ТОП 10:

Развитие РЦБ в России в период с 1991 года по наст. момент.



В начале 1990-х годов, после длительного перерыва, в России вновь начал функционировать РЦБ. В 1992 г. для усиления регулирования деятельности фондового рынка была создана Комиссия по ЦБ и фондовым биржам при Президенте РФ. В ее состав вошли представители фондовых бирж, ЦБ РФ, Министерства финансов, Антимонопольного комитета, Российского фонда гос. имущества и др. Кроме того, фондовые биржи начали формировать органы саморегулирования, первым из них стала Федерация фондовых бирж, созданная для информационно-консультативного обеспечения участников и координации биржевой деятельности.

Выпуск приватизационных чеков в 1993 г. и всеобщее вовлечение населения в процесс приватизации дали мощный импульс развитию фондового рынка в России. Крупные торговые площадки образовались в РЭА им. Г.В.Плеханова. В здании Главпочтамта на Российской товарно-сырьевой бирже была открыта фондовая секция. Основными торгуемыми ЦБ были: «гос. ЦБ – приватизационный чек», суррогатные бумаги (билеты, свидетельства, чеки, сертификаты, акции) неизвестных новых компаний (МММ, «Телемаркет», «Ринако»), иногда номинированные даже не в рублях, а в литрах («Росалко»). Многие крупные и известные ныне брокеры как «Атон», «ПрофитХаус», «Грант», «Тройка», «Ринако+», «РБД» были созданы для торговли ваучерами и профессионально сформировались на ней. [11, с.38].

Период 1993—1997 гг. отличался динамичным и качественным развитием рынка гос. ЦБ. Они стали играть ведущую роль на российском фондовом рынке потому, что были самыми надежными среди прочих инструментов.

Большим событием для упорядочения деятельности на российском фондовом рынке, в частности на рынке гос. облигаций, следует считать появление в 1996 г. ФЗ «О РЦБ». Он установил, что эмитентами ЦБ, помимо прочих юр. лиц, м.б. органы исп-ной власти и местного самоуправления.

Большое значение в законе было придано информационному обеспечению РЦБ, в частности раскрытию информации эмитентами, ответственности за неправомерное использование служебной информации, рекламе на фондовом рынке. Гос. долгосрочные займы не имели успеха, хотя отдельные из них продолжали оставаться в обращении. Например, Гос. долгосрочные облигации (ГДО), выпущенные на 30 лет еще в 1991 г.

Наиболее популярным видом гос. ЦБ в 1990-е годы бесспорно считались ГКО. В 1993 г. на основании постановления Правительства Министерством финансов и Центральным банком РФ было утверждено Положение об обслуживании и обращении выпусков Гос. краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Это была первая удачная попытка выпуска облигаций в безбумажной форме, предназначенных для юр. и физ. лиц.

Примерно годом раньше в соотв. с указом Президента «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР» было положено начало размещению облигаций Внутреннего гос. валютного займа (ВВЗ). Условия его выпуска были утверждены постановлением Правительства в начале 1993 г. В соотв. с постановлением Министерства финансов было уполномочено с мая 1993 г. осуществлять эмиссию облигаций ВВЗ.

В этот же период постановлением Правительства были утверждены основные условия продажи золота путем выпуска Министерством финансов золотых сертификатов 1993 г. Нарицательная стоимость сертификата была эквивалентна стоимости 10 кг золота самой высокой пробы. Погашение сертификатов помимо традиционных способов могло осуществляться путем поставки самого металла.

В конце 1995 г. постановлением Правительства «О выпуске гос. ЦБ, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота» была реализована вторая, более успешная попытка размещения облигаций золотого федерального займа.

Еще одним видом ЦБ выпускаемых в это время, были Гос. жилищные сертификаты. Они также не имели хождения на рынке, предназначались для граждан страны, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств, и номинировались в квадратных метрах жилой площади. Сертификаты выпускались в бумажной форме, были именными ЦБ с годовым периодом обращения.

Помимо эмиссии ЦБ Правительство практиковало также предоставление гос. гарантий по отдельным выпускам корпоративных облигаций. Примером м. служить облигации РАО «Высокоскоростные магистрали», крупнейшим участником которого является гос-во. Министерство финансов стало гарантом этих ЦБ, а Банк России — генеральным агентом по размещению займа. Продажа облигаций началась в начале 1996 г. на Московской межбанковской валютной бирже и была первым ее опытом в области корпоративных инструментов.

На российском рынке гос. ЦБ начался процесс интеграции в мировую финансовую систему. Во многом этому способствовал допуск на рынок нерезидентов.

В 1996 г. встал вопрос о развитии нового направления заимствований на внешнем рынке; наиболее удобной его формой была признана эмиссия внешних облигационных займов – еврооблигаций. Правительство разместило три выпуска еврооблигаций (евробондов). Первый транш, выпущенный в ноябре 1996 г. на 5 лет объемом 1 млрд долл. под 9,25% годовых, разошелся достаточно успешно, преимущественно среди инвесторов из Юго-Восточной Азии. К концу рассматриваемого периода цены на российские еврооблигации начали снижаться вследствие кризисных явлений на мировых финансовых рынках.

Практика эмиссии региональных ЦБ в России возобновилась и динамично стала развиваться в Москве и некоторых других крупных центрах.

В конце 1997 г. был принят ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», в котором определялось, что муниципальные — это те облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, что выпускаются органами местного самоуправления. Граждане и юр. лица, приобретая их, заключают договор муниципального займа. Назначением выпуска этих ЦБ является реализация программ и проектов развития муниципальных образований. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается имуществом и другими ресурсами местных бюджетов.

Рынок корпоративных ЦБ в период 1993—1997 гг. также активно развивался, хотя его развитие заметно отставало от гос.сектора. Основу его функционирования составляли указы Президента РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», Закон «О РЦБ». Широкомасштабные процессы приватизации и акционирования гос. собственности привели к появлению на рынке большого числа акций, номинально готовых к обращению. Однако лишь акции примерно трех десятков эмитентов могли реально обращаться на рынке, поскольку были относительно ликвидными. К числу этих ЦБ — голубых фишек в основном относились акции трех отраслей хозяйства: нефтегазовой (включая переработку), энергетической и телекоммуникационной.

Среди них особо высокой ликвидностью, мощным спекулятивным потенциалом и поэтому повышенным интересом инвесторов обладали акции РАО «ЕЭС России», ОАО «Ростелеком», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», РАО «Норильский никель», ОАО «НК ЛУКОЙЛ» и др.

Акции многих прочих эмитентов были малоликвидными и не представляли особого интереса для банков, финансово-инвестиционных компаний и других участников рынка.

Рынок корпоративных облигаций развивался еще медленнее. Эти бумаги появились в обращении в 1993—1994 гг. Эмитентами первых частных облигаций выступили крупные компании, например КамАЗ, АвтоВАЗ, и коммерческие банки. Корпоративные облигации выпускают компании, имеющие высокую стабильность и имидж на рынке, что было большой редкостью для нашей страны. Развитие рынка этих ценных бумаг сдерживали также проблемы взаимных неплатежей и задолженностей, одолевшие экономику.

Более высокими темпами в это время развивался рынок банковских векселей. В современной российской экономике вексель был возрождён 24 июня 1991 г. постановлением Президиума ВС РСФСР № 1451 – 1 и стал активно использоваться прежде всего коммерческими банками для привлечения свободных денежных ресурсов клиентов, хотя исторически сложилось так, что вексель прежде всего является средством обеспечения и оформления коммерческого кредита.[7, с.111]. Среди эмитентов этих ценных бумаг можно назвать Сбербанк РФ, Альфа-банк, Собинбанк и многие другие.

Российский рынок корпоративных ЦБ стал достаточно глубоко интегрированным в мировую финансовую систему. Во многом этому способствовала эмиссия в стране депозитарных расписок, т.е. производных ЦБ, выпущенных на бумаги отечественных предприятий и имеющих свободное хождение за рубежом. Если в 1995 – 1996 гг. выпускались депозитарные расписки только низких уровней (по большей части в целях рекламирования предприятия), то уже с 1997 г. крупные предприятия (в основном сырьевые и естественные монополисты) позволили себе дорогостоящую процедуру выпуска расписок второго и третьего уровней, позволяющих предприятию привлекать инвестиции.

Создание инфраструктуры, увеличением объемов торговли, расширением круга профессиональных участников фондового рынка, уменьшение ставки рефинансирования, а следовательно, и доходности по государственным ценным бумагам позволили в 1996 – 1997 гг. рынку акций российских эмитентов сделать скачок в своём развитии. Во многом этому способствовало качественное развитие правового обеспечения РЦБ, диверсификация видов фондовых инструментов. Это, в свою очередь, привело к тому, что ускорился процесс вхождения российского рынка ценных бумаг в мировой фондовый рынок. Количественные и качественные характеристики рынка ценных бумаг позволяют его охарактеризовать как развивающийся рынок.

Особенности развития РЦБ в РФ в начале 1990-х гг. заключались в следующем:

1. обычно развитие РЦБ сопровождает рост всей национальной экономики. В России зарождение, становление и довольно динамичное развитие фондового рынка происходило на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства;

2. «непрозрачность» рынка, рискованность операций на нём, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ЦБ. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста;

3. дестабилизирующее влияние на российский РЦБ оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценивания денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера;

4. серьёзным препятствием на пути создания эффективного функционирующего фондового рынка в России является несовершенство законодательства и норм регулирования по ЦБ.

Рынок формировался в 1990 гг. под влиянием постоянно меняющихся факторов валютного и налогового зак-ва, а так же регулирования банковской деятельности и РЦБ. Банки и инвестиционные компании старались всеми доступными средствами застраховаться от возникающих рисков. Как следствие возникли весьма специфические механизмы, характерные исключительно для отечественного рынка.

В роли основных игроков на отечественном РЦБ всегда выступали и продолжают выступать российские коммерческие банки и крупные инвестиционные компании. Но в период формирования и первоначального развития рынка, ЦБ торговали в основном иностранные компании.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.125 (0.01 с.)