Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для работы в детских оздоровительных лагерях

Поиск

Для работы в детских оздоровительных лагерях

«Школа СОВременного вожатого».

…Быть вожатым - это, значит, быть рядом и чуть впереди, это значит, уметь организовать творческую коллективную жизнь отряда; не просто советовать, а вдохновлять; не только предлагать, а помогать в рождении и осуществлении замысла; в тоже время вожатый может пробудить в детях инициативу, самодеятельность. При этом важно чувствовать состояние своих воспитанников, как всех вместе, так и в отдельности...

Нижний Новгород, 2005.


СОДЕРЖАНИЕ:

Занятие первое – БУДЕМ ЗНАКОМЫ! Общая длительность 3,5 часа. стр.3 - 11.

1. Нижегородский ОШСО. ЛСО. Структура СПО. Символика.

2. ДОЛ и его программа. Что такое игра. Игры на знакомство, кричалки, выявление лидера, сплочение.

Занятие второе – Маленькие радости каждого дня. /3 часа/ стр. 12 – 27.

3. Огонёк знакомств /практика/. Правила проведения огоньков. Виды огоньков. Легенды. /80 минут/

4. Игра на гитаре. Вожатские песни. /40 минут/

5. Отрядный уголок, система личностного роста /кураторы/, цветопись настроения, мониторинг. /60 минут/

Занятие третье - АПТ (А Понаехали Тут) /3,5 часа/ стр. 28 – 41.

6. Логика развития лагерной смены.

7. Тесты.

8. Тематический день в лагере. План-сетка лагеря /кураторы/.

Занятие четвертое – это должен знать каждый! /3,5 часа/ стр. 42 – 53.

9. Нормативные основы работы вожатого.

10. Мед. подготовка. На грани риска. Дети и наркотики.

Занятие пятое – Как вы лодку назовёте… /3,5 часа/ стр. 54 – 61.

11. Название отряда, девиз. КТД. Организация самоуправления в отряде. Стадии развития коллектива по Лутошкину.

12. Верёвочный курс. Теория. Базовый уровень – практика.

Занятие шестое – А как же Я? /2,5 часа/ стр. 62 – 73.

13. Игры по станциям, сюрпризы, тайный друг, организация творческого конкурса, стартин.

14. Ребёнок и социальные нормы. Психология детей разного возраста. Игры и дети разного возраста.

Занятие седьмое –Буря в стакане. /3 часа / стр. 74 – 85.

15. Купание детей. Игры на воде.

16. Подводные камни. То, о чем говорить не принято, или кто кого перехитрит. Затруднения, причины и меры борьбы.

Занятие восьмое – Однажды вечером… /3 часа/ стр. 86 – 97.

17. Комплименты, критика, конфликт.

18. Игры с залом, игры-розыгрыши.

19. А напоследок я скажу или какой должен быть вожатый!

20. Обзор литературы. Стр. 98.

Общая длительность курса подготовки в часах – 25,5 часа.


Занятие 1. Будем знакомы!

Нижегородский Областной Штаб Студенческих Отрядов.

ДОЛ. Игра.

Загородные лагеря в предшествующие годы были одной из самых распро­страненных форм организации летнего отдыха. Сегодня многие лагеря по экономиче­ским причинам закрываются. Этому способствуют не только экономические причи­ны. С педагогической точки зрения, большинство загородных лагерей было слабо ос­нащено, что стало основанием, дабы не иметь хлопот с детьми, их переориентации. Нет сегодня в педагогической литературе по летнему отдыху единого названия заго­родных лагерей. Раньше их называли пионерскими, а сегодня – детскими, досуговыми, летними и тому подобное. Обзор литературы позволяет сделать следующую клас­сификацию загородных лагерей.

Досуговые. Основная цель – организация досуга; базовое понятие педагогиче­ской концепции (установки) – досуг; специфика - многообразие видов деятельности.

Оздоровительные. Основная цель – способствовать оздоровлению и повыше­нию самочувствия детей; базовое понятие - оздоровление, которое может представ­ляться в узком (физическое, анатомо-физиологическое оздоровление) и в широком (создание оптимального климата в детском коллективе, то есть духовное, личностное оздоровление) смыслах; специфика - создание условий здорового образа жизни, доб­рожелательного микроклимата и так далее.

Специальные (профильные). Основная цель – создать условия для развития специальных способностей детей; специальные лагеря могут иметь различный про­филь, наиболее распространенные – спортивный и туристический, могут быть много­профильные лагеря; сегодня есть проекты создания профильных лагерей (или отрядов в многопрофильных лагерях) для одаренных детей в той или иной области; базовое понятие - профиль; специфика – образовательные виды деятельности, развивающие знания, умения и навыки.

Трудовые лагеря. Казалось бы, что этот тип лагеря из советского прошлого и не имеет никакого отношения к новой социальной действительности. Тем не менее за рубежом, в том числе и в развитых странах, такие типы лагерей имеются, и они носят прежде всего добровольный характер. Цели могут быть совершенно разные: обучить какому-либо ремеслу или виду труда, оказать помощь в решении денежных проблем подростков. Трудовой лагерь может быть и средством решения каких-либо проблем экономического характера: например, попробовать жить самостоятельно – в условиях самоокупаемости, совершить поездку в другой регион страны или в зарубежные страны на условиях трудового договора с сельскохозяйственной (или какой-либо дру­гой) фирмой. Базовое понятие – трудовая деятельность; специфика – производитель­ный труд как основной вид деятельности. Трудовой лагерь имеет большое значение в формировании экономических представлений детей, в формировании навыков жизни в условиях рыночной экономики; позволяет воспитывать самостоятельность.

Данная классификация позволяет представить типы лагерей в «чистой» (иде­альной) форме. На практике, безусловно, могут быть лагеря смешанного типа. Однако каждый отряд (детский коллектив) будет иметь свою специфику. Эта специфика бу­дет определяться основанием, по которому формировался отряд, целями, базовым по­нятием педагогической концепции (установки) и основными видами деятельности. Так, могут быть отряды досугового, оздоровительного, профильного типа и т.п. Не означает данная классификация и того, что, например, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Безусловно, досуг и оздоровление будут практически в каждом типе лагеря, но не везде он является основным, т.е. в лагерях другого типа он может иметь второстепенное значение.

Игра.

Стремление ребенка к игре вечно и неистребимо. Игра — силь­нейшее средство развития ребенка. Она развивает память, внима­тельность, терпение, волю. Игры воспитывают нравственные каче­ства: дружбу, сотрудничество, доброту, терпимость, справедливость и т.д.

Игру как средство создания эмоционально нравственной ат­мосферы в лагере можно рассматривать с пяти сторон: как форму организации жизнедеятельности; как игровую модель организа­ции дел; как метод работы; как принцип организации жизнедея­тельности; как игровую условность.

1. Как форму организации жизнедеятельности мы рассматри­ваем игру тогда, когда в основу смены закладывается сюжетно-ролевая, имитационно-сюжетно-ролевая, деловая игра.

2. Игра как модель организации конкретных дел рассматрива­ется при проведении карнавалов, маскарадов, турниров, боев, пу­тешествий, интеллектуальных игр, праздников игры и игрушек, ярмарок забав и развлечений и т.д.

3. Игра как метод работы — важный инструмент в деятельнос­ти вожатого. Важно, чтобы в лагере вожатые знали игры и владе­ли методикой их проведения. Тогда каждая свободная минута мо­жет быть наполнена игрой. Играть можно у столовой, на пляже, на «огоньках», в актовом зале до начала мероприятия, на спортив­ной площадке и т.д. Поэтому важно знать разнообразные виды и классификации игр.

Назовем некоторые из классификаций по следующим основа­ниям:

· по задачам, поставленным перед игрой: на знакомство, на сплоченность отряда, на установление отношений между мальчиками и девочками, на выявление лидеров, на выявление способностей и т.д.;

· по степени активности детей: подвижные, сидячие, стоячие;

· по месту проведения: на местности, на природе, в помещении, за столом и т.д.;

· по жанровости: дидактические, познавательные, трудовые, музыкальные, строительные, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-шутки и т.д.

4. Игра как принцип должна пронизывать все стороны орга­низации жизнедеятельности. Особенно традиционные режимные моменты.

Например, игровые элементы могут присутствовать в зарядке (попадаем в зверинец — попрыгаем как зайки). Попробуйте орга­низовать подъем по петухам, дорогу в столовую преодолеть «за­дом наперед» и т.д.

Игре свойственна романтика. Поэтому, чем больше игр и игро­вых элементов вы будете использовать в лагере, тем более эмоци­ональной будет атмосфера, и более нравственной, так как игре не приемлемы злоба, зависть.

5. Использовать игру в создании эмоционально-нравственной атмосферы можно и как игровую условность.

Дети с рождения живут в мире игр и игровых условностей. Для детей они, с одной стороны, договорные условия относительно чего-то, установленные по соглашению, и понятные только им, с другой сто­роны, условности — воображаемые, несуществующие или символи­ческие, в основном игровые обычаи, порядки, правила, имеющие силу только при тех или иных обстоятельствах, значит, базирующиеся на слове, устном договоре тех, кто условился, или на традициях, уходя­щих в далекое прошлое.

Коллектив начинает формироваться с первого момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие пройдёт на высоком эмоциональном уровне, у вас будут предпосылки к созданию здорового, крепкого коллектива. Одним из средств поднятия и поддержания на высоком эмоциональном уровне общения детей является игра. Самым первым местом, где ребята начинают общаться друг с другом, является автобус, на котором они едут вместе в лагерь.

Игры в автобусе.

“Морячок”

Салон автобуса разбивается на две команды. “Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях”. Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: “миллион, миллион, миллион алых роз”; “…девчонка из квартиры 45”; “…раз словечко, два словечко….”

Более сложным вариантом этой игры будет игра “Вопрос-ответ”, где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ – из другой.

“Что стоишь, качаясь?..”

“…Качает, качает волна морская”.

Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.

 

“Эстафеты”

Эстафета в автобусе – такое действительно бывает. Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время.

Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.

 

Кричалки.

Под кричалками подразумевают веселые выражения, которые отряд громко и хором повторяет за вожатым или запевалой, с каждым разом увеличивая скорость проговаривания! Любая общественно полезная (для вожатого) деятельность объединяет отряд! Полезность кричалок? – Оздоровление. Супервентилляция легких. Повышение эмоционального настроя!

 


Чикабум – крутая песня

(далее отряд повторяет каждую строчку)

Будем петь ее все вместе

Если нужен классный шум

Пойте с нами чикабум

Пою я бум чикабум

Пою я бум чикабум

О-е

О – да

Еще раз

Побыстрей!

 

Еду на танке

Вижу корову

В шапке ушанке

С рогом здоровым

Здорово корова

Как поживаешь

Dj you speak English

Ты что обзываешь?

Плыву в подводной лодке

Снова корова

В маске и ластах

С рогом здоровым

Здорова корова

Куда проплываешь

Shrechen sie Deutsch

Ты что обзываешь?

Лечу на вертолете

Снова корова

На парашюте

С видом суровым

Здорово корова

Куда пролетаешь

Ассалам алекум

Ты что обзываешь?

 

Раз – два

Мы не ели

Три – четыре

Есть хотим

Открывайте шире двери

А то повара съедим

 

 

Догадаться каждый рад

В жизни ждет тебя успех

Знайте все, что наш отряд

Лучше всех, прекрасней всех!

 

Давайте вместе с нами

Пойдем за чудесами

Туда, где есть узоры

За реки и за горы

Где буе – буе – раки

И где зимуют раки

Где дружно вау – вау

Живет семейка Бау!


На знакомство:

“Математика”

Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: “Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, а также оканчивающееся на 3, произносит вместо цифры своё имя”.

Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

«В поход»

Проиграйте предварительно в игру «Снежный ком» /можно не полностью, просто чтобы понять принцип/, проведите аналогию, расскажите, как подобные игры провести занимательнее. «Имя-ассоциация», «Я – Катя и делаю так..»

Проиграйте один из вариантов: /первый чел./Я М аша, я иду в поход и беру с собой м ышку. /второй чел./ Я С аша, я иду в поход и беру с собой с анки, а ещё М ашу с М ышкой и т.д.

«Воробьи-вороны». (На природе)

Участники делятся на 2 команды. По жребию одни становятся воронами, другие – воробьями. Обе команды становятся вдоль одной линии спинами друг к другу. Ведущий кричит «вороны», либо – «воробьи». Если он называет команду ворон, то вороны догоняют воробьев. Если называют команду воробьев, то они догоняют ворон (можно договориться о том, чтобы та команда, которую называют, убегала).

Те, кого поймали, выходят из игры, оставшиеся игроки продолжают игру. Можно сыграть несколько раз, затем посчитать оставшихся игроков в командах. Выявляются победители.

Примечание: догоняющие ловят до тех пор, пока убегающие не забегут за некоторую линию, начерченную на поле.

На сплочение:

«Клубок».

Веревка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача - снова образовать круг.

«Яблочко»

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак… Начали!

Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

«Сторож».

Ребята садятся на стульях так, чтобы был образован круг. Позади каждого сидящего на стуле должен стоять игрок, и один стул должен быть свободным. Игрок, стоящий за ним, должен незаметно подмигнуть любому из сидящих в кругу. Все сидящие участники должны смотреть на игрока со свободным стулом. Сидящий участник, увидев, что ему подморгнули, должен быстро занять свободное место. Функции игроков, стоящих сзади сидящих, заключаются в том, чтобы не пропускать своих подопечных к свободным местам. Для этого им стоит только положить руку на плечо сидящему. Если “сторож” не выпустил “беглеца”, они меняются местами.

«Паровозик».

Все участники встают друг за другом и закрывают глаза - это "вагончики", во главе поезда встает ведущий /с открытыми глазами/ - это "паровозик". "Паровозик" водит ребят по залу, по лестнице, через препятствия, реальные или условные. Можно идти чуть быстрее или чуть медленнее. В течение всей игры у ребят должны быть закрыты глаза. Эта игра "на честность". Самое главное в этой игре то, что ребята должны догадаться предупреждать друг друга об «опасности».

На выявление лидеров:

«Треугольник».

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник." Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и строить треугольник по порядковым номерам, и руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Карабас».

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садиться ведущий, который предлагает условия игры: "Ребята, вы знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Я произнесу слово "КА-РА-БАС" и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев.

А вы должны будете, не договариваясь, встать со стула, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание, быстроту реакции.

В игре необходимо участие двух ведущих. Задача одного - проводить игру, другого - внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть такие, которые, едва встав, сразу садятся. Они составляют группу "счастливых". Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Большая семейная фотография».

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все -большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать "фотографа". Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается "дедушка". Он тоже может участвовать в расстановке членов "семьи". Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль "фотографа" и "дедушки" обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других "членов семьи". Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью - пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий - антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки "членов семьи" "фотограф" считает до трех. На счет "три!" все дружно и очень громко кричат "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Калейдоскоп».

Вот еще один вариант выделения лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две - три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название.

Вожатый предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую: "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!"

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы, ни о чем не договариваясь, быстро встало полкоманды. "Начали!" Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры "Карабас": встают самые активные члены группы, включая лидера.

«Полет на Марс».

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объяснить его желанием переложить ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!”

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо “отверженным”.

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Эту же игру рекомендуется проводить перед расселением ребят по комнатам, чтобы было проще понять, кто с кем хочет жить.

Добавьте сюда игры, которые вы давно знали и проводили!

«Поздороваться носами, руками, коленками (кто больше)»,

«Я тебя так долго искал и нашёл,

Почему ты ко мне не шёл?

Я не могу без тебя,

Поцелуемся любя».

«Я дрозд, ты дрозд»,

«Мой любимый пёсик на окне сидит,

Мой любимый пёсик на меня глядит,

Б-И-Н-Г-О, Да, Бинго зовут его».

«Закрыть глаза и пройти на противоположную сторону круга: прямо (смелые люди, решительные, таких большинство), спиной (открытые, добродушные, доверчивые, ранимые, не бояться быть обезоруженными), волчком (замкнутые, тяжело осваивающиеся в новом коллективе, застенчивые)»,

«Атомы-молекулы», «Чух-чух», «Почесун», «Шёл по крыше воробей», «Постройся по… /цвету глаз, теплоте рук, с закрытыми глазами по росту/»

 

КУРАТОРАМ: постарайтесь распланировать занятие так, чтобы вы имели возможность проиграть большинство вышеописанных игр и тех, что вы подготовили сами, и дать ребятам их под запись после практики хотя бы вкратце. Домашнее задание для желающих – провести на следующем занятии любую не приведенную игру, то есть найденную самостоятельно! Не забудьте отметить отличившихся /в целях экономии времени можно играть не до конца/. И главное – не забудьте рассказать, на какой именно возраст больше подходит та или иная игра!

 

Теоретический блок.

Основные формы проведения огоньков: огоньки знакомства – Расскажи мне о себе; анализа; откровений; тематический огонек (разговор на определенную тему); итогового периода (адаптационные) – Расскажи мне обо мне;

«Огонек» в основной период

Задача: рефлексия деятельности отряда. Обычная продолжительность неболь­шая ~ 15-20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «огонек» может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на "огонек" всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать опосредованные формы сбора: вожатый на месте проведения «огоньков» затевает какой-то рассказ с детьми (тема может быть самой необычной – о цветопсихологии, о стихах, легенда, случай, рассказ о киногерое или о книге, фантастика и приключения – все это может стать те­мой рассказа, переходящего в беседу), или с небольшой группой поют песни, или вожатый зачитывает какой-то отрывок из книги (особенно в отрядах младших подрост­ков).

Необязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы «огонька», как свеча или костер, их необходимо беречь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и формальные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение; если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.

 

«Огонек» - анализ дела

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсужде­ние целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество соорганизации; что не получилось – причины этого; предложения о том, как испра­вить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее, он опосредованно управ­ляет разговором через вопросы.

Примерные вопросы для анализа.

По содержанию:

· Что нового, полезного вы открыли для себя?

· Полностью ли ребята использовали литературу, музыкальное оформление?

· Какая интересная проблема, тема привлекла особо ваше внимание?

· Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило тебя задуматься?

· Помогло ли это дело стать тебе лучше?

· Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который об­суждался в отряде в начале смены?

· Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?

· Как выглядел твой отряд на фоне других?

· С какими отрядами удалось подружиться?

· Какие отряды вы узнали лучше?

По организации:

· Чем отличалась подготовка к делу, как смогли сорганизоваться члены отряда при подготовке и организации дела?

· Какие организационные навыки, умения ты получил при подготовке дела и его проведении?

· Каково значение этого дела для отряда, его членов для окружающих?

· Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем? Обязательно подвести итоги. Если на первых «огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Тематический «огонек»

Задача: организация разговора по актуальной для отряда теме. Как правило, «огонек» способствует самопознанию личности, ее духовному развитию. Для таких «огоньков» важно использовать необычную обстановку. Опытные вожатые проводят два-три тематических «огонька» за смену.

Примерная тематика:

«Мои любимые строки...» (поэтический).

«Музыка вокруг нас» (музыкальный).

«С песней по жизни» (вечер авторской песни).

«День, который мне запомнился».

«Белая ворона» («огонек» с элементами диспута).

«Давайте восклицать...» (песни Б. Окуджавы).

«Памяти Высоцкого...» и так далее.

Тематический «огонек» является отрядным делом, и к нему готовятся предва­рительно. Педагоги предлагают тему и предлагают каждому подготовиться к общему разговору, инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты «огонька».

«Огонек» итогового периода: «Расскажи мне обо мне»

Задача: подвести итог жизни отряда, выяснить какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопозна­ния и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а о нем говорят члены детского коллектива.

Этот «огонёк» можно также провести по-разному.

Форма огонька может быть любой, главное, чтобы она отвечала целям и задачам, поставленным вожатым.

КУРАТОРАМ: Попросите ребят поделиться впечатлениями, спросите, насколько им понравилось задушевно сидеть на «огоньке». Домашнее задание – каждый за неделю по возможности найдёт и принесет по одной интересной легенде к следующему занятию. Таким образом у группы будет свой сборник легенд. Не забудьте после песен попросить провести игры тех, кто подготовил домашнее задание первого занятия.

Вожатские песни.

Люди идут по свету.

Em Am H7 Em

Люди идут по свету, им, вроде немного надо,

Em Am D7 G

Была бы прочна палатка, да был бы нескучен путь.

E7 Am D7 G

Но с дымом сливается песня, ребята отводят взгляды,

C Am H7 Em

И шепчет во сне бродяга кому-то: "Не позабудь".

 

Они в городах не блещут манерой аристократов,

И в гулких высоких залах, где шум суеты затих,

Страдают в бродяжьих душах Бетховенские сонаты,

И светлые песни Грига переполняют их.

 

Люди идут по свету, слова их порою грубы.

"Пожалуйста, извините" с усмешкой они говорят,

Но нежную прелесть песни ласкают сухие губы,

И самые лучшие книги они в рюкзаках хранят.

 

Выверен старый компас, получены карты и кроки,

И выштопан на штормовке лавины предательский след,

Счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги,

Ветер рвет горизонты и раздувает рассвет.

 


Посвящение друзьям

А.Волков

Разбросала косы русые береза,

Раскраснелись щеки с сильного мороза,

Дым над крышей тонкой ниточкой струится,

Значит будут звезды виться

В темноте январской ночи.

 

По-старинке, ноги - в валенки обую,

И - по снегу как по звездам в ночь уйду я

В дом, где ветер тихо хлопает калиткой,

По дорожке лунной, зыбкой,

Я приду к друзьям старинным.

 

Меня встретят, и за стол посадят с миром,

Вместе вспомним все, что быть могло и было,

Будут песни, те, что так любимы нами,

Мы затянем их с друзьями

И польются песни звуки:

 

Разбросала косы русые береза,

Раскраснелись щеки с сильного мороза,

Долго будет этот вечер вспоминаться,

Но пора нам собираться

В путь далекий, край родимый.

Дом (Е.Куменко*1)

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака.

Шел человек, была дорога

Нелегка,

А человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним

В доме одном.

Если, бывало, он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою -

Ту, что пою.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом -

Это не дом.

Дом - это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Радостным, добрым, нежным, злым,

Еле живым...

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом -

Это твой дом.

 


Расстоянья.

1. Все расстоянья когда-нибудь

в круг замыкаются,
Все из разлук обязательно

встречей кончаются,
Должны, проплыв вокруг Земли,
Вернуться в гавань корабли,
Все поезда в свои приходят города.

2. Шумный вокзал то встречает

друзей, то прощается.
Мы уезжаем, но после

опять возвращаемся.
Чтоб снова встать в орлятский круг,

 

 

И снова знать, что рядом друг,
И песни петь, чтоб больше не было разлук.

3. Я вспоминаю глаза те - родные и близкие,
Взгляды любимых, улыбки друзей - навсегда…
И через год и через пять,
Мы с вами встретимся опять -
Ничто не сможет нашей встрече помешать


 

Песенка на память
(музыка М. Минкова, слова П. Синявского)

Как задумчиво светит вечер
Голубыми глазами звёзд,
Вот бы взять нам на память ветер,
Тот, что песенку вдаль унёс.

Вот бы взять нам на память ветер,
Вот бы взять нам на память ветер,
Вот бы взять нам на память ветер,
Тот, что песенку вдаль унёс.

А гитара прибою вторит,
А дорожка бежит к луне,
Вот бы взять нам на память море,
Хоть всего по одной волне.

Вот бы взять нам на память море,
Вот бы взять нам на память море,

 

 

Вот бы взять нам на память море,
Хоть всего по одной волне.

Вечера догорают быстро,
Приближая прощанья час,
Вот бы взять нам на память искры,
Что всегда согревали нас.

Вот бы взять нам на память искры,
Вот бы взять нам на память искры,
Вот бы взять нам на память искры,
Что всегда согревали нас.

 

 

/Митяев./

Тронется, еще чуть-чуть и поезд тронется,
И с печальным стуком тихо дверь закроется.
Грянет ночь, сирень ее становится прозрачней,
И среди чужих твое теряется лицо.
Мелочью стучится дождь в стекло, бегут кусты.
Hа холсте окна пейзаж размыт и взгляд застыл.
И скользят артерии рябин по холоду
Сквозь немую ярмарку сорвавшейся листвы.

Тихо листопад закружит сад,
И уже не повернуть назад.

Канет осень в снег,
Как с соболя венчанная женщина.
Поплывет из серой тишины
Пеной на пожарища травы,
Запорошит отраженья рек снег.

Все забыть, смотреть в глаза
И больше не спешить.
И за этот миг, совсем не долгий,
Жизнь прожить.
Шаг шагнуть в дверной проем
И перестать дышать.
И не думать ни о чем -
Смотреть сквозь снег и ждать.

Перевал.

Am Dm
Просто нечего нам больше терять

E Am

Всё нам вспомнится на страшном суде

Am Dm G

Эта ночь прошла как тот перевал,

C

За которым исполненье надежд.

Am Dm G

Просто прожитое прожито зря, не зря

С

Но не в этом, понимаешь ли, соль

Am Dm Е

Слышишь падают дожди октября, кап кап

Е Am

Видишь старый дом стоит средь лесов

А мы затопим в доме печь, в доме печь

И гитару позовём со стены

Просто нечего нам больше беречь

Ведь за нами все мосты сожжены

Все мосты все перекрёстки дорог

Все прошёптанные тайны в ночи

Каждый сделал всё что мог, всё что мог

А мы об этом помолчим, помолчим. Пусть луна взойдёт оплывшей свечёй

Ставни скрипнут на ветру, на ветру

Ах как я тебя люблю горячо

Годы это не сотрут, не сотрут

Мы оставшихся друзей соберём

Мы набьём картошкой старый рюкзак

Люди спросят что за шум что за гам

А мы ответим просто так, просто так

А просто так и дут дожди в октябре

И потеряны от счастья ключи

Это всё конечно мне, конечно мне

Но об этом помолчим, помолчим

Просто прожитое прожито зря, не зря

Но не в этом понимаешь ли соль

Слышишь падают дожди октября, кап кап

Видишь старый дом стоит средь лесов.

 

Таганай.

Em Am H7 Em

I.Пусть сегодня меня потеpяет pодня,

Am H7 Em

Я уйду, когда все еще спят.

Dm6 E7 Am

Hо штоpмовка пpопавшая выдаст меня,

Em H7 Em

И pюкзак со стены будет снят.

Am H7 Em

Это значит - меня бесполезно искать,

Am H7 Em

Занедужил я, лекаpь мой - путь.

Dm6 E7 Am

Будет ветеp мою шевелюpу тpепать,

Em H7 Em

И толкать, как товаpища, в гpудь.

 

Пpипев:

D G

Как янтаpными стpунами в пьесе дождя,

Am D F - E7

Ветеp мачтами сосен игpай!

Am D G

Пусть в походную юность уносит меня!

Am H7 Em! 2 pаза

Таганай, Таганай!

II.Hа вагонном стекле непогожий

pассвет

Чеpтит мокpую диагональ.

Сpеди туч настpоения пpоблесков нет,

И на стыках стучит магистpаль.

Снова сеpдце стучит, как стучало тогда, Когда мы убегали вдвоем.

А, быть может, в соседнем вагоне ешься этим дождем.

Пpипев.

III.Pазгоняйся, мой поезд, пусть дождики льют,

Hу какой же я, к чеpту, стаpик?

Эти станции взять нам pазбег не дают,

И к стеклу мокpый листик пpилип.

Пpипев.


Отрядный уголок.

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательног



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.014 с.)