Нормативно –правовая база платежной системы РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно –правовая база платежной системы РК



К основным законодательным источникам регулирования платежей и переводов денег в РК относятся: - 1)Гражданский кодекс и конституция Республики Казахстан;2)Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» принятый 29 июня 1998 года приводит банковское законодательство в соответствие с международными стандартами, без чего невозможна интеграция банковской системы РК в мировую банковскую инфраструктуру. В законе установлен перечень видов банковских счетов, способы осуществления платежей и переводов денег, обоснованы права и обязанности участников платежей и предусмотрена ответственность за правонарушения. Также установлены предельные сроки исполнения обязательств по платежам и переводам и определены условия отзыва и приостановления исполнения указания при переводе денег.На территории Республики Казахстан применяются следующие способы осуществления платежей и переводов денег:1) передача наличных денег; 2) предъявление платежных поручений; 3) выдача чеков; 4) выдача векселей или их передача по индоссаменту;5) использование платежных карточек (в том числе микропроцессорных платежных карточек);6) прямое дебетование банковского счета; 7) предъявление платежных требований - поручений; 8) предъявление инкассовых распоряжений; 9) иные способы, установленные законодательством Республики Казахстан.Закон «О Национальном банке Республики Казахстан» принятый 30 марта 1995 года, раскрывает принципы организации Национального банка; его взаимоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с кредитными организациями; организацию наличного денежного обращения и организацию безналичных платежей и переводов денег; банковские и иные операции Национального банка; особенности формирования денежно-кредитной политики; международную и внешнеэкономическую деятельность Центрального банка. Согласно вышеуказанному закону основным регулирующим органом платежной системы в Казахстане является Национальный банк РК. Национальному банку в организации системы платежей отводится особая роль. Центральный банк РК является организатором безналичного денежного оборота, методическим центром по разработке правил, форм и сроков платежей и переводов денег, стандартов платежных документов,регулирует, контролирует, координирует и лицензирует организацию платежей и переводов в РК. Через свои учреждения он осуществляет платежи и переводы денег между другими кредитными организациями в целом и отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественной системы платежей и переводов денег.Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 23 июля 1997 год, определяет способы банковского регулирования, детализирует банковскую деятельность, устанавливает порядок открытия банков, а также определяет условия изменения правового статуса и особенности прекращения деятельности банков. Закон Республики Казахстан «О вексельном обращении» от 27 апреля 1997 года,Закон «О валютном регулировании»от 24 декабря 1996 года, Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»от 7 января 2007 года.

44 Расчеты платежными поручениями по товарным и нетоварным операциям в порядке предварительной и последующей оплаты

Платежное поручение – это письменное поручение отправителя своему банку о перечислении указанной суммы денежных средств со счета отправителя на счет бенефициара, который может быть клиентом того же или другого банка.По статистике НБ платежные поручения являются самым распространенным инструментом, их доля составляет около 55%. Это единственная форма кредитового перевода. Кредитовый и дебитовые переводы отличаются инициатором платежа.Схема применения платеж. Поручениями:

 

 

1- заключение договора с указанием формы и условий платежей и переводов денег;

2- передача платежного поручения на право списания суммы платежа;

3- отгрузка продукции на условиях, указанных в соглашении;

4- исполнение платежа (списание денег со счета плательщика и зачисление их на счет получателя);

5- выписка с текущего счета о зачислении указанной в платежных документах сумме;

6-сообщение об исполнении платежа, т.е. выписка.

Особенности расчетов платежными поручениями:1платежное поручение предъявляются банку в форме бумажных и электронных документов.2законом не предусмотрено количество экземпляров платежных поручений, оно устанавливается банком.3 срок действия платежных поручений составляет 10 календарных дней начиная с датывыписки.4платежные поручения применяются по товарным и нетоварным операциям.5применяются на условиях предварительной и последующей оплаты.5платежные поручения не имеют ограничения по сумме платежа.6применяются как при клиентских переводах, так и при межбанковских.7при расчетах платежными поручениями предусмотрено дата валютирования (дата исполнения платежа).8в случае не хватки денежных средств на счете отправителя для исполнение платежа банк: - откладывает исполнение по согласованию с отправителем до соответствующего пополнения счета.- осуществляет частичную оплату на имеющеюся сумму. документы не оплаченную часть помещаются банком в картотеку №2 – «документы не оплаченные в срок». Документы хранятся в картотеке до соответствующего пополнения отправителем. За время нахождения документов в картотеке№2 с отправителя в пользу бенефициара начисляется и взыскивается пеня в размере 0,05% от суммы задержки за каждый день просрочки.9при клиентских платежах комиссия банком может не взиматься

 

45 Расчеты платежными требованиями –поручениями, документооборот, и контроль

Платежное требование поручений – это требование бенефициара к отправителю оплатить стоимость отгруженного товара или оказываемых услуг, в сумме указанной данном требовании, на основании обосновывающих документов направленных в банк бенефициара. Схема

 

 

1- заключение договора о поставке продукции, оказании услуг с указанием формы платежей и переводов денег;

2- отгрузка товара (оказание услуг);

3- передача документов, подтверждающих отгрузку товара (оказание услуг), и платежного требования-поручения на оплату;

4- передача банком полученных документов для акцепта отправителю денег;

5- акцепт отправителя полученных документов в установленные сроки;

6- исполнение банком платежа на основании полученного акцепта (списание со счета плательщика суммы, на оплату которой он дал согласие, и зачисление ее на счет бенефициара);

7- извещение бенефициара о совершенной операции выпиской со своего текущего счета, подтверждающей зачисление денежных средств;

8- подтверждение плательщику о совершенном платеже в виде выписки со своего текущего счета, подтверждающей списание денежных средств.

Основные характеристики расчетов платежными требованиями поручениями:1.предъявляются на бумажных и электронных носителях.2.срок действия – 10 календарных дней3.применимы потоварным и нетоварным платежам.4.применяются только на условиях последующей оплаты.5.отправителю принадлежит право акцепта платежных документов в течении трех рабочих дней. Акцепт – согласие на оплату.6. в случаи не достаточности средств на счете отправителя вся предъявленная сумма приходуется в картотеку №2 до накопление полной суммы для уплаты. Платежное требование поручение частично не исполняются.Данная форма расчета обычными юр. лицами не применяется (поскольку условия неравные). Применяются гос. предприятиями – монополистами. Док-от -это последовательное движение д-ов с момента их заполнения до сдачи их в архив. В кажом б-ке разрабатываеся 1. график обсл-ия клиентов, 2. График док-та.Он представляет собой этапы послед-ой обработки документации пост-ей в б. с указанием времени обработки и отв-ых исполнителей из числа сотр-ов б-ка. При совершении док-та в каждом б-ке д. соблюдаться след. Правила: 1). При проведении б/н платежей необходимо сначало списать д-ги со счета отпр-ля (т.е. составить запись по Д счета), а затем зачислить на счет Бен-ра (т.е. составить запись по К) 2). При выдаче нал. Денег из кассы б-ка необходимо сначало проверить наличие дост-ых средств на счете для оплаты, а затем выдать д-ги из кассы. 3). При приеме нал. Д-г в кассу б-ка необходимо сначала принять д-ги от клиента, а затем зачислить их к нему на счет. Внутрибанк-ий контроль и его виды Сов-ть мероприятий проводимых в уч-ии б-ка с целью проверки законности, своевременности и доставерности совершения операций- внутрибанк-ий контроль. Внешний контроль явл. Частью внутр. Аудита в б-ке. Виды вн-ого контроля1. Предварительный конроль он осущ-ся работниками подразд-ия фронт офиса с целью принятия решения о целесообразности совершения операции.2. Текущий к-ль осущ-ся всеми в процессе всей операции до полного её заверщения с отслеживанием и мониторингом каждого этапа.3. Последующий к-ль- -к-ль после завершения операции на основании док-ов обсл-их её. Выполняют его инспектора отдела послед. Контроля, к-ый и явл. Частью службы внутр. Аудита.

 

46 Расчеты чеками из расчетной чековой книжки

Чек – это платежный инструмент, содержащий письменный приказ чекодателя (лица, выписавшего чек) банку-получателю, основанный на договоре между ними об уплате указанной в таком приказе суммы денег чекодержателю (лицу, в пользу которого был выписан чек).[1] Расчетные чеки служат для осуществления безналичных платежей и переводов денег в качестве полноценного платежного инструмента.Чеки делятся: 1.денежные, для получения наличных денег с собственного текущего счета.2.расчетные, используется при расчетах за товары и услуги для получения денежных средств в безналичном порядке.В Каз-не обращаются только лимитированные чековые книжки. По этому к заявлению на получение чековой книжки клиент прикладывает платежное поручение на депонирование суммы лимита по ней. Чековые книжки банк приобретает на банкнотной фабрике, которая изготавливает их с учетом требований защиты от подделки. Расчетный чек – это платежный инструмент, который содержит письменный приказ чекодателя (отправителя) о перечислении указанной суммы в чеке на счет предъявителя чека к оплате.

Схема документооборота:

 

 

1- подача чекодателем заявления в обслуживающий его банк на получение чековой книжки и платежного поручения на перечисление заявленной денежной суммы в качестве депонированной

2- выдача банком чековой книжки с депонированием суммы лимита;

3- отгрузка на основании договора или соглашения соответствующего товара или оказание услуг, стоимость которых по соглашению сторон будет оплачена чеком;

4- оформление чекодателем чека на соответствующую сумму и передача его чекодержателю;

5- предъявление чекодержателем чека к оплате;

6- исполнение банком платежа (списание суммы чека со специально депонированного счета плательщика и зачисление ее на текущий счет получателя, либо чекодержатель может получить сумму, заявленную в чеке наличными, если платеж и перевод денег производится по денежному чеку);

7- при оплате расчетного чека банк ставит в известность своего клиента о совершенной операции соответствующей выпиской с текущего счета о зачислении необходимой суммы. При оплате денежного чека клиент получает соответствующий кассовый документ;

8- выдача чекодателю выписки со счета о списании соответствующей суммы в оплату чека.

Основные характеристики чека:3.чеки являются платежным документом, оформленным только на бумажном носители. 4.рок действие чека: расчетного 10 календарных дней, денежного 1 календарный день.5.чеки могут использоваться при клиентских и межбанковских платежах.6.применяются только при товарных операциях и нетоварных платежах при оплате за услуги.7.чеки применяются только на условиях последующей оплаты.8.для обращения покрытых чеков обязательным условием служит предварительное депонирование суммы лимита на спец.счете в банке.9.чекодержатель предъявляет чек к оплате только в свой банк.Если чекодатель и чекодержатель являются клиентами разных банков, то окончательный расчет производится через клиринговую палату. Клиринговая палата – структурное подразделение КЦМР, которая занимается клирингом, оплатой чековых платежей:- чек для оплаты передается в клиринговую палату- клиринговая палата оплачивает чек с кор. счета банка отправителя на кор. счет банка бенефициара- банки производят окончательный расчет со своими клиентами.

48 Риски в платежной системе, способы управления ими

Риск - возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода.

Виды рисков:

1.Внешние (экзогенные), не зависящие от функционирования непосредственного механизма, т.е. законодательные, макроэкономические, политические, экономические, социальные, риски стихийных бедствий, инфляционные и.т.д.

Т.Е. эти риски не зависят от каких либо обстоятельств и не подвержены контролю.

2.Внутренние(эндогенные), связанные с предоставлением банками финансовых услуг.К ним относятся риск ликвидности(возникает когда обязательство погашается не в срок), кредитные(может возникнуть не хватка денежных средств на кор. Счетах, так и в следствии неплатежей его клиентов, предотвращение-выбор оптимальных форм расчетов), системные (невыполнение своих обязательств в срок, что может повлечет за собой серию массовых не платежей.), расчетные(операционные-неполадки или операционные ошибки, вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск и технические-неисправность, сбой в программно-технических средствах и телекоммуникациях), валютные, риск мошенничества (подделка платжных документовили факт незаконного получения), юридические. Эти риски более подвержены регулированию

49.Казахстанский центр межбанковских расчетов его роль и значение в казах-ой системе

Межбанковские платежи и переводы денег – это система платежей между банками, основанная на прямых переводах денег и регулярных зачетах их взаимных требований и обязательств. Формы межбанковских платежей и переводов денег осуществляется при помощи МСПД и СМК.МСПД - это Система электронного перевода безналичных денег, пользователями которой являются Национальный Банк Республики Казахстан, Казначейство Министерства финансов, Государственный центр по выплате пенсий, банки второго уровня, фондовая биржа, депозитарий ценных бумаг и небанковские финансовые организации, заключившие договор с КЦМР о предоставлении пользователю услуг. Каждый пользователь системы имеет счет в Национальном Банке.Система предполагает проведение отдельной операции путем соответствующего перечисления средств по каждому платежному документу. Платежи совершаются последовательно по мере поступления платежных документов в течение дня, нередко они проводятся в указанное клиентом к исполнению время. Платежи в системе осуществляются в национальной валюте с гарантией платежа и перевода денег в течение одного операционного дня в пределах сумм денежных средств, находящихся на счетах пользователей в Национальном банке Казахстана. Система межбанковского клиринга – система электронных переводов небольших сумм денег через клиринговые палаты.Пользователями Клиринга являются Национальный Банк Республики Казахстан, Казначейство Министерства финансов, Государственный центр по выплате пенсий, РГП "Казпочта" и банки второго уровня, заключившие с КЦМР договор об оказании услуг по клирингу. Для подключения к Клирингу обязательным условием является наличие счета в МСПД. Клиринг, как и МСПД, является системой электронного перевода денег только по территории Казахстана. Основные особенности Клиринга: 1 Пользователями могут быть все банки Казахстана, а также небанковские финансовые учреждения, осуществляющие отдельные виды банковских операций (ГЦВП, Казначейство, филиалы банков и др.). 2. Используются только электронные платежные документы, которые выдаются пользователям после окончательного расчета, оформленные в соответствии с утвержденными форматами (МТ100, МТ102). 3 Существует ограничение на максимальную сумму одного платежа 5,000,000. 4Пользователям предоставляется возможность отправлять платежи с будущей датой валютирования платежа T+3 дня, которые будут храниться в системе и при наступлении указанной даты, приниматься в обработку. 4. Возможность отзыва отправленных платежей до окончательного расчета. 5 Возможность использования одним пользователем нескольких терминалов входа в платежную систему, один из которых будет являться основным. 6 Цены на оказываемые услуги в Клиринге значительно дешевле по сравнению с МСПД. Обмен сообщениями в Клиринге также как и в МСПД осуществляется только электронным способом, с использованием SWIFT-подобных форматов передачи информации, которые разрабатываются, дополняются и утвержда

 

Вопрос 51 Понятие и виды аудитаАудит - проверка в целях выражения независимого мнения о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, в соответствии с законодательством Республики Казахстан; Аудит – независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности и другой экономической информации хозяйст­вующего субъекта, проверка состояния внутреннего контро­ля и соответствия ведения бухгалтерского учета действую­щим законодательным и нормативным актам, а также оказание консультационных и иных услуг по вопросам, инте­ресующих клиентов. Основнымизадачамиаудитаявляются- Контроль за хозяйственной деятельностью предприятия и деятельностью материально-ответственных и должностных лиц.- Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- Установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности.-Прогнозирование, выявление резервов предприятия и перспективы развития предприятия. - Юридическая консультация 1. Видами аудита являются: 1) обязательный;2) инициативный. Обязательный аудит предусматривается законом, и хозяйствующий субъект обязан для проверки финансово-хозяйственной деятельности приглашать аудиторов. Обязательный аудит проводится в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.2. Обязательному аудиту подлежат:акционерные общества;страховые (перестраховочные) организации и страховой брокер;крупные участники страховой (перестраховочной) организации, владеющие(имеющие право голосовать) двадцатью пятью и более процентами голосующих акций страховой (перестраховочной) организации, а также юридические лица, в которых страховая (перестраховочная) организация имеет значительное участие;накопительные пенсионные фонды и организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами;крупные участники открытого накопительного пенсионного фонда, а также юридические лица, в которых открытый накопительный пенсионный фонд имеет значительное участие;недропользователи;банки, банковские холдинги и организации, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками;субъекты естественной монополии, за исключением субъектов естественной монополии малой мощности;организации гражданской авиации, за исключением авиакомпаний,осуществляющих авиационные работы по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан;хлебоприемные предприятия;фонд гарантирования страховых выплат;юридические лица Республики Казахстан, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;хлопкоперерабатывающие организации.застройщики и проектные компании в соответствии с Законом Республики Казахстан "О долевом участии в жилищном строительстве".Организации, для которых аудит является обязательным и которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан публикуют в периодических печатных изданиях годовую финансовую отчетность, обязаны публиковать вместе с годовой финансовой отчетностью и аудиторский отчет.Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта либо его участника с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между инициатором и аудиторской организацией.В отличие от обязательного инициативный аудит проводится по инициативе хозяйствующего субъекта с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между аудируемым субъектом и аудитором, аудиторской организацией. Виды аудита классифицируются также по его субъектам на внеш­ний и внутренний.
Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами для проверки достоверности финансовых отчетов проверяемого предприятия, а также объективной оценки его финансовых возможностей. Выполнение такой независимой экспертизы деятельности хозяйствующего субъекта предполагает од­новременно и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии предприятия, повышению эффективности его хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов. Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним пользователям наблюдать и потенциально контролировать деятельность хозяйствующего субъекта и его руководства. Внутренний аудит рассматривается как неотъемлемая часть общей системы внутреннего контроля. Его можно определить как независимая оценка деятельности, производимая внутри предприятия в качестве оказания ему аудиторских услуг. Главной его задачей является оценка качества экономической информации, формируемой на предприятии, и обеспечение пользователей информацией о достоверности бухгалтерского учета и финансовойотчетности.Кроме задач чисто контрольного характера, внутренний аудит решает задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования и д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.017 с.)