ТОП 10:

РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ДО 1917 ГОДА



В третьей четверти XIX в., в период правления Александра II, на российском рынке появились долговые ЦБ городов, т.е. местных органов власти. Их привлекательность существенно уступала гос.облигациям, несмотря на повышенную доходность. Они имели хождение, как правило, только в тех регионах, где были выпущены, и довольно продолжительные сроки обращения — до 50 лет и более. Из-за ограниченности региональных ресурсов значительная их часть размещалась за границей. Долгое время российские местные ЦБ были редким явлением как на внутреннем, так и на зарубежных рынках, и лишь в начале XX в. этот рынок немного оживился. В этот период 65 городов России выпускали местные займы, однако, более 80% их эмиссии все же была сосредоточена в восьми крупнейших городах, в частности в Петербурге и Москве.

Особый интерес представляют выигрышные и «золотые займы» царского правительства. Выигрышные займы 1864 и 1866гг., выпущенные на срок в 60 лет с доходностью в 5%, отличались особой процедурой погашения. Во-первых, при попадании билета в тираж государство обязывалось выдавать предъявителю не номинальную стоимость билета, а сумму, включавшую как нарицательную стоимость, так и «погасительную» премию, повышавшуюся от 20 до 50 руб. (при номинале облигации в 100руб.) к моменту окончательного погашения займа. Во-вторых, один из тиражей сопровождался специальной лотереей, в которой каждая облигация играла роль лотерейного билета. В первые 30 лет предполагалось проводить ежегодно по два, в последующие 30 лет – по одному выигрышному тиражу. Размер выигрышей составлял от 500 руб. до 200 000 руб. Поскольку выигравшая облигация после выплаты выигрыша возвращалась владельцу и продолжала обращаться до попадания её в тираж погашения, существовала вероятность получения по одной облигации нескольких выигрышей.

Первый выпуск так называемого «золотого» займа был осуществлён в 1889 г. На сумму 332млн золотых руб. с доходностью 4% (в 1894 г. доходность аналогичного займа была снижена до 3,5%, в 1891-1896гг. – до 3%). Облигации имели номиналы в 125, 625, 3125 руб., что объяснялось привязкой данных выпусков к иностранным, в первую очередь французскому, фондовым рынкам, так как в пересчете эти суммы составляли 500, 2500 и 12500 франков. Кроме франков, номинал облигации был выражен в германских марках, голландских гульденах, фунтах стерлингов и в датских кронах. [8, с.12-13].

Торговля ЦБ в Российской Империи проводилась главным образом фондовыми отделами товарных бирж и Гос. банком при посредничестве коммерческих банков.

Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ЦБ началась после выпуска первых гос. займов. В 1883 г. на ней были приняты первые правила, регулирующие операции с ЦБ. В 1891 г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже. Позже к торговле ЦБ приобщились и региональные биржи, крупнейшими из которых были Варшавская, Киевская, Одесская, Рижская, Харьковская и др.

История формирования рынка гос. ЦБ неразрывно связана с функционированием системы сберегательных касс. Значительная часть (28,5%) объёма внутреннего долга царской России была размещена среди населения благодаря деятельности сберегательных учреждений, их доля в общем объёме государственной задолжности, включая и внешнюю, достигла 15,7%. [8, с.13]

Международный пoлитичecкий кризис в 1914 г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны российские биржи прекратили операции с ценными бумагами. Эти операции оказались дезорганизованными.

После февральских событий 1917 г. экономическое положение страны стало серьезно ухудшаться. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг, доставшийся от прежнего режима, вынудили Временное правительство срочно изыскивать возможности привлечения финансовых ресурсов. Из двух главных источников — получения новых кредитов у военных союзников и осуществления внутренних заимствований — ставка была сделана главным образом на второй. С этой целью были подтверждены все прежние государственные долговые обязательства, существенно упрощен порядок акционирования, а также либерализирован допуск иностранного капитала на российский фондовый рынок, что вскоре позволило его относительно стабилизировать.

Крупнейшие банки страны подписали соглашение с Министерством финансов о размещении так называемого Займа свободы 1917 г. — первой эмиссии долгосрочных облигаций Временного правительства. Вследствие высокой инфляции в стране результативность его размещения оказалась чрезвычайно низкой.

Еще одной неудачей и последней попыткой Временного правительства стал проект принудительного Российского государственного 5,5%-го военного ликвидационного займа 1917 г.

К началу XX в. российский рынок ценных бумаг окончательно сформировался — как структурно, так и функционально, достигнув пика в 1914 г. Однако, по степени развития в силу объективных причин он в целом отставал от Германии, Франции, Англии и США. К 1911 г. насчитывалось 1617 акционерных компаний, из них на Санкт-Петербургской бирже котировались акции лишь 275. Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.

После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование. Декретом советского правительства 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ценными бумагами, и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.


Ценные бумаги в СССР.

Гос. заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922–1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго так называемых хлебных займов, а также сахарного займа. Они носили краткосрочный (сезонный) характер – срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами – по усмотрению держателей. Максимальный номинал хлебных облигаций, например, составлял 100 и 10 пудов ржи – для первого и второго займов соответственно. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательны для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели очевидный успех, благодаря ним в стране появился вторичный рынок облигаций. Позже предпринимались попытки эмиссии краткосрочных денежных займов, но из-за отсутствия должного опыта их выпуск оказался нерентабельным для государства.

Эти же годы ознаменовались первым в СССР выпуском долгосрочного займа, именовавшегося в обиходе золотым займом 1922 г. Период его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту. Заем отличался широким спектром преимуществ для владельцев, в частности освобождением доходов от налогов, ежегодными тиражами выигрышей, возможностью залога облигаций и др., однако успеха не имел. Это послужило вынужденной причиной организации его принудительного размещения, что стало широко практиковаться с этих пор. Принудительно размещались: второй государственный выигрышный заем 1924 г.; ряд специальных займов для аккумуляции временно свободных денежных ресурсов государственных предприятий и учреждений; займы индустриализации, укрепления крестьянского хозяйства, предназначенные для государственных служащих и рабочих, и др. Однако в период 1922–1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например так называемые крестьянские. Они были вполне привлекательными для вкладчиков, но не достаточно эффективными для государства, поэтому со временем их выпуск был прекращен.

В 1924–1925 гг. предпринимались меры для преодоления синдрома принудительных займов. Наркомат финансов практиковал фондовые интервенции, т.е. активно скупал гос. ЦБ, что способствовало значительному оживлению этого рынка. Купля-продажа гос. ЦБ изначально проводилась Госбанком, специальными банками и сберегательными кассами, а в результате реорганизации в 1927–1928 гг. первичного и вторичного рынков единственным посредником между государством и населением стал институт сберкасс. Все расходы по обслуживанию государственных займов финансировались за счет бюджета страны.

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением Советом труда и обороны в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Она определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием.

Суммарный капитал таких учреждений, в том числе банков, превышал к 1925 г. 300 млн руб. Имеющихся ресурсов было достаточно для активизации фондовой торговли, но этот рынок все же не получил значительного развития. Причины крылись в доминировании государства в структуре акционерных капиталов и отсутствии его стремления к существенному расширению круга акционеров, что выражалось имевшими место запретами частных эмиссий.

Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи. Затем аналогичные учреждения стали функционировать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке и других центрах. Их организационные основы во многом совпадали с устоями царской биржи, поскольку вся деятельность фондовых отделов еще более жестко контролировалась и регламентировалась государством.

Определенное время в структуре биржевого оборота преобладали валютные операции, однако вскоре сделки с ценными бумагами стали доминировать на вторичном рынке, а основная их масса производилась с государственными облигациями и непрерывно возрастала. Если в 1923–1924 гг. среднемесячный объем сделок с государственными облигациями составлял порядка 3 млн руб., то в 1925–1926 гг. он уже превышал 16 млн руб.

Главными участниками биржевой торговли выступали кредитные учреждения (более 60% оборота), а также государственные предприятия и хозяйственные органы (около 30%). Операции физических лиц занимали порядка 9% оборота, а остальное приходилось на акционерные, кооперативные и общественные организации. Итак, во всех аспектах биржевой деятельности в СССР преобладало государство.

Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период нэпа, напротив, являлся прерогативой физических лиц и буквально был уличным и стихийным. Однако утверждение Наркоматом финансов Положения о Московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 г. положило начало упорядочению его деятельности. Вечерние фондовые биржи – в обиходе "американки" – начали функционировать при фондовых отделах отдельных крупных товарных бирж – в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными участниками "американок" стали кредитные учреждения, частные предприятия и физические лица. Доступ государственных и кооперативных учреждений на них имел определенные ограничения.

Управление "американками" отличалось существенно большей либеральностью по сравнению с фондовыми отделами бирж, под эгидой которых они функционировали. Их появление позволило упорядочить и активизировать оборот бумаг, не котирующихся на основных фондовых площадках. Прецедент создания вечерних бирж не имел аналогов в истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков. С завершением периода нэпа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным.

В период с начала 1930-х по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов, тогда как в 20-е гг. было выпущено в общей сложности 24 государственных займа. Число эмиссий относительно сократилось, однако объем заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период. Объем заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд руб., а в течение 1941 – 1945 гг. – более 76 млрд руб.

После Великой отечественной войны параллельно с денежной реформой была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936–1946 гг., в облигации Государственного 2%-ного займа 1948 г. Одновременно с этим проходило размещение новых займов. Всего, начиная с 1947 г., были выпущены облигации 11 займов па сумму около 26 млрд руб. (в масштабе цен после реформы 1961 г.). Облигации госзаймов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательными. Если в 1920-е гг. они приносили годовой доход в 6–12%, то в последующем он составлял лишь 2–4% (для облигаций, реализуемых по номиналу). Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоев населения. В 1950-е гг., например, число держателей гособлигаций превышало 70 млн человек.

Государство, привлекая огромные денежные ресурсы, не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях, исходя из мирового и отечественного опыта, обычно предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии государственных бумаг на длительное время была значительно снижена. Погашение замороженных послевоенных займов началось немного ранее объявленных сроков – с 1974 г. и завершилось к концу 1991 г. В 1960-е гг. было осуществлено размещение лишь одного государственного 3%-ного выигрышного займа, завершившего свое обращение в начале 1980-х гг. Практика масштабных заимствований возобновилась с выпуском в 1982 г. нового 3%-ного выигрышного займа. Облигации свободно продавались и покупались государством в течение всего срока обращения, а в 1990–1991 гг. был повышен процент выплат по ним и проиндексирован (увеличен на 40%) номинал.

В предреформенный период в СССР предпринимались многочисленные неудачные попытки эмиссии разнообразных видов государственных облигаций. В 1990 г. среди населения начал распространяться целевой беспроцентный заем, погашение которого планировалось через три года дефицитными в то время товарами длительного пользования, аналогично натуральным займам 1920-х гг. Однако высокий уровень инфляции в стране вскоре привел к прекращению его размещения.

Кроме того, был выпущены государственные казначейские обязательства 1990 г., сроком на 16 лет и доходностью 5%, предназначенные для населения. Вскоре в целях повышения их привлекательности срок обращения пришлось снизить вдвое, а доходность повысить в том же размере. Предпринятые меры лишь ненадолго оживили реализацию этих бумаг.

В это же время на 16-летний срок произошла эмиссия облигаций Государственного внутреннего 5%-ного займа СССР 1990 г., предназначенного для добровольного размещения среди юридических лиц и общественных организаций с ежегодной выплатой им купонного дохода в безналичной форме. Участь этих бумаг немногим отличалась от предыдущих выпусков.

Эмиссия частных ценных бумаг, практически полностью отсутствовавшая в стране с начала 1930-х по конец 1980-х гг., стала возрождаться в виде появления суррогатов акций и негосударственных облигаций. В 1986–1987 гг. Львовское ПО "Конвейер", получившее статус государственного акционерного социалистического предприятия, первым выпустило бумаги, названные акциями, хотя они не могли в принципе изменять отношений собственности. Этому примеру, не дожидаясь появления соответствующего правового обеспечения, последовали многие другие предприятия. Мотивом послужило стремление усилить стимулирование конечных результатов труда работников, пробудив у них чувство хозяина, а также желание привлечь дополнительные ресурсы для технического переоснащения производства.

В целях упорядочения этой стихийной практики Совет Министров СССР в октябре 1988 г. принял постановление о выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг, которое узаконило статус так называемых акций трудового коллектива, предназначенных для работников коллективов, и акций предприятий и организаций – для размещения среди юридических лиц. Практиковались также правительственные решения по переводу на акционерную форму собственности отдельных предприятий, например АО КамАЗ, АО "Пермавиа" и др. Это стало очередным шагом на пути возрождения рынка реальных долевых ценных бумаг. Процесс становления акционерной формы собственности в общих чертах был завершен с принятием Советом Министров СССР известного постановления от 19 июня 1990 г. № 590 "Об утверждении положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью" и Положения о ценных бумагах. Немногим более года спустя в СССР было зарегистрировано около 1,5 тыс. АО и ООО, суммарный уставный капитал которых в действовавшем масштабе цен превышал 25 млн руб.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.28 (0.009 с.)