Регулирование внешнеэкономической деятельности





Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование внешнеэкономической деятельности



В мировой практике выделяют три способа регулирования внешнеэкономической деятельности:регулирование цен (см. табл. 4.9); регулирование потоков товаров (см. табл. 4.10); валютное регулирование (см. табл. 4.11).

 

Для регулирования цен и потоков товаровгосударство использует так называемые тарифные и нетарифные барьеры, причем тарифные методы (барьеры) влияют на цены, а нетарифные — либо на цены, либо непосредственно на объемы (потоки) товаров.

Тарифные барьеры

Тариф, или пошлина, — это государственный налог на товары, пересекающие границы страны. Он является наиболее распространенным способом контроля над торговлей. Пошлина бывает:

- вывозной (экспортной), если она взимается вывозящей страной;

- транзитной, если ее собирает страна, через которую товары провозятся;

- ввозной (импортной), если налог взимается ввозящей страной.

Ввозные пошлины наиболее распространены и в основном используются как средство повышения цен на импортируемые товары, чтобы конкурентные отечественные товары получили относительное ценовое преимущество, или как средство получения государственных доходов.

По способу установления пошлины подразделяются на:

- специфические, которые устанавливаются в расчете на единицу товара;

- стоимостные, устанавливаемые в виде процента от стоимости продукции;

- смешанные, сочетающие два предыдущих принципа.


Таблица 4.9.

Регулирование цен во внешнеэкономической деятельности

Способы регулирование цен
Тарифные барьеры Тариф, или пошлина, — это государственный налог на товары, пересекающие границы страны Нетарифные барьеры
Виды пошлин - вывозной (экспортной), если она взимается вывозящей страной - транзитной, если ее собирает страна, через которую товары провозятся - ввозной (импортной), если налог взимается ввозящей страной Способы установления пошлин - специфические, которые устанавливаются в расчете на единицу товара - стоимостные, устанавливаемые в виде процента от стоимости продукции - смешанные, сочетающие два предыдущих принципа   · Субсидии - за счет прямых выплат производителям для компенсации их убытков, понесенных при сбыте их продукции за рубежом - предоставлением своим потенциальным экспортерам набора услуг (информация, помощь в организации торговых выставок и установлении контактов для ведения дел за рубежом) · Таможенные оценки (таможенные службы могут произвольно увеличиватьразмер пошлины либо применять существующие общепринятые методики оценки стоимости ввозимых товаров) · Другие виды прямого воздействия на цену - специальные сборы (например, за консульскую и таможенную очистку и оформление документов) - установление требований, согласно которым таможенные взносы должны делаться до отправки груза - установление минимальной цены продажи товаров после их таможенной очистки  

 


Таблица 4.10.

Регулирование потока товаров (нетарифные методы)

  Квоты · Квотаограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза в определенном году, чтобы отечественным производителям в этом году была гарантирована определенная доля отечественного рынка. К квотированию прибегают также при распределении количества товара по странам · Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов или для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки · Специфическим типом квотирования, который полностью запрещает торговлю, является эмбарго. Эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта товара определенного вида, независимо от места назначения; в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны
Законодательство по приобретению отечественной продукции При осуществлении государственных закупок предпочтение отдается товарам отечественного производства   Государство иногда законодательно оформляет преимущественное право приобретения товаров отечественного производства
  Стандарты Устанавливаются произвольно по
  • классификации
  • маркировке
  • проведению испытаний продукции
    Лицензирование Подразумевает получение специального разрешения на внешнеторговые операции у органов государственной власти   Цель лицензирования - стимулирование продажи отечественной продукции - ограничение сбыта зарубежной продукции   Лицензирование может не только ограничить импорт или экспорт путем прямого отказа, но также привести к ухудшению торговли в связи с дополнительными затратами, задержками во времени и неопределенностью, связанной с этой процедурой
Взаимные требования Могут относиться, например, к экспортерам: принимать в качестве оплаты товары вместо денег
Ограничения услуг Может проявляться, например, в применении дискриминационных мер. В государствах, создающих благоприятные условия для своих фирм, могут навязывать инофирмам такие услуги, как транспортировка, страхование, консультации и банковское обслуживание
Валютные ограничения Государство может влиять на деятельность фирм на международном рынке посредством различных валютных ограничений

 


Таблица 4.11.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

Лицензирование · Правительственные лицензии фиксируют обменный курс   · Все экспортеры или иные лица, получающие иностранную валюту, в обязательном порядке должны продавать ее Центральному банку по официальному курсу   · Импортер может приобретать иностранную валюту только при наличии лицензии на импорт соответствующих товаров    
Множественные валютные курсы · Наличие более чем одного валютного курса   · Когда правительство хочет ограничить импорт, оно вводит очень высокий валютный курс по операциям, которые не намерено поощрять    
Требование о внесении импортных депозитов   Требование имеет место, когда правительство требует внесения депозита до принятия решения об использовании иностранной валюты   Причины выставления требований - заставить компании тщательнее обдумывать целесообразность ввоза товаров - дать правительству время на планирование движения его иностранной валюты  
Количественный контроль   Правительства могут ограничивать количество валюты, выделяемой на конкретные цели и используемой в конкретных сделках  

 


В периоды обычного подъема цены специфические пошлины составляют меньший процент от стоимости единицы товара и поэтому в меньшей степени ограничивают импорт.

Нетарифные барьеры, воздействующие на цены

1. Субсидии. Правительства могут субсидировать экспорт следующим образом:

- за счет прямых выплат производителям для компенсации их убытков, понесенных при сбыте их продукции за рубежом;

- предоставлением своим потенциальным экспортерам набора услуг (информация, помощь в организации торговых выставок и установлении контактов для ведения дел за рубежом).

2. Таможенные оценки. Таможенным службам трудно определить, насколько точно указаны цены в счетах-фактурах. Поэтому они могут произвольно увеличиватьразмер пошлины либо применять существующие общепринятые методики оценки стоимости ввозимых товаров, например, на основе стоимости идентичных товаров, аналогичных товаров, на основе конечной стоимости товара или исходя ил обоснованных издержек на него.

3. Другие виды прямого воздействия на цену:

- специальные сборы (например, за консульскую и таможенную очистку и оформление документов);

- установление требований, согласно которым таможенные взносы должны делаться до отправки груза;

- установление минимальной цены продажи товаров после их таможенной очистки.

Нетарифные барьеры, воздействующие на потоки товаров

1. Квоты. Квотирование является наиболее распространенным типом ограничения импорта или экспорта в количественном выражении. В отношении импорта квота чаще всего ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза в определенном году, чтобы отечественным производителям в этом году была гарантирована определенная доля отечественного рынка. К квотированию прибегают также при распределении количества товара по странам. Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов или для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Специфическим типом квотирования, который полностью запрещает торговлю, является эмбарго. Эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта товара определенного вида, независимо от места назначения; в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны; или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны.

2. Законодательство по приобретению отечественной продукции. Оно может подразумевать следующее. При осуществлении государственных закупок предпочтение отдается товарам отечественного производства. Государство иногда законодательно оформляет преимущественное право приобретения товаров отечественного производства.

3. Стандарты (по классификации, маркировке, проведению испытаний продукции) устанавливаются произвольно.

4. Лицензирование.Оно подразумевает получение специального разрешения на внешнеторговые операции у органов государственной власти. Целью лицензирования может быть:

- стимулирование продажи отечественной продукции;

- ограничение сбыта зарубежной продукции.

Лицензирование может не только ограничить импорт или экспорт путем прямого отказа, но также привести к ухудшению торговли в связи с дополнительными затратами, задержками во времени и неопределенностью, связанной с этой процедурой. Административные проволочки (например, при въезде) увеличивают неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

5. Взаимные требования. Они могут относиться, например, к экспортерам: принимать в качестве оплаты товары вместо денег.

6. Ограничения услуг. Ограничение услуг может проявляться, например, в применении дискриминационных мер. В государствах, создающих благоприятные условия для своих фирм, могут навязывать инофирмам такие услуги, как транспортировка, страхование, консультации и банковское обслуживание.

7. Валютное регулирование. Государство может влиять на деятельность фирм на международном рынке посредством валютных ограничений. В мировой практике чаще всего используются следующие валютные ограничения: лицензирование, множественные валютные курсы, требование о внесении импортных депозитов, количественный контроль.

Лицензирование. Правительственные лицензии фиксируют обменный курс, и все экспортеры или иные лица, получающие иностранную валюту, в обязательном порядке должны продавать ее Центральному банку по официальному курсу. Импортер может приобретать иностранную валюту только при наличии лицензии на импорт соответствующих товаров.

Множественные валютные курсы (наличие более чем одного валютного курса). Когда правительство хочет ограничить импорт, оно вводит очень высокий валютный курс по операциям, которые не намерено поощрять.

Требование о внесении импортных депозитов. Требование имеет место, когда правительство требует внесения депозита до принятия решения об использовании иностранной валюты. Это делается для того, чтобы заставить компании тщательнее обдумывать целесообразность ввоза товаров и дать правительству время на планирование движения его иностранной валюты.

Количественный контроль. Правительства могут ограничивать количество валюты, выделяемой на конкретные цели и используемой в конкретных сделках.




Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.008 с.)