и получения услуг.

Государства-члены могут ограничить свободу предоставления услуг исключительно с целью защиты публичного интереса.

эта свобода предоставляется только, если не может быть применена свобода делового образования. Для этого спд ЕС может создавать офис и др инфраструктуры в стране пребывания исключительно з целью временного предоставления услуг.

У спд обязательно должно быть место делового создания, хоть и в др стране.

Спд получает аналогичные права и льготы, что и работники.

Услуги включают деятельность: промышленного хар-ра; торгового хар-ра; ремесленников; лиц вольных профессий.

Услыга должна иметь эк хар-р и вознаграждение.

Государства ЕС могут ограничивать свободу предоставления услуг на собственной территории в случае, если это связано с осуществлением гос власти и в связи с охраной гос власти, гос безопасности и гражд здоровья.

Ограничения: 1 банковские, страховые и транспортные услуги в соответствии со ст. 51 Договора о ЕС исключаются из сферы действия общих положений относительно свободы передвижения услуг. Для них созданы спец пр режимы. 2 каждый отдельный вид услуг должен быть либерализован. 3 государства имеют право ограничивать свободу передвижения услуг по мотивам общественного порядка, общест безопасности и охраны здоровья.

Свобода делового обоснования включает в себя и свободу предпринимательской деятельности. Состоит из 2 элементов: право самост экономич деятельности граждан ЕС в любой стране ЕС другое, чем в стране происхождения; право на создание и управление спд в государствах-членах в соответствии с условиями, установленными зак-вом государств-членов ЕС для собственных физ и юр лиц.

Свобода эта распространяется не только на граждан ЕС, но и на компании, основанные в соотв с зак-вом государств-членов ЕС. Фирма должна быть зарегистрирована в соотв с зак-вом члена ЕС и местом осуществления ее экономич деятельности должна быть территория государства-члена.

В последние годы в рамках ЕС осуществляется системная политика поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированная на три главных звена, участвующих в создании и функционировании малого и среднего бизнеса: на конкретного человека, фирму и общество. Её главная цель - сбалансирование интересов государств и бизнеса.

Главными целями регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС являются:

• укрепление единого внутреннего рынка;

• интернационализация предпринимательской деятельности на уровне предприятий;

• устранение административных барьеров;

• создание единого экономического пространства в ЕС путём унификации законодательной базы по малому бизнесу, усиления взаимодействия стран-членов ЕС по созданию экономического и валютного союзов в рамках ЕС.

Национальная же политика в странах-членах ЕС имеет своей целью предоставление лучших условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкуре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.005 с.)