Стадии развития коллектива по Лутошкину. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития коллектива по Лутошкину.



Чтобы вожатому организовать и проследить развитие коллектива в отряде, проводятся выписки из книги А.Н. Лутошкина «Как вести за собой.

От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»

Лутошкин А.Н. в своей книге «Как вести за собой» рассматривает несколько ступеней развития коллектива. Если вы захотите. Можете провести наблюдение за процессом развития вашего коллектива. Можно в отрядном уголке нарисовать 5 ступеней и обозначить их: «Песчаная россыпь», Мягкая смена», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Рассказать необходимо ребятам - чем характеризуется каждая ступень, и предложить им ставить отметку развития коллектива, подписывая флажок. Вы сами тоже своим флажком отмечаете ступень. Таким образом, вы можете проводить не только диагностику развития коллектива, но и настроение, и состояние каждого ребенка.

«Песчаная россыпь». Много песчинок собрано вместе и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло». Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

«Мягкая глина». В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.

В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

«Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.

Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени «Алого паруса».

Ежедневно проводя мониторинг в отряде, можно помогать ребятам анализировать день и свои действия, наблюдать за развитием других отрядов. И запомните – промежуточных «Горящих маяков» и «Мерцающих факелов» не бывает!

 

Верёвочный курс. Теория. Базовый уровень – практика.

Это серия специально подготовленных упражнений для малых групп, а также индивидуальных занятий, выполняемых, как правило, в лесу с использованием деревьев, альпинистского снаряжения, специальных приспособлений и оборудования. Курс служит для сплочения группы, повышения взаимного доверия. В процессе выполнения курса создается атмосфера доверия и поддержки в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Индивидуальные упражнения часто связаны с преодолением страха, с выходом за пределы своих предполагаемых возможностей. Участников В.К. просят рассматривать этот день как метафор у жизненных ситуаций, и когда человек обнаруживает, что он может преодолеть себя, мобилизовав для этого всю свою энергию, что в конечном итоге это позволяет ему вырваться на новые рубежи в своей профессиональной или личной жизни. Многие из прошедших этот курс считают этот день одним из важнейших в своей жизни.

Предлагаем Вам набор упражнений для Веревочного Курса. Время прохождения, упражнений не лимитируется. Ребята сами решают, продолжать выполнение упражнения или прервать его.

Необходимые условия для выполнения упражнений «веревочного курса»:

На время проведения упражнений курса участники программы должны:

1.Снять украшения (кольца, брошки, цепочки и т.д.), часы, предметы, о которые могут пораниться они сами и члены их группы;

2. Быть одетыми в удобную спортивную одежду и обувь;

3. Быть готовыми к физическим нагрузкам, не иметь к ним медицинских противопоказаний.

Базовый уровень.

Плот.

Игровая легенда: Все члены команды – путешественники, потерпевшие кораблекрушение. Им необходимо спастись, уместившись на небольшой плот и продержаться на нем 10 секунд до прихода спасательной шлюпки. В качестве плота можно использовать кусок ковровой дорожки, нарисованную мелом фигуру на линолеуме и т.д.

Ведущий объясняет игрокам легенду и предлагает попробовать выполнить упражнение (для группы из 15-18 человек можно начать задание с квадрата или прямоугольника 1,5 на 2 метра). По мере выполнения – участники уместились и отсчитали до десяти – ведущий предлагает новый вариант: налетел шквал, участников смело в море, а плот развалился. Теперь им необходимо уместиться на оставшейся на плаву части (2/3 от прежнего объема). Сложность повышается постепенно, ведущий должен контролировать сложность так, чтобы задание было выполнимо участниками и несло положительный опыт (создание ситуации успеха).

Конвейер.

Всем участникам группы необходимо сесть на пол, широко раздвинув ноги в стороны. Участники садятся «в шеренгу», в затылок друг другу. Задача инструктора – проследить за тем, чтобы вес и силы участников группы равномерно распределялись внутри шеренги «конвейера». (например, чередование сильный мужчина, слабая женщина, сильная женщина, слабый мужчина и т.д.). Инструктор обязан предупредить участников о том, что упражнение является силовым.

Задача группы: передать всех участников от первого до последнего на руках по конвейеру - через всех остальных участников группы.

Задача инструктора: страховка участников, особенно на моменты «входа» и «выхода».

Амеба.

Игровая легенда: все участники группы представляют собой единый организм – в нашем случае простейшее существо – амебу. Если целостность организма нарушена, то он умирает – следовательно, задание считается невыполненным.

Задача: Ведущий просит группу представить себя единым целым, для чего необходимо встать в круг лицом друг к другу и взяться за руки. Организм должен преодолеть препятствие – протянутую поперек бельевую резинку (высота препятствия приблизительно должна соответствовать середине бедра среднего участника группы или 1,0 – 1,20 метра). Не используя дополнительных вспомогательных средств (стульев, кресел и т.д.) организм должен преодолеть препятствие.

Корабельный трап.

Игровая легенда: все участники группы – команда корабля, которая должна ночью(!) перебраться с берега на корабль по узкому трапу.

Задача инструктора – страховка участников. Для выполнения этапа потребуется: деревянная доска (трап), соединяющая собой две разноуровневые поверхности.

Задача группы: все участники группы по очереди должны перебраться с завязанными глазами с очерченного инструктором контура «земли» (не заходя за условную линию «моря»). Словесная поддержка участниками друг друга, «наведение» на цель не запрещены. Упражнение считается выполненным, если вся группа находится на очерченном пространстве «корабля», не заходя за его пределы (для группы 15-18 человек «корабль» составляет пространство 2 на 2 метра).

 

Практика – базовый уровень + электроцепь, колокол, монстр из основного уровня.

 

Основной уровень.

Паутина.

Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5-3 метра. Две параллельные веревки переплетаются в виде паутины между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя.

Если кто-либо из группы заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию.

После выполнения упражнения группа садится кругом на траве и делятся впечатлениями, говорят о том, что произошло.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.01 с.)