Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок судочинства в Суді ЄС. Преюдиціальна процедура.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процессуальный порядок рассмотрения дел во всех трех инстанциях по общему правилу одинаков и регулируется ч. 3 Устава Суда. Применительно к Суду первой инстанции это прямо указано в ч. 5 ст. 224 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, и ст. 53 Устава, а применительно к судебным коллегиям — ч. 6 ст. 225-а Договора, которая предусматривает, что положения Устава Суда распространяются на них, поскольку в решении Совета, учреждающего их, не указано иное. В соответствии со ст. 63 Устава Суда Суд ЕС и Суд первой инстанции принимают свои собственные Правила процедуры, необходимые для применения и разъяснения положений Устава. Эти Правила процедуры должны быть одобрены квалифицированным большинством в Совете ЕС. Правила Процедуры Суда ЕС приняты 19 июня 1991 г.;[8] Правила процедуры Суда Первой инстанции — 30 мая 1991 г.[9] По своему содержанию они очень схожи, поэтому при дальнейшем изложении речь будет идти о процессуальном порядке рассмотрения дел именно в Суде ЕС и только в случае существенных отличий будут приводиться нормы, относящиеся к Суду первой инстанции.
В соответствии со ст. 226—239 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, возбуждать дело в Суде ЕС имеют право государства — члены ЕС, органы и институты ЕС, а также частные физические и юридические лица, которым такое право предоставлено учредительными договорами и нормами права ЕС. При этом государства и институты ЕС должны выступать в Суде через посредство специальных представителей, назначаемых для каждого дела, которые могут пользоваться помощью советника или адвоката. Все остальные стороны дела должны быть представлены адвокатами. Выступать в Суде ЕС имеют право адвокаты, имеющие право выступать в судах государств — членов ЕС.
Порядок рассмотрения дела можно подразделить на следующие стадии: 1) возбуждение дела, решение вопроса о подсудности его Суду ЕС и определение правовых позиций сторон; 2) подготовка к слушанию дела; 3) рассмотрение дела в судебном заседании и вынесение решения. В качестве еще одной стадии можно выделить и рассмотрение апелляционных жалоб на решения Суда первой инстанции, однако она в данной работе не рассматривается.
Дело возбуждается путем подачи заявления на имя Секретаря Суда в 5 экземплярах плюс по 1 экземпляру для каждого ответчика. В заявлении должны быть указаны имя и адрес заявителя, сторона, против которой делается заявление, краткое изложение фактов и их юридическая оценка, указание на желательное решение Суда и свидетельства в пользу позиции заявителя. Заявление подписывается не самим заявителем, а его представителем. Он также должен представить в Секретариат Суда свидетельства о своем праве выступать в судах одного из государств членов ЕС, выданное в соответствии с законодательством этого государства.
В тех случаях, когда очевидно, что Суд ЕС не имеет юрисдикции в данном вопросе, или заявление очевидно необоснованно с правовой точки зрения, или явно не подтверждается свидетельствами, Суд, заслушав генерального адвоката, вправе мотивированным постановлением отклонить данное заявление и тем самым прекратить производство по делу. Во всех иных случаях в соответствии со ст. 9 Правил процедуры Суда ЕС Председатель Суда передает дело для производство в одну из палат Суда, состоящую из трех судей, и назначает одного из судей этой палаты судьей-докладчиком.
Полученное заявление Секретарь Суда направляет ответчику. Ответ от него должен поступить в течение месяца со дня получения заявления (ст. 40). Дальнейшее производство зависит от того, оспаривает ответчик подсудность иска Суду или нет. В первом случае он должен сформулировать свои возражения по этому вопросу в отдельном документе, не касаясь существа иска. После получения подобного ответа Председатель Суда устанавливает срок, в течение которого заявитель должен ответить на возражения ответчика. После получения этого ответа Суд собирается на заседание и, заслушав генерального адвоката, решает, принимать ли данное дело к производству. В случае, если Суд принимает решение продолжать производство по делу, мотивировка этого решения может быть дана уже вместе с вынесением окончательного решения по делу.
Если ответчик не оспаривает подсудность иска Суду ЕС, то он должен сформулировать свои возражения по существу иска также в течение месяца, однако Суд вправе увеличить этот срок для подготовки ответа. В ответе должны быть указаны правовые аргументы и фактические обстоятельства, обосновывающие позицию ответчика, а также подтверждающие ее свидетельства. Получив ответ ответчика, истец вправе высказать свои замечания, а ответчик, соответственно, возразить на них. Сроки для предоставления подобных замечаний и ответа на них определяет Председатель Суда. В ст. 47 Правил процедуры Суда первой инстанции указано, что Суд может, заслушав генерального адвоката, не проводить этот повторный обмен замечаниями и возражениями на них, если в самом исковом заявлении и ответе на него позиции сторон определены с достаточной ясностью. Однако в этом случае сторонам может быть предоставлено право представить дополнительные документы, если в течение двух недель после уведомления о подобном решении Суда первой инстанции соответствующая сторона походатайствует об этом.
Эти документы имеют принципиально важное значение для сторон и для всего процесса. Согласно ст. 42 в дальнейшем стороны не вправе приводить иные правовые основания своей позиции, чем те, что были указаны в первоначальном исковом заявлении и ответе на него. Исключение делается для тех правовых оснований, которые опираются на новые обстоятельства фактического или юридического характера, выявленные в ходе процесса. В этом случае Председатель Суда, заслушав мнение судьи-докладчика и генерального адвоката, может предоставить другой стороне время для формулирования своих возражений на приведенные новые правовые основания.
Определение и фиксация правовых позиций сторон завершает первую стадию производства в Суде ЕС. На этой стадии устанавливается подсудность данного спора Суду ЕС (или по общему согласию, или по решению Суда), а также формулируются и фиксируются юридические позиции сторон. В соответствии со ст. 16 дата регистрации данного искового заявления, имена и адреса сторон, краткое содержание дела, исковые требования, правовые позиции сторон и их аргументы должны быть опубликованы в официальном органе Европейского Союза и Европейских сообществ — «Официальном журнале», издаваемом на официальных языках Европейского Союза, т. е. на официальных языках государств-членов. В том случае, если Совет или Комиссия ЕС не являются стороной в деле, Секретарь Суда пересылает им копии искового заявления и ответа на него с тем, чтобы эти органы могли определить, не затрагивает ли данное дело вопроса о неприменимости одного из их актов.
При подаче искового заявления происходит и определение языка, на котором будет вестись дело. Согласно ст. 29 в том случае, когда ответчиком является государство — член ЕС или частное физическое или юридическое лицо, языком дела будет является официальный язык этого государства или государства гражданства ответчиков — частных лиц. Если ответчиком является орган или институт ЕС, то язык выбирает истец из числа официальных языков ЕС, т. е. официальных языков государств — членов ЕС. По совместной просьбе сторон в судопроизводстве может использоваться любой из официальных языков ЕС. При этом внутренним рабочим языком Суда ЕС по всем делам является французский.[10]
Уже на этой стадии любая из сторон, которая не в состоянии покрыть расходы на юридическую помощь из собственных средств, вправе просить Суд о предоставлении такой помощи за счет Суда. Согласно ст. 76 такое ходатайство может быть сделано лично стороной и должно быть подтверждено свидетельствами, в частности, официальными документами государства, где постоянно проживает данное лицо. Получив подобное заявление, Председатель Суда ЕС направляет его другой стороне дела и назначает специального судью-докладчика по этому вопросу. Заслушав мнение другой стороны и генерального адвоката, Палата из трех судей, в которую входит судья-докладчик, принимает решение: оказать данной стороне юридическую помощь за счет Суда или нет. Подобное решение не мотивируется и не может быть обжаловано. В случае удовлетворения такой просьбы Суд одновременно должен назначить адвоката данной стороне либо лицо по ее выбору, либо, если Суд сочтет данного адвоката недостойным, по рекомендации компетентных органов государства гражданства данной стороны. Одновременно в этом решении Суд определяет размеры вознаграждения назначенному адвокату и порядок возмещения понесенных им расходов. В любой момент по собственной инициативе или по ходатайству любой из сторон Суд вправе отменить решение о предоставлении юридической помощи за счет Суда.
На этой же стадии процесса (равно как и на последующих), сразу же после подачи искового заявления или своего ответа на него, любая из сторон вправе ходатайствовать о принятии временных мер, в частности, о приостановлении действия того акта органа или института ЕС, правомерность которого оспаривается в данном иске. Согласно ст. 83 ходатайство о принятии временных мер оформляется в виде отдельного документа, в котором указываются обстоятельства дела, требующие немедленного принятия этих мер и правовые основания их применения. Об этом ходатайстве сообщается другой стороне, и Председатель Суда устанавливает кратчайший, как сказано в Правилах процедуры Суда ЕС и Суда первой инстанции, срок для дачи письменного или устного ответа. Председатель может распорядиться провести предварительное расследование обоснованности применения временных мер.
Решение о применении временных мер вправе принять либо Председатель Суда, либо в случае его отсутствия замещающий его судья с наибольшим сроком службы в Суде, либо председатель палаты, которой передано дело. Председатель Суда также вправе передать решение этого вопроса палате, которая будет рассматривать дело по существу. Палата должна рассмотреть его вне очереди.
Решение о применении временных мер может быть принято даже до получения ответа другой стороны и оформляется в виде мотивированного постановления, которое сообщается сторонам. В постановлении может быть указан срок применения временных мер; в противном случае они действуют до вынесения Судом окончательного решения по делу. Постановление о применении временных мер может быть изменено или отменено в любое время как по ходатайству одной из сторон в случае изменения обстоятельств, так и по собственной инициативе Суда. Вместе с тем первоначальный отказ в применении временных мер не препятствует сторонам снова просить об их применении в случае появления новых обстоятельств.
Далее начинается вторая стадия судопроизводства в Суде ЕС — подготовка к слушанию дела в судебном заседании. После того как от ответчика получены ответы на исковое заявление и последующие замечания истца, а также в том случае, если такие ответы не получены в установленный срок или ответчик отказался от своего права высказать их, Председатель Суда или палаты, ведущей производство по этому делу, назначает срок, в течение которого судья-докладчик должен представить свой предварительный доклад. Данный доклад судьи-докладчика посвящен процессуальным вопросам, а не существу дела.
Основываясь лишь на заявлениях сторон и предоставленных ими документах, он должен сделать предложения относительно того состава Суда, который, по его мнению, должен рассматривать данное дело по существу. Это могут быть в соответствии со ст. 11-а—с Суд в полном составе, большая палата из 11 судей, палаты в составе трех или пяти судей и, применительно к Суду первой инстанции — единственный судья. Также судья-докладчик должен предложить те меры по организации слушаний и меры по проведению предварительного расследования обстоятельств дела, которые он считает необходимым. В соответствии со ст. 44, заслушав судью-докладчика и мнение генерального адвоката, Суд, заседающий в полном составе (или применительно к Суду первой инстанции — его палата, которой поручено дело), может принять решение либо об осуществлении мер по организации слушаний и проведении предварительного расследования, либо об отсутствии в этом необходимости.
Суд ЕС не имеет своего следственного аппарата. Поэтому осуществление подготовки дела к слушанию и проведение предварительного расследования возлагается на самих судей, которым в этом могут помогать помощники, прикрепляемые к судьям-докладчикам. Обязанности по подготовке к слушанию дела могут выполняться Судом в целом, палатой Суда или судьей-докладчиком единолично в зависимости от обстоятельств дела.
Правила процедуры Суда ЕС и Суда первой инстанции разграничивают меры по организации слушаний и меры по проведению предварительного расследования. Меры по организации слушаний включают определение пунктов, по которым стороны должны представить дополнительные доказательства или аргументы; уточнение правовых позиций сторон и их позиций по тому или иному аспекту дела, а также желательного для них решения; встречи с юридическими представителями сторон или самими сторонами, опрос сторон. Предполагается, что эти меры должны обеспечить надлежащее протекание всех стадий судебного процесса и ускорить мирное урегулирование спора.
Целью предварительного расследования является установление фактических обстоятельств дела и соответствия действительности утверждений сторон. В рамках предварительного расследования согласно ст. 45 Суд ЕС вправе заслушивать свидетельские показания, даваемые в устной или письменной форме, проводить опрос сторон, запрашивать необходимую информацию и документы от сторон и третьих лиц, запрашивать экспертное заключение и опрашивать самого эксперта, проводить обследование на месте.
Решение об опросе свидетелей, необходимости заключения эксперта и обследования на месте принимается Судом после заслушивания мнений сторон. О дате проведения подобных мер сообщается сторонам, и они вправе присутствовать при их проведении. Такое же право имеет и генеральный адвокат.
Вызов свидетеля может быть сделан как по инициативе самого Суда, так и по просьбе одной из сторон. Если какая-либо сторона возражает против заслушивания данного свидетеля, она должна предоставить мотивированное возражение в течение двух недель после получения извещения об этом. Решение по данному вопросу выносит Суд. Свидетель вызывается в Суд специальной повесткой, в ней согласно ст. 47 должны быть указаны обстоятельства, о которых он будет давать показания, порядок возмещения ему понесенных убытков в связи с поездкой к месту работы Суда и та ответственность, к которой он может быть привлечен за неявку. Явка в Суд ЕС является обязательной. За неявку в Суд ЕС без уважительных причин или отказ от дачи показаний Суд вправе наложить на такого свидетеля штраф, не превышающий 5000 евро (ст. 48). Свидетель вправе ходатайствовать о снижении штрафа, непропорционально большого для его доходов.
Хотя об этом и не говорится в Правилах процедуры Суда ЕС и Суда первой инстанции, очевидно, что подобные принудительные меры Суд ЕС вправе принимать лишь в отношении граждан государств — членов ЕС и лиц, постоянно проживающих на территории этих государств. Граждане государств — не членов ЕС вправе по собственному желанию явиться в Суд ЕС, но при отсутствии такого желания Суд ЕС не вправе наказывать их за это.
Свидетель опрашивается теми лицами, которые проводят предварительное расследование (т. е. Судом в полном составе, палатой или судьей докладчиком) в присутствии генерального адвоката и представителей сторон. После установления личности свидетеля председательствующий указывает ему на необходимость дать клятву в правдивости своих слов и об уголовной ответственности за лжесвидетельство. После этого свидетель дает свои показания по существу дела. Выслушав их, председательствующий, другие судьи, генеральный адвокат вправе задать свидетелю вопросы. С разрешения и под контролем председательствующего вопросы вправе задавать и представители сторон.
После дачи показаний свидетель должен дать клятву о том, что он говорил правду, только правду и ничего кроме правды. В случаях, когда государство гражданства свидетеля разрешает при даче показаний в суде сделать заявление о намерении давать только правдивые показания, свидетель вправе делать такое заявление вместо предусмотренной Правилами процедуры Суда ЕС клятвы. Впрочем, заслушав показания свидетеля, с учетом мнения сторон Суд вправе освободить свидетеля от дачи клятвы.
Показания свидетеля записываются Секретарем Суда. Они подписываются председательствующим на допросе судьей, Секретарем и свидетелем, который имеет право предварительно познакомиться с протоколом.
Экспертное заключение может быть запрошено как по инициативе самого Суда, так и по просьбе сторон. Согласно ст. 49 решение о назначении экспертизы оформляется постановлением Суда, в котором формулируются вопросы, поставленные перед экспертом, и срок предоставления экспертного заключения. Стороны извещаются о назначении экспертизы и вправе заявить о своем несогласии с этим. Их мотивированные возражения рассматривает Суд.
При выполнении экспертизы эксперт должен работать под контролем судьи-докладчика по данному делу, который также вправе лично присутствовать при совершении экспертом необходимых действий. После предоставления экспертом своего заключения Суд может принять решение о проведении его допроса. Стороны вправе присутствовать при этом и под контролем председательствующего судьи задавать эксперту вопросы. Сделав свое заключение, эксперт должен дать клятву в том, что он добросовестно и беспристрастно выполнил свою задачу. Заслушав мнения сторон, Суд вправе освободить эксперта от дачи клятвы.
В соответствии со ст. 51 Правил процедуры Суд возмещает свидетелям и экспертам понесенные ими путевые расходы и расходы на проживание во время дачи показаний Суду. Кроме того, свидетелю возмещается потеря в заработке, вызванная необходимостью поездки к месту работы Суда, а эксперт получает вознаграждение за выполненную работу. Если о вызове свидетеля или назначении экспертизы просит одна из сторон, Суд вправе обусловить согласие на принятие соответствующего решения внесением стороной на депозит Суда соответствующей суммы, необходимой для покрытия расходов на вызов свидетеля или назначение экспертизы.
По просьбе сторон или по собственной инициативе Суд ЕС может обратиться к национальным судебным органам для проведения допроса свидетелей или экспертов по месту их проживания. Подобное решение оформляется решением Суда, в котором указывается имя и фамилия свидетеля или эксперта, его адрес, факты, относительно выявления которых должен быть проведен допрос, стороны дела, их представители и адвокаты, их адреса, а также краткое описание сути дела. Постановление Суда ЕС направляется в министерство юстиции того государства — члена ЕС, на территории которого должен быть проведен допрос соответствующего лица (в случае необходимости постановление переводится на официальный язык этого государства). Министерство юстиции препровождает это постановление Суда ЕС тем своим судебным органам, которые, в соответствии с законодательством этого государства, должны проводить подобные следственные действия. После их проведения протоколы допросов, все связанные с ними документы, а также счет за понесенные расходы через министерство юстиции соответствующего государства направляются Суду ЕС. Секретарь Суда должен обеспечить их перевод на тот язык, на котором ведется дело. Расходы за выполнение подобных следственных поручений покрывает Суд ЕС, однако он имеет право, если сочтет уместным, переложить их на стороны.
Суд ЕС не имеет права самостоятельно привлекать к уголовной ответственности за лжесвидетельство свидетелей или экспертов. Однако он вправе принять решение об информировании властей того государства, под юрисдикцию которого подпадает совершившее данное правонарушение лицо. Согласно ст. 30 Устава Суда соответствующее государство должно привлечь это лицо к уголовной ответственности на тех же основаниях, на каких оно привлекает к ответственности лиц, совершающих подобные преступления в гражданских судах.
После выполнения мер, указанных в постановлении Суда о проведении предварительного расследования, в соответствии со ст. 54 Правил процедуры Суда ЕС Председатель Суда или палаты, рассматривающей дело, назначает дату слушания по делу. При этом эта дата не должна быть установлена до истечения срока, предоставленного сторонам для направления в Суд своих письменных меморандумов. Однако Суд сохраняет право и после этой даты осуществлять необходимые меры по расследованию обстоятельств дела, включая вызов свидетелей, запрос экспертных заключений и выезд на место. По сложившейся практике судебные слушания проводятся только в том случае, если об этом ходатайствовала по меньшей мере одна из сторон.[11]
Одновременно с назначением даты слушаний определяется с учетом мнения судьи-докладчика и генерального адвоката, будет ли дело решаться Судом в полном составе или палатой. При этом, если одной из сторон дела являются либо государство — член ЕС, либо один из институтов ЕС, то по их желанию дело обязательно должно рассматриваться полным составом Суда. В Суде первой инстанции дела по общему правилу рассматриваются в палатах из трех или пяти судей или одним судьей единолично. Однако из-за особой важности дела или особых обстоятельств оно может быть передано и на рассмотрение пленарного заседания Суда.
Очередность рассмотрения дел в Суде ЕС и Суде первой инстанции определяется порядком окончания предварительного расследования по ним. При одновременном завершении предварительного расследования по общему правилу первым рассматривается дело, заявление о возбуждении которого было подано в секретариат Суда ранее. В особых случаях Председатель Суда вправе принять решение рассмотреть ранее иное дело. По собственной инициативе или по инициативе одной или обеих сторон, заслушав их и генерального адвоката, Председатель Суда вправе отложить слушание дела. Если ответчик, получив исковое заявление, надлежащим образом не ответил на него в установленный срок, то в соответствии со ст. 94 истец вправе ходатайствовать о рассмотрении дела немедленно. Об этом ходатайстве также уведомляется ответчик. Перед его удовлетворением Суд должен установить, что данное дело подсудно Суду ЕС, что выполнены все необходимые требования для предъявления иска и что иск представляется вполне обоснованным. При необходимости Суд может провести предварительное расследование. По его завершении Суд вправе вынести решение по существу дела. В течение месяца после этого ответчик вправе заявить свои возражения на решение, которые должны быть сообщены истцу. Рассмотрев ответ истца, Суд должен либо вынести окончательное решение, либо возобновить производство по делу.
Третья стадия процесса в Суде ЕС состоит в слушании дела в судебном заседании. По общему правилу, заседания Суда ЕС и Суда первой инстанции открытые, если в особых случаях Суд не решит иное. Ходом судебного заседания руководят либо Председатель Суда, либо председатель палаты, либо выполняющий их обязанности судья. Председательствующий определяет, кто и в каком порядке будет выступать на заседании. Согласно ст. 57—59 слушания по существу дела состоят из оглашения заключения судьи-докладчика по данному делу, выступления представителей сторон, дачи показаний свидетелями и экспертами, если Суд решит вызвать их. Судьи и генеральный адвокат вправе задавать вопросы представителям сторон, экспертам и свидетелям, а представители сторон с разрешения председательствующего — свидетелям и экспертам. В любой момент слушаний Суд вправе, заслушав мнение генерального адвоката, поскольку он участвует в процессе, принять решение о приостановлении слушаний и проведении дополнительного предварительного расследования. По завершении этого расследования назначается дата нового судебного заседания. Судебные слушания заканчиваются выступлением генерального адвоката или чтением его заключения, поскольку он участвовал в этом деле. Ход каждого заседания фиксируется в протоколе, который подписывается Председательствующим и Секретарем Суда. Стороны вправе знакомиться с этим протоколом в Секретариате и получить его копии за свой счет.
Обсуждение решения Суда в совещательной комнате согласно ст. 27 является тайным. В нем могут участвовать только судьи, принимавшие участие в слушании дела, и помощник судьи-докладчика, участвовавший в подготовке дела к рассмотрению. Число судей, принимающих решение по делу, должно быть нечетным. Если число судей оказалось четным, то младший по стажу службы в Суде судья не должен участвовать в обсуждении и голосовании. Если этот судья является судьей-докладчиком по делу, то в этом в случае в обсуждении и голосовании не должен участвовать предшествующий ему по старшинству судья. При принятии решения судьи не имеют право воздерживаться. Каждый из них перед голосованием должен высказать свое мнение по делу и изложить свои доводы. Окончательное голосование производится в обратном продолжительности службы в Суде порядке. При равенстве этого срока предпочтение имеет старший по возрасту.
В решении Суда ЕС в соответствии со ст. 63 должны быть указаны дата его вынесения, имена председательствующего и судей, генерального адвоката, секретаря, описание сторон, имен их представителей и адвокатов, исковые требования, обстоятельства дела, вынесенное решение, его обоснование и порядок исполнения, включая и порядок возмещения судебных издержек.
Решение Суда ЕС оглашается в открытом судебном заседании, о дате которого уведомляются стороны. Оригинал решения, подписанный председательствующим, всеми судьями, участвовавшими в слушаниях, и секретарем, хранится в Секретариате Суда. Стороны получают заверенные копии решения.
В течение двух недель после вынесения решения Суд по собственной инициативе или по ходатайству одной из сторон вправе исправить в тексте решения опечатки, арифметические ошибки или иные очевидные несообразности. О подобном ходатайстве одной из сторон Секретарь уведомляет иных участников процесса, которые вправе предоставить свои возражения в письменной форме. Решение о внесении исправлений в текст решения Суд принимает на закрытом заседании, заслушав генерального адвоката. Судебное постановление о внесении исправлений в текст судебного решения должен быть приложен к его оригиналу. На полях оригинала решения должна быть сделана пометка о существовании такого постановления.
Если в окончательном решении Суд не разрешит какой-либо из спорных пунктов или не распределит все или часть судебных издержек, то согласно ст. 67 в течение одного месяца после оглашения решения любая из сторон вправе ходатайствовать о вынесении дополнительного решения Суда по данному пункту. Это ходатайство направляется другой стороне, и Председатель устанавливает срок для предоставления возражений. После получения ответа другой стороны Суд, заслушав генерального адвоката, должен принять решение как о допустимости данного ходатайства, так и по его существу.
По общему правилу каждая сторона сама несет издержки, связанные с процессом в Суде ЕС. Вместе с тем Суд имеет достаточно широкие полномочия по их распределению между сторонами. Так, если сторона, чьи требования по существу дела были удовлетворены, требовала также о возложении издержек на другую сторону, то Суд должен удовлетворить и это требование. Если проигравших сторон несколько или требования разных сторон удовлетворены частично, Суд в своем решении должен распределить издержки между ними. Суд имеет право возложить и на выигравшую сторону те расходы, которые, по мнению Суда, другая сторона необоснованно понесла в ходе процесса.
За возбуждение дела и участие в процессе Суд ЕС согласно ст. 72 не взимает никакой судебной пошлины. Однако Суд имеет право взыскать с любой из сторон расходы, неоправданно причиненные ею Суду в ходе процесса, а также расходы на изготовление копий и перевод документов, которые Секретариат считает излишними. Кроме того, стороны обязаны возместить Суду расходы, связанные с вызовом к месту заседаний Суда свидетелей и экспертов, если Суд произвел причитающиеся этим лицам выплаты авансом. На решение Суда первой инстанции о размере и распределении судебных издержек не может быть подана апелляционная жалоба.
Решение Суда ЕС вступает в силу в день его оглашения (ст. 65). На решения Суда ЕС нельзя подать апелляционную жалобу (ее можно подать на решения Суда первой инстанции и судебных коллегий). Согласно ст. 44 Устава Суда ЕС его решение может быть пересмотрено лишь по вновь открывшимся обстоятельствам не позднее чем через 10 лет после вынесения решения. Ходатайствовать о пересмотре дела вправе стороны дела и третьи лица, чьи интересы затрагивает вынесенное решение.
Заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам должно быть подано в Секретариат Суда в течение трех месяцев со дня, когда о новых обстоятельствах стало известно стороне, ходатайствующей о пересмотре дела. Помимо сведений, приводимых в обычном исковом заявлении в Суд ЕС, нужно также указать, какое именно решение Суда оспаривается и какие именно его пункты, указать обстоятельства, на которых основывается заявление, привести доказательства наличия вновь открывшихся обстоятельств и доказательства того, что эти обстоятельства стали известны заявителю не ранее трех месяцев от даты подачи заявления. О поступившем заявлении сообщается всем остальным сторонам дела, которые имеют право в письменном виде сообщить свои возражения. Вопрос о приемлемости заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается Судом на закрытом заседании. Ознакомившись с позициями сторон и выслушав мнение генерального адвоката, Суд, без ущерба для будущего решения дела по существу, выносит постановление о приемлемости или неприемлемости заявления. В случае принятия решения о его приемлемости Суд переходит к его рассмотрению по существу в соответствии с обычными процессуальными нормами. Новое решение приобщается к пересмотренному решению, при этом на полях пересмотренного решения указывается об этом.
Подводя итоги, можно отметить, что процессуальный порядок рассмотрения дел в Суде ЕС имеет ряд отличительных черт, выделяющих его из общего ряда судебных учреждений, как международных, так и внутригосударственных. Во-первых, несмотря на то, что сторонами процесса в нем может быть очень широкий круг субъектов — государства, органы и институты Европейского Союза и Европейских Сообществ, частные физические и юридические лица, — рассмотрение дел с участием всех этих субъектов по общему правилу происходит в одном, общем для всех порядке. При этом при урегулировании конкретных вопросов правовая природа того или иного субъекта разбирательства, разумеется, учитывается. Так, например, только частные лица имеют право на юридическую помощь, оплачиваемую за счет Суда (ст. 76); только органы ЕС (Совет и Комиссия) должны извещаться о каждом иске, поступившем в Суд, с тем, чтобы они могли определить, затрагивает он их акты или нет (ст. 16); только государство, вступая в дело в качестве третьей стороны, вправе пользоваться своим официальным языком, а не уже определенным ранее языком дела (ст. 29). Во-вторых, письменная форма ведения процесса преобладает над устной. Процессуально значимые заявления должны быть сделаны в письменной форме, о них должна быть поставлена в известность другая сторона и генеральный адвокат, и им должно быть предоставлено время для подготовки письменного ответа. Собственно на судебном заседании стороны оглашают позиции, уже известные друг другу и Суду по материалам дела. Очевидно, что такая форма ведения процесса является наилучшей в условиях, когда судьи, стороны, генеральный адвокат являются гражданами разных стран и говорят большей частью не на родном языке, а на языке ведения дела.
В-третьих, Устав и правила процедуры Суда ЕС предоставляют Суду значительно более широкие полномочия в определении порядка рассмотрения дел, чем процессуальное законодательство многих государств. Например, Суд сам решает, в каком составе рассматривать дело, и есть ли необходимость проводить предварительное расследование. При этом ни для одной из стадий процесса (подготовка слушания дела, непосредственно слушание, вынесение решения) не устанавливаются процессуальные сроки. Поэтому рассмотрение конкретного дела может затягиваться на годы. Так, до создания в 1988 г. Суда первой инстанции средний срок рассмотрения дел составлял 23 месяца,[12] в 1994 г. — 20,8 месяца.[13] Однако примечательно, что в качестве метода решения этой проблемы государства — учредители Суда избрали не изменение сложившегося процессуального порядка рассмотрения дел, а увеличение числа судей и создание новых судебных органов — Суда первой инстанции (1998) и судебных коллегий (2001).
Несмотря на длительность рассмотрения дел, Суд ЕС является одним из наиболее успешно действующих международных судебных учреждений, если иметь в виду ту роль, которую он играет в общественной и деловой жизни государств-членов, и авторитет, которым он пользуется. Свою роль в поддержании этого авторитета, бесспорно, играет и установленный в Суде процессуальный порядок рассмотрения дел. На уровне Суда ЕС установлены следующие правила преюдициального рассмотрения дел. Принимаются к рассмотрению лишь обращения судов; стороны по делу, рассматриваемому в национальном суде, не имеют права обратиться непосредственно в Суд ЕС или влиять на формулировку вопросов, поставленных национальным судом.
Предметом обращения должны быть либо интерпретация норм первичного и вторичного права сообществ, либо действительность тех или иных норм вторичного права. Суд ЕС не может рассматривать вопросы применения нормы права сообществ непосредственно к делу, которое находится на рассмотрении в национальном суде. Он не может высказываться и по поводу смысла, значения или действительности положений национального права. Национальные суды нередко игнорируют эти особенности компетенции Суда ЕС. Однако неправильно сформулированные запросы национальных судов, как правило, не отвергаются, просто ответы на них даются в тех пределах, которые отвечают компетенции Суда ЕС.
Состав тех положений, которые может интерпретировать Суд ЕС, не ограничен. Это могут быть положения Договора, договоров о присоединении, вторичного права, международные договоры, заключенные Сообществом, общие принципы права и собственные решения Суда. Причем не обязательно, чтобы эти положения были нормами прямого действия или вообще имели юридическую силу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.018 с.) |