Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сми Франции в 80-90-е гг. ХХ века

Поиск

В 80-90-е г. в СМИ Франции преобладают следующие тенденции: усиление конкуренции как между отдельными типами СМИ, так и внутри этих типов; продолжается бурный экономический рост таких групп, как Ашетт, Гавас, Эрсан. При этом многие предприятия разорялись, что еще более усиливало концентрацию.

В это время происходили качественные и нехарактерные для Франции процессы: интернационализация капитала; приватизация предприятий, контролируемых государством; слияние промышленного и информационного капитала; диверсификация газет, журналов, издательских фирм за счет рекламных предприятий и аудиовизуальных СМИ, что привело к созданию групп мультимедия. Стремительный переход от государственной формы владения радио и ТВ к преобладанию частной стимулировал все вышеназванные процессы.

Все эти процессы совпали с кардинальными переменами в политической жизни страны: победа французских социалистов во главе с Миттераном на президентских выборах 1981-1988 гг. В первые годы были проведены некоторые реформы, особенно в социально-экономической сфере. В это период во Франции под контролем государства находились мощные и эффективные каналы пропаганды. Государство было монополистом в аудио-визуальном вещании, контролирующим деятельность основного информационного агентства (Франц-пресс), рекламного агентства Гавас и через компанию Софирад большинство так называемых периферических частных радиостанций. Одной из своих задач социалисты считали реформу аудиовизуальных СМИ. Новый закон был принят в июле 1982 г. В нем отсутствует понятие монополии. Его основные нововведения: создание высшего органа аудиовизуальных компаний; децентрализация государственного радио и ТВ; разрешение частных радиовещаний.

В 1984 г. был принят закон об ограниченной концентрации финансов, гласности и плюрализме предприятий печати. Концентрация капитала в одних руках ограничено 10%. Закон требовал публикации сведений о тираже, ежегодных финансовых отчетов, списка основных акционеров, сообщений о продаже более 20% акций. Группы или издания в Париже и провинции не могли превышать распространения 10% национальных и 10% региональных газет.

После победы блока правых партий было сформировано правое правительство, которое возглавил Жак Ширак. Правые, придя к власти, прекратили процесс национализации и приватизации национализированных промышленных предприятий, в том числе и рекламного агентства Гавас, которое было национализировано еще в 1945 г. Приватизированы были и некоторые финансовые компании, связанные со СМИ Парижа и Банк де Суэц.

Но самые далеко идущие последствия имел закон 1986 г., разрешающий деятельность частных телестанций на территории Франции, передачи в частные руки 1 канала ТВ - ТФ1, а также повысивший каталог концентрации капитала в СМИ с 10 до 20%. В связи с появлением коммерческого радио и ТВ обостряется конкуренция. На информационном рынке убыстрился процесс концентрации капитала. Это отразилось и на том, что концентрация СМИ во Франции приобрела ряд особенностей, ранее не характерных для страны. Стали разрушаться семейные клановые информационные предприятия, их капитал переструктурировался, утверждалась акционерная форма собственников и корпорация, как одна из жизнеспособных форм предприятия. Акционерная форма делает капитал более подвижным и способствует концентрации капитала. Владельцами акций информационных предприятий Ашетт, Гавас, ТФ1, Экспансьон, Коммуникасьон становятся все большее число французов.

Существенной чертой французских СМИ в 80-е г. стало образование диверсифицированных информационных предприятий мультимедия. С одной стороны сохранялась горизонтальная и вертикальная концентрация, с другой – все значительные традиционные издатели газетно-журнальных групп, как только была разрушена государственная монополия на аудио-визуальные средства вложили капитал в радиовещание и ТВ. Это и привело к образованию концерна мультимедия. Промышленные компании тоже диверсифицировались за счет вложения капитала в печать, ТВ, рекламный бизнес. Например, фирма по производству электронного оборудования Матра приобрела контрольный пакет акций группы Ашетт.

Важным явлением в СМИ этого периода является вторжение финансового капитала. Многие крупные банковские компании являлись владельцами той или иной части СМИ. Вклады в аудиовизуальные средства выгодны банкам и финансовым компаниям. Французское общественное мнение постепенно эволюционировало от полного неприятия приватизации СМИ до терпимого обращения, даже одобрения. Прежде всего, это касалось приватизации ТФ1.

В рамках интеграции происходит интернационализация капитала информационных предприятий. Экспансия на внутреннем рынке для таких объединений, как Ашетт, Гавас, Эрсан встречает преграды в виде антимонопольных законов, поэтому европейский рынок для Франции стал приоритетным с точки зрения интернационализации капитала, кроме того, усиливается проникновение интернационального капитала во французские СМИ.

В конце 80-х г. экономическая ежедневная газета «Эко» вошла в английскую группу Пирсен Лонгман, выпускающую «Файненшинал таймз». В начале 90-х г. инвесторы потеснили французских издателей на рынке периодики. Скупались французские журналы и создавались новые. В то же время начал расширять свою деятельность французский ТВ Каналь+.

В 80-90-е гг. ХХ в. происходит концентрация капитала во французской прессе. Концентрация капитала представляет собой опасность для плюрализма прессы, т.к. приводит к уменьшению количества изданий и сокращению разнообразных демократических дебатов, как в области политики, так и в области культуры. Защиту плюрализма должны были обеспечить ордонанцы 1944 г. и закон, принятый в 1984-1986 гг., в котором должна была определена система квот и ограничений. Однако концентрация имела и положительные качества, т.к. она способствовала росту качества издания.

Во Франции в этот период количество новых изданий компенсирует количество исчезающих. Значительное сокращение названий произошло лишь в секторе ежедневной прессы. В провинции их количество с 46 по 88 сократилось со 175 до 65. В Париже в журнальной периодике конкуренция приводит к эволюции формы изданий. В провинции сокращение количества газет со времени освобождения привело к монопольному положению оставшихся изданий. В других секторах рынка прессы ни одному органу не удалось монополизировать свою часть. Концентрация собственных информационных предприятий приобретает иногда самые изощренные формы (принадлежит одной и той же группе). Несмотря на усиленный процесс концентрации во французской прессе 80-90-х г., она была менее значительной, чем в Великобритании, Германии и других европейских изданиях. Тиражи ежедневных газет были невелики. Самое широкое распространение имела газета «Уэст Франс» (800 тыс.). В Англии – 6 ежедневных газет и 7 воскресных имели распространение боле 1 млн. каждая. В Японии 2 газеты – ок.10 млн.

В 1975-1976 гг., используя кризис, Роббер Эрсан, владея уже десятком газет в провинции, вышел на национальный рынок и впервые объединил в одной группе парижские и региональные газеты. А после 1981 г. коммуникационные предприятия стали привлекать для вложения капитала, т.к. теперь могли включать аудиовизуальный сектор. Постепенно структура французского информационного пространства стала приближаться к европейскому информационному пространству. Этот процесс стимулировала и перспектива создания единого европейского рынка.

В 70-90-е г. в СМИ Франции продолжается бурный экономический рост таких групп, как Ашетт, Гавас, Эрсан.

Группа Роббера Эрсана (Le groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робером Эрсаном. Это одна из самых значительных групп в области ежедневной прессы во Франции в 80-90е. Империю Эрсана представляеют более 30 названий, общее распространение – ок. 2 млн. экземпляров ежедневных газет и 3 млн.- для других изданий. Первым изданием будущей империи стал «Ото журналь», вышедший в январе 1950 г. В том же году распространение достигло 300 тыс. и обусловило значительные доходы от рекламы.

В 50-е г. Эрсан приобрел ряд мелких газет в центре Франции: Либр Пуату, Эклер де Берри, Газет де Перисо. Это были убыточные газеты, поэтому Эрсану удалось купить их дешево, а на их базе он создал крупный печатный орган, получивший монополию в регионе.

В 60-х г. Эрсан выходит за пределы метрополии, приобретя газету Франс-Ашетт, которая распространяется в заморских департаментах Франции. Во второй половине 60-х г. Эрсан устремляется на север Франции, где приобретает две влиятельные местные газеты Нор-Матен и Нор-Эклер.

Дальнейший захват провинциальной прессы завершается к середине 70-х г., когда он приобрел одну из крупнейших газет на северо-западе страны - Пари норманди. В 1975 г. Эрсан начинает завоевывать парижскую прессу и приобретает одну из старейших французских газет Фигаро.

В 1980-м году Эрсан осуществил второй проект, стал выпускать журнальные приложения: иллюстрированный еженедельник Фигаро-магазин, еженедельную телепрограмму Фигаро-ТВ, ежемесячник для женщин Мадам Фигаро. При этом стоимость газеты с приложением была немного выше, а Фигаро-ТВ было бесплатным приложением. Это вызвало протест не только издателей женских, семейных журналов, ТВ-еженедельников, но и распространителей печати. Ежедневное приложение позволило Фигаро в конце 70-х-начале 80-х гг. поддерживать стабильное распространение.

В 1978 г. Эрсан взял под контроль еще одну парижскую газету «Орор», которая объединилась с «Фигаро» и часть тиража стала выходить под названием «Фигаро-орор». В 1977 г. профсоюзы возбудили уголовное дело против Эрсана, обвиняя в нарушении ордонанцев 44 г., запрещающих одному владельцу иметь более 1 газеты.

В 1981 г. социалисты пришли к власти, и под давлением общественности было решено выработать новый закон о печати, который должен был положить конец концентрации и монополизации французской прессы. Конституционный совет пересмотрел некоторые положения законопроекта и группа Эрсан, против которой в основном и был направлен закон, была выведена из-под удара, т.к. порог концентрации в законе имел отношение только к вновь создающимся группам.

В 1980-х г. Эрсан вновь занялся провинциальной прессой («Дофине либере» (Гренобль). «Прогре», «Дофине-либере», «Нор-матен», «Пресс-оссеан», «Сантр-пресс» и др.).

Немало прибыли приносили и журналы. Эрсан приобрел еще один иллюстрированный еженедельник «Жур де Франс».

В марте 1987 г. Эрсан выиграл соревнование за 5 канал, затем получил разрешение на создание радиосети в Но-Па-де Кале. Таким образом, группа стала мультимедийной. В конце 80-х г.Эрсан приобретает часть капитала ежедневных газет, выходящих в Испании, Польше, Бельгии и Венгрии. В это время группа принимает участие в издании журнала «Деловые люди», издающегося в России. Эти приобретения сделали группу Эрсана транснациональной. В начале 90-х г. она контролировала около 22% тиража ежедневных провинциальных газет и почти 1/3 тиража парижских газет.

В 90-е г. группа Эрсана кон­тролирует 20 процентов всей печатной газетно-журнальной про­дукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. Р. Эрсан яв­ляется владельцем шести издательских компаний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в про­винции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализированных журналов. Роберу Эрсану принадлежат влиятельные буржуазные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir — Франция вечером»), «Паризьен либере» (Le Parisien Libere— «Освобожденный парижанин»)— в Париже, «Дофине либере (Le Dauphine Libere — «Освобожденная Дофи­не») — в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest — «Юго-Запад» — в Бордо и др. На предприятиях Эрсана работает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х годов переживает экономические трудности. Уже в 1994 г. ее. долги составляли 4 млрд. франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 гг. снизились с 4 млрд. до 2,6 млрд. франков. Эрсан вынужден поэтому продать большинство изданий, принадлежа­щих ему в Восточной Европе, закрыть некоторые газеты в Цент­ральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впро­чем трудности переживали не только издания, принадлежащие Эрсану.

Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette) была ос­нована еще в 1826 г. крупнейшая информационная корпорация во Франции. Название группы восходит к предприятию, созданному в 20-х г. ХХ в. Жаном-Луи-Кристофом Ашеттом. Тогда это было книжное издательство. В начале 90-х г. группа Ашетта была представлена такими сферами деятельности, как издание газет и журналов, книгоиздание, распространение печати, радиовещание. На примере развития группы Ашетт в 80-е г. можно наблюдать процесс, характерный для французских СМИ этого периода. Так, сращивание коммуникаций с военно-промышленным комплексом произошло в результате объединения Ашетт и концерна Матра, который получал доходы от продажи оружия. В результате этого объединения во Франции появилась качественно новый коммерческий конгламерат, объединяющий такие сферы, как производство ракет, спутников, электронного оборудования, производство и распространение информации. В 1981 г. группа Ашетт объединилась с журнальной группой Филиппаки, которая становится главой сектора прессы. Издания Филиппаки – журналы молодежные («Салю»), специализированные («Фамм», «Фото», «Парископ»), иллюстрированный еженедельник «Пари-матч».

В 1950 г. на канале Эроп1 он создал передачи – для тех, кто любит джаз. Юношеская аудитория обеспечивала успех передачи. На волне этого успеха Филиппаки создает еще несколько молодежных журналов. Вступив в соглашение с Ашетт, Филиппаки стал владельцем подавляющего большинства газет, в т.ч. и изданий Ашетт (Эль, Телесет, Жур, Паран, Журналь де Микки). С этого времени группа Ашетт стала первой группой мультимедиа во Франции. Товарооборот вырос в несколько раз. Рост группы в этот период во многом объясняется ее экспансией за рубеж.

В конце 80-х г. почти 37% деятельности группы приходится на распространение книг и периодики. Киоски Ашетт находятся повсюду. Филиал Ашетт Интернасьонал осуществляет экспорт печатной продукции во многие страны мира. С 1986 г. начала активно проводиться политика приватизации. 22 предприятия национализированные в 1982 г. были переданы в течение 1986-1987 гг. в частные руки, в т.ч. была приватизирована фирма Матра, держатель контрольного пакета акций Ашетт. В состав основного ядра акционеров вошли 3 европейские группы: Даймер Венц, Дженерал электрин, Эриксон.

В 1987 г. Ашетт выставил свою кандидатуру в качестве приватизации первой программы французского ТВ - ИТФ1. Взята под контроль группа Провансаль, газетное объединение на юго-востоке. Провансаль принадлежит 4 газеты (Провасаль, Суар, Вар-матен, Меридиональ). Эти газеты распространялись в 4-х больших департаментах Франции. Первые три – поддерживали социалистов, 4-ая – правая ориентация. До этого Ашетт владела только ежедневными газетами – Эко репюбликен, Дерньер новель де Альзас.

Кроме того, Ашетт подписал соглашение с Монд Импримри, строивший издательский комплекс с новейшим полиграфическим оборудованием. В этот период Ашетт сохраняет доминирующее положение на рынке дешевой массовой книги (43% национального рынка). В Европе Ашетт уступает лишь немецкому концерну Бертельсман. Диверсификация Ашетт укрепляется приобретением пакета радиостанции Эроп1 и распространением журналов компании Кюртис в США, а также контрольным пакетом акций американских изданий группы Гролие.

Стратегия группы Ашетт состоит в концентрации внимания на том, что издавна является ее специализацией (учебная литература, энциклопедии). К концу 80х был выпущен электронный словарь. В 1988 г. заключен договор с группой Уолта Диснея о продаже филиала Чайльд крафт эдьюкейшн корпорэйшн. Ашетт была вынуждена уступить этот филиал, занимающийся продажей игрушек, детской одежды, т.к. по лицензии она выпускала журналы Вини, Микки-парад, Микки-магазин, Журналь де Микки и видеокассеты.

Взяв курс на интернационализацию своей деятельности Ашетт взяла под контроль испанское издательство Сават. Ашетт проникла на рынок Латинской Америки, где потребность в учебной научно-популярной литературе обещала процветание этому сектору Ашетт. Кроме того, Ашетт участвовал в издании самого распространенного в Испании еженедельника телепрограмм.

В начале 90-х около 30% торгового оборота Ашетт приходится на книгоиздательский сектор, более 30% – на периодические издания (Телесет Жур), имеющего во Франции самый большой тираж. К 1993 г. Ашетт контролирует 9% рынка региональных газет. В парижской еженедельной прессе Ашетт принадлежит 33% (Амори). В 1993 г. Ашетт приобретает акции 5-ого канала ТВ, но прекращает финансирование.

Появление на французском рынке в конце 70-х годов XX в. немецкой группы Бертельсмана, а в начале 90-х годов английс­кой ЕМАП резко изменило журнальный рынок Франции, где доминировала группа «Ашетт». В 90-е годы группа «Ашетт» вынуждена укреп­лять свои позиции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятель­ность в США принесла ей 3 млрд. франков, в Испании — 630 млн., в Азии и Океании — 200 млн. В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заклю­чила соглашение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге русского варианта женского жур­нала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом).

Группа Гавас возникла в результате приватизации в конце 80-х г. рекламного агентства. Свою историю группа ведет от бюро переводов из иностранных газет Шарля-Луи Гаваса, созданного в 1826 г. В 1835 г. бюро стало называться агентством Гавас.

В 1841 г. правительство передало агентство в ведение МВД с поручением доставлять префектам информацию о заседании палат и зарубежную информацию. Государство стало участвовать в капитале Гавас с 1941 г., подчинившись требованиям оккупационных властей. Деятельность агентства в это время была сведена к рекламе. Операция по приватизации Гавас стала заключительным этапом процесса, начало которому было положено в 1961 г., когда государство сократило свое участие в капитале с 79% до 57%. Государство не участвовало в дополнительном финансировании, и постепенно его доля сократилась до 50%. Новыми акционерами стали Каналь+, банк Верн, Париба. В последние годы деятельность агентства диверсифицировалась. Лишь по старой традиции до 1987 г. эта информационная группа называлась агентством.

Основная стратегия Гавас – завоевание международного рынка и расширение издательской деятельности внутри страны (бесплатные издания, ежегодники, региональная пресса). Гавас вкладывает деньги в печать, радио, ТВ, но главным для нее остается рекламный бизнес. Группа контролирует около 20% французского рынка. Доминирующее положение Гавас обеспечивает сосредоточение в одних руках функции рекламодателя, изготовителя рекламы и рекламоносителя. Гавас в отличие от Эрсана не стремится к поглощению 30-40% капитала процветающих предприятий. В 1988 г. Гавас приобрела 52% капитала общества КОМАРЕГ, французского лидера в издании и распространении бесплатных газет. Оно ежедневно распространяет ок. 10 млн. экземпляров 116 названий. В 90-х г. в структуру Гавас входили такие предприятия прессы, как Режи коммуникасьон, Гавас режи, Офис д’Анонс (телефонные ежегодники), Журно гратюи (бесплатные газеты), Интердеко (журналы), Гавас анонс классе (региональные и департаментские газеты). В Гавас входят также ТВ предприятия: Каналь+, РТЛ, КЛТ, ФР 3, Пюблиссите. Радиопредприятия Гавас: Энформасьон э публисите, Режи де РТЛ, Режи де Сюд-Радио. Кинопредприятия: Медьявизьон. Предприятия по изготовлению афиш: Авенир, Метробюс.

В Гавас появилось, начиная с 70х г. 4-ое звено в этой цепи – центры по скупке пространства. В начале 90-х г. Гавас оставил предприятие с торговым оборотом ок. 35 млрд.франков.

В 1995 г. одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуникаций «Алъ-катель-Альстом» приобрела 21% акций французской группы «Гавас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Жене-раль оксиданталь», который объединяет журнальную периоди­ку («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радио­станции (в частности, в «Ностальжи») и телестанции («Евронь-юс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики.

 

Следует сказать и об одном из мировых информационных агенств - Агентство «ФрансПресс»«АФП» (AgenceFrance-Presse —AFP). Это коммер­ческое предприятие, которое одновременно субсидируется и французским правительством. Субсидии осуществляются в форме абонементной платы.

Связь с правительством подтверждает и тот факт, что ранее директор Франс Пресс назначался советом министров Франции. С 1957 года это формально независимое агентство, однако в состав его административного совета входят представители правительственных кругов.

Агентство было создано в 1944 г. в результате слияния существовавших во время войны деголлевского агентства в Лондоне и находившегося на кон­тролируемой французскими патриотами территории Северной Африки аген­тства «Франс Африк». В качестве базы для создания «Франс Пресс» послу­жило существовавшее до войны агентство «Гавас», деятельность которого была запрещена за сотрудничество с гитлеровскими оккупантами.

«АФП» предоставляет подписчикам (среди которых правительство и го­сударственные учреждения Франции, 12 тыс. газет и журналов, сотни ра­дио- и телевизионных станций, промышленные фирмы, туристские органи­зации и пр.) политическую, экономическую, спортивную, религиозную, культурную, торговую, финансовую информацию. По своим каналам связи «Франс Пресс» передает ежедневно свыше 600 тыс. слов информации на шести языках: французском, английском, испанском, немецком, португаль­ском, арабском. Агентство полностью оснащено компьютерами и пользуется спутниковой связью. Обменивается информацией со всеми мировыми агент­ствами. Имеет сеть корреспондентов в 165 странах и 110 бюро на территории Франции. Региональные европейские бюро расквартированы в Париже.

 

Регулярное телевещание было начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

К началу 80-х гг. во Франции функционировало 3 государственных телеканала:

- «ТФ-1»,

- «Антенн-2» (А-2),

- «ФР-3» (активно налаживал связь с регионами).

В 1984 г. функционировало 27 региональных станций, чья деятельность была тесно с «Франс-Режьон-3». В этом же году появилась четвертая частная программа «ТВ Канал-плюс» – первый факт отступления государственной монополии. Но государство через агентство «Гавас» ее контролировали. Потом появились 5 и 6 частная компании.

1986 г. – время активной коммерциализации ТВ. Вскоре Франция перешла от государственного телевещания к смешанной системе: к концу 80-х доминирует частный сектор: 2 государственных канала («А-2» и «Фр-3») против 4 частных «Тф-1», «Канал-плюс», «М-6», «5 канал». Имелось право 12 минут в час – на рекламу.

В 1986 г. во Франции начали функционировать сразу две новые частные национальные программы телевидения. А в 1987 г. произошло раз­государствление первого канала - ТФ-1, его коммерциализация сопровождалась внедрением новой техники (спутники связи, кабельное вещание, видеозаписи, телематика), к тому времени была децентрализована и третья программа ФР-3. Точно также, кроме государственного радиовещания (Франс-Энтер, Франс-кюльтют, Франс-мюзик, Радио-блё, 50 местных радиостанций), развивается и частное местное радиовещание. Тем более, что с 1984 г. частным радиостанциям разрешено передавать рекламу. По этой причине почти все крупные региональные газеты обзавелись собственными радиостанциями.

В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.

В 1986 г. были созданы две бесплатные частные националь­ные программы французского телевидения – «5» (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватиза­ция третьей программы, затем разгосударствление первой прог­раммы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные

 

В 1982 г. во Франции наряду с государственными появляются первые частные радиостанции. У них наблюдается лучшее качество звучания, отсутствие рекламы. Каждая станция от правительства получала 100 тыс. франков, а надо было 500 000 в год. Станции вели передачи с фестивалей, ярмарок, упоминая например имя актера, т.е. обходили закон, и делали скрытую рекламу. В 1984 г. вышел закон, разрешавший передавать рекламу.

В начале 70-х гг. радиослушали:

- «РТЛ» - 42% французов,

- «Эроп»1-34%,

- государственную «Франс-Энтел» – 24%.

Техническое развитие увеличило количество слушателей.

- «Франс-Энтел» – программа общей информации: выпуски новостей, политическая информация, разнообразные тематические, музыкальные и развлекательные передачи. Не было рекламы. Существовало за счет абонентской платы.

- «Франс-кюлбтур» – станция культурной тематики,

- «Франс-мьюзик» – музыкальное радио. Основная проблема – финансирование, т.к. закон запрещал рекламу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.012 с.)