Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие трех основных моделей организации и финансирования радиовещания в 30-е годы ХХ векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На рубеже двадцатых-тридцатых годов радиовещание осуществлялось в более чем 70 странах мира, а всемирная аудитория радиослушателей составила около 140 миллионов человек. Оформившись как новое средство массовой информации, радио продолжало стремительно развиваться в 1930-е годы. Организационное становление радиовещания зависело от того, какие интересы доминировали при создании вещательных организаций – коммерческие либо политические, а также от господствующих в обществе отношений собственности, ценностных и идеологических установок. В предвоенные годы оформились три основных модели организации и финансирования радиовещания, основы которых были заложены в предыдущее десятилетие: - частная коммерческая; - общественная; - государственная. Частная коммерческая модель радиовещания в ее «классическом» виде сложилась в США, где повсеместно росла численность вещающих станций, расширялась аудитория радиослушателей. В США между 1930-м и 1938 гг. количество радиоприемников возросло на 100%, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91% городских семей и около 70%– сельских. Электрификация аграрных районов способствовала быстрому росту аудитории радиослушателей в американской глубинке. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 г., когда радиоприемники имелись уже в 95% домов. Реальностью тридцатых годов стала нараставшая конкуренция между радиостанциями и периодическими изданиями. У печати появился мощный соперник, способный оперативно воздействовать на территориально рассредоточенную массовую аудиторию, отвлекать на себя значительную часть средств, поступающих от рекламодателей. В 1933 г. Ассоциация американских издателей газет (ANPA), озабоченная быстрым усилением новых конкурентов в лице коммерческих вещательных организаций, настоятельно рекомендовала информационным агентствам АР, UP и INS прекратить продажу новостных материалов радиокомпаниям. По мнению издателей, это должно было стать серьезным ударом по конкурентам, так как в этот период радиостанции, еще не имевшие собственных развитых служб новостей, нуждались в услугах информационных агентств. В ответ на бойкот со стороны агентств крупнейшие радиостанции CBS и NBC создали свои службы радийных новостей. С середины тридцатых годов получает распространение практика направления радиорепортеров в зарубежные командировки для непосредственного освещения основных мировых событий. В течение года после начала бойкота, оказавшегося неэффективным, UP и INS возобновили продажу информации радиостанциям. Стремление ослабить последствия конкуренции с радиовещательными компаниями вынуждало издателей искать и другие формы взаимодействия с ними. Все более широкое распространение получила практика приобретения издательскими компаниями радиостанций или установления договорных партнерских отношений с ними. В 1940 г. треть радиостанций США либо принадлежала газетным компаниям, либо была ассоциирована с ними. Возможности радио активно осваивались политиками. Большую известность получили регулярные радиообращения к американскому народу творца «нового курса» – президента Ф.Д. Рузвельта. В 1930-е годы радиопередачи приобретают регулярную структуру, становятся более устойчивыми их жанровые характеристики. В предвоенное десятилетие наряду с хроникальными передачами получает распространение жанр радиокомментария. Широкую популярность завоевывают родоначальники этого жанра – журналисты CBS X. Фон Калтерборн и Э.Р. Мурроу. Усиление коммерческих аспектов в деятельности частных радиокомпаний определило и характер программной политики, и формирование системы жанров вещания. Наряду с жанрами информационной радиожурналистики (заметкой, радиорепортажем, радиоинтервью), получают развитие жанры шоу (различные вариации музыкальных, юмористических и иных развлекательных программ), ток-шоу, викторин. Развиваются жанры драматического вещания, приобретающие в условиях коммерческого радио отчетливо специфичные характеристики. Господствующей формой драматического вещания становятся так называемые «мыльные оперы» – претендующие на психологичность радиоспектакли, предназначенные для женщин-домохозяек. Такого рода эмоционально насыщенные передачи, транслируемые как правило в дневное время, служили весьма удобным средством привлечения внимания женской аудитории и почти идеальной «упаковкой» для коммерческой рекламы товаров повседневного спроса, приобретаемых домохозяйками (в том числе зубной пасты, моющих средств и мыла – отчего этот жанр и получил наименование «мыльная опера»). Одновременно широкое распространение получает другая форма драматического вешания – триллеры, основным адресатом которых являлась мужская аудитория. Напряженное действие радиоспектакля-триллера разворачиваюсь обычно вокруг преступлений, чрезвычайных и сенсационных событий. Передаваемые в вечернее время, после возвращения с работы глав семейств, триллеры сопровождались рекламой товаров и услуг, адресованной главным образом этой части потребительского рынка. Классическим образцом радиотриллера является переданная в эфир в 1938 г. инсценировка книги Г. Уэллса «Война миров». Во внешне правдоподобной «репортажной» форме повествующая о высадке на Землю воинствующих марсиан, эта фантастическая постановка стала причиной возникновения паники среди радиослушателей, напуганных мнимой угрозой инопланетного вторжения. За короткий срок радио превратилось в средство массового распространения коммерческой рекламы. В дальнейшем жанровые формы коммерческого радиовещания США были воспроизведены во многих странах мира с рыночной экономикой, требующей поощрения потребительской активности населения средствами рекламы. Рост финансовых поступлений от публикации рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. К 1934 г.коммерческая радиосеть CBS насчитывала уже 97 станций, а обе сети NBC – 127. В 1938 г. 341 из 660 американских радиостанций входила в ту или иную сеть. В США сложилась фактически децентрализованная система внутреннего радиовещания. Большинство радиостанций с силу их коммерческого характера оказалось «привязано» к определенному региону (или, вернее, региональному или локальному рекламному рынку) и действовало в соответствии с конъюнктурой, складывающейся на этом рынке. Наличие крупных «сетевых» радиостанций со штаб-квартирами и студиями в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах не подтверждает централизованный характер вещания, так как структура управления внутренним вещанием в национальном масштабе была лишена единого центрального звена. Схемы коммерческого радиовещания, распространенного в экономически развитых странах мира, чутко реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, на состояние рекламного рынка. В 30-е годы ХХ века формируются общественные вещательные радиостанции и корпорации. Вседоступность радио, возможность охвата передачами самой массовой аудитории способствовали развитию представлений о радиовещании как о новом общественном институте. Стремление создать службу радиовещания, свободную от коммерции, от влияния рекламодателей и от прямого правительственного вмешательства в редакционную деятельность, воплотилось в модели Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си) – самоуправляющейся организации, финансируемой за счет абонентских сборов с владельцев радиоприемников. В 1927 г. английская королева подписала Устав Би-Би-Си, создавший правовую базу корпорации как уникальной общественной вещательной службы. Согласно Уставу, Би-Би-Си призвана обеспечить всеобщий охват населения Великобритании вещанием и качественное информирование, просвещение и развлечение англичан. Создание Би-Би-Си явилось не только воплощением просветительских устремлений части британской общественности, но и результатом своеобразного компромисса с представителями издательского бизнеса, не без оснований опасавшихся конкуренции с радиовещателями на рынке информации и рекламы. Одним из мотивов создания механизма финансирования Би-Би-Си, основанного на взимании абонентской платы, было стремление исключить создаваемую мощную вещательную корпорацию из числа медийных организаций, претендующих на доходы от рекламной деятельности. Характерно также, что до принятия Устава, в начальный период существования Би-Би-Си, радиопередачи выходили в эфир не ранее 7 часов вечера, чтобы не препятствовать продаже газет. Вещательная политика Би-Би-Си предусматривала создание широкого спектра разнообразных качественных информационных, публицистических, научно-популярных и развлекательных программ для массовой аудитории, содержательных передач для детей и юношества (включая образовательные), а также программ, призванных содействовав приобщению взрослых к высшим достижениям искусства и культуры. Наличие этих программ в сетке вещания Би-Би-Си выгодно отличало британскую вещательную службу от большинства коммерческих радиостанций, нацеленных преимущественно на развлечение радиослушателей. Популярностью у аудитории пользовались качественные драматические и литературные передачи, трансляции концертов классической музыки, беседы в студии с ведущими политиками, писателями, мыслителями. В 1930 г. был учрежден симфонический оркестр Би-Би-Си, завоевавший известность своим высоким исполнительским мастерством и участием в популяризации выдающихся образцов мировой музыкальной культуры. Одним из провозглашаемых ключевых принципов деятельности Би-Би-Си стала редакционная самостоятельность. Декларируя свое служение обществу, корпорация принципиально не использовала коммерческую рекламу, демонстрируя тем самым свою независимость от рекламодателей и коммерческой конъюнктуры. Прямое вмешательство исполнительной власти в дела Би-Би-Си было сведено к минимуму, однако существовали многочисленные формы взаимосвязей Би-Би-Си с государственными и парламентскими структурами. Особенно заметно эти взаимосвязи проявились в развитии иновещания Би-Би-Си. По сей день радиовещание корпорации на зарубежную аудиторию осуществляется в тесном взаимодействии с британским министерством иностранных дел (Форин Оффисом) и финансируется преимущественно из государственного бюджета, а не за счет абонентской платы радиослушателей. В период Веймарской республики в развитии германского радио был предусмотрен акцент на культурно-воспитательное вещание, которое удовлетворяло бы общественные потребности в широком распространении знаний и культуры. Однако осуществление этой идеи было прервано в связи с приходом к власти нацистов, полностью подчинивших себе германское вещание и использовавших его главным образом для достижения своих политико-пропагандистских целей. Общественное радиовещание в Германии было возобновлено после окончания второй мировой войны. В 1920-е годы в США часть первых радиостанций была создана университетами и колледжами, которые организовали образовательное и просветительское вещание. Однако впоследствии из-за экономических трудностей и из-за давления со стороны коммерческих вещателей, которые были заинтересованы в том, чтобы отобрать у образовательных учреждений принадлежавшие им дефицитные частоты вещания, количество таких станций существенно сократилось. В конце второй мировой войны в эфир выходили всего 25 средневолновых общественных (некоммерческих) радиостанций. В 1945 г. Федеральная комиссия по коммуникациям США (FCC) выделила 20 каналов ультракоротковолнового вещании для некоммерческих станций. Однако развитие общественного радио сдерживалось из-за дефицита средств, поскольку финансировалось оно преимущественно из благотворительных фондов (главным образом – фонда Форда). До 1963 г. государство не оказывало финансовой поддержки образовательным станциям. Ситуация существенно изменилась в 1967 г., когда разрозненные общественные радиостанции были объединены в единую общенациональную систему – Национальное общественное радио (NPR). К началу 1990-х годов общественное (некоммерческое) радиовещание в США представляли примерно 1400 станций, около 250 из них – в большинстве своем наиболее крупные и лучше финансируемые – были связаны с NPR. Общественные вещательные корпорации, существующие в различных странах мира, имеют различную степень автономности от государственных структур – от значительной (британская Би-Би-Си, земельные вещательные службы ФРГ) до весьма ограниченной (вещательная корпорация Шри-Ланки SLBC). Некоторые общественные корпорации – например, южноафриканская SABC – на деле фактически являются структурами, подконтрольными государству. В странах с развитыми парламентскими системами и демократическими традициями общественные службы подотчетны парламентам и гражданам. В ряде стран постколониальной Африки представлена общественная модель организации радиовещания, весьма близкая по своим характеристикам к государственной модели. Общественное вещание в некоторых африканских странах было организовано по образцу Би-Би-Си, более или менее приспособленному к местным условиям. Абонентская плата за пользование радиоприемниками является одним из источников финансирования радиовещания примерно в половине африканских стран, включая те из них, где отсутствуют общественные службы вещания. Однако объем взимаемых средств существенно ограничен из-за низкого уровня доходов населения, а также в связи с тем, что многие находящиеся в пользовании радиоприемники не зарегистрированы, так как владельцы скрывают их от регистрации В ряде стран радиовещание развивалось на основе госбюджетного финансирования и под контролем государства. Государственная модель вещания оказалась весьма привлекательной для стран с централизованной плановой экономикой, а также для диктаторских и фашистских режимов. Эта модель стала преобладающей в азиатских странах после достижения ими независимости. В первые годы после освобождения от колониального господства возможности радиовещания использовались в странах Азии не должным образом, так как радио рассматривалось правительствами и вещательными организациями главным образом как средство развлечения аудитории. Радиостанции не получали ресурсов, необходимых для развития. Не уделялось должного внимания реализации просветительских задач радиовещания, имеющих чрезвычайно важное значение в условиях преодоления социально-экономической отсталости, ликвидации массовой неграмотности, привития современных методов работы в аграрном секторе и т.д. В многонациональных государствах – таких, как Индия, Индонезия и др. – большие проблемы в развитии радиовещания порождало существующее там многоязычие, культурные и религиозные различия между общинами. В большинстве арабских стран радиовещание монополизировано государством (как и телевидение). В связи с тем, что многие государства арабского мира находятся в зонах международной напряженности (а некоторые представляют собой «горячие точки»), вещание обычно отличается высокой степенью политизации. Государственное радиовещание является наиболее распространенным вариантом организации вещательной деятельности в Африке. Оно осуществляется от имени государства и под контролем министерств информации или родственных им административных госструктур. Примерами такого рода являются службы радиовещания Чада и Танзании, ряда других стран. Реально государственные станции представляют собой информационные учреждения, действующие в интересах верхушки местной бюрократии – гражданской и (или) военной. После достижения независимости радиовещание было организовано во всех африканских государствах. Несмотря на развитие телевидения, радио по сей день признается во многих странах Африки ведущим средством массовой информации. Проведенные в Нигерии и в Зимбабве исследования выявили, что получение доступа к телевидению мало влияет на предпочтения телезрителей, которые не прекращают слушать радиопередачи. В большинстве стран африканского континента осуществляемое там под контролем госструктур централизованное радиовещание воспринимается населением в качестве одного из атрибутов национальной государственности. Радио играет большую роль в политической и общественной жизни африканских стран, фактически выступая в роли своеобразного межобщинного посредника, консолидирующего национального института, выполняющего функции интеграции в рамках единого государства этнически многообразных, разноязычных групп населения, все еще испытывающих влияние родоплеменных обычаев и традиций. Не удивительно, что многочисленные государственные перевороты, происходившие в африканских странах, как правило, начинались с захвата радиоцентров. Наряду с центральными государственными радиостанциями в ряде стран континента существует так называемое сельское (или общинное) радио – сравнительно новый тип радиовещания в Африке, призванный приблизить вещательную деятельность к основной части населения – крестьянству. Действующие в аграрных районах радиостанции ведут передачи на местных языках, сообщая о новостях жизни села, отдельных крестьянских общин. Содержание передач отражает проблематику аграрного сектора: ведется пропаганда передовых методов в растениеводстве и животноводстве, основ экономического анализа хозяйственной деятельности фермеров и фермерских кооперативов. Особое место занимают просветительские передачи, часть из которых имеет сугубо утилитарное назначение – например, программы о соблюдении правил гигиены и санитарии. Для привлечения внимания сельских радиослушателей используются трансляции фольклорной музыки. В ряде африканских стран использование коммерческой рекламы на радио запрещено законом. Нередко реклама, которая появляется в африканском радиоэфире, способствует реализации западных товаров, не создавая стимулов для продвижения продукции местного производства. Упомянутые исследования передач танзанийского и намибийского радио выявили, в частности, что на фоне преобладания рекламы «Кока-Колы», стирального порошка «Омо», медикаментов западного производства, шотландского виски и сигарет, рекламные радиообъявления в поддержку товаров национальных производителей сводились в основном к предложению местных спиртных напитков и пива. И тем не менее в последнее время именно в африканском радийном секторе происходил реальный рост рекламных доходов, в то время как приток средств со стороны рекламодателей на телевидение и в периодические издания имел тенденцию к сокращению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.009 с.) |